Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:22, творческая работа
Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной помощи, обусловлено целым рядом причин и связано, прежде всего, с факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз.
Введение……………………………………………………………………. …… 3
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе …………………………. 4
Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития………………………………………………….............. 5
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9
Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………………………………………………. 11
Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания ………………………………………….… 14
Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в СШ № 137................................................................ 16
Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного обучения в СШ №137»……………………………………….… 19
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития……………………………………… 22
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения…………………………………………………………… 24
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26
3. Особенности речевого развития (методика диагностики устной речи по Т.А. Фотековой)
начало года |
конец года | |
1.Сенсомоторный уровень речи |
24 балла из 30 80% |
26.75 баллов из 30 89% |
и др. |
||
ВСЕГО |
63 балла из 120 53% |
78.5 баллов из 120 65% |
УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ |
2 |
3 |
4. Общеучебные умения и навыки
начало года |
конец года | ||
1.Смысловое чтение |
ответы на вопросы фактологического характера |
+ |
+ |
выявление причинно-следственных связей |
- |
+\- | |
2. Осознанность чтения |
на уровне общего смысла текста |
- |
+ |
на уровне предложений |
+ |
+ | |
на уровне отдельных слов |
+ |
+ | |
И др. |
|||
5. Сформированность учебных
Предмет, учебные операции |
+ / - | |
При решении задач |
умеет самостоятельно проанализировать задачу |
- |
допускает ошибки в ходе рассуждения |
+ | |
допускает ошибки в вычислениях |
+ | |
допускает ошибки в наименованиях |
+ | |
периметра фигур |
+ | |
и др. |
Анализ ошибок письма учащегося
Ф.И. ребёнка ___________ дата рождения
Типы ошибок |
Виды ошибок |
Количество ошибок | |||||||||
1 |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. | ||||||||
м |
- |
- |
м |
с |
д |
м |
с |
д |
м | ||
Ошибки звуко-слогового состава слова, графические, акустические ошибки |
1.Замена гласных |
2 |
1 |
1 |
|||||||
2.Пропуск букв |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 | ||||||
3.Добавления, перестановки букв |
4 |
1 | |||||||||
4.Неправ. написание букв, недописывание букв и слов |
1 |
6 |
1 |
2 |
5 | ||||||
5.Пропуски, добавления, перестановки слогов |
|||||||||||
6.Пропуски, добавления, перестановки слов |
2 |
||||||||||
и др. |
Приложение 6
Речевой профиль
Ф.И. ребенка ______________________________
Успешность выполнения проб в %
Уровни успешности Экспресс-
4 уровень: 100%-80% 1 – фонематическое восприятие
3 уровень: 79,9%-65% 2 – артикуляционная моторика
2 уровень: 64,9%-45% 3 – звукопроизношение
1 уровень: 44,9% и ниже 4 – слоговая структура слога
5 – грамматический строй речи
6 – словарь и словообразование
7 – связная речь
8 – языковой анализ
9 – понимание сложных логико-
11- оптические пробы
Приложение 7
Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе интегрированного обучения
Этап урока |
Организация деятельности ученика с ОПФР |
1.Организационный момент |
Проверка наличия учебных принадлежностей Создание положительного настроя Установление эмоционально- |
2.Постановка целей урока |
В какой форме предъявлялись ученику с ОПФР |
3.Проверка домашнего задания |
Подбор заданий, доступность домашнего задания, его индивидуальность, продуманность возможности самостоятельного выполнения учеником дома |
4.Объяснение нового материала |
Формулировка, доступность Организация предъявления нового материала на схеме, в таблице, на карточке для ребёнка с ОПФР Другая форма подачи нового материала для ребёнка с ОПФР |
5.Тренирововчные упражнения,
выполнение заданий на |
Доступность задания, его объём Организация помощи (со стороны учителя, в группе, в паре) Инструктаж по выполнению заданий Объём самостоятельной работы ученика с ОПФР Объём устных ответов, работы у доски Способы проверки, комментирования ответов ученика с ОПФР |
6.Объяснение домашнего задания |
Дифференцированность для ученика с ОПФР: объём, способы подачи, разъяснения |
7.Оценочная рефлексия |
Самооценка ученика с ОПФР, его оценивание другими детьми, учителем, комментирование успехов, неудач, нацеливание на ликвидацию пробелов Форма подведения итогов Результативность урока для ученика с ОПФР |
Лист посещения урока в классе интегрированного обучения
Цель: организация индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ОПФР в классе интегрированного (совместного) обучения
Учитель _________ Класс 4 «В» Предмет математика Дата ____________
Тема Класс миллионов. Решение задач_________________________
Этап урока |
Организация деятельности ученика с ОПФР |
1.Организационный момент |
Учитель проверяет наличие учебных принадлежностей у ученика, наличие в тетради домашнего задания. У мальчика на парте свой учебник, своя индивидуальная карточка с заданием на урок. Учитель устанавливает эмоциональный контакт с учеником |
2.Постановка целей урока |
Цели урока сформулированы доступно, проверено их понимание учеником Учитель привлекает ученика с ОПФР к работе на устном счёте, предлагая посильные задания. Задания простые, но они мобилизуют ученика на работу, позволяют привлечь его внимание, настроить ребёнка на рабочий лад. |
3.Проверка домашнего задания |
У ученика было индивидуальное домашнее задание, которое было проверено учителем, прокомментированы ошибки, отмечено старание ученика |
4.Закрепление изученного материала |
В течение всего урока Кирилл периодически привлекается к работе совместно с классом, отвечает на вопросы, следит за записями на доске, учитель контролирует записи Кирилла в тетради |
5.Тренирововчные упражнения,
выполнение заданий на закрепле |
Во время самостоятельной работы класса учитель работает с Кириллом индивидуально, для мальчика подготовлены индивидуальные задания на карточках |
6.Объяснение домашнего задания |
Домашнее задание объясняется доступными фразами с его разбором. Ученик получает индивидуальное задание |
7.Оценочная рефлексия |
В конце урока учитель
прокомментировала работу на уроке
ученика, оценила его достижения,
подведены итоги урока с |
Рекомендации учителя-дефектолога: чаще привлекать ученика с ОПФР к выполнению заданий у доски с самостоятельной самооценкой, а также привлекать к оценке работы ученика с ОПФР одноклассников; для помощи ученику продумывать использование на уроке опорных схем, опорных слов (на карточке), вспомогательных таблиц (в том числе таблицу умножения)
Приложение 9
Средовые
ресурсы обучения и воспитания
учащихся с особенностями
Для обучения и воспитания
детей с трудностями в
В кабинете учителя-дефектолога, в классных комнатах чётко прослеживается зонирование:
в кабинете учителя-
Несомненно, очень важный предметный ресурс обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития – это оборудование кабинетов. Кабинеты в школе оборудованы современными магнитными досками, совмещающими возможность написания мелом и прикрепления на доску магнитами наглядности, что очень удобно в работе. Кабинеты оборудованы такими техническими средствами обучения, как магнитофоны и компьютеры, что позволяет применять современные методы обучения и коррекции нарушений у учащихся, а также работа с компьютером помогает учителю-дефектологу и психологу правильно и удобно организовать работу с документацией.
В СШ № 137 в кабинете учителя-дефектолога очень широко представлен такой предметный ресурс, как учебно-дидактические материалы: это специальные учебники для учащихся, которые обучаются по программе специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении, с интеллектуальной недостаточностью. Каждый ученик ведёт индивидуальную рабочую тетрадь, работает в индивидуальной тетради на печатной основе по развитию устной или письменной речи.
Каждое рабочее место ученика оборудовано всем необходимым: например, в кабинете учителя-дефектолога это индивидуальные рабочие тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные тетради на печатной основе по развитию речи внимания мышления, сигнальные карточки, опорные таблицы, схемы и т.д.
В кабинете имеется богатый тематический иллюстрированный материал, серии сюжетных картин по различным темам и к сказкам, опорные таблицы и схемы.
В кабинете учителя-дефектолога широко представлены средства индивидуальной коррекции. Так для развития мелкой моторики рук, для развития пространственных представлений, для развития процессов восприятия цвета, формы, размеров предметов используются конструкторы разных видов, кубики, шнуровки, обводка, штриховка, выкладывание фигур и букв из различных материалов, а также дидактические игры «Волшебный коврик», «Геометрическая мозаика», «Кто в домике живёт?» и др.
Для развития мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, для развития элементов логического мышления на занятиях у учителя-дефектолога используются кроссворды, ребусы, разного вида мозаики, разрезные картинки, пазлы, дидактические игры «Логические цепочки», «Подбери картинки» и др.
Для развития процессов восприятия, внимания в кабинете также имеется подборка наглядных пособий и дидактических игр.
Для развития речи широко используются опорные сюжетные картины, тематические предметные картинки, серии сюжетных картин по различным темам, а также дидактические игры «Логопедическое лото», «Найди слово», «Слоговое лото», «Звуковая мозаика» и др.
Для комфортного нахождения детей в школе созданы все условия: большие, светлые, хорошо оборудованные классные комнаты, широкие коридоры, уютные рекреации.
Для физического развития и укрепления здоровья учащихся в школе оборудовано 2 спортивных зала. А также ученики с удовольствием посещают школьный плавательный бассейн.