Сопровождение учащихся с ОПФР

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:22, творческая работа

Описание работы

Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной помощи, обусловлено целым рядом причин и связано, прежде всего, с факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. …… 3
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе …………………………. 4

Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития………………………………………………….............. 5

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9

Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………………………………………………. 11

Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания ………………………………………….… 14

Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в СШ № 137................................................................ 16

Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного обучения в СШ №137»……………………………………….… 19
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития……………………………………… 22
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения…………………………………………………………… 24
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26

Работа содержит 1 файл

Konon.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

В конце  учебного года проходит итоговое заседание  группы психолого-педагогического сопровождения, на котором все участники сопровождения подводят итоги учебного года в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания и принимают решение о дальнейшем обучении учеников с  ОПФР на следующий учебный год. В течение учебного года может возникнуть необходимость проведения внеочередного (внепланового) заседания группы психолого-педагогического сопровождения.

Кроме того, в школе  проходят совещания при директоре (при заместителе директора) по вопросам интегрированного обучения, проблемные лаборатории, консультирование педагогов, работающих в классах интегрированного обучения и родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития.

На заседаниях группы психолого-педагогического сопровождения, на индивидуальных консультациях с  педагогами я постоянно подчёркиваю, что от позиции учителя в классе по отношению к ученику с особенностями  в развитии зависит многое: примут ли ученика в классе или нет, захотят ли ему помочь справиться с его проблемами, захотят ли дружить, играть с ним. Ребёнку, имеющему особенности психофизического развития, важно поверить в свои силы, в свои возможности, важно создать ситуацию успеха, подчеркнуть малейшее достижение ребёнка с особенностями развития,  важно организовать для него посильное обучение, соответствующее интеллектуальным возможностям ребёнка. Нам, педагогам нужно помнить, что те особенности развития, которые имеются у ребёнка - это не его вина, а его беда, с которой помочь ему справиться обязаны мы, взрослые. А это и есть суть психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы.

Таким образом, реализуемая в СШ № 137 модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР выглядит следующим образом:

  1. Проведение предварительной работы, направленной на подготовку к       организации интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с ОПФР:
  • выявление в классе детей, испытывающих трудности в усвоении программы общеобразовательной школы, диагностическое обследование учителя-дефектолога, педагога-психолога, характеристика учебных трудностей учителем, классным руководителем;
  • анализ полученной в ходе диагностики информации, поиск причин неуспеваемости;
  • работа с родителями, разъяснение сути интегрированного обучения, направление на обследование в ЦКРОиР;
  • обследование в ЦКРОиР, выбор маршрута обучения;
  • работа по обеспечению процесса интегрированного обучения, специальными программами, учебниками, учебными пособиями.
  1. Разработка плана коррекционной работы с учеником с ОПФР учителем-дефектологом,  педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями и другими специалистами  школы.
  1. Открытие класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
  2. Организация постоянного и целенаправленного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения ученика с ОПФР командой специалистов школы: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, классным руководителем, воспитателем ГПД, медицинским работником школы, администрацией.
  3. Постоянный обмен мнениями, консультирование друг друга всеми участниками      сопровождения (работа группы психолого-педагогического сопровождения)
  4. Оценка результатов сопровождения, их анализ (работа группы психолого-педагогического сопровождения)
  5. Планирование дальнейшей работы  (работа группы психолого-педагогического сопровождения)

 

Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания

Учитель-дефектолог в  общеобразовательной школе –  это единственный специалист, имеющий дефектологическое образование. Именно от учителя-дефектолога будет зависеть насколько грамотно и правильно будет построена работа в школе всех педагогов, работающих с учеником  с особенностями психофизического развития. От учителя-дефектолога зависит и установление контакта и взаимопонимания с семьёй ребёнка: сможет ли учитель-дефектолог грамотно, доступно и корректно объяснить родителям: почему у ребёнка возникли проблемы и как школа может ему помочь.

Поэтому, моя работа, как работа учителя-дефектолога в системе интегрированного обучения строится по трём направлениям:

  • собственно коррекционная работа с учеником
  • помощь педагогам, работающим с учащимися с ОПФР
  • помощь родителям, воспитывающим ребёнка с особенностями психофизического развития

В коррекционной работе с учеником важнейшими задачами учителя-дефектолога являются:

  • коррекция или ослабление нарушений психофизического развития ребёнка
  • предупреждение возникновения вторичных отклонений
  • формирование и развитие личности ребёнка в процессе коррекционно-воспитательной, коррекционно-развивающей и коррекционно-обучающей работы

Коррекционная деятельность учителя-дефектолога  направлена:

  • на развитие познавательных возможностей ребёнка
  • на коррекцию эмоционально-волевой сферы
  • на улучшение индивидуальных личностных качеств ученика: дисциплинированности, собранности, организованности
  • на развитие его интересов и склонностей
  • на повышение общего уровня развития ученика
  • на восполнение пробелов предшествующего развития и обучения
  • на коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленную на подготовку к восприятию нового учебного материала
  • на формирование и развитие навыков собственной жизненной компетенции (социальное  адаптирование)

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка и строится не как совокупность отдельных упражнений, не как простая тренировка западающих умений и навыков, а как целостная, осмысленная деятельность ребёнка, органически вписывающаяся в систему его повседневной жизнедеятельности и социальных отношений.

Я стараюсь личный опыт ребёнка включить в общую структуру содержания коррекционного занятия и таким образом регулировать его развитие. Коррекционный процесс строится на основе учёта психофизических особенностей ребёнка, т.е. на диагностической основе. Так осуществляется личностно-деятельностный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.

На коррекционном занятии формируются коммуникативно-речевые умения ученика и создаются оптимальные условия для развития у ребёнка потребности общения, формируется положительная мотивация к деятельности, к учению, обеспечивается формирование личной самостоятельности и ответственности ребёнка. Так осуществляется коммуникативный подход  в коррекционной работе учителя-дефектолога.

Через развитие рефлексивной культуры личности, способности ребёнка осознавать причины своих поступков и поведение других людей, формирование умения адаптироваться в межличностных отношениях, ставить и решать практические задачи,  умение давать оценку своей деятельности, осуществляется рефлексивный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.

Следующее направление моей работы как учителя-дефектолога в системе интегрированного обучения – это помощь педагогам, которые работают с учениками с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения. Только учитель-дефектолог, имеющий специальное образование, может вооружить учителей, работающих с учащимися классов интегрированного обучения специальными умениями и навыками в работе с детьми, имеющими особенности развития.

На протяжении учебного года я провожу консультации для педагогов, которые работают в классах интегрированного обучения. Это и индивидуальные, и тематические групповые консультации. В начале учебного года я составляю план консультаций в системе интегрированного обучения, в котором продумываю, какие вопросы специального образования необходимо обсудить с педагогами, а также разрабатываю для педагогов конкретные рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы на уроке с учеником с ОПФР (Приложение 4).

По итогам учебной четверти я провожу собеседования с учителями, на которых мы обсуждаем результативность учебно-воспитательного и коррекционного процесса в классе интегрированного обучения и планируем нашу дальнейшую совместную деятельность.

В целях организации взаимодействия с педагогами в течение учебного года я посещаю уроки в классах интегрированного обучения. Наблюдая за ходом урока, оцениваю организацию индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с особенностями развития на уроке, способы и приёмы организации учебной деятельности на уроке ученика с особенностями развития.  В ходе проведения анализа урока даю конкретные рекомендации учителю, оказываю конкретную помощь в планировании следующих уроков с позиции организации учебной деятельности ученика, испытывающего трудности в обучении.

С целью оказания эффективной  помощи педагогам мною была разработана «Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классах интегрированного обучения» (Приложение 7). В этой программе для педагогов даны конкретные рекомендации по организации учебной деятельности ученика с ОПФР на уроке на каждом этапе: от организационного момента до оценочной рефлексии. «Программа наблюдения…» позволяет учителю, планируя свой урок, правильно организовать работу с «особым» учеником.

В нашей школе составляется «План совместной работы специалистов сопровождения учащихся с ОПФР», в котором мы планируем такие виды совместной деятельности учителя-дефектолога и учителя-предметника, как

  • изучение содержания новых нормативно-правовых документов по специальному образованию;
  • изучение данных психолого-педагогического обследования учащихся с ОПФР;
  • составление индивидуальных коррекционных программ, перспективных планов коррекционной работы;
  • разработка тестовых заданий и контрольных работ по русскому, белорусскому языкам и математике с учётом индивидуальных способностей учащихся с ОПФР;
  • собеседования с родителями;
  • подготовка необходимых документов и направление учащихся на ПМПК;
  • взаимопосещение уроков и коррекционных занятий;
  • проведение открытых уроков.

Совместно с классным руководителем и учителями-предметниками  учитель-дефектолог заполняет на каждого  ученика с ОПФР «Индивидуальную карту психолого-педагогического сопровождения» и «Индивидуальную карту результативности учебного процесса  в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания». (Приложение 5). В этих картах отражается успеваемость ученика по учебным предметам, а также наглядно (в виде графиков, таблиц, профилей) прослеживается уровень сформированности общеучебных умений и навыков и динамика развития ученика.

Немаловажен и такой  тип взаимодействия учителя-дефектолога  и учителей предметников, как участие учителя-дефектолога в работе школьных предметных методических объединений. Так как в нашей школе с учащимися  классов интегрированного обучения работают учителя и младших, и старших классов, то в каждом предметном МО обязательно планируется рассмотрение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся с ОПФР, приглашается учитель-дефектолог.

Одно из важнейших направлений моей работы в системе интегрированного обучения – это работа с родителями, воспитывающими ребёнка с особенностями психофизического развития. В беседах с родителями, в индивидуальных консультациях важно убедить родителей в том, что ребёнку с трудностями в обучении можно и нужно помогать, что только совместная с педагогами школы и своевременно начатая работа с ребёнком реально может помочь ученику справиться с проблемами. Важно научить родителей любить и принимать ребёнка таким, какой он есть. Важно убедить родителей сотрудничать со школой. Для родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития мною совместно с педагогом-психологом разрабатываются конкретные рекомендации, составляется план консультаций для родителей на учебный год, в котором отражаются темы бесед, которые были бы интересны для родителей. На собеседованиях и консультациях с учителем-дефектологом родители узнают о том, как  можно  помочь ребёнку в домашних условиях, как организовать его самоподготовку, как организовать его свободное время, как научить ребёнка быть ответственным, доводить начатое дело до конца, как обучить ребёнка самодисциплине и умению преодолевать трудности.

От того, готовы ли родители сотрудничать со школой и помогать своему ребёнку, от того, как в школе  организована индивидуальная работа с  учеником, от того, как слаженно сработает  команда специалистов психолого-педагогического сопровождения, зависит многое. От этого зависит не только успешность обучения ребёнка с особенностями развития в школе, но и то, сможет ли в будущем этот ребёнок самостоятельно войти во взрослую жизнь, самостоятельно заботиться о себе и о своей семье. На педагогов школы, в том числе и на учителя-дефектолога, ложиться большая ответственность за обучение и воспитание ребёнка, имеющего особенности психофизического развития.

Информация о работе Сопровождение учащихся с ОПФР