Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:22, творческая работа
Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной помощи, обусловлено целым рядом причин и связано, прежде всего, с факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз.
Введение……………………………………………………………………. …… 3
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе …………………………. 4
Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития………………………………………………….............. 5
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9
Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………………………………………………. 11
Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания ………………………………………….… 14
Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в СШ № 137................................................................ 16
Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного обучения в СШ №137»……………………………………….… 19
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития……………………………………… 22
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения…………………………………………………………… 24
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26
В конце учебного года проходит итоговое заседание группы психолого-педагогического сопровождения, на котором все участники сопровождения подводят итоги учебного года в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания и принимают решение о дальнейшем обучении учеников с ОПФР на следующий учебный год. В течение учебного года может возникнуть необходимость проведения внеочередного (внепланового) заседания группы психолого-педагогического сопровождения.
Кроме того, в школе проходят совещания при директоре (при заместителе директора) по вопросам интегрированного обучения, проблемные лаборатории, консультирование педагогов, работающих в классах интегрированного обучения и родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития.
На заседаниях группы
психолого-педагогического
Таким образом, реализуемая в СШ № 137 модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР выглядит следующим образом:
Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
Учитель-дефектолог в общеобразовательной школе – это единственный специалист, имеющий дефектологическое образование. Именно от учителя-дефектолога будет зависеть насколько грамотно и правильно будет построена работа в школе всех педагогов, работающих с учеником с особенностями психофизического развития. От учителя-дефектолога зависит и установление контакта и взаимопонимания с семьёй ребёнка: сможет ли учитель-дефектолог грамотно, доступно и корректно объяснить родителям: почему у ребёнка возникли проблемы и как школа может ему помочь.
Поэтому, моя работа, как работа учителя-дефектолога в системе интегрированного обучения строится по трём направлениям:
В коррекционной работе с учеником важнейшими задачами учителя-дефектолога являются:
Коррекционная деятельность учителя-дефектолога направлена:
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка и строится не как совокупность отдельных упражнений, не как простая тренировка западающих умений и навыков, а как целостная, осмысленная деятельность ребёнка, органически вписывающаяся в систему его повседневной жизнедеятельности и социальных отношений.
Я стараюсь личный опыт ребёнка включить в общую структуру содержания коррекционного занятия и таким образом регулировать его развитие. Коррекционный процесс строится на основе учёта психофизических особенностей ребёнка, т.е. на диагностической основе. Так осуществляется личностно-деятельностный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.
На коррекционном занятии формируются коммуникативно-речевые умения ученика и создаются оптимальные условия для развития у ребёнка потребности общения, формируется положительная мотивация к деятельности, к учению, обеспечивается формирование личной самостоятельности и ответственности ребёнка. Так осуществляется коммуникативный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.
Через развитие рефлексивной культуры личности, способности ребёнка осознавать причины своих поступков и поведение других людей, формирование умения адаптироваться в межличностных отношениях, ставить и решать практические задачи, умение давать оценку своей деятельности, осуществляется рефлексивный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.
Следующее направление моей работы как учителя-дефектолога в системе интегрированного обучения – это помощь педагогам, которые работают с учениками с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения. Только учитель-дефектолог, имеющий специальное образование, может вооружить учителей, работающих с учащимися классов интегрированного обучения специальными умениями и навыками в работе с детьми, имеющими особенности развития.
На протяжении учебного года я провожу консультации для педагогов, которые работают в классах интегрированного обучения. Это и индивидуальные, и тематические групповые консультации. В начале учебного года я составляю план консультаций в системе интегрированного обучения, в котором продумываю, какие вопросы специального образования необходимо обсудить с педагогами, а также разрабатываю для педагогов конкретные рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы на уроке с учеником с ОПФР (Приложение 4).
По итогам учебной четверти я провожу собеседования с учителями, на которых мы обсуждаем результативность учебно-воспитательного и коррекционного процесса в классе интегрированного обучения и планируем нашу дальнейшую совместную деятельность.
В целях организации взаимодействия с педагогами в течение учебного года я посещаю уроки в классах интегрированного обучения. Наблюдая за ходом урока, оцениваю организацию индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с особенностями развития на уроке, способы и приёмы организации учебной деятельности на уроке ученика с особенностями развития. В ходе проведения анализа урока даю конкретные рекомендации учителю, оказываю конкретную помощь в планировании следующих уроков с позиции организации учебной деятельности ученика, испытывающего трудности в обучении.
С целью оказания эффективной помощи педагогам мною была разработана «Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классах интегрированного обучения» (Приложение 7). В этой программе для педагогов даны конкретные рекомендации по организации учебной деятельности ученика с ОПФР на уроке на каждом этапе: от организационного момента до оценочной рефлексии. «Программа наблюдения…» позволяет учителю, планируя свой урок, правильно организовать работу с «особым» учеником.
В нашей школе составляется «План совместной работы специалистов сопровождения учащихся с ОПФР», в котором мы планируем такие виды совместной деятельности учителя-дефектолога и учителя-предметника, как
Совместно с классным
руководителем и учителями-
Немаловажен и такой тип взаимодействия учителя-дефектолога и учителей предметников, как участие учителя-дефектолога в работе школьных предметных методических объединений. Так как в нашей школе с учащимися классов интегрированного обучения работают учителя и младших, и старших классов, то в каждом предметном МО обязательно планируется рассмотрение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся с ОПФР, приглашается учитель-дефектолог.
Одно из важнейших направлений моей работы в системе интегрированного обучения – это работа с родителями, воспитывающими ребёнка с особенностями психофизического развития. В беседах с родителями, в индивидуальных консультациях важно убедить родителей в том, что ребёнку с трудностями в обучении можно и нужно помогать, что только совместная с педагогами школы и своевременно начатая работа с ребёнком реально может помочь ученику справиться с проблемами. Важно научить родителей любить и принимать ребёнка таким, какой он есть. Важно убедить родителей сотрудничать со школой. Для родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития мною совместно с педагогом-психологом разрабатываются конкретные рекомендации, составляется план консультаций для родителей на учебный год, в котором отражаются темы бесед, которые были бы интересны для родителей. На собеседованиях и консультациях с учителем-дефектологом родители узнают о том, как можно помочь ребёнку в домашних условиях, как организовать его самоподготовку, как организовать его свободное время, как научить ребёнка быть ответственным, доводить начатое дело до конца, как обучить ребёнка самодисциплине и умению преодолевать трудности.
От того, готовы ли родители сотрудничать со школой и помогать своему ребёнку, от того, как в школе организована индивидуальная работа с учеником, от того, как слаженно сработает команда специалистов психолого-педагогического сопровождения, зависит многое. От этого зависит не только успешность обучения ребёнка с особенностями развития в школе, но и то, сможет ли в будущем этот ребёнок самостоятельно войти во взрослую жизнь, самостоятельно заботиться о себе и о своей семье. На педагогов школы, в том числе и на учителя-дефектолога, ложиться большая ответственность за обучение и воспитание ребёнка, имеющего особенности психофизического развития.