Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:22, творческая работа
Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной помощи, обусловлено целым рядом причин и связано, прежде всего, с факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз.
Введение……………………………………………………………………. …… 3
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе …………………………. 4
Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития………………………………………………….............. 5
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9
Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………………………………………………. 11
Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания ………………………………………….… 14
Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в СШ № 137................................................................ 16
Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного обучения в СШ №137»……………………………………….… 19
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития……………………………………… 22
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения…………………………………………………………… 24
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26
Материалы проведённой в Минске в ноябре 2007 года Международной научно-практической конференции «Социальная адаптация, реабилитация и интеграция в общество лиц с особенностями психофизического развития» подчёркивают важность и значимость проводимой в школах работы с учащимися, которые нуждаются в специальной педагогической помощи. И это ещё раз доказывают, что специальная помощь в условиях общеобразовательной школы очень важна и необходима детям с особенностями развития.
Вопросы обучения и воспитания детей с ОПФР неоднократно рассматривались в работах видных отечественных психологов и дефектологов: Т.Л.Лещинская, В.П.Гриханов, Т.Г.Григорьева, А.М.Змушко, А.Н.Коноплёва и др. Отдельные аспекты обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями развития освещены в работах российских авторов: Н.А.Никишиной, Д.Т.Ждановой, И.В.Казаковой.
Психолого-педагогическое сопровождение процессов обучения и воспитания нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребёнка, на коррекцию его психофизического развития, на формирование социально жизнеспособной личности. Белорусские учёные (А.Н.Коноплёва, Т.Л.Лещинская, В.Ч. Хвойницкая и др.) рассматривают сопровождение с позиции междисциплинарного воздействия. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребёнка и сопровождение процесса его обучения, воспитания и коррекции имеющихся отклонений. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребёнка, достижение им оптимального уровня развития.
Психолого-педагогическое
сопровождение видится как
По характеру функционирования
интегрированное (совместное) обучение
следует рассматривать как
Интегрированное обучение и воспитание – это очень сложный, многогранный процесс, который требует большой ответственности и педагогической готовности. Уместно вспомнить слова известного немецкого педагога-дефектолога П.Шумана, который в начале ХХ века писал: «Чем ниже уровень психического развития ребёнка, тем выше должен быть уровень образования учителя». Результативность интегрированного обучения во многом зависит от качества создаваемых педагогических условий. Процесс этот длительный по времени и предполагает систематическую целенаправленную работу.
Открытие класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания существенно влияет на весь уклад жизни образовательного учреждения. Меняется атмосфера в школе, её основной заботой становится эмоционально-психическое благополучие всех участников образовательного процесса. В специальном образовании считают, что основными составляющими образовательного процесса при организации интегрированного обучения являются созданные условия, включение в процесс обучения ребёнка и сам процесс овладения учебной деятельностью, а вот результат рассматривается как производное условий и процесса. В обычной же школе, в отличие от специальной, результат рассматривается как основополагающая составляющая, которой придаётся первостепенное значение. При таком подходе в условиях интегрированного обучения компонентами содержания образования становятся не только (и не столько) знания, но и способы деятельности, реализованные в умениях и навыках, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-оценочных отношений.
Класс (школа) при включении в его состав обычных и «необычных» учеников представляет собой нетипичную разнородность. Совместное обучение как процесс имеет специфические особенности:
Организуя интегрированное (совместное) обучение и воспитание, мы рассматривали его как новую, необычную, нетрадиционную по форме существования социальную ситуацию, в которую включены обычные ученики и ученики с особенностями психофизического развития, а также их родители и педагоги. Поскольку такая разнородная формация не встречалась ранее ни в специальной, ни в общеобразовательной школе, то по сути своей сегодня она является уникальной, и привычные устоявшиеся подходы к обучению и воспитанию нуждались в значительной корректировке. Новые условия требовали создания новых механизмов взаимодействия и поиска иных путей и способов налаживания социальных связей. В условиях совместного обучения в общеобразовательной школе выделились новые функции, возникли нетипичные для школы задачи, которые имеют более глубокую социальную направленность. Первоочередными задачами школы стали:
Организация интегрированного обучения и сам процесс совместного обучения детей с разными образовательными возможностями имеет свои специфические особенности. С одной стороны – это приспособление ученика с особенностями развития к новому для него образовательному пространству, с другой – приспособление школы к «особому» ученику по удовлетворению его образовательных потребностей и оказанию помощи и поддержки. Эта ситуация затрагивает всех и направляет их усилия на создание оптимальных условий для совместного обучения, на формирование новых социальных связей и отношений, основанных на взаимопонимании и взаимодействии участников.
Ведущим механизмом функционирования всех сфер школьной жизни становится взаимодействие, которое рассматривается и как процесс, и как результат совместного обучения. Основная забота коллектива школы и каждого учителя в отдельности – создание педагогических условий по включению всех категорий детей во взаимодействие и организация самого процесса взаимодействия.
В любой школе имеется
множество возможностей для опосредованного
включения ребёнка с особенност
Целенаправленное включение ребёнка в образовательный процесс является непреложным условием организации каждого урока. В условиях совместного обучения каждая минута урока направляется на решение педагогом одновременно двух задач: включение ученика в коллектив и включения его в учебный процесс с оказанием при этом всесторонней помощи и поддержки.
На основании собственного 5-летнего опыта можно сказать, что это очень сложный процесс, который требует строгого соблюдения определённых этапов включения ученика в коллектив и особой процедуры включения его в образовательный процесс. Организация взаимодействия начинается в парах с постепенным переходом к взаимодействию в группе, команде. В условиях совместного обучения ребёнок постепенно приобретает социальный опыт, опыт сотрудничества и взаимодействия.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения в СШ №137
В нашей школе была создана и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Цель
психолого-педагогического
Определяем следующие задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития:
Подготовительный
этап психолого-педагогического
После обследования ребёнка школьным учителем-дефектологом, педагогом-психологом назначается первое заседание группы психолого-педагогического сопровождения. На первом заседании группы психолого-педагогического сопровождения классный руководитель предоставляет психолого-педагогическую характеристику ученика, в которой подробно описывает характер возникших у ребёнка трудностей в усвоении учебного материала. Педагог-психолог и учитель-дефектолог знакомят присутствующих с результатами своих обследований. Принимается решение о том, как можно помочь ребёнку, как решать возникшую у ребёнка проблему:
К следующему этапу психолого-педагогического
сопровождения ребёнка подключается Центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Школа
направляет ученика на углубленное психолого-медико-
Теперь в школе назначается вто
В середине учебного года проводится очередное заседание группы психолого-педагогического сопровождения, на котором все участники сопровождения делятся своим мнением о том, как проходит учебно-воспитательный и коррекционный процесс в классе интегрированного обучения, о том, насколько эффективно и продуктивно проходит работа в классе с учеником с особенностями развития. Участники сопровождения делятся своими педагогическими находками в работе, обсуждают возникшие трудности и пути их преодоления, намечают дальнейшие направления в работе.