Сопровождение учащихся с ОПФР

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:22, творческая работа

Описание работы

Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной помощи, обусловлено целым рядом причин и связано, прежде всего, с факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. …… 3
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе …………………………. 4

Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития………………………………………………….............. 5

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9

Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………………………………………………. 11

Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания ………………………………………….… 14

Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в СШ № 137................................................................ 16

Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного обучения в СШ №137»……………………………………….… 19
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития……………………………………… 22
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения…………………………………………………………… 24
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26

Работа содержит 1 файл

Konon.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

Материалы проведённой  в Минске в ноябре 2007 года Международной научно-практической конференции «Социальная адаптация, реабилитация и интеграция в общество лиц с особенностями психофизического развития» подчёркивают важность и значимость проводимой в школах работы с учащимися, которые нуждаются в специальной педагогической помощи. И это ещё раз доказывают, что специальная помощь в условиях общеобразовательной школы очень важна и необходима детям с особенностями развития.

Вопросы обучения и воспитания детей с ОПФР неоднократно рассматривались в работах видных отечественных психологов и дефектологов: Т.Л.Лещинская, В.П.Гриханов, Т.Г.Григорьева, А.М.Змушко, А.Н.Коноплёва и др. Отдельные аспекты обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями развития  освещены в работах российских авторов: Н.А.Никишиной, Д.Т.Ждановой, И.В.Казаковой.

Психолого-педагогическое сопровождение процессов обучения и воспитания нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребёнка, на коррекцию его психофизического развития, на формирование социально жизнеспособной личности. Белорусские учёные (А.Н.Коноплёва, Т.Л.Лещинская, В.Ч. Хвойницкая и др.) рассматривают сопровождение с позиции междисциплинарного воздействия. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребёнка и сопровождение процесса его обучения, воспитания и коррекции имеющихся отклонений. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребёнка, достижение им оптимального уровня развития.

Психолого-педагогическое сопровождение видится как преодоление  трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребёнка. Психолого-педагогическое сопровождение решает задачи конкретной помощи ребёнку в условиях его совместного обучения в общеобразовательной школе.

По характеру функционирования интегрированное (совместное) обучение следует рассматривать как сложный  двусторонний процесс адаптации  и интеграции, который требует  создания специальных условий как  для «особого» ученика, так и  для самого образовательного учреждения. Опыт работы образовательных учреждений подтверждает необходимость создания особых условий для более успешного приспособления ученика с особенностями психофизического развития к новому для него образовательному пространству. И в тоже время образовательному учреждению приходится создавать целую систему и по удовлетворению образовательных потребностей «особого» ребёнка (сообразно его возможностям), и по оказанию ему всесторонней специальной помощи и поддержки.

Интегрированное обучение и воспитание – это очень сложный, многогранный процесс, который требует большой ответственности и педагогической готовности. Уместно вспомнить слова известного немецкого педагога-дефектолога П.Шумана, который в начале ХХ века писал: «Чем ниже уровень психического развития ребёнка, тем выше должен быть уровень образования учителя». Результативность интегрированного обучения во многом зависит от качества создаваемых педагогических условий. Процесс этот длительный по времени и предполагает систематическую целенаправленную работу.

Открытие класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания существенно влияет на весь уклад  жизни образовательного учреждения. Меняется атмосфера в школе, её основной заботой становится эмоционально-психическое благополучие всех участников образовательного процесса. В специальном образовании считают, что основными составляющими образовательного процесса при организации интегрированного обучения являются созданные условия, включение в процесс обучения ребёнка и сам процесс овладения учебной деятельностью, а вот результат рассматривается как производное условий и процесса. В обычной же школе, в отличие от специальной, результат рассматривается как основополагающая составляющая, которой придаётся первостепенное значение. При таком подходе в условиях интегрированного обучения компонентами содержания образования становятся не только (и не столько) знания, но и способы деятельности, реализованные в умениях и навыках, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-оценочных отношений.

Класс (школа) при включении  в его состав обычных и «необычных»  учеников представляет собой нетипичную разнородность. Совместное обучение как  процесс имеет специфические  особенности:

  • сложный, нетипичный процесс объединения детей с разными образовательными возможностями и различной мотивационно-потребностной сферой;
  • нетипичный, нетрадиционный процесс включения субъектов во взаимодействие;
  • существенно новый, требующий определённых целенаправленных усилий процесс организации взаимодействия;
  • коррекционно-образовательный процесс овладения способами учебной деятельности;
  • адаптивный процесс овладения самой учебной деятельностью «особыми» учениками.

Организуя интегрированное (совместное) обучение и воспитание, мы рассматривали  его как новую, необычную, нетрадиционную по форме существования социальную ситуацию, в которую включены обычные ученики и ученики с особенностями психофизического развития, а также их родители и педагоги. Поскольку такая разнородная формация не встречалась ранее ни в специальной, ни в общеобразовательной школе, то по сути своей сегодня она является уникальной, и привычные устоявшиеся подходы к обучению и воспитанию нуждались в значительной корректировке. Новые условия требовали создания новых механизмов взаимодействия и поиска иных путей и способов налаживания социальных связей. В условиях совместного обучения в   общеобразовательной школе выделились новые функции, возникли нетипичные для школы задачи, которые имеют более глубокую социальную направленность. Первоочередными задачами школы стали:

  • задачи по созданию условий для совместного обучения (образовательные ресурсы, кадровое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, включение родителей)
  • налаживание взаимодействия и сотрудничества всех участников при решении задач обучения и воспитания
  • определение (и помощь в определении) значимых групп для особого ребёнка с целью более полной реализации его потенциальных возможностей
  • формирование адекватной самооценки ученика

Организация интегрированного обучения и сам процесс совместного обучения детей с разными образовательными возможностями имеет свои специфические особенности. С одной стороны – это приспособление ученика с особенностями развития к новому для него образовательному пространству, с другой – приспособление школы  к «особому» ученику по удовлетворению его образовательных потребностей и оказанию помощи и поддержки. Эта ситуация затрагивает всех и направляет их усилия на создание оптимальных условий для совместного обучения, на формирование новых социальных связей и отношений, основанных на взаимопонимании и взаимодействии участников.

Ведущим механизмом функционирования всех сфер школьной жизни становится взаимодействие, которое рассматривается  и как процесс, и как результат  совместного обучения. Основная забота коллектива школы и каждого учителя в отдельности – создание педагогических условий по включению всех категорий детей во взаимодействие и организация самого процесса взаимодействия.

В любой школе имеется  множество возможностей для опосредованного  включения ребёнка с особенностями психофизического развития в образовательный процесс на равных. Привлечение к участию в конкурсах, в подготовке выставок необходимо рассматривать как возможность демонстрации успешности «особого» ребёнка в различных видах деятельности. Включение особых детей  наравне со всеми в состав группы участников художественной самодеятельности или спортивно-массовых мероприятий – это также уникальный резерв приобретения опыта взаимодействия и коммуникации, опыта самопознания и опыта эмоционально-оценочных отношений, опыта демонстрации и рефлексии. Привлечение ребёнка к выполнению даже незначительной функции по обслуживанию проводимых мероприятий или в качестве болельщика благотворно сказывается на его общем развитии.

Целенаправленное включение  ребёнка в образовательный процесс является непреложным условием организации каждого урока. В условиях совместного обучения каждая минута урока направляется на решение педагогом одновременно двух задач: включение ученика в коллектив и включения его в учебный процесс с оказанием при этом всесторонней помощи и поддержки.

На основании собственного 5-летнего опыта можно сказать, что это очень сложный процесс, который требует строгого соблюдения определённых этапов включения ученика в коллектив и особой процедуры включения его в образовательный процесс. Организация взаимодействия начинается в парах с постепенным переходом к взаимодействию в группе, команде. В условиях совместного обучения ребёнок постепенно приобретает социальный опыт, опыт сотрудничества и взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения в СШ №137

В нашей школе была создана и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Цель  психолого-педагогического сопровождения  учащихся с особенностями психофизического развития в нашей школе - создание такой системы обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического  развития в общеобразовательной школе, которая бы обеспечивала оптимальные условия для развития детей с ОПФР с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. (Приложение 3)

Определяем следующие задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития:

  1. Создать условия для эффективного взаимодействия специалистов, участвующих в процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР в общеобразовательной школе;
  2. Создать пакет диагностических методик для своевременного выявления особенностей развития и определения статуса ребёнка в школьном коллективе;
  3. Разработать содержание, формы и методы психолого-педагогического сопровождения учеников с ОПФР;
  4. Организовать обучение педагогического коллектива школы методам и приёмам работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития:
  5. Разработать комплекс мероприятий, направленных на гармонизацию межличностных отношений в семье родителей и детей с особенностями психофизического развития:
  6. Разработать индивидуальные коррекционно-развивающие программы на каждого ребёнка, имеющего особенности психофизического развития;
  7. Создать систему отслеживания результативности процесса психолого-педагогического сопровождения учащихся в классах интегрированного обучения.

Подготовительный  этап психолого-педагогического сопровождения – это выявление проблемы, определение характера имеющихся у ребёнка трудностей.

После обследования ребёнка  школьным учителем-дефектологом, педагогом-психологом назначается первое заседание группы психолого-педагогического сопровождения. На первом заседании группы психолого-педагогического сопровождения классный руководитель предоставляет психолого-педагогическую характеристику ученика, в которой подробно описывает характер возникших у ребёнка трудностей в усвоении учебного материала. Педагог-психолог и учитель-дефектолог знакомят присутствующих с результатами своих обследований. Принимается решение о том, как можно помочь ребёнку, как решать возникшую у ребёнка проблему:

К следующему этапу психолого-педагогического сопровождения ребёнка подключается Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Школа направляет ученика на углубленное психолого-медико-педагогическое обследование к специалистам ЦКРОиР, которые выдают заключение об имеющемся у ребёнка нарушении психофизического развития и рекомендуют обучение по программе специальной школы в классе интегрированного обучения и воспитания.

Теперь в школе назначается второе заседание группы психолого-педагогического сопровождения, на котором принимается решение об открытии класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания, об организации обучения ребёнка по программе специальной школы (в соответствии с рекомендациями ЦКРОиР), об организации специальной коррекционной помощи ученику. На этом заседании формируется команда специалистов школы, которые между собой распределяют обязанности по психолого-педагогическому сопровождению ученика с особенностями психофизического развития. Группа психолого-педагогического сопровождения осуществляет свою деятельность по трём основным направлениям: помощь ученикам с особенностями психофизического развития, помощь родителям, воспитывающим детей с ОПФР, помощь педагогам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. На каждого ученика составляется индивидуальная коррекционная программа. Группа сопровождения составляет план совместных действий специалистов в системе интегрированного обучения, составляется план работы группы психолого-педагогического сопровождения на учебный год, обсуждается перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога, педагога-психолога. Таким образом, осуществляется комплексный подход в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития. (Приложение 2)

В середине учебного года проводится очередное заседание группы психолого-педагогического сопровождения, на котором все участники сопровождения делятся своим мнением о том, как проходит учебно-воспитательный и коррекционный процесс в классе интегрированного обучения, о том, насколько эффективно и продуктивно проходит работа в классе с учеником с особенностями развития. Участники сопровождения делятся своими педагогическими находками в работе, обсуждают возникшие трудности и пути их преодоления, намечают дальнейшие направления в работе.

Информация о работе Сопровождение учащихся с ОПФР