Сопровождение учащихся с ОПФР

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:22, творческая работа

Описание работы

Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной помощи, обусловлено целым рядом причин и связано, прежде всего, с факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. …… 3
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе …………………………. 4

Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития………………………………………………….............. 5

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9

Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………………………………………………. 11

Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания ………………………………………….… 14

Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в СШ № 137................................................................ 16

Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного обучения в СШ №137»……………………………………….… 19
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития……………………………………… 22
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения…………………………………………………………… 24
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26

Работа содержит 1 файл

Konon.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

 

В 2008/2009 учебном году первые мои выпускники с трудностями в обучении оканчивают школу и  вступают во взрослую самостоятельную жизнь. Важной перспективой я вижу возможность организации системы 2-летнего патроната выпускников с ОПФР, предусмотренного нормативными документами, что позволит нам проанализировать и осмыслить успешность интегрированного обучения, определить уровень социализации наших выпускников, уровень их адаптации в современном обществе, позволит в случае необходимости своевременно оказать помощь нашим выпускникам и откорректировать сложившуюся в школе систему обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития.

Проделанная в нашей  школе работа не исчерпывает многообразия возникших и возникающих проблем. Повседневная педагогическая реальность многограннее и сложнее. Она каждый день выдвигает новые задачи, требующие  нестандартных поисков и коллективных усилий для их решения.

Например, в некоторых  классах интегрированного обучения есть «социально изолированные» ученики, находящиеся в самоизоляции. То есть имеет место скрытая дезадаптация. Это означает  необходимость разработки в сотрудничестве с психологом и социальным педагогом специальных занятий по организации социального взаимодействия.

Не менее значимая проблема – организация качественного  трудового обучения и формирование жизнеспособной личности, подготовленной к самостоятельной жизни в мобильном социуме. Уроки трудового обучения в школе пока ещё не всегда имеют такое качественное содержательное наполнение, как в условиях специальной (в частности вспомогательной) школы.

Несмотря на то, что ещё не сразу всё получается в процессе интеграции детей с особенностями развития в общеобразовательной школе, я считаю, что система интегрированного обучения эффективна, полезна и крайне необходима детям, испытывающим трудности в обучении!  Я говорю об этом так уверенно, потому что вижу результат своей работы и результат работы специалистов нашей школы с учениками классов интегрированного обучения. Материалы нашей работы представлялись на районных методических выставках (2006-2008г.г.) Я неоднократно принимала участие в работе районного методического объединения с выступлениями по разным вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР. Участвовала в смотрах и конкурсах «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с ОПФР. Региональные модели специального образования». В 2007 году на базе нашей школы был проведён районный семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОПФР». Моя работа была отмечена грамотами и благодарностями ЦКРОиР Первомайского района г. Минска.

 И самым главным результатом своей работы я считаю не объём сформированных у ребёнка знаний, умений и навыков, а сформированность у ученика умений самостоятельно находить эти знания, приобретать необходимые для жизни навыки и умения. Наибольшее значение имеет уровень социализации ребёнка в обществе, его психологическое здоровье, его позиция, как социально значимой, адаптированной к жизни в обществе личности. Я радуюсь, когда вижу, что ребёнок понял, что у него получается, что он может и умеет, он научился доверять учителю, ребёнок знает, что ему помогут. Когда в школе сформирована команда единомышленников, готовых понять и принять ребёнка с особенностями развития, готовых помочь ему, вот тогда можно говорить о результативности коррекционного и учебно-воспитательного процесса в классе интегрированного обучения

 

Приложение 1

Приложение 2

Комплексный подход в обучении и воспитании детей 

с особенностями  психофизического развития

Субъекты

Ведущие функции

Учитель класса

Обучение ребенка с  особенностями психофизического развития  на основе его учебно – познавательных возможностей

Учитель- дефектолог

Коррекция мыслительных процессов, развитие высших психических  функций, коррекция нарушений чтения и письма, развитие всех сторон речи, формирование коммуникативных умений.

Психолог

Диагностика и выявление  индивидуальных качеств в личности, программирование возможностей ее коррекции, выработка мотивационных процессов  к обучению, коррекция эмоционально-волевой  сферы, адаптация ребёнка в классе, изучение межличностных отношений  в классе, профилактика вторичных нарушений

Социальный педагог

Изучение социальной  адаптации  ребенка в семье, взаимодействие  с семьей, формирование и развитие воспитывающего потенциала семьи

Воспитатель ГПД

Диагностический контроль по вопросам социальной адаптации ребенка в семье, в детском коллективе. Развитие личности  ребёнка с  особенностями психофизического развития, привлечение его к коллективным делам группы, к совместным играм.

Учитель физической культуры

Определение дефектов физического  развития ученика, развитие общей моторики, формирование умения выполнять жизненно-важные движения. Преодоление или ослабление отклонений в физическом развитии

Учитель музыки и пения

Формирование элементов  музыкальной культуры, коррекция  и развитие слухового восприятия, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств

Учитель ИЗО

Формирование представлений  о взаимосвязи искусства с  жизнью, развитие эмоциональной сферы, коррекция познавательной деятельности ученика   

Учитель трудового обучения

Формирование представлений и знаний об организации рабочего места, правила безопасности труда и санитарно-гигиенических требований на занятиях с различными материалами, назначение и названия инструментов. Формирование двигательных трудовых навыков, коррекция мелкой моторики

Родители

Формирование общественно- значимой личности, создание условий  для ее развития в семье, дома

Детский коллектив, классный руководитель

Коррекция оценки и самооценки личности. Создание благоприятного микроклимата в детском коллективе. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Развитие произвольной регуляции поведения. Формирование моральных представлений. Обеспечение возможности самовыражения ребёнка с ОПФР. Развитие коммуникативных навыков.

Администрация школы

Координация усилий субъектов по созданию условий социально- психологической адаптации детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе

Ребенок в школе

Получение образования  в соответствии с интеллектуальными  возможностями 


 

Приложение 3

Содержание  работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся

с особенностями  психофизического развития в классах  интегрированного (совместного) обучения и воспитания на 2007/2008 учебный год

Содержание деятельности

Координаторы, исполнители

Информационное обеспечение

1

Изучение и анализ нормативных документов, методической литературы по проблеме сопровождения  детей с особенностями развития в общеобразовательной школе

зам. директора по УР

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Сборники нормативных  документов, литература по теме, заседания районных МО учителей-дефектологов, педагогов-психологов

2

Апробация и создание пакета психодиагностических методик

педагог-психолог

Методы психодиагностики детей мл. и ср. школьного возраста

3

Организация работы группы психолого-педагогического сопровождения

директор школы

зам. директора по УР

Положение об интегрированном  обучении и приказ об организации  работы группы психолого-пед. сопровождения

4

Организация психолого-педагогического  просвещения педагогов

    зам. директора по УР

учитель-дефектолог

педагог-психолог

социальный педагог

Семинары-практикумы, консультации, работа МО, самообразование 

5

Организация психолого-педагогического  просвещения родителей

Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации

6

Разработка индивидуальных программ сопровождения и развития учащихся с трудностями в обучении

группа психолого-

 пед. сопровождения

 Нормативные документы

7

Разработка и реализация программ коррекции познавательной деятельности учащихся. Адаптация учебных  программ и пособий к индивидуальным особенностям детей

учитель-дефектолог

учителя-предметники

Учебные планы, учебные  программы и пособия для общеобразовательных  и специальных школ, заключения ПМПК

8

Разработка и реализация программ развития эмоционально-волевой сферы с учётом индив. особенностей учащихся

педагог-психолог

Заключения ПМПК, данные диагностик

9

Разработка программ коррекции и воспитательных мероприятий  по обучению взаимодействия детей с  ОПФР с одноклассниками

педагог-психолог

классные руководители

Социометрические исследования, показатели уровня воспитанности

10

Обобщение и распространение  опыта педагогов, которые достигли высоких показателей в организации  учебно-познавательной деятельности детей  с ОПФР

руководители МО

    зам. директора  по УР

Пропаганда наиболее качественных методов и форм работы. Публикации в периодической печати и периодических изданиях, открытые уроки, семинары, практикумы

11

Мониторинг результативности и уровня учебных достижений учащихся с ОПФР

учитель-дефектолог

педагог-психолог

зам. директора 

Аналитические материалы, справки, срезы, тесты 

12

Определение путей и  направлений психолого-педагогического  сопровождения учащихся с ОПФР на новый учебный год

группа психолого-педагогического  сопровождения

Аналитические материалы, материалы группы психолого-педагогических сопровождения, данные психолого-педагогических обследований, заключение ПМПК

13

Патронат выпускников  с особенностями психофизического развития

социальный педагог

классные руководители

ЦКРОиР, РУО, ПТУ


 

Приложение 4

Рекомендации  учителя-дефектолога к организации взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР:

  • Создание условий для проявления инициативы ребёнка с особенностями развития
  • Чёткое аргументированное определение обязанностей и границ приемлемого поведения
  • Чёткий размеренный стиль общения и взаимодействия, доброжелательная, не авторитарная позиция взрослого
  • Подчёркнуто уважительная форма общения с учеником, сочетающаяся с разумной и последовательной требовательностью
  • Умелое сочетание доверия к ученику с контролем исполнения  поручений
  • Не провоцировать конфликты, учитывать личные черты характера ученика
  • Доброжелательная, спокойная манера взаимодействия
  • Формирование эмоционально-положительного отношения  к учебной деятельности
  • Вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявлять инициативу и заслужить признание
  • Порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков
  • Реализация потребности в самоутверждении
  • Давать индивидуальные посильные поручения, контролировать их выполнение
  • Предлагать организацию коллективных творческих дел, которые находятся в сфере интересов ученика с ОПФР
  • Поддерживать стремление быть ответственным, доводить начатое дело до конца, быть снисходительным к недостаткам других в сочетании с принципиальной требовательностью к себе и другим
  • Обучать самодисциплине, самообладанию, умению преодолевать трудности, рациональному расходованию сил, умению учитывать мнение других, вежливости, тактичности, отказу от неразумных желаний
  • Использовать воспитательные воздействия: убеждение на позитивном опыте ученика, предупреждение, пробуждение гуманных чувств, организация успехов в деятельности
  • Формирование эффективных приёмов учебной деятельности (самоконтроль, планирование, выделение главного, систематизация и т.д.)
  • Поддерживание высокого уровня работоспособности на уроке:

-при выполнении однотипных  операций направлять ученика  на поиск других способов решения  заданий, отличных от привычных  схем 

-чередовать различные виды деятельности, давать задания для самостоятельной работы, соответствующие интеллектуальным возможностям ученика

  • Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познавательной деятельности
  • Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение учебных заданий по возрастающей трудности и предоставление времени на их выполнение
  • Тренировка в отношении работы, требующей планирования, систематизации
  • Чёткая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности, с особым акцентом на позитивных сторонах
  • При организации групповой работы на уроке «не разлучать» ребёнка с другом
  • Создание условий для переживания учеником ситуации успеха и  связанных с этим положительных эмоций
  • Повышать самооценку

 

 

Приложение 5

Индивидуальная карта

результативности  учебного процесса  в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития

 

Ф.И.О. ученика Кирилл А.          Дата рождения    ______

Классный руководитель  ______________          Учитель-дефектолог  ___________

1. Обученность

(оценки по  предметам)

3 класс

4 класс

Год

Год

Белорусское лит.чтение

3

3

3

3

3

4

3

3

4

4

Белорусский язык

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

и т.д.

                   

 

2. Уровень умственного развития (тест Р. Амтхауэра)

 

2 класс

3 класс

4 класс

1.Дифференциация существенных  и несущественных признаков предметов 

12.6

17.7

18.4

и т.д.

     

Итого:

41.6

52.8

65.5

Уровень

низкий

средний

средний

Информация о работе Сопровождение учащихся с ОПФР