Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:22, творческая работа
Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной помощи, обусловлено целым рядом причин и связано, прежде всего, с факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз.
Введение……………………………………………………………………. …… 3
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе …………………………. 4
Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития………………………………………………….............. 5
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9
Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………………………………………………. 11
Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания ………………………………………….… 14
Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в СШ № 137................................................................ 16
Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного обучения в СШ №137»……………………………………….… 19
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития……………………………………… 22
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения…………………………………………………………… 24
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26
В 2008/2009 учебном году первые мои выпускники с трудностями в обучении оканчивают школу и вступают во взрослую самостоятельную жизнь. Важной перспективой я вижу возможность организации системы 2-летнего патроната выпускников с ОПФР, предусмотренного нормативными документами, что позволит нам проанализировать и осмыслить успешность интегрированного обучения, определить уровень социализации наших выпускников, уровень их адаптации в современном обществе, позволит в случае необходимости своевременно оказать помощь нашим выпускникам и откорректировать сложившуюся в школе систему обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития.
Проделанная в нашей
школе работа не исчерпывает многообразия
возникших и возникающих
Например, в некоторых
классах интегрированного обучения
есть «социально изолированные» ученики,
находящиеся в самоизоляции. То есть
имеет место скрытая
Не менее значимая проблема – организация качественного трудового обучения и формирование жизнеспособной личности, подготовленной к самостоятельной жизни в мобильном социуме. Уроки трудового обучения в школе пока ещё не всегда имеют такое качественное содержательное наполнение, как в условиях специальной (в частности вспомогательной) школы.
Несмотря на то, что ещё не сразу всё получается в процессе интеграции детей с особенностями развития в общеобразовательной школе, я считаю, что система интегрированного обучения эффективна, полезна и крайне необходима детям, испытывающим трудности в обучении! Я говорю об этом так уверенно, потому что вижу результат своей работы и результат работы специалистов нашей школы с учениками классов интегрированного обучения. Материалы нашей работы представлялись на районных методических выставках (2006-2008г.г.) Я неоднократно принимала участие в работе районного методического объединения с выступлениями по разным вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР. Участвовала в смотрах и конкурсах «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с ОПФР. Региональные модели специального образования». В 2007 году на базе нашей школы был проведён районный семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОПФР». Моя работа была отмечена грамотами и благодарностями ЦКРОиР Первомайского района г. Минска.
И самым главным результатом своей работы я считаю не объём сформированных у ребёнка знаний, умений и навыков, а сформированность у ученика умений самостоятельно находить эти знания, приобретать необходимые для жизни навыки и умения. Наибольшее значение имеет уровень социализации ребёнка в обществе, его психологическое здоровье, его позиция, как социально значимой, адаптированной к жизни в обществе личности. Я радуюсь, когда вижу, что ребёнок понял, что у него получается, что он может и умеет, он научился доверять учителю, ребёнок знает, что ему помогут. Когда в школе сформирована команда единомышленников, готовых понять и принять ребёнка с особенностями развития, готовых помочь ему, вот тогда можно говорить о результативности коррекционного и учебно-воспитательного процесса в классе интегрированного обучения
Приложение 1
Приложение 2
Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития
Субъекты |
Ведущие функции |
Учитель класса |
Обучение ребенка с особенностями психофизического развития на основе его учебно – познавательных возможностей |
Учитель- дефектолог |
Коррекция мыслительных процессов, развитие высших психических функций, коррекция нарушений чтения и письма, развитие всех сторон речи, формирование коммуникативных умений. |
Психолог |
Диагностика и выявление
индивидуальных качеств в личности,
программирование возможностей ее коррекции,
выработка мотивационных |
Социальный педагог |
Изучение социальной адаптации ребенка в семье, взаимодействие с семьей, формирование и развитие воспитывающего потенциала семьи |
Воспитатель ГПД |
Диагностический контроль по вопросам социальной адаптации ребенка в семье, в детском коллективе. Развитие личности ребёнка с особенностями психофизического развития, привлечение его к коллективным делам группы, к совместным играм. |
Учитель физической культуры |
Определение дефектов физического развития ученика, развитие общей моторики, формирование умения выполнять жизненно-важные движения. Преодоление или ослабление отклонений в физическом развитии |
Учитель музыки и пения |
Формирование элементов музыкальной культуры, коррекция и развитие слухового восприятия, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств |
Учитель ИЗО |
Формирование представлений о взаимосвязи искусства с жизнью, развитие эмоциональной сферы, коррекция познавательной деятельности ученика |
Учитель трудового обучения |
Формирование представлений и знаний об организации рабочего места, правила безопасности труда и санитарно-гигиенических требований на занятиях с различными материалами, назначение и названия инструментов. Формирование двигательных трудовых навыков, коррекция мелкой моторики |
Родители |
Формирование общественно- значимой личности, создание условий для ее развития в семье, дома |
Детский коллектив, классный руководитель |
Коррекция оценки и самооценки личности. Создание благоприятного микроклимата в детском коллективе. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Развитие произвольной регуляции поведения. Формирование моральных представлений. Обеспечение возможности самовыражения ребёнка с ОПФР. Развитие коммуникативных навыков. |
Администрация школы |
Координация усилий субъектов по созданию условий социально- психологической адаптации детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе |
Ребенок в школе |
Получение образования в соответствии с интеллектуальными возможностями |
Приложение 3
Содержание работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся
с особенностями психофизического развития в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания на 2007/2008 учебный год
№ |
Содержание деятельности |
Координаторы, исполнители |
Информационное обеспечение |
1 |
Изучение и анализ нормативных документов, методической литературы по проблеме сопровождения детей с особенностями развития в общеобразовательной школе |
зам. директора по УР учитель-дефектолог педагог-психолог |
Сборники нормативных документов, литература по теме, заседания районных МО учителей-дефектологов, педагогов-психологов |
2 |
Апробация и создание пакета психодиагностических методик |
педагог-психолог |
Методы психодиагностики детей мл. и ср. школьного возраста |
3 |
Организация работы группы психолого-педагогического сопровождения |
директор школы зам. директора по УР |
Положение об интегрированном обучении и приказ об организации работы группы психолого-пед. сопровождения |
4 |
Организация психолого-педагогического просвещения педагогов |
зам. директора по УР учитель-дефектолог педагог-психолог социальный педагог |
Семинары-практикумы, консультации, работа МО, самообразование |
5 |
Организация психолого-педагогического просвещения родителей |
Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации | |
6 |
Разработка индивидуальных программ сопровождения и развития учащихся с трудностями в обучении |
группа психолого- пед. сопровождения |
Нормативные документы |
7 |
Разработка и реализация программ коррекции познавательной деятельности учащихся. Адаптация учебных программ и пособий к индивидуальным особенностям детей |
учитель-дефектолог учителя-предметники |
Учебные планы, учебные
программы и пособия для |
8 |
Разработка и реализация программ развития эмоционально-волевой сферы с учётом индив. особенностей учащихся |
педагог-психолог |
Заключения ПМПК, данные диагностик |
9 |
Разработка программ коррекции и воспитательных мероприятий по обучению взаимодействия детей с ОПФР с одноклассниками |
педагог-психолог классные руководители |
Социометрические исследования, показатели уровня воспитанности |
10 |
Обобщение и распространение
опыта педагогов, которые достигли
высоких показателей в |
руководители МО зам. директора по УР |
Пропаганда наиболее качественных методов и форм работы. Публикации в периодической печати и периодических изданиях, открытые уроки, семинары, практикумы |
11 |
Мониторинг результативности и уровня учебных достижений учащихся с ОПФР |
учитель-дефектолог педагог-психолог зам. директора |
Аналитические материалы, справки, срезы, тесты |
12 |
Определение путей и
направлений психолого- |
группа психолого- |
Аналитические материалы, материалы группы психолого-педагогических сопровождения, данные психолого-педагогических обследований, заключение ПМПК |
13 |
Патронат выпускников
с особенностями |
социальный педагог классные руководители |
ЦКРОиР, РУО, ПТУ |
Приложение 4
Рекомендации учителя-дефектолога к организации взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР:
-при выполнении однотипных
операций направлять ученика
на поиск других способов
-чередовать различные виды деятельности, давать задания для самостоятельной работы, соответствующие интеллектуальным возможностям ученика
Приложение 5
Индивидуальная карта
результативности учебного процесса в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития
Ф.И.О. ученика Кирилл А. Дата рождения ______
1. Обученность (оценки по предметам) |
3 класс |
4 класс | ||||||||
1ч |
2ч |
3ч |
4ч |
Год |
1ч |
2ч |
3ч |
4ч |
Год | |
Белорусское лит.чтение |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Белорусский язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
и т.д. |
2. Уровень умственного развития (тест Р. Амтхауэра)
2 класс |
3 класс |
4 класс | |
1.Дифференциация существенных
и несущественных признаков |
12.6 |
17.7 |
18.4 |
и т.д. |
|||
Итого: |
41.6 |
52.8 |
65.5 |
Уровень |
низкий |
средний |
средний |