Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:22, творческая работа
Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной помощи, обусловлено целым рядом причин и связано, прежде всего, с факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз.
Введение……………………………………………………………………. …… 3
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе …………………………. 4
Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития………………………………………………….............. 5
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9
Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………………………………………………. 11
Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания ………………………………………….… 14
Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в СШ № 137................................................................ 16
Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного обучения в СШ №137»……………………………………….… 19
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития……………………………………… 22
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения…………………………………………………………… 24
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26
Организация мониторинговой деятельности
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
Среди основных задач
и направлений работы школьного
учителя-дефектолога с
С этой целью я начала разработку материалов для организации мониторинговой деятельности на пункте коррекционно-педагогической помощи и в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания в условиях общеобразовательной школы.
Для учащихся классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания мной разработана «Индивидуальная карта результативности учебного и коррекционного процесса ученика с особенностями психофизического развития» (Приложение 5).
В этой карте фиксируются такие параметры, как:
1).обученность по предметам (четвертные и годовые оценки по предметам)
2).уровень умственного развития; для учащихся младшего школьного возраста я использую тест Р.Амтхауэра, позволяющий выявить уровень сформированности таких операций, как:
3).также мною используется методика обследования устной речи Т.А. Фотековой.
4).также у учеников классов интегрированного обучения обследуются и анализируются ошибки письма
5).выявляется уровень
сформированности общеучебных
6).анализируется
7).предоставляется характеристика педагога-психолога (ежегодная)
8).учителя-предметники и классные руководители предоставляют краткую характеристику учебных достижений ученика по предметам (в середине и в конце учебного года).
Обследование устной и письменной речи учащихся с ОПФР
Для проведения углубленного обследования устной речи учащихся я использую стандартизованную методику обследования речи с балльно-уровневой системой оценки, разработанную Т.А. Фотековой. Эта методика удобна для диагностики, для уточнения структуры речевого нарушения и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, для построения системы индивидуальной коррекционной работы, для отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Мы используем сокращённый вариант этой методики, предназначенный для экспресс-диагностики, позволяющий оценить состояние основных компонентов экспрессивной речи ребёнка.
Сокращённый вариант методики состоит из 4 серий заданий:
серия №1 – исследование сенсомоторного уровня речи: проверка фонематического восприятия, исследование состояния артикуляционной моторики, исследование состояния звукопроизношения и звукослоговой структуры слова.
серия №2 – исследование грамматического строя речи: повторение и верификация предложений, составление предложений из слов в начальной форме, добавление пропущенных предлогов в предложение, образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
серия №3 – исследование
словаря и процессов
серия №4 – исследование связной речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ.
Я модифицировала эту методику, добавив задания на исследование мелкой моторики, задания на исследование слуховых ритмов, задания на образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Также были включены задания на понимание сложных логико-грамматических отношений, на исследование уровня сформированности пространственно-временных представлений, речезрительных функций («оптические пробы»), процессов языкового анализа и синтеза. Для фиксирования результатов обследования мною разработана форма «Протокол углубленного обследования учащегося СШ № 137».
В начале, середине и в конце учебного года с учащимися классов интегрированного обучения проводятся проверочные лексико-грамматические работы, цель которых – отслеживание динамики исправления нарушений письменной речи.
Лексико-грамматические проверочные работы для учащихся младших классов включают в себя разные виды заданий:
Я провожу качественный и количественный анализ допущенных ошибок. Результаты обследований фиксируются в разработанной мною протокольной форме «Анализ ошибок письма учащегося» (Приложение 6)
Динамику развития речевых процессов у учащихся классов интегрированного обучения удобно проследить на речевых профилях, которые составляются в конце каждого учебного года на каждого учащегося с особенностями психофизического развития (Приложение 6).
Исследование уровня умственного развития учащихся с ОПФР
Для учащихся старших классов интегрированного обучения мною разработаны методики исследования умственного развития подростков для 5-7 классов и для 8-10 классов. Эти методики включают в себя задания на исследование общей осведомлённости, задания на исследование уровня сформированности операций классификации, обобщения, умозаключений по аналогии, установления закономерности и др.
Результаты обследования фиксируются в разработанном мной «Протоколе обследования интеллектуального развития учащихся». Динамика развития хорошо видна на «Профиле умственного развития».
В соответствии с рекомендациями учителя-дефектолога в нашей школе каждый учитель, работающий с учащимися с особенностями психофизического развития, ведёт индивидуальную папку «Работа с учащимися классов интегрированного обучения». Учителя-предметники ведут учёт индивидуальных учебных достижений учеников с ОПФР по своему предмету в виде кратких словесных характеристик, диаграмм, профилей, таблиц, графиков и т.д. Педагогами отслеживается рейтинг учебных достижений учащихся классов интегрированного обучения по предметам.
Так осуществляется в нашей школе мониторинговая деятельность в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в СШ № 137
Для обучения и воспитания детей с трудностями в обучении, с интеллектуальной недостаточностью в СШ № 137 с 2003 года создаются специальные условия, особая образовательная среда, в которую в соответствии со структурно-содержательной характеристикой включаются предметные, пространственные, организационно-смысловые, социально-психологические ресурсы. Более подробно предметеные и прространстенные ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в СШ № 137 описаны в Приложении 9.
Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137
Таким образом, в СШ № 137 созданы все условия для успешного совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих те или иные нарушения психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников. В учреждении образования продолжается работа по созданию адаптивного образовательного пространства. В школе оборудован кабинет для оказания коррекционно-образовательных услуг. Постепенно решаются вопросы учебного и программно-методического обеспечения, создаётся резерв дидактических материалов, учебно-методических пособий для обучения детей с нарушениями развития.
В своей работе с детьми с ОПФР особое внимание я уделяю формированию у них практических навыков и умений, индивидуализации учебного процесса, его здоровьесберегающей организации и коррекционной направленности.
Интегрированное обучение не насаждается административными мерами и не носит обязательного, а тем более принудительного характера. На мой взгляд, нам удалось удачно определить организационные формы интегрированного обучения: в классе в разное время с учеником работает и обычный учитель и учитель-дефектолог.
Существующие специальные учебно-методические комплексы обеспечивают создание адаптивной образовательной среды в школе общего типа. Учащиеся с особенностями развития учатся вместе и в то же время располагают возможностями удовлетворять свои особые потребности. Каждый ученик осваивает образовательную программу, соответствующую его познавательным возможностям, постепенно переходит от программы специальной школы к общеобразовательной программе. Кроме того, все ученики класса включены в социальное взаимодействие.
Значимым является и тот факт, что учащиеся с особенностями психофизического развития получают образование по месту жительства и не отчуждаются от семьи. И, следовательно, коррекционную помощь, специальные образовательные услуги, учащиеся с особенностями развития получают по месту своей учёбы.
В нашей школе сложился
высококвалифицированный педаго
По данным мониторинга за время обучения в интегрированных классах 60-70% учащихся с ОПФР достигают 2-3 уровня учебной деятельности, что соответствует 3-6 баллам по 10-бальной системе оценивания. Мне совместно с командой сопровождения удалось помочь детям адаптироваться в классе, в соответствии с моими рекомендациями на уроке каждый учитель оказывает детям продуманную помощь, осуществляет индивидуальный дифференцированный подход, для домашней работы предлагаются посильные задания. Учащиеся с ОПФР на уроках стали чувствовать себя увереннее, самостоятельно ориентируются в доступном учебном материале, на уроках работают вместе со всем классом, отвечают у доски, проявляют самостоятельность при выполнении доступных заданий. Самое главное – дети поверили в свои силы и возможности.
Результативность и эффективность коррекционной и учебно-воспитательной работы в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания можно проследить на диаграммах (Приложение 8) и в таблице:
Мониторинг учебно-воспитательной и коррекционной работы в классах
интегрированного (совместного) обучения и воспитания в СШ № 137
учебный год |
общее кол-во учащихся с ОПФР |
вышли на норму (кол-во и %) |
качественное изменение программы (кол-во и %) |
с улучшением без изменения программы (кол-во и %) |
Приме-чание |
2003-2004 учебный год |
2 ученика (2 класса) |
- |
- |
2 ученика (100 %) |
- |
2004-2005 учебный год |
3 ученика (3 класса) |
- |
2 ученика (67%) |
1 ученик (33 %) |
- |
2005-2006 учебный год |
6 учеников (5 классов) |
1 ученик (17 %) |
1 ученик (17%) |
4 ученика (66%) |
- |
2006-2007 учебный год |
8 учеников (6 классов) |
- |
2 ученика (25%) |
6 учеников (75%) |
- |
2007-2008 учебный год |
9 учеников (6 классов) |
- |
- |
9 учеников (100%) |
- |
2008-2009 учебный год |
10 учеников (7классов) |
5 учеников (50%) |
- |
5 учеников (50%) |
Прогноз результата |