Сопровождение учащихся с ОПФР

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:22, творческая работа

Описание работы

Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной помощи, обусловлено целым рядом причин и связано, прежде всего, с факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. …… 3
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе …………………………. 4

Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития………………………………………………….............. 5

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9

Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………………………………………………. 11

Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания ………………………………………….… 14

Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в СШ № 137................................................................ 16

Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного обучения в СШ №137»……………………………………….… 19
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития……………………………………… 22
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения…………………………………………………………… 24
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26

Работа содержит 1 файл

Konon.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

 

Организация мониторинговой деятельности

в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания

Среди основных задач  и направлений работы школьного  учителя-дефектолога с учащимися  с нарушениями развития наряду с  такой задачей, как осуществление  коррекционного воздействия, которое  позволило бы максимально компенсировать недостатки развития каждого ребёнка, стоит и такая задача, как своевременное выявление, ранняя диагностика и учёт динамики развития детей с нарушениями психофизического или речевого развития.

С этой целью я начала разработку материалов для организации  мониторинговой деятельности на пункте коррекционно-педагогической помощи и в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Для учащихся классов  интегрированного (совместного) обучения и воспитания мной разработана «Индивидуальная карта результативности учебного и коррекционного процесса ученика с особенностями психофизического развития» (Приложение 5).

В этой карте фиксируются  такие параметры, как:

1).обученность по предметам  (четвертные и годовые оценки  по предметам)

2).уровень умственного развития; для учащихся младшего школьного возраста я использую тест Р.Амтхауэра, позволяющий выявить уровень сформированности таких операций, как:

  • дифференциация существенных и несущественных признаков предметов и явлений – то есть выявление имеющегося запаса знаний
  • уровень сформированости операций отвлечения, абстрагирования и классификации
  • умение делать умозаключения по аналогии
  • умение делать понятийное обобщение

3).также мною используется методика обследования устной  речи Т.А. Фотековой.

4).также у учеников классов интегрированного обучения обследуются и анализируются ошибки письма

5).выявляется уровень  сформированности общеучебных умений  и навыков: характеризуется навык  чтения, пересказа, умение работать  с информацией, умение работать в паре, в группе, умение работать в тетради и с учебником, умение проводить самооценку и самопроверку своей работы.

6).анализируется сформированность  учебных умений и навыков по  русскому языку, по белорусскому  языку, по математике.

7).предоставляется характеристика педагога-психолога (ежегодная)

8).учителя-предметники и классные руководители предоставляют краткую характеристику учебных достижений ученика по предметам (в середине и в конце учебного года).

Обследование устной и письменной речи учащихся с ОПФР

Для проведения углубленного обследования устной речи учащихся я использую стандартизованную методику обследования речи с балльно-уровневой системой оценки, разработанную Т.А. Фотековой. Эта методика удобна для диагностики, для уточнения структуры речевого нарушения и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, для построения системы индивидуальной коррекционной работы, для отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Мы используем сокращённый вариант этой методики, предназначенный для экспресс-диагностики, позволяющий оценить состояние основных компонентов экспрессивной речи ребёнка.

Сокращённый вариант  методики состоит из 4 серий заданий:

серия №1 – исследование сенсомоторного уровня речи: проверка фонематического восприятия, исследование состояния артикуляционной моторики, исследование состояния звукопроизношения и звукослоговой структуры слова.

серия №2 – исследование грамматического строя речи: повторение и верификация предложений, составление предложений из слов в начальной форме, добавление пропущенных предлогов в предложение, образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

серия №3 – исследование словаря и процессов словообразования: называние детёнышей животных, образование относительных, качественных, притяжательных прилагательных.

серия №4 – исследование связной речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ.

Я модифицировала эту методику, добавив задания на исследование мелкой моторики, задания на исследование слуховых ритмов, задания на образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Также были включены задания на понимание сложных логико-грамматических отношений, на исследование уровня сформированности пространственно-временных представлений, речезрительных функций («оптические пробы»), процессов языкового анализа и синтеза. Для фиксирования результатов обследования мною разработана форма «Протокол углубленного обследования учащегося СШ № 137».

В начале, середине и в конце учебного года с учащимися классов интегрированного обучения проводятся проверочные лексико-грамматические работы, цель которых – отслеживание динамики исправления нарушений письменной речи.

Лексико-грамматические проверочные работы для учащихся младших классов включают в себя разные виды заданий:

  • запись под диктовку текста, соответствующего программным требованиям для данного возраста учащихся;
  • определение количества предложений в тексте и слов в заданном предложении;
  • постановка ударения в словах и деление слов на слоги;
  • обозначение условными знаками гласных звуков, твёрдых и  мягких согласных;
  • составление из заданных букв слов и из слов предложений и др.

Я провожу качественный и количественный анализ допущенных ошибок. Результаты обследований фиксируются в разработанной мною протокольной форме «Анализ ошибок письма учащегося» (Приложение 6)

Динамику развития речевых  процессов у учащихся классов  интегрированного обучения удобно проследить на речевых профилях, которые составляются в конце каждого учебного года на каждого учащегося с особенностями психофизического развития (Приложение 6).

Исследование уровня умственного развития учащихся с ОПФР

Для учащихся старших  классов интегрированного обучения мною разработаны методики исследования умственного развития подростков для 5-7 классов и для 8-10 классов. Эти методики включают в себя задания на исследование общей осведомлённости, задания на исследование уровня сформированности операций классификации, обобщения, умозаключений по аналогии, установления закономерности и др.

Результаты обследования фиксируются в разработанном мной «Протоколе обследования интеллектуального развития учащихся». Динамика развития хорошо видна на «Профиле умственного развития».

В соответствии с рекомендациями учителя-дефектолога в нашей школе каждый учитель, работающий с учащимися с особенностями психофизического развития, ведёт индивидуальную папку «Работа с учащимися классов интегрированного обучения». Учителя-предметники ведут учёт индивидуальных учебных достижений учеников с ОПФР по своему предмету в виде кратких словесных характеристик, диаграмм, профилей, таблиц, графиков и т.д. Педагогами отслеживается рейтинг учебных достижений учащихся классов интегрированного обучения по предметам.

Так осуществляется в нашей школе мониторинговая деятельность в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

 

Средовые ресурсы  обучения и воспитания учащихся с  особенностями психофизического развития в СШ № 137

Для обучения и воспитания детей с трудностями в обучении, с интеллектуальной недостаточностью в СШ № 137 с 2003 года создаются специальные условия, особая образовательная среда, в которую в соответствии со структурно-содержательной характеристикой включаются предметные, пространственные, организационно-смысловые, социально-психологические ресурсы. Более подробно предметеные и прространстенные ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в СШ № 137 описаны в Приложении 9.

 

 Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания

учащихся с  особенностями психофизического развития в средней школе № 137

Таким образом, в СШ № 137 созданы все условия для  успешного совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих те или иные нарушения психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников. В учреждении образования продолжается работа по созданию адаптивного образовательного пространства. В школе оборудован кабинет для оказания коррекционно-образовательных услуг. Постепенно решаются вопросы учебного и программно-методического обеспечения, создаётся резерв дидактических материалов, учебно-методических пособий для обучения детей с нарушениями развития.

В своей работе с детьми с ОПФР особое внимание я уделяю формированию у них практических навыков и умений, индивидуализации учебного процесса, его здоровьесберегающей организации и коррекционной направленности.

Интегрированное обучение не насаждается административными  мерами и не носит обязательного, а тем более принудительного характера. На мой взгляд, нам удалось удачно определить организационные формы интегрированного обучения: в классе в разное время с учеником работает и обычный учитель и учитель-дефектолог.

Существующие специальные учебно-методические комплексы обеспечивают создание адаптивной образовательной среды в школе общего типа. Учащиеся с особенностями развития учатся вместе и в то же время располагают возможностями удовлетворять свои особые потребности. Каждый ученик осваивает образовательную программу, соответствующую его познавательным возможностям, постепенно переходит от программы специальной школы к общеобразовательной программе. Кроме того, все ученики класса включены в социальное взаимодействие.

Значимым является и тот факт, что учащиеся с особенностями психофизического развития получают образование по месту жительства и не отчуждаются от семьи. И, следовательно, коррекционную помощь, специальные образовательные услуги, учащиеся с особенностями развития получают по месту своей учёбы.

В нашей школе сложился высококвалифицированный педагогический коллектив, готовый помочь детям с нарушениями развития, коллектив готовый принять ребёнка и понять его проблемы. Из беседы с родителями я сделала следующие выводы: родители осознанно выбрали для обучения своих детей нашу общеобразовательную школу, а не специальную школу-интернат и довольны результатами. Дети с особенностями в развитии успешно учатся в соответствии со своими потенциальными возможностями и способностями. Мои ученики, по данным социального педагога, по результатам психологического анкетирования успешно социализированы в детский коллектив, и мы надеемся, уверенно вступят во взрослую жизнь по окончании школы.

По данным мониторинга  за время обучения в интегрированных классах 60-70% учащихся с ОПФР достигают 2-3 уровня учебной деятельности, что соответствует 3-6 баллам по 10-бальной системе оценивания. Мне совместно с командой сопровождения удалось помочь детям адаптироваться в классе, в соответствии с моими рекомендациями на уроке каждый учитель оказывает детям продуманную помощь, осуществляет индивидуальный дифференцированный подход, для домашней работы предлагаются посильные задания. Учащиеся с ОПФР на уроках стали чувствовать себя увереннее, самостоятельно ориентируются в доступном учебном материале, на уроках работают вместе со всем классом, отвечают у доски, проявляют самостоятельность при выполнении доступных заданий. Самое главное – дети поверили в свои силы и возможности.

Результативность и  эффективность коррекционной и  учебно-воспитательной работы в классах  интегрированного (совместного) обучения и воспитания можно проследить на диаграммах (Приложение 8) и в таблице:

 

Мониторинг  учебно-воспитательной и коррекционной  работы в классах 

интегрированного (совместного) обучения и воспитания в СШ № 137

 

учебный год

общее

кол-во учащихся

с ОПФР

вышли на норму 

(кол-во и %)

качественное изменение  программы

(кол-во и %)

с  улучшением без изменения  программы

(кол-во и %)

Приме-чание

2003-2004 учебный год

2 ученика

(2 класса)

-

-

2 ученика

(100 %)

-

2004-2005 учебный год

3 ученика

(3 класса)

-

2 ученика

(67%)

1 ученик

(33 %)

-

2005-2006 учебный год

6 учеников 

(5 классов)

1 ученик 

(17 %)

1 ученик

(17%)

4 ученика

(66%)

-

2006-2007 учебный год

8 учеников 

(6 классов)

-

2 ученика

(25%)

6 учеников

(75%)

-

2007-2008 учебный год

9 учеников

(6 классов)

-

-

9 учеников

(100%)

-

2008-2009 учебный год

10 учеников (7классов)

5 учеников

(50%)

-

5 учеников

(50%)

Прогноз результата

Информация о работе Сопровождение учащихся с ОПФР