Сопровождение учащихся с ОПФР

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:22, творческая работа

Описание работы

Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной помощи, обусловлено целым рядом причин и связано, прежде всего, с факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. …… 3
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе …………………………. 4

Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития………………………………………………….............. 5

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9

Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………………………………………………. 11

Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания ………………………………………….… 14

Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в СШ № 137................................................................ 16

Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного обучения в СШ №137»……………………………………….… 19
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития……………………………………… 22
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения…………………………………………………………… 24
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26

Работа содержит 1 файл

Konon.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

Минский городской  исполнительный комитет

Комитет по образованию  Мингорисполкома

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание системы 

психолого-педагогического  сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Автор: Конон Елена Валентиновна

учитель-дефектолог

 высшей квалификационной  категории

средняя общеобразовательная

школа №137 имени П.М. Машерова

      

      

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………. …… 3

Актуальность и необходимость организации интегрированного

(совместного) обучения и воспитания  в  школе  …………………………. 4

 

Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями

психофизического развития…………………………………………………..............    5

 

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями

психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9

 

Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках

психолого-педагогического  сопровождения учащихся с особенностями

психофизического развития в классах интегрированного (совместного)

обучения и воспитания………………………………………………………………. 11

 

Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного

(совместного) обучения и воспитания  ………………………………………….… 14

 

Средовые ресурсы обучения и  воспитания учащихся с особенностями

 психофизического развития  в СШ № 137................................................................ 16

 

Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания

учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов

 интегрированного  обучения в СШ №137»……………………………………….… 19

Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей

с особенностями психофизического развития…………………………………. 19

Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического

сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития

в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания

на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20

Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации

взаимодействия на уроке  и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21

Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса

 в классе интегрированного (совместного)  обучения и воспитания ученика  с особенностями психофизического развития……………………………………… 22 

Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23 

Приложение 7  Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе

интегрированного обучения…………………………………………………………… 24

Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25

Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся

с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26

 

 

 

Введение

 

В данной работе обобщён  опыт Конон Елены Валентиновны, учителя-дефектолога  высшей категории средней общеобразовательной  школы №137 г. Минска, которая в течение 15 лет работает в школе с учащимися с нарушениями устной и письменной речи, с трудностями в обучении.

Представленный опыт раскрывает вопросы организации обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития (с трудностями в обучении, с интеллектуальной недостаточностью) в общеобразовательной школе. В работе также рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития, обучающихся в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания в условиях общеобразовательной школы. В работе предлагается модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР в условиях образовательной интеграции. Представлена система работы учителя-дефектолога во взаимодействии с педагогом-психологом, социальным педагогом, классными руководителями и учителями-предметниками по психолого-педагогическому сопровождению учащихся классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания. Также в работе описаны разработанные учителем-дефектологом материалы для осуществления мониторинговой деятельности в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания, позволяющие эффективно отслеживать динамику развития учащихся.

 

Актуальность  и необходимость организации  интегрированного

(совместного) обучения и воспитания в  школе

Мы не «необучаемые» - необучаемых людей не существует!

Мы не «больные» - хотя и у нас бывает насморк!

Мы не «инвалиды» - ведь мы многое умеем делать!

У нас есть особенности развития – но и вы не совершенны!

Все мы – одна дружная семья!

В последнее время  особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей  с нарушениями психического и  физического развития. Современный  этап образования ориентируется  на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребёнка и его самореализацию в жизни. В нашей республике произошли существенные изменения, направленные на демократизацию и гуманизацию образования. Принятие Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития» («О специальном образовании») подтвердило равенство образовательных возможностей всех членов общества и обеспечило доступ ко всем достижениям в сфере образования лицам с ограниченными возможностями.

Министерство образования Республики Беларусь приняло неординарное, но правильное решение – детей с особенностями психофизического развития обучать в массовой школе. Образование в специальных школах-интернатах перестало рассматриваться как единственно приемлемый путь для обучения и воспитания детей с интеллектуальными и физическими недостатками.

Пожалуй, само время предопределило возникновение новой формы обучения, которое называют интегрированным (совместным) обучением. Для ребёнка  с особенностями психофизического развития одной из возможностей расширения границ взаимодействия и приобретения опыта отношений является совместное (интегрированное) обучение с обычными детьми. Выдвинутый тезис «научение жить вместе» как нельзя лучше раскрывается при такой форме обучения, где обычные дети и дети с особенностями психофизического развития учатся делать первые шаги навстречу друг другу.

Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной  помощи,  обусловлено целым рядом  причин и связано, прежде всего, с  факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз. (Приложение 1)

Процессы обучения и воспитания, развития и социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития  происходят крайне сложно. В системе помощи на первом месте стоит не дефект, а формирование и развитие личности ребёнка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию потенциальных возможностей, успешного вхождения в социальную среду. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития, обучающихся в условиях общеобразовательной школы,  обусловлены переосмыслением задач специального образования, интегративными тенденциями  в образовании, реализацией принципов гуманизации, гуманитаризации и демократизации в современной школе. Меняются приоритеты образования. Существовавшая долгие годы ориентированность на формирование знаний, умений и навыков уступает приоритетные позиции воспитанию и социализации. Педагогическое сопровождение или педагогическая поддержка сегодня рассматривается как система средств и деятельность педагога, обеспечивающие оказание профессиональной  (коррекционно-педагогической) помощи в индивидуальном развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, в самоактуализации и самореализации ребёнка. Работа педагогов направлена на потенциальные возможности ребёнка, на развитие личности в целом, на включение ребёнка в школьный социум и обеспечение положительных межличностных отношений.

Для обучения в общеобразовательной школе детей с особенностями психофизического развития необходим ряд условий, обеспечивающих компенсацию недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, активизацию познавательной деятельности. Коррекционная направленность учебно-воспитательной работы в классах интегрированного обучения отражена в их структуре: 5-летний срок обучения в начальном звене, щадящий режим оценивания, проведение коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности, по развитию речи, по развитию и совершенствованию высших психических процессов, практическая направленность обучения. Еще одной особенностью организации обучения учащихся с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы является наличие специальных учебных программ. Учебные планы составляются с учётом того, что кроме базового компонента существует и коррекционный компонент, направленный на коррекцию дефекта, на коррекцию познавательной деятельности у детей, которые имеют трудности в обучении. Создание таких условий в общеобразовательной школе возможно при организации работы классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

Таким образом,  в СШ №137 возникла необходимость  создания условий для обучения и  воспитания детей с нарушениями  развития, создания системы комплексного, системного, личностно-ориентированного психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития. Создание единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с особенностями психофизического развития в условиях, максимально приближенных к обычным - это те задачи, которые сегодня старается решить средняя общеобразовательная школа № 137.

С 2003 года накоплен немалый  опыт работы учителя-дефектолога по теме «Интегрированное (совместное) обучение и воспитание учащихся с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы».

Для достижения поставленной цели: создания условия для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития через организацию целостной системы психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения и воспитания учащихся в условиях общеобразовательной школы учителем-дефектологом разработана модель обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР, продумана система взаимодействия всех специалистов сопровождения, разработан пакет документов для педагогов школы по организации учебной деятельности на уроке учеников с особенностями развития, продумана система мониторинга результативности и эффективности учебно-воспитательного и коррекционного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания.

 

Законодательная база и научно-методическое обеспечение 

интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития

Пути развития специального образования в Республике Беларусь были определены Концепцией реформирования специального образования (1999г.) и Программой по её реализации (2000г.)

Принятый в 2002 году Закон  «Об образовании» устанавливает  право лиц с ограниченными  возможностями  на специальное образование, доступность образования, получение коррекционных услуг, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Для системы специального образования особую значимость приобрело  принятие в 2004 году Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц  с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Беларусь первая среди стран СНГ приняла такой закон, что является важным шагом в развитии национальной системы специального образования и имеет огромную социальную значимость. Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования и направлен на создание условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, для их социальной адаптации и интеграции в общество. Приняты меры по обеспечению всем лицам с особенностями психофизического развития возможности получить образование, соответствующее их потребностям и познавательным возможностям. Активная реализация Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» происходит во всех регионах.

 Впервые на законодательном  уровне закреплены:

  • право на получение образования детьми с особенностями развития как в специальных учреждениях образования, так и в учреждениях общего типа;
  • законодательно оформлены права на бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, на получение ранней коррекционно-педагогической помощи детям в возрасте до 3 лет; на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.

В законе определены нормы, которые регулируют организацию образовательного процесса и его особенности применительно к различным категориям детей с психофизическими нарушениями.

Ведущим направлением развития специального образования сегодня  является интеграция, «включение». Интегративные тенденции в современном специальном образовании признаются всеми. Идеи интеграции становятся всё более понятными и притягательными. Постепенно в нашем обществе формируется новое отношение к детям с особенностями психофизического развития. Признаётся их обучаемость, равноправие всех детей в получении образования. Признаётся самоценность человека, ребёнка независимо от выраженности психофизического нарушения. Родителям предоставляется возможность выбора типа образовательного учреждения и формы получения специального образования. К наиболее  значимым достижениям в нашей стране следует отнести преодоление изолированности, обособленности специального образования, отчуждённости детей с особенностями развития.

Информация о работе Сопровождение учащихся с ОПФР