Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:22, творческая работа
Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальной помощи, обусловлено целым рядом причин и связано, прежде всего, с факторами риска рождения детей с ОПФР: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм родителей, неблагополучный психологический климат в семье и др. К сожалению, количество таких учащихся увеличивается из года в год. Так, в нашей школе за последние 6 лет количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения, возросло в 5 раз.
Введение……………………………………………………………………. …… 3
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе …………………………. 4
Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития………………………………………………….............. 5
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9
Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………………………………………………. 11
Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания ………………………………………….… 14
Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в СШ № 137................................................................ 16
Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями психофизического развития в средней школе № 137… 16
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного обучения в СШ №137»……………………………………….… 19
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год……………………………………………………….. 20
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания ученика с особенностями психофизического развития……………………………………… 22
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения…………………………………………………………… 24
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26
Минский городской исполнительный комитет
Комитет по образованию Мингорисполкома
Создание системы
психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы
Автор: Конон Елена Валентиновна
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
средняя общеобразовательная
школа №137 имени П.М. Машерова
Минск
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и
Законодательная база и научно-методическое обеспечение интегрированного (совместного) обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития…………………………………………………...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе №137…………………………………………..… 9
Система работы учителя-дефектолога СШ № 137 в рамках
психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями
психофизического развития в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания………………………
Организация мониторинговой деятельности в классах интегрированного
(совместного) обучения и
Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития
в СШ № 137....................
Результативность интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Диаграмма «Количество детей с ОПФР и классов
интегрированного
обучения в СШ №137»……………………………
Приложение 2 Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития…………………………………. 19
Приложение 3 Содержание работы группы психолого-педагогического
сопровождения учащихся
с особенностями
в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания
на 2007/2008 учебный год…………………………………………………
Приложение 4 Рекомендации учителя-дефектолога к организации
взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР… 21
Приложение 5 Индивидуальная карта результативности учебного процесса
в классе интегрированного (совместного)
обучения и воспитания ученика
с особенностями психофизическо
Приложение 6 Анализ ошибок письма учащегося. Речевой профиль…………… 23
Приложение 7 Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе
интегрированного обучения……………
Приложение 8 Диаграмма «Динамика развития учащихся»……………………… 25
Приложение 9 Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в СШ № 137………………………… 26
Введение
В данной работе обобщён
опыт Конон Елены Валентиновны, учителя-дефектолога
высшей категории средней
Представленный опыт раскрывает вопросы организации обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития (с трудностями в обучении, с интеллектуальной недостаточностью) в общеобразовательной школе. В работе также рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития, обучающихся в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания в условиях общеобразовательной школы. В работе предлагается модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР в условиях образовательной интеграции. Представлена система работы учителя-дефектолога во взаимодействии с педагогом-психологом, социальным педагогом, классными руководителями и учителями-предметниками по психолого-педагогическому сопровождению учащихся классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания. Также в работе описаны разработанные учителем-дефектологом материалы для осуществления мониторинговой деятельности в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания, позволяющие эффективно отслеживать динамику развития учащихся.
Актуальность и необходимость организации интегрированного
(совместного) обучения и воспитания в школе
Мы не «необучаемые» - необучаемых людей не существует!
Мы не «больные» - хотя и у нас бывает насморк!
Мы не «инвалиды» - ведь мы многое умеем делать!
У нас есть особенности развития – но и вы не совершенны!
Все мы – одна дружная семья!
В последнее время
особенно остро обозначилась проблема
существенного роста числа
Министерство образования
Пожалуй, само время предопределило
возникновение новой формы
Увеличение количества
детей с особенностями
Процессы обучения и воспитания, развития и социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития происходят крайне сложно. В системе помощи на первом месте стоит не дефект, а формирование и развитие личности ребёнка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию потенциальных возможностей, успешного вхождения в социальную среду. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития, обучающихся в условиях общеобразовательной школы, обусловлены переосмыслением задач специального образования, интегративными тенденциями в образовании, реализацией принципов гуманизации, гуманитаризации и демократизации в современной школе. Меняются приоритеты образования. Существовавшая долгие годы ориентированность на формирование знаний, умений и навыков уступает приоритетные позиции воспитанию и социализации. Педагогическое сопровождение или педагогическая поддержка сегодня рассматривается как система средств и деятельность педагога, обеспечивающие оказание профессиональной (коррекционно-педагогической) помощи в индивидуальном развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, в самоактуализации и самореализации ребёнка. Работа педагогов направлена на потенциальные возможности ребёнка, на развитие личности в целом, на включение ребёнка в школьный социум и обеспечение положительных межличностных отношений.
Для обучения в общеобразовательной школе детей с особенностями психофизического развития необходим ряд условий, обеспечивающих компенсацию недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, активизацию познавательной деятельности. Коррекционная направленность учебно-воспитательной работы в классах интегрированного обучения отражена в их структуре: 5-летний срок обучения в начальном звене, щадящий режим оценивания, проведение коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности, по развитию речи, по развитию и совершенствованию высших психических процессов, практическая направленность обучения. Еще одной особенностью организации обучения учащихся с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы является наличие специальных учебных программ. Учебные планы составляются с учётом того, что кроме базового компонента существует и коррекционный компонент, направленный на коррекцию дефекта, на коррекцию познавательной деятельности у детей, которые имеют трудности в обучении. Создание таких условий в общеобразовательной школе возможно при организации работы классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
Таким образом, в СШ №137 возникла необходимость создания условий для обучения и воспитания детей с нарушениями развития, создания системы комплексного, системного, личностно-ориентированного психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития. Создание единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с особенностями психофизического развития в условиях, максимально приближенных к обычным - это те задачи, которые сегодня старается решить средняя общеобразовательная школа № 137.
С 2003 года накоплен немалый опыт работы учителя-дефектолога по теме «Интегрированное (совместное) обучение и воспитание учащихся с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы».
Для достижения поставленной цели: создания условия для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития через организацию целостной системы психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения и воспитания учащихся в условиях общеобразовательной школы учителем-дефектологом разработана модель обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР, продумана система взаимодействия всех специалистов сопровождения, разработан пакет документов для педагогов школы по организации учебной деятельности на уроке учеников с особенностями развития, продумана система мониторинга результативности и эффективности учебно-воспитательного и коррекционного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания.
Законодательная база и научно-методическое обеспечение
интегрированного
(совместного) обучения и воспитания
учащихся с особенностями
Пути развития специального образования в Республике Беларусь были определены Концепцией реформирования специального образования (1999г.) и Программой по её реализации (2000г.)
Принятый в 2002 году Закон «Об образовании» устанавливает право лиц с ограниченными возможностями на специальное образование, доступность образования, получение коррекционных услуг, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Для системы специального образования особую значимость приобрело принятие в 2004 году Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Беларусь первая среди стран СНГ приняла такой закон, что является важным шагом в развитии национальной системы специального образования и имеет огромную социальную значимость. Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования и направлен на создание условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, для их социальной адаптации и интеграции в общество. Приняты меры по обеспечению всем лицам с особенностями психофизического развития возможности получить образование, соответствующее их потребностям и познавательным возможностям. Активная реализация Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» происходит во всех регионах.
Впервые на законодательном уровне закреплены:
В законе определены нормы, которые регулируют организацию образовательного процесса и его особенности применительно к различным категориям детей с психофизическими нарушениями.
Ведущим направлением развития специального образования сегодня является интеграция, «включение». Интегративные тенденции в современном специальном образовании признаются всеми. Идеи интеграции становятся всё более понятными и притягательными. Постепенно в нашем обществе формируется новое отношение к детям с особенностями психофизического развития. Признаётся их обучаемость, равноправие всех детей в получении образования. Признаётся самоценность человека, ребёнка независимо от выраженности психофизического нарушения. Родителям предоставляется возможность выбора типа образовательного учреждения и формы получения специального образования. К наиболее значимым достижениям в нашей стране следует отнести преодоление изолированности, обособленности специального образования, отчуждённости детей с особенностями развития.