Социология в России в XIX и начале XX в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:15, доклад

Описание работы

Социология в целом и каждая ее отдельная отрасль являются
результатом творческой деятельности многих поколений
ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле
она интернациональна по своему характеру, целям и задачам

Работа содержит 1 файл

Социология в России в XIX и начале XX в.docx

— 61.35 Кб (Скачать)

Преодоление национальной катастрофы» (М., 1999); Россия в

поисках стратегии: Общество и власть» (М., 2000); «Реформирование

России: От мифов  к реальности» (М., 2001). Обстоятельное

изучение ситуации показало гибельность превращения  России в

поставщика дешевого сырья, рабочей и интеллектуальной силы

западным странам. Социологи обосновали, что при  наличии

мощного индустриального, научного, сырьевого и человеческого

потенциала, которым  располагает страна, Россия может  осуществить

стремительный экономический, научно-технический  и

социальный прорыв вперед и не только сравняться с  развитыми

странами, но и  занять прочные ведущие позиции  в мировой экономико-

политической  жизни и научно-технической сфере.

Наиболее актуальная задача социологии сегодня — разработка

теоретико-методологических основ социологического

66 Раздел первый. Социология как наука

знания на уровне международных научных стандартов. Дело в

том, что социологи  очень часто не владеют языком, т. е. научным

аппаратом своей  науки. Это уже просто опасно, поскольку

специалисты в  таком случае начинают терять «чувство нового

продуктивного знания». Очень часто новые идеи, принципы

и подходы, «пограничная тематика» воспринимаются социологами

с трудом или  вовсе не воспринимаются. Здесь очень  четко

встает проблема понимания языка в социологии Сейчас же

этот язык, его  знание напоминает знакомство с русским  алфавитом,

в котором не хватает нескольких очень важных букв.

Кроме того, возникает  очень сложный и одновременно интересный

вопрос о «социологической истине». Сейчас социологическая

истина понимается зачастую извращенно и отождествляется

с результатами опроса общественного мнения, т. е. с

мнением арифметического  большинства: социальной группы,

класса, нации, религиозной  конфессии, политической партии

и т. д. Если, скажем, большинство считает так-то и  так-то, то

это якобы и  есть истина, так оно будто бы и есть в действительности,

таковой этой действительности и быть. Это свойственно

и некоторым  нашим политикам, которые считают, что голосованием

можно решить любой  жизненный вопрос, в том числе

научный. То, что  большинство может заблуждаться, а саму истину

всегда открывали  одиночки-подвижники, т. е. отдельные

личности, которым  очень часто приходилось несладко в отношениях

со «всегда  правым большинством», — об этом почему-

то забывают. И история знает тому массу  примеров.

Но дело здесь  еще и в другом. Подтверждающие или опровергающие

теорию факты  также в свою очередь подвергаются

языковой «обработке»  на основе того или иного их истолкования.

Что имеется  в виду? Прежде всего — вопрос об объективной

реальности, отражающейся в сознании человека. Как она

понимается человеком? Есть исходный принцип социологии:

человек есть продукт  социальной системы. Но и социальная система

— продукт человеческой деятельности, а человек может

создать такую  систему, которая превращает его  самого в раба

этой системы. Поэтому нельзя считать человека полностью обусловленным

чем-то внешним  — той же социальной системой,

например. В нем  всегда есть что-то его собственное, «человеческое

», неотчуждаемое  никакой системой и ни при каких  обстоятельствах.

Это надо помнить, иначе мы всегда будем приходить

Глава 1 Становление  и развитие социологии 67

к самым жестоким формам тоталитаризма (отчуждение людьми

своей человечности в пользу безликой репрессивной общности)

и авторитаризма (отчуждение людьми своей человечности в

пользу такой  же безликой, но не общности, а одиночки-самозванца).

Вот вам прикладная роль «социологической истины»,

рассмотренной с позиций теоретической социологии!

Но есть и  другой подход, и он заключается  в том, что «социологическая

истина» рассматривается  в контексте многомерного, комплексного

подхода к функционированию создаваемой человеком

социальной системы. При этом подходе создаваемая  система постоянно

сопоставляется  с той целью, во имя достижения которой она

строилась. Пока же, к сожалению, нередко любое  априорное (вне-

опытное) или  эмпирическое (основанное на результатах  опроса,

но должным  образом не осмысленное) высказывание выдается за

истину. А это  — прямая профанация науки, а не «социологическая

истина». Например, можно сослаться на «одномерные», но претендующие

на решение  всего и вся высказывания типа: «все решает

аренда», или  «рынок», или «цены», или «приватизация».

К сожалению, во многих социологических исследованиях

человек отодвигается на задний план и рассматривается  как

придаток к  социальной системе, средство решения  проблем

общества, нации, партии. Наше общество встанет на путь благополучия

только в том  случае, если в центре его внимания

будет не оно  само, не система, не нация и т. д , а человек, его

неотъемлемые  права на достойное существование: политические,

экономические, культурные, духовные. Без этого  любое

общество, система  превращаются в совокупность разобщенных

«среднестатистических индивидов».

Социология сложилась  как наука, вернее, приобрела статус

науки в основном в XX в. Объект ее познания — общество, его

социальные и  личностные структуры — чрезвычайно  сложен.

И познать закономерности взаимодействия этих структур в конкретных

условиях места  и времени, механизмы и формы  их использования

в интересах  общества и человека не менее сложно,

чем открыть  закономерности ядерного синтеза и  разработать технические

средства их использования в интересах человеческой

цивилизации.

Социология как  таковая не может быть ни апологетической,

ни оппозиционной. Она призвана давать реальную научно

обоснованную  картину существующей действительности, ко-

68 Раздел первый. Социология как наука

торая является результатом действия не каких-то мистических

законов и случайностей, а вполне определенных властных

структур. Именно эти структуры, причем персонифицированные,

должны отвечать перед народом за социальные и  экономические

последствия своих  действий.

Только то общество, в основе функционирования которого

лежат принципы социальной стабильности, социального  порядка

и социальной ответственности, имеет историческую

перспективу. И  эти принципы, и эта историческая перспектива

могут быть реализованы  только на основе науки, в том числе

науки социологической.__

Информация о работе Социология в России в XIX и начале XX в.