Социология в России в XIX и начале XX в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:15, доклад

Описание работы

Социология в целом и каждая ее отдельная отрасль являются
результатом творческой деятельности многих поколений
ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле
она интернациональна по своему характеру, целям и задачам

Работа содержит 1 файл

Социология в России в XIX и начале XX в.docx

— 61.35 Кб (Скачать)

кафедры социологии в Петроградском и Ярославском

университетах. В 1919 г. учрежден Социобиблиографический

54 Раздел первый. Социология как наука

институт. В 1919 г. директор института К. М. Тахтарев поставил

вопрос о переименовании его в Российский социологический

институт.

Возобновило свою деятельность Российское социологическое

общество им. М. М. Ковалевского, председателем которого

стал Н. И. Кареев. В 1920 г. в Петроградском университете был

образован первый в стране факультет общественных наук с социологическим

отделением, во главе которого стоял П. А. Сорокин.

В эти же годы издается обширная социологическая  литература,

главным образом  теоретического профиля.

В этой литературе представлены различные точки зрения на

предмет, теорию и структуру социологического знания, на соотношение

социологии и  марксистской теории общества. В развитии

социологии наблюдались  различные тенденции.

Во-первых, большое  влияние на социальное мышление

продолжала оказывать  немарксистская социологическая мысль

(Н. К. Михайловский, М. М. Ковалевский, П. А. Сорокин  и др.).

Во-вторых, важную роль в становлении нового социального

мышления сыграли  работы П. Л. Лаврова, а также Г. В. Плеханова,

которые с различных  теоретических позиций сделали

попытку связать  социологию с социализмом, с революционным

изменением российского  общества.

В-третьих, под  сильным влиянием Н. И. Бухарина наметилась

четкая тенденция  отождествления социологии и исторического

материализма  — теории общества, философским

основанием которой  служит материалистическое понимание

истории. Социология, согласно этой концепции, выступала

как самостоятельная  нефилософская наука. При этом, рассматривая

исторический  материализм как теоретическую  социологию,

последователи Н. И. Бухарина не офаничивали

сферу социологического знания только историческим материализмом,

предполагая возможность  конкретной социологии,

особого конкретного  социологического изучения социальных

процессов.

В-четвертых, стали  получать развитие отдельные отрасли

социологического  знания: социология труда (А. К. Гастев и

др.), социология искусства (Е. Н. Анциферов и др.) и  т. д.

В-пятых, значительная часть философов, позаимствовав

идею Н. И. Бухарина о тождестве исторического материализма

Глава 1. Становление  и развитие социологии 55

и социологии, объявила социологию составной частью философии

— диалектического  материализма.

В-шестых, получила распространение концепция, согласно

которой в историческом материализме выделялись философский

(материалистическое  понимание истории) и социологический

(общая теория  общества) аспекты (В. В. Адоратский  и др.).

В-седьмых, сформировалась точка зрения, представители

которой полностью  отрицали социологическое значение исторического

материализма  и рассматривали его только как  философскую

теорию общества (В. Н. Сарабьянов и др.).

В-восьмых, в  это же время сложилось и так  называемое антисоциологическое

направление среди  философов, отрицавших

не только право  социологии на самостоятельное существование,

но и сам  термин «социология». Исторический материализм

они понимали только как «диалектику истории»

(И. К. Луппол  и др.).

Наряду с теоретическим  социологическим мышлением серьезные

шаги были сделаны  в проведении конкретных социологических

исследований. Это, в первую очередь, исследования

С. Г. Струмилина, связанные с изучением внерабочего

времени, влияния  культуры и образования на производительность

общественного труда; В. И. Толорского по проблемам  социальных

изменений; Е. О. Кабо по изучению домашнего быта

рабочего класса; А. И. Колодной по проблемам молодежи и др.

В 1920 и 1926 гг. в  СССР были проведены переписи населения,

которые дали интересную социальную статистику по

проблемам классовой  структуры страны, образования, культуры,

науки и т  д. Важное значение имел выход в свет журнала

«Статистика труда» и других аналогичных изданий  по экономической

и социальной статистике, в которых содержался

большой фактический  материал об изменениях в социальной

структуре общества, о социальной структуре рабочего класса и

крестьянства.

В 20—30-х ir. проводились  также научные социально-экономические

и социально-этнографические  исследования. Исследования

социологов и  социальных психологов выявили важную

роль социального  фактора в производственной деятельности

человека. Эти  исследования внесли существенный вклад  в

развитие социологического знания и получили международное

признание.

56 Раздел первый. Социология как наука

Однако формирование авторитарного режима, административно-

приказной системы  управления всеми сферами жизни

общества самым  губительным образом сказалось  на общественных

науках в целом, на социологии в том числе. Так, уже  в

1922 г. из страны  были изгнаны выдающиеся мыслители,  профессионалы

— философы, социологи, экономисты. Среди них

П. А. Сорокин, П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и

многие другие. С середины 20-х гг. все больше ужесточался  идеологический

и политический контроль, что вело к подавлению

и фактическому запрету любой свежей социальной мысли, к

упразднению социологического мышления.

В то же время  на теории и практике социологии не могла не

отразиться канонизация  теоретических положений, выдвинутых

И. В. Сталиным. До «вторжения» Сталина в философию  среди

советских ученых наблюдались различные подходы  к социологии,

ее предмету, теории, структуре, методологии. Однако

очень немногие марксисты ставили под сомнение существование

социологии как  науки. Будучи дилетантом, Сталин не только

«упразднил» ее в административно-приказном порядке  практически,

но и теоретически обосновал свое действие. В разделе

«О диалектическом и историческом материализме», написанном

им для краткого курса «История Всесоюзной коммунистической

партии (большевиков)» (1938), целая область социального

знания —  исторический материализм — была «возвращена»

в лоно философского знания. С тех пор важнейшие  составные

части социологии — ее теории и понятийный аппарат  — стали

рассматриваться только на философском уровне. Социологические

методы конкретного  исследования общества были изъяты

из обращения. На конкретное изучение процессов, явлений  социальной

жизни был наложен  строжайший запрет.

Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не

только не совместимой  с марксизмом, но и враждебной ему.

Фундаментальные и прикладные исследования в этой области

знания были фактически прекращены.

Упразднение социологии как науки было предопределено

тем, что ее принципы, теория и методы познания и освоения

социальной действительности оказались несовместимыми с личной

диктатурой, волюнтаризмом  и субъективизмом в управлении

обществом, социальными  процессами. Научная социология прямо

противоположна  социальной апологетике. Официальные  эко-

Глава 1. Становление  и развитие социологии 57

номическис показатели вала из года в год свидетельствовали  о

«росте» благосостояния общества, в то время как социальные показатели,

т. е. показатели, отражающие реальное удовлетворение

потребностей  людей, качество продукции и сложившиеся  формы

ее реализации, говорили об обратном — о снижении социального

благосостояния  народа, росте социальной напряженности.

Второе, таким  образом, отрицает первое. Но первое соответствует

интересам личной или бюрократической власти, идеологическим

орудием которой  всегда выступает социальная мифология.

И как результат  социальная мифология была возведена  в степень

науки, а реальная наука объявлена буржуазной лженаукой.

Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался

до начала 60-х  гг. Изданные в этот период монографии

по историческому  материализму анализировали социальные

явления и процессы на крайне общем абстрактно-теоретическом

уровне, в отрыве от реальной жизни. Философский

догматизм, отрицание  социологического мышления имели

своим следствием безграничное господство догматизма и  схоластики

в науке об обществе.

Возрождение социологических  исследований началось с наступлением

«хрущевской оттепели». В то время ситуация в области

социологии сложилась  парадоксальная. Социологические

исследования  получили права гражданства, а социология как

наука — нет. Поэтому во избежание бесконечных  споров и

конфликтов, которые  отвлекали специалистов от реального

дела, было введено  в научный обиход определение  социологии

как науки, занимающейся конкретными социологическими

исследованиями.

Становление и  развитие социологических исследований

встречало ожесточенное сопротивление со стороны части  философов.

Понимая всю  абсурдность отрицания существования  науки

об обществе, они взяли на вооружение сложившуюся  в

30-х гг. концепцию,  согласно которой исторический  материализм

отождествлялся  с социологией и рассматривался как органическая

часть философского знания. Социология была, таким

Информация о работе Социология в России в XIX и начале XX в.