Социология в России в XIX и начале XX в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:15, доклад

Описание работы

Социология в целом и каждая ее отдельная отрасль являются
результатом творческой деятельности многих поколений
ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле
она интернациональна по своему характеру, целям и задачам

Работа содержит 1 файл

Социология в России в XIX и начале XX в.docx

— 61.35 Кб (Скачать)

силу, способную  восторжествовать в подобной борьбе.

Другой крупный  русский социолог — Николай Константинович

Михайловский  (1842—1904). «Коренная и ничем неизгладимая

разница между  отношениями человека к человеку и к

остальной природе  состоит прежде всего в том, —  писан

он, — что  в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями,

а с явлениями, тяготеющими к известной цели, тогда

как во втором —  цель эта не существует. Различие это  до того

важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость

применения различных  методов к двум великим областям

человеческого ведения... Мы не можем общественные явления

оценивать иначе, как субъективно... Высший контроль

должен принадлежать тут субъективному методу»2.

Михайловский  считал, что социология и этика  неразрывно

связаны между  собой. Он утверждал, что нельзя беспристрастно

относиться к  фактам общественной жизни. «Скажите

мне, — говорил  он, — каковы ваши социальные связи, и я

скажу, как вы смотрите на мир»3. Михайловский отверг эволюционную

теорию Ч. Дарвина  и Г. Спенсера и исходил из теории

необходимости спасения индивида от разрушительного

воздействия социального  контроля. По его мнению, между индивидом

и обществом  происходит непрекращающаяся война,

свидетельством  чему является история России. Обратив  внима-

1 Лавров П Л. Философия и социология. Т. I. С 639—640

2 Михайловский Н К Сочинения. СПб., 1896-1897. С 400.

3 Там же. С. 405.

Глава 1. Становление  и развитие социологии 47

ние на то, какое  влияние на социальное поведение  оказывают

подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил

психоанализ 3. Фрейда и В. Адлера.

Главный интерес  Николая Ивановича Карвева (1850—1931)

лежал в области  философии и истории, однако им написано

много работ  и по социологии. В монографии «Введение  в изучение

социологии» он утверждал: «Социология должна быть

учением об обществе, подобно тому, как существует общее

учение о жизни»1. «Ни единая логика общественных наук, ни

методология истории, политической экономии, юриспруденции,

политики не могут заменить собой методологию  социологии,

которую следует  развивать дальше»2. Уточняя определение

предмета социологии, он писал: «Итак, социологию можно

понимать в  более широком и в более  тесном смысле.

В первом смысле это есть изучение законов, управляющих  всеми

явлениями, какие  только совершаются в обществе, то есть

изучение законов  социально-биологических, социально-психологических

и социальных в  более тесном смысле. Последними

и должна заниматься социология в более узком значении

слова»3.

Особое внимание Кареев уделял роли индивида в истории,

главной составляющей единицы организованной среды. Ок

пришел к выводу, что общество является сложным продуктом

взаимодействия  биологических, физических факторов, а  также

факторов внешней  среды. Социологические исследования Ка-

реева были направлены на развитие идеи прогресса общества.

«Тезис —  это самообусловленность индивида в социальном и

культурном аспекте; антитезис — зависимость индивида от установлений

и институтов организованной среды; синтез — зависимость

среды от индивида и его самообусловленности»4.

Названные выше представители субъективизма в  социологии

дают достаточно полное представление об этой ориентации

социологической мысли в России в конце XIX —  начале

XX в. Все перечисленные  авторы считали себя эмпириками  и

позитивистами, что не мешало им придавать главное  значение

этическим проблемам  социологии. Интересно, что в научной

1 Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С 3.

2 Там же. С. 222.

3 Кареев //. И, Собр соч В 3 т. СПб., 1912. Т. 2. С 61.

4 Кареев Н. И Основные вопросы философии истории. СПб., 1883. С. 270.

48 Раздел первый. Социология как наука

иерархии они  размещали исихоложю между биологией  и социологией,

а этику возводили  в ранг высшей ценности, хотя

считали эти  науки переходными и относительно независимыми.

Особая роль отводилась психосоциальной деятельности интеллектуальной

личности.

Интересны взгляды  отечественного ученого Евгения Валентиновича

де  Роберти (1843—1915) Центральная категория социологии

ле Роберти  — понятие «надорганическое». С  одной

стороны, это  высшая — социальная — форма  проявления мировой

энергии, а с  другой — продукт психического взаимодействия.

Надорганическое проходит в своем развитии две  стадии:

сравнительно  простых психофизических отношений,

представляющих  собой исходный пункт социальности (зачатки

«животной общественности», общение первобытных людей), и

психологических взаимодействий, охватывающих огромное количество

исторических, т. е. общественных, процессов и явлений.

Их де Роберти  подразделяет на четыре большие группы:

науку, философию (или религию), искусство и практическую

деятельность (или  поведение). Последнее, в свою очередь,

подразделяется  на технику, экономику, право и политику. Эта

классификация была призвана отразить любое психологическое

взаимодействие  и стать основой его теории «четырех факторов

цивилизации».

Известное влияние  на развитие социологической мысли  в

России оказал Петр Бернгардович Струве (1870—1944), который

в начале своей  научной деятельности был последователем

социологических взглядов К. Маркса, а после поражения  революции

1905 г. стал  его ярым противником. Струве  отверг диалектику

и теорию социального  развития Маркса. Он считал,

что диалектика построена на метафизическом принципе, по

которому законы логики являются одновременно законами

внешнего мира. Логика, таким образом, переходит  в онтологию.

Преобразовать общество, по мнению Струве, может образованный

индивид, а не классовая борьба и революции1.

Михаил  Иванович Туган-Барановский  (1865—1919), придерживаясь

материалистического понимания истории, проанализировал

ее по трем направлениям: а) природа человеческих

интересов, их роль в социальном развитии; б) соотношение

См : Струве /7. Б. Марксовская теория социального развития. Киев, 1905

Глава 1. Становление  и развитие социологии 49

экономической деятельности с другими аспектами  социальной

жизни; в) классы и классовая борьба. Он выделил  пять основных

групп интересов  человека, среди которых наиболее важными

для социального  развития являются психологические,

альтруистические  и религиозные. Согласно взглядам Туган-Ба-

рановского, классовая  борьба не применима к тем сторонам

человеческой  жизни, которые лежат вне экономических  интересов

человека и  общества1.

Александр Александрович Богданов (псевд. Александра Александровича

Малиновского) (1873—1928) разработал социально-

философскую систему, дав ей название тектологии (от лат.

tecto — строить, конструировать).

В области социологического знания Богданов разработал теорию

социальной адаптации, считая, что последняя существенно

не отличается от биологической, показал, как изменения  в

естественной  среде вызывают изменения социальных форм,

большинство из которых не выживает в борьбе за существование.

Он выделил  два типа социальной адаптации —  относящуюся

к знанию и к  идеологии. Оба типа тем социальнее, чем больше

они пронизаны  «социальным инстинктом», силой, заставляющей

человека находиться среди дружх людей, поступать, как

они, что особенно полно проявляется в имитации. Социальный

прогресс —  это развитие обеих форм адаптации2.

Кроме того, Богданов работал над теорией социальной эволюции.

В связи с  этим особое внимание он уделял развитию

исторических  типов общества и их идеологий, завершив это

исследование  провозглашением «коллективного общества будущего

»3. В отличие от Маркса Богданов утверждал, что «социальное

бытие и социальное сознание — одно и то же, а поэтому

социальное сознание определяет социальную борьбу»4.

Важным этапом в развитии социологической мысли  в России

стала публикация двухтомного капитального труда  Максима

Максимовича Ковалевского (1851 — 1916) «Социология». Ковалевский

писал: «Социология  в отличие, например, от исто-

1 См : Тугаи-Барановский М. И. Современный социализм в своем историческом

развитии. СПб , 1906.

2 См.: Богданов А. А. Очерки по философии марксизма. СПб., 1908;

Он  же. Философия живого опыта. СПб., 1913.

3 Богданов А. А. Краткий курс экономической науки. СПб., 1897.

4 Богданов А. А. Из психологии общества. СПб., 1913. С. 57.

50 Раздел первый. Социология как паука

рии необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и

Информация о работе Социология в России в XIX и начале XX в.