Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:15, доклад
Социология в целом и каждая ее отдельная отрасль являются
результатом творческой деятельности многих поколений
ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле
она интернациональна по своему характеру, целям и задачам
силу, способную восторжествовать в подобной борьбе.
Другой крупный русский социолог — Николай Константинович
Михайловский (1842—1904). «Коренная и ничем неизгладимая
разница между отношениями человека к человеку и к
остальной природе состоит прежде всего в том, — писан
он, — что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями,
а с явлениями, тяготеющими к известной цели, тогда
как во втором — цель эта не существует. Различие это до того
важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость
применения различных методов к двум великим областям
человеческого ведения... Мы не можем общественные явления
оценивать иначе, как субъективно... Высший контроль
должен принадлежать тут субъективному методу»2.
Михайловский считал, что социология и этика неразрывно
связаны между собой. Он утверждал, что нельзя беспристрастно
относиться к фактам общественной жизни. «Скажите
мне, — говорил он, — каковы ваши социальные связи, и я
скажу, как вы смотрите на мир»3. Михайловский отверг эволюционную
теорию Ч. Дарвина и Г. Спенсера и исходил из теории
необходимости спасения индивида от разрушительного
воздействия социального контроля. По его мнению, между индивидом
и обществом происходит непрекращающаяся война,
свидетельством чему является история России. Обратив внима-
1 Лавров П Л. Философия и социология. Т. I. С 639—640
2 Михайловский Н К Сочинения. СПб., 1896-1897. С 400.
3 Там же. С. 405.
Глава 1. Становление и развитие социологии 47
ние на то, какое влияние на социальное поведение оказывают
подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил
психоанализ 3. Фрейда и В. Адлера.
Главный интерес Николая Ивановича Карвева (1850—1931)
лежал в области философии и истории, однако им написано
много работ и по социологии. В монографии «Введение в изучение
социологии» он утверждал: «Социология должна быть
учением об обществе, подобно тому, как существует общее
учение о жизни»1. «Ни единая логика общественных наук, ни
методология истории, политической экономии, юриспруденции,
политики не могут заменить собой методологию социологии,
которую следует развивать дальше»2. Уточняя определение
предмета социологии, он писал: «Итак, социологию можно
понимать в более широком и в более тесном смысле.
В первом смысле это есть изучение законов, управляющих всеми
явлениями, какие только совершаются в обществе, то есть
изучение законов социально-биологических, социально-психологических
и социальных в более тесном смысле. Последними
и должна заниматься социология в более узком значении
слова»3.
Особое внимание Кареев уделял роли индивида в истории,
главной составляющей единицы организованной среды. Ок
пришел к выводу, что общество является сложным продуктом
взаимодействия биологических, физических факторов, а также
факторов внешней среды. Социологические исследования Ка-
реева были направлены на развитие идеи прогресса общества.
«Тезис —
это самообусловленность
культурном аспекте;
антитезис — зависимость
и институтов организованной среды; синтез — зависимость
среды от индивида и его самообусловленности»4.
Названные выше представители субъективизма в социологии
дают достаточно полное представление об этой ориентации
социологической мысли в России в конце XIX — начале
XX в. Все перечисленные
авторы считали себя
позитивистами, что не мешало им придавать главное значение
этическим проблемам социологии. Интересно, что в научной
1 Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С 3.
2 Там же. С. 222.
3 Кареев //. И, Собр соч В 3 т. СПб., 1912. Т. 2. С 61.
4 Кареев Н. И Основные вопросы философии истории. СПб., 1883. С. 270.
48 Раздел первый. Социология как наука
иерархии они
размещали исихоложю между
а этику возводили в ранг высшей ценности, хотя
считали эти
науки переходными и
Особая роль отводилась психосоциальной деятельности интеллектуальной
личности.
Интересны взгляды отечественного ученого Евгения Валентиновича
де Роберти (1843—1915) Центральная категория социологии
ле Роберти — понятие «надорганическое». С одной
стороны, это высшая — социальная — форма проявления мировой
энергии, а с другой — продукт психического взаимодействия.
Надорганическое проходит в своем развитии две стадии:
сравнительно
простых психофизических
представляющих собой исходный пункт социальности (зачатки
«животной общественности», общение первобытных людей), и
психологических взаимодействий, охватывающих огромное количество
исторических, т. е. общественных, процессов и явлений.
Их де Роберти подразделяет на четыре большие группы:
науку, философию (или религию), искусство и практическую
деятельность (или поведение). Последнее, в свою очередь,
подразделяется на технику, экономику, право и политику. Эта
классификация была призвана отразить любое психологическое
взаимодействие и стать основой его теории «четырех факторов
цивилизации».
Известное влияние на развитие социологической мысли в
России оказал Петр Бернгардович Струве (1870—1944), который
в начале своей научной деятельности был последователем
социологических взглядов К. Маркса, а после поражения революции
1905 г. стал его ярым противником. Струве отверг диалектику
и теорию социального развития Маркса. Он считал,
что диалектика построена на метафизическом принципе, по
которому законы логики являются одновременно законами
внешнего мира. Логика, таким образом, переходит в онтологию.
Преобразовать общество, по мнению Струве, может образованный
индивид, а не классовая борьба и революции1.
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865—1919), придерживаясь
материалистического понимания истории, проанализировал
ее по трем направлениям: а) природа человеческих
интересов, их роль в социальном развитии; б) соотношение
См : Струве /7. Б. Марксовская теория социального развития. Киев, 1905
Глава 1. Становление и развитие социологии 49
экономической деятельности с другими аспектами социальной
жизни; в) классы и классовая борьба. Он выделил пять основных
групп интересов человека, среди которых наиболее важными
для социального развития являются психологические,
альтруистические и религиозные. Согласно взглядам Туган-Ба-
рановского, классовая борьба не применима к тем сторонам
человеческой
жизни, которые лежат вне
человека и общества1.
Александр Александрович Богданов (псевд. Александра Александровича
Малиновского) (1873—1928) разработал социально-
философскую систему, дав ей название тектологии (от лат.
tecto — строить, конструировать).
В области социологического знания Богданов разработал теорию
социальной адаптации, считая, что последняя существенно
не отличается от биологической, показал, как изменения в
естественной среде вызывают изменения социальных форм,
большинство из которых не выживает в борьбе за существование.
Он выделил два типа социальной адаптации — относящуюся
к знанию и к идеологии. Оба типа тем социальнее, чем больше
они пронизаны «социальным инстинктом», силой, заставляющей
человека находиться среди дружх людей, поступать, как
они, что особенно полно проявляется в имитации. Социальный
прогресс — это развитие обеих форм адаптации2.
Кроме того, Богданов работал над теорией социальной эволюции.
В связи с этим особое внимание он уделял развитию
исторических типов общества и их идеологий, завершив это
исследование провозглашением «коллективного общества будущего
»3. В отличие от Маркса Богданов утверждал, что «социальное
бытие и социальное сознание — одно и то же, а поэтому
социальное сознание определяет социальную борьбу»4.
Важным этапом в развитии социологической мысли в России
стала публикация двухтомного капитального труда Максима
Максимовича Ковалевского (1851 — 1916) «Социология». Ковалевский
писал: «Социология в отличие, например, от исто-
1 См : Тугаи-Барановский М. И. Современный социализм в своем историческом
развитии. СПб , 1906.
2 См.: Богданов А. А. Очерки по философии марксизма. СПб., 1908;
Он же. Философия живого опыта. СПб., 1913.
3 Богданов А. А. Краткий курс экономической науки. СПб., 1897.
4 Богданов А. А. Из психологии общества. СПб., 1913. С. 57.
50 Раздел первый. Социология как паука
рии необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и
Информация о работе Социология в России в XIX и начале XX в.