Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 08:43, реферат
Итак, спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной техники, методов преподавания, но и как социальное явление. Можно с уверенностью сказать, что социология спорта существует.
Sociology of sport: theory and practice / Armour, K.M., Jones R.L. - L.: Longman, 2000, и российский учебник:
Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. 2001.
Различия в темах учебников
В западном учебнике больше разброс тем, авторы не углубляются в определение спорта, его социальных характеристик, его сущности, их больше интересует то, как спорт, спортивная деятельность взаимодействует с другими социальными явлениями: «Социальный класс и спорт», «спорт и национализм», а также то, как в спорте находят свое отражение распространенные социальные проблемы, например, проблема неравенства по полу, расе, проблема дискриминации и т.д .
В российском учебнике авторы
редко выходят на взаимоотношения
спорта и других социальных явлений,
в основном рассматриваются
Западный учебник более наполнен фактическими данными с конкретными примерами из истории спорта. Приводятся сюжеты и слова спортсменов относительно того или иного события .
Что касается переодических изданий, в предыдущих главах были перечислены журналы по социологии спорта, которые издаются организациями на Западе, в России издается журнал «Теория и практика физической культуры». В этом журнале представлено множество статей тех, кто пишет по социологии спорта. Журналов, которые специализирутся по социологии спорта в России в настоящее время нет.
9. Теоретические подходы к изучению спорта, как социального явления
Для того чтобы социология спорта развивалась, необходимо определить теории, с помощью которых возможно изучать данную сферу социальной реальности
Цель этой главы описать ряд теорий, которые традиционно используются при изучении спорта как социального явления. Безусловно, количество таких теорий неограниченно, но остановимся на следующих из них, а именно: структурный функционализм, теория конфликта и теория структурации.
Приверженцы структурного функционализма
подходят к социальным процессам
в контексте изучения социальной
системы отношений как
Социальная система с точки зрения функционалистов должна быть устойчивой. Кроме того, предполагается, что участие субъекта социального действия в этих отношениях не захватывает его целиком, а сводится к выполнению специфической роли, заложенной правилами системы, так что социальная структура оказывается системой стандартизированных отношений деятелей.
Главными функциями
- спорт в перспективе взаимосвязей с другими институтами общества, сюда будут относиться связи спорта с семьей, образованием, системой занятости, и пр.;
- отражение в спорте общепринятых практик общества (характерных для большинства его институтов) – например, дискриминации; или же наоборот, «сублимации» в спорте явлений, не проявленных в остальных институтах общества (например, национализм).
- влияние общественной системы: коммерциализация спорта, превращение спорта в «шоу», спорт и масс-медиа;
- исследования конкретных механизмов образования ролей, причин, по которым люди занимаются спортом.
В условиях этой теории спорт
будет рассматриваться как
Теория конфликта ставит в центр своего анализа конфликт, как явление, присущее природе человеческого общества. Теорию конфликта развивали Р. Дарендорф и Л. Козер в качестве противовеса структурному функционализму, который делает упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последнее время теория конфликта получила развитие в работах Д.Белла, К.Боулдинга (США), М. Крозье, А.Турена (Франция), Ю.Гальтунга (Норвегия) и др.
Ее сторонники подчеркивают ценность конфликта. Конфликт не позволяет социальной системе закостенеть и стимулирует ее развитие. Социальный конфликт – это неотъемлемый атрибут социальных отношений. Конфликт позволяет разрядить напряженность между противостоящими сторонами и позволяет восстановить их отношения. Также конфликт содействует сближению и знакомству конфликтующих групп, в условиях противодействия они больше узнают друг о друге и в итоге возможно объединение и полное сближение.
В приложении к спорту, сторонники теории конфликта могут рассматривать спорт, как социальное образование, которое развивается благодаря конфликтам и стимулируется ими. Так, например, конфликт, возникший внутри спортивной команды, может способствовать ее сплочению и восстановлению внутреннего единства. Сторонники теории конфликтов утверждают, что внутренние конфликты, затрагивающие только цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально позитивный характер . Но если в процессе развития конфликта противоборствующие стороны этой команды меняют свои базовые ценности и нормы, то этот конфликт будет иметь негативное значение и как результат возможен распад спортивной команды.
В тоже время исход конфликта, стабилизирует ли он отношения внутри группы или, напротив, окончательно разрушит их, зависит от того, какая это группа и от того, в какой социальной системе она находится. В данном случае, нас интересует спортивная система, но она тоже внутри разделяется на несколько подсистем, например, спорт высших достижений и любительский спорт. В каждой из этих сфер конфликты будут протекать по-разному. В условиях спортивной системы конфликт может перестать быть актуальным, если команда добивается определенной цели, например, победы в соревновании.
Также имеют место внешние
конфликты, когда конфронтационные
отношения возникают между
В спорте аналогом конфликта между группами может предстать соревнование, или спортивная игра. Это прообраз конфликта в более мягкой форме. Возможны также конфликтные ситуации между фанатами разных команд – это тоже будет примером конфликта в спортивной сфере. Конфликты и их возникновение зависит от множества условий, как отмечалось выше. Так, например, когда две российские футбольные команды играют на чемпионате России, возникает конкуренция между командами и между фанатами этих команд. Когда же сборная России едет на чемпионат мира, футбольную команду составляют игроки из разных команд, конкуренты в прошлом, теперь они становятся одним целым. В такой ситуации объединяются и все российские фанаты футбола, ранее конфликтовавшие между собой.
Конфликты в спорте могут
происходить и между целыми странами,
например, как это было между США
и Советским союзом, хотя конфликты
такого масштаба называют противостоянием.
Такого рода конфликты могут иметь
серьезные последствия, как правило
они более комплексные и
Завершить обзор теорий, которые можно использовать в социологии спорта, хотелось бы теорией структурации Энтони Гидденса. Он утверждает, что общество «High модерна» отличается «внутренне присущей модерну рефлексивностью». Человек в условиях современного общества отличается более активным характером поведения, которое уже не рассматривается как результат внешних сил, которые индивиды не могут понимать и контролировать. Итак, человек становиться действующим. Большое значение придается языку и способам объяснения социальной реальности. В условиях модерна знание становится достоянием участников социального взаимодействия, оно перестает быть «монопольным» . Гидденс описывает взаимоотношение между человеческим действием и социальными институтами. Институты возникают в результате взаимодействия агентов: агенты, рефлексируя по поводу своих действий, понимают, что изменение социальных институтов возможно и иногда необходимо.
Основным понятием теории структурации является понятие социального агента. По мнению Гидденса, действие агента представляет собой стратификационную модель, которая включает в себя три уровня: мотивации действия, рационализации действия и рефлексивного мониторинга действия.
В условиях спорта таким агентом является спортсмен. Уровень мотивации – это осознанные и неосознанные желания, которые побуждают агента к действию. Действия спортсмена – это действия, которые ему необходимо проделать, чтобы достичь результата, например, победы. В соответствии с мотивом (желанием стать чемпионом, победителем в схватке) спортсмен действует.
Второй уровень –
Рефлексивный мониторинг действия – это постоянное и непрерывное отслеживание индивидом своих собственных действий, действий других людей, а также физических и социальных условий действия. Так спортсмен, например, бегун, постоянно контролирует свое движение к финишу, а также примерно представляет, на каком расстоянии от него находятся другие бегуны и в каком случае они могут его опередить. В футбольной игре отдельный футболист старается держать в голове картинку всего поля. В более глобальном смысле тренера контролируют обстановку в большом спорте.
В теории Э. Гидденса структура описана иначе нежели в теории функционализма. Он понимает структуру как набор правил, но эти правила являются как условием действия индивида (как в функционализме), так и результатом. Агент одновременно воспроизводит и создает правила. Так и в спорте, действующий субъект, спортсмен, активно участвует в процессе создания и воспроизводства правил спортивной игры.
В данной главе был рассмотрен ряд теорий, с помощью которых можно изучать спортивную реальность. Хотелось бы отметить, что все подходы рассматривают спорт с разных позиций, акцентируют внимание на разных составляющих спорта. Было бы неправильно выбрать одну теорию и забыть о других, так как каждая из них ценна по-своему.
Теория конфликта
Каждая теория уникальна. Прежде чем выбирать теорию, социолог должен прояснить, какие он ставит перед собой цели и задачи, какой аспект спорта его интересует в настоящий момент, также возможно использование несколько теорий одновременно, чтобы максимально описать спорт, как социальное явление.
Заключение
Ознакомившись с развитием
социологии спорта в России и современным
состоянием этой дисциплины, мы отметили
наличие не только журналов и научных
публикаций по данной теме, но и активное
проведение социологических исследований
в спорте. При этом нами было отмечено,
что отечественная социология спорта
формировалась в советское
Социология – молодая наука, она появилась лишь в 1960. Возможно поэтому ей, несмотря на пройденный путь развития, не всегда удается быть полностью автономной наукой, и она часто зависит от тенденций в социологии либо в спорте. Как в России, так и за рубежом, социологи не пишут по социологии спорта, этим занимаются специалисты в сфере физической культуры.
Познакомившись с историей социологии спорта в России и за рубежом, мы сравнили учебные программы, представленные в учебниках России и других стран.
Выяснилось, что зарубежные
программы более полно
В последней главе было рассмотрено взаимодействие спортивных и политических явлений, а также способы репрезентации идей национальной автономии в спорте.
Данная тема является достаточно обширной и, несомненно, заслуживает дальнейшей разработки. В частности, было бы интересно:
• изучить то, каким образом происходит взаимодействие российской и западной школ социологии спорта и обмен опытом между ними,
• попытаться выяснить, почему профессиональные социологи не интересуются этой областью социологии, и останавливаются на определении спорта как социального института, не проводя его дальнейшего изучения,
• почему социологию спорта не преподают в России на социологических факультетах.
Тот факт, что социология спорта является молодой наукой, имеющей дело с очень важной и обширной сферой социальной активности человека, позволяет надеяться на актуальность дальнейших исследований в этой области.