Социология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 08:43, реферат

Описание работы

Итак, спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной техники, методов преподавания, но и как социальное явление. Можно с уверенностью сказать, что социология спорта существует.

Работа содержит 1 файл

социология спорта как наука!!! реферат.docx

— 60.01 Кб (Скачать)

Введение

В последнее время спорту уделяется особое внимание: по случаю праздников проводятся спортивные мероприятия, например, массовые забеги, соревнования по уличному баскетболу и т.д. Все  же некоторые считают, что этого  внимания недостаточно. Бытует мнение, что используются неправильные способы  представления спорта, например, трансляция спортивных программ в неудобное  для основной массы зрителей время (слишком рано или слишком поздно), подача материала журналистами, когда  неправильно расставляются акценты. Вопрос – представление спорта в  СМИ – заслуживает отдельного внимания, но мы в данной работе не будем  на нем подробно останавливаться. Важно, что спорт присутствует в общественной жизни и играет немаловажную роль.

Социология спорта получает и накапливает знания о спортивной реальности. «Социология физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в  сфере физической культуры и спорта, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и  спорта в образе жизни людей, а  также социальные взаимоотношения  людей в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности ».

Социология физической культуры и спорта позволяет получить представление о спортивных интересах людей, их мотивациях и ценностных ориентациях в физкультурно-спортивной деятельности, без которой трудно понять и объяснить их поведение.

Развитие социологии физической культуры и спорта тесно связано  с развитием физической культуры и спорта как явлений. В первой трети XX века наблюдалось относительно слабое развитие этих явлений, что выражалось в небольшом количестве участников.

Начиная с 1930 гг. физкультурно-спортивное движение формируется как массовое. Создаются нормативные основы, материальная база. Физическая культура и спорт  постепенно охватывают все слои населения.

Начиная с 1960 гг. выходит  ряд работ, посвященных методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта, В.А. Артемова, Т.И. Кукушкина, В.И. Жолдака, В.У. Агеевца, О.А. Мильштейна, И.В. Вишневского, Н.А.Понаморев,  Л.Н. Нифонтовой, Т.Х. Титмы. Проводились  также социологические исследования, в которых изучалось отношение  населения к спорту.

Итак, спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это  он совсем недавно попал в область  внимания социологов. До сих пор  существует мнение, что он прерогатива  спортивных наук. Все же сегодня  большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать  не только с точки зрения физкультурной  техники, методов преподавания, но и  как социальное явление. Можно с  уверенностью сказать, что социология спорта существует. С осознанием этого  появляется множество других вопросов: как она представлена в научном  мире, какими категориями она оперирует, насколько она единообразна в  разных странах. По мнению Пьера Бурдье, социологи сталкиваются с рядом  препятствий, занимаясь социологией  спорта, и это связано с тем, что они одновременно находятся  в спортивном и социологическом  мире . Мы попытаемся выяснить, кто пишет  тексты по социологии спорта: социологи  или специалисты в области  физической культуры, на кого ориентированы  эти тексты: на спортсменов или  социологов. Проявление взаимодействия данных явлений можно проследить в проявлениях спорта высших достижений, например, на Олимпийских играх и в условиях ряда других соревнований.

 

 

1. Спорт как социальное явление

По мнению исследователей, физическая культура и спорт –  это два полноценных и самостоятельных  феномена. Российские ученые все же предпочитают рассматривать их совместно  в рамках социологии физической культуры и спорта. Считая, что когда-нибудь их можно будет разделить, но в  настоящее время в этом нет  смысла.

В рамках физической культуры выделяют культуру движения, культуру телосложения и культуру физического  здоровья.

В учебниках и книгах современных  авторов по физической культуре, она  может выступать в двух ролях:

1. как часть общей культуры,

2. как социальный процесс на овладение ценностями физической культуры.

Спорт – это уникальный социальный институт развития, распространения  и освоения культуры двигательной деятельности человеком и человечеством. Общепризнанно  связывать спорт с соперничеством, под которым понимается борьба между  людьми, между человеком и природными явлениями и человека с самим  собой .

Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английского  слова “de sporte” что означает развлечение, увеселение, забава.

Ныне содержание понятия  спорт лишь отчасти соответствует  этому определению, в настоящее  время доминирует – результат, сравнение  результатов в соревновании, хотя для зрителей первоначальный смысл  сохраняется и спорт остается зрелищем.

Итак понятие «физической  культуры» по отношению к понятию  «спорт»более общее:

Физическая культура –  это совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, существующих для физического совершенствования  человека. Спорт – доминирующая форма проявления физической культуры.

После обсуждения категорий  социологии физической культуры, остановимся  на одном из способов изучения спорта, а именно в качестве социального  института.

Социальный институт –  это образование, которое способствует поддержанию стабильности и устойчивости общества. Предпосылкой этой стабильности является наличие общеразделяемой  системы ценностей – общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и т.д1. В процессе социализации индивид усваивает эти нормыи таким образом успешно интегрируется в социальную систему. Социальный же институт выступает в качестве механизма, который обеспечивает интеграцию индивида и сохранение норм. Таким образом, социальные институты – это ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре и семье и т.д. Институциональная структура общества – это своеобразный спинной хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию2.

Успешная  деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:

    1. Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках этого института;
    2. Интеграция человека в структуру общества, что с одной стороны обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой позволяет осуществить социальный контроль над институциональными типами деятельности, существующая государственная система принимает существование данного института, его нормы и правила не противоречат государственным и общечеловеческим.
    3. Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний институтами и осуществление социального контроля.

Спорт зачастую не включают в число жизненно-важных институтов, но в то же время, сторонники существования социальных институтов утверждают, что каждому социальному  явлению соответствует социальный институт. Так, например, в учебнике по социологии Г.Е. Зборовского при перечислении социальных явлений, которым соответствуют социальные институты, называется спорт

«Собственность, рынок, религия, идеология, распределение  и потребление, торговля, демократия, парламентаризм, преступность, здравоохранение, воспитание, спорт, культура, искусство, досуг, развлечение, традиция, средства массовой информации.3.

Вернемся  к условиям, при выполнении которых  институт успешно функционирует  и посмотрим, насколько отвечает им институт спорта. Итак, первое условие  – наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение  людей в рамках этого института. Сюда можно отнести существование  различных правил тренировки, предписания  техники безопасности, регламентация  отношений учитель-ученик, часть  этих норм оформлены документально, часть существует как неписаные  законы.

Второе  условие – непротиворечивость ценностей  этого института ценностям государства, в котором он находится. Это условие  также выполняется, в отдельной  главе «спорт и власть», мы попытаемся подробнее раскрыть момент взаимоотношений  спорта и государства.

Социологи, воспринимающие спорт как социальный институт могут попасть в ловушку, то есть описывая его, они будут использовать стандартные определения и применять  к нему все требования социального  института: наличие структуры и  выполняемых функций и т.д. В  результате это описание будет идентично  описаниям других социальных институтов. Тогда текст о спорте потеряет специфичность и от замены названия «социология спорта» на название, например, «социология здоровья» ничего не изменится. А значит нет смысла писать отдельные тексты в этой отрасли социологии, если в ней нет ничего особенного и значимого. Это будет означать, что данная область не обладает специфическими характеристиками, а поэтому не имеет права на существование, так как ничем не отличается от других  отраслевых социологий. Пэтому социолог должен стараться не попасть в подобную ловушку.

 

2. Спорт как  предмет изучения наук

Физическая культура и  спорт являются объектом изучения множества  наук педагогики, психологии, истории, теории физической культуры, в том  числе и культурологии. Каждая из этих наук выделяет в спорте интересующие ее аспекты и подвергает их тщательному  рассмотрению:

• педагогика изучает методы преподавания физической культуры,

• история – исторические предпосылки появления физической культуры и спорта,

• теория физической культуры – технику и методику выполнения физических упражнений и т.д.

• в то время, как социология исследует социальный генезис, социальную роль и социальные функции физической культуры и спорта. Она в отличие от других наук стремится к более целостному изучению физической культуры и спорта и совмещает в себе элементы многих других наук.

Сначала обратимся к тому, какие моменты выделяют в спорте, как части культуры. Спорт, спортивную деятельность всегда считали частью общечеловеческой культуры. Культура, в том числе, описывает, как появляются формы, как нечто делается человеком. Как строятся здания, рисуются картины, создаются тексты, которые тоже своего рода форма. В случае со спортом и  физической культурой человек строит свое собственное тело. Он приводит его в соответствие с требованиями и необходимостью определенного  вида спорта. Затем с помощью своего тела он создает различные формы, это может быть тело одного человека (как в художественной гимнастике) или несколько тел (как в футболе).

Исследователи культуры стараются  объяснить, почему спорт так притягателен, в чем его красота и не могут  дать точного ответа. Несмотря на это  спорт продолжает приносить людям  радость красоты. Так автор статьи, Ханс Ульрих Гумбрехт  утверждает, что  наслаждение, получаемое от спорта –  бескорыстно, то есть нет объективных  причин (оснований, корысти) восхищаться  им, созерцание спорта не идет на пользу нашему здоровью или благополучию. Именно это имеют ввиду более  поздние философы и критики, когда  пишут об автономности и изолированности  искусства. Ханс Ульрих Гумбрехт отмечает, что в этом спорт близок к искусству.

Хотя надо заметить, что  здесь, в первую очередь, речь идет о  зрителях спортивных состязаний, а  в спорте участвуют спортсмены, тренера, менеджеры, которые видят спорт  не только со стороны, но и изнутри, это уже будет несколько иной ракурс, о котором надо рассказывать отдельно, будет ли он близок к искусству. Возможно, что будет, так как для  архитекторов, дизайнеров, писателей  подчас большой труд создавать то, чем затем будут любоваться поколения  людей.

Следующая тема, которую  исследователи не оставляют без  внимания – это тема ценностей  в спорте. Что действительно ценно  в сфере спортивной деятельности, какие ценности выбирают спортсмены: честность или победа любой ценой. Интересен вопрос, каким образом в спорте сочетаются красота и насилие. Притом это сочетание отличается гармоничностью и у наблюдателей обычно не возникает вопросов, почему это происходит и как это возможно. Конечно, насилие варьируется в различных видах спорта, главным образом, оно связано с тем, какая в данном виде спорта принята дистанция. Так, например, в гольфе дистанция наиболее велика и степень насилия сведена на нет. В контактных видах спорта она соответственно выше, например, в футболе, регби, хоккее. Борцовские виды спорта бьют все рекорды по степени насилия .

Другая тема, которая освещается в статьях – это тема честной  игры. Честная игра как социальная норма и ценность родом из спорта, но со временем получила более широкое  распространение . Однако в спорте, когда результат становится основной целью, нередко поощряются бесчестные способы достижения  успеха. Исследователей интересует не приведет ли это к  «полному исчезновению идеи честной  игры». Получается своего рода противоречие: во-первых, жесткая конкуренция, в  условиях которой необходимо добиться результата, во-вторых, ведение честной  игры. Ханс Ленк предлагает разделять  честную игру на два вида: формальная и неформальная. Неформальная честная  игра понимается как джентльменское поведение, рыцарство, как раньше на олимпийских играх. Пьер Кубертен отмечал, что олимпийские игры отличает рыцарский  дух, основная идея – честное и  равное соревнование. Это пример неформальной честной игры.

Формальная честная игра – это своего рода норма, которой  необходимо подчинится, кто нарушает норму бывает наказан, к нему применяются  негативные санкции вплоть до исключения. Выполнение формальной нормы контролируется. Неформальная честная игра  шире формальной, в ней также нужно  уважать противника, того с кем  соревнуешься.

В истории Олимпийских  игр есть целый ряд примеров неформальной честной игры. На играх 1928 года французский  фехтовальщик  Люсьен Годен был задет рапирой противника. Когда судья провозгласил: «Не попал». Годен вышел вперед и сказал, что попал. Результаты соревнования были пересмотрены не в его пользу. Другой случай в 1956 году в Мельбурне была отменена дисквалификация олимпийского победителя в беге с препятствиями на 3000 метров, так как соперники, бежавшие за ним, заявили, что он их не задерживал . Сегодня атмосфера олимпийских игр несколько иная и трудно представить, что такое возможно. Часто создается видимость честной игры, главное, чтобы не уличили, не заметили. А ситуация с допингом, который осуждается официально, но в тайне используется и поощряется изготовление новых препаратов, еще не известных в качестве допинговых и сложно выявляемых.

Темы, описывающие спорт  как часть культуры, несомненно близки к темам социологическим. Изучение норм и ценностей, которые регулируют деятельность спортсменов, болельщиков, спортивных врачей, тренеров и всех тех, кто имеет отношение к  спорту – должно стать одним из приоритетных направлений социологии спорта. Следующая наука, которая  нашла свое приложение к спорту это  психология.

4. Психология спорта

Психология спорта развивается  вместе со спортивным движением. Рассмотрим наиболее важные темы, изучаемые этой наукой. Среди социально-психологических  проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий спортсменов  в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы освоения ролей спортсменами в процессе взаимодействия. Бывают ситуации, что ролевые ожидания не совпадают с истинными возможностями, что приводит к снижению эффективности  деятельности спортсмена в команде. Конечно, с увеличением продолжительности  взаимодействия и достижением успеха внутренняя сплоченность команд становится более выраженной. Проводятся психологические  исследования. Например, одно из них, выполненное  на данных американского студенческого баскетбола показало, что оптимальное для психологического климата команды соотношение побед и поражений - 8:3 или 9:4. Но и такого механистического подхода, по мнению психологов, быть не должно. Необходим тщательный анализ всех социально-психологических факторов успеха и неуспеха в спорте .

Информация о работе Социология спорта