Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 08:43, реферат
Итак, спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной техники, методов преподавания, но и как социальное явление. Можно с уверенностью сказать, что социология спорта существует.
Введение
В последнее время спорту
уделяется особое внимание: по случаю
праздников проводятся спортивные мероприятия,
например, массовые забеги, соревнования
по уличному баскетболу и т.д. Все
же некоторые считают, что этого
внимания недостаточно. Бытует мнение,
что используются неправильные способы
представления спорта, например, трансляция
спортивных программ в неудобное
для основной массы зрителей время
(слишком рано или слишком поздно),
подача материала журналистами, когда
неправильно расставляются
Социология спорта получает и накапливает знания о спортивной реальности. «Социология физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в сфере физической культуры и спорта, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности ».
Социология физической культуры и спорта позволяет получить представление о спортивных интересах людей, их мотивациях и ценностных ориентациях в физкультурно-спортивной деятельности, без которой трудно понять и объяснить их поведение.
Развитие социологии физической культуры и спорта тесно связано с развитием физической культуры и спорта как явлений. В первой трети XX века наблюдалось относительно слабое развитие этих явлений, что выражалось в небольшом количестве участников.
Начиная с 1930 гг. физкультурно-спортивное движение формируется как массовое. Создаются нормативные основы, материальная база. Физическая культура и спорт постепенно охватывают все слои населения.
Начиная с 1960 гг. выходит
ряд работ, посвященных методологическим
вопросам социологии физической культуры
и спорта, В.А. Артемова, Т.И. Кукушкина,
В.И. Жолдака, В.У. Агеевца, О.А. Мильштейна,
И.В. Вишневского, Н.А.Понаморев, Л.Н.
Нифонтовой, Т.Х. Титмы. Проводились
также социологические
Итак, спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной техники, методов преподавания, но и как социальное явление. Можно с уверенностью сказать, что социология спорта существует. С осознанием этого появляется множество других вопросов: как она представлена в научном мире, какими категориями она оперирует, насколько она единообразна в разных странах. По мнению Пьера Бурдье, социологи сталкиваются с рядом препятствий, занимаясь социологией спорта, и это связано с тем, что они одновременно находятся в спортивном и социологическом мире . Мы попытаемся выяснить, кто пишет тексты по социологии спорта: социологи или специалисты в области физической культуры, на кого ориентированы эти тексты: на спортсменов или социологов. Проявление взаимодействия данных явлений можно проследить в проявлениях спорта высших достижений, например, на Олимпийских играх и в условиях ряда других соревнований.
1. Спорт как социальное явление
По мнению исследователей,
физическая культура и спорт –
это два полноценных и
В рамках физической культуры выделяют культуру движения, культуру телосложения и культуру физического здоровья.
В учебниках и книгах современных авторов по физической культуре, она может выступать в двух ролях:
1. как часть общей культуры,
2. как социальный процесс на овладение ценностями физической культуры.
Спорт – это уникальный
социальный институт развития, распространения
и освоения культуры двигательной деятельности
человеком и человечеством. Общепризнанно
связывать спорт с
Слово «спорт» происходит
от старофранцузского и
Ныне содержание понятия спорт лишь отчасти соответствует этому определению, в настоящее время доминирует – результат, сравнение результатов в соревновании, хотя для зрителей первоначальный смысл сохраняется и спорт остается зрелищем.
Итак понятие «физической культуры» по отношению к понятию «спорт»более общее:
Физическая культура –
это совокупность общественных целей,
задач, форм, мероприятий, существующих
для физического
После обсуждения категорий социологии физической культуры, остановимся на одном из способов изучения спорта, а именно в качестве социального института.
Социальный институт – это образование, которое способствует поддержанию стабильности и устойчивости общества. Предпосылкой этой стабильности является наличие общеразделяемой системы ценностей – общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и т.д1. В процессе социализации индивид усваивает эти нормыи таким образом успешно интегрируется в социальную систему. Социальный же институт выступает в качестве механизма, который обеспечивает интеграцию индивида и сохранение норм. Таким образом, социальные институты – это ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре и семье и т.д. Институциональная структура общества – это своеобразный спинной хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию2.
Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:
Спорт
зачастую не включают в число жизненно-важных
институтов, но в то же время, сторонники
существования социальных институтов
утверждают, что каждому социальному
явлению соответствует
«Собственность, рынок, религия, идеология, распределение и потребление, торговля, демократия, парламентаризм, преступность, здравоохранение, воспитание, спорт, культура, искусство, досуг, развлечение, традиция, средства массовой информации.3.
Вернемся
к условиям, при выполнении которых
институт успешно функционирует
и посмотрим, насколько отвечает
им институт спорта. Итак, первое условие
– наличие специфических
Второе
условие – непротиворечивость ценностей
этого института ценностям
Социологи,
воспринимающие спорт как социальный
институт могут попасть в ловушку,
то есть описывая его, они будут использовать
стандартные определения и
2. Спорт как предмет изучения наук
Физическая культура и спорт являются объектом изучения множества наук педагогики, психологии, истории, теории физической культуры, в том числе и культурологии. Каждая из этих наук выделяет в спорте интересующие ее аспекты и подвергает их тщательному рассмотрению:
• педагогика изучает методы преподавания физической культуры,
• история – исторические предпосылки появления физической культуры и спорта,
• теория физической культуры – технику и методику выполнения физических упражнений и т.д.
• в то время, как социология исследует социальный генезис, социальную роль и социальные функции физической культуры и спорта. Она в отличие от других наук стремится к более целостному изучению физической культуры и спорта и совмещает в себе элементы многих других наук.
Сначала обратимся к тому, какие моменты выделяют в спорте, как части культуры. Спорт, спортивную деятельность всегда считали частью общечеловеческой культуры. Культура, в том числе, описывает, как появляются формы, как нечто делается человеком. Как строятся здания, рисуются картины, создаются тексты, которые тоже своего рода форма. В случае со спортом и физической культурой человек строит свое собственное тело. Он приводит его в соответствие с требованиями и необходимостью определенного вида спорта. Затем с помощью своего тела он создает различные формы, это может быть тело одного человека (как в художественной гимнастике) или несколько тел (как в футболе).
Исследователи культуры стараются объяснить, почему спорт так притягателен, в чем его красота и не могут дать точного ответа. Несмотря на это спорт продолжает приносить людям радость красоты. Так автор статьи, Ханс Ульрих Гумбрехт утверждает, что наслаждение, получаемое от спорта – бескорыстно, то есть нет объективных причин (оснований, корысти) восхищаться им, созерцание спорта не идет на пользу нашему здоровью или благополучию. Именно это имеют ввиду более поздние философы и критики, когда пишут об автономности и изолированности искусства. Ханс Ульрих Гумбрехт отмечает, что в этом спорт близок к искусству.
Хотя надо заметить, что здесь, в первую очередь, речь идет о зрителях спортивных состязаний, а в спорте участвуют спортсмены, тренера, менеджеры, которые видят спорт не только со стороны, но и изнутри, это уже будет несколько иной ракурс, о котором надо рассказывать отдельно, будет ли он близок к искусству. Возможно, что будет, так как для архитекторов, дизайнеров, писателей подчас большой труд создавать то, чем затем будут любоваться поколения людей.
Следующая тема, которую исследователи не оставляют без внимания – это тема ценностей в спорте. Что действительно ценно в сфере спортивной деятельности, какие ценности выбирают спортсмены: честность или победа любой ценой. Интересен вопрос, каким образом в спорте сочетаются красота и насилие. Притом это сочетание отличается гармоничностью и у наблюдателей обычно не возникает вопросов, почему это происходит и как это возможно. Конечно, насилие варьируется в различных видах спорта, главным образом, оно связано с тем, какая в данном виде спорта принята дистанция. Так, например, в гольфе дистанция наиболее велика и степень насилия сведена на нет. В контактных видах спорта она соответственно выше, например, в футболе, регби, хоккее. Борцовские виды спорта бьют все рекорды по степени насилия .
Другая тема, которая освещается в статьях – это тема честной игры. Честная игра как социальная норма и ценность родом из спорта, но со временем получила более широкое распространение . Однако в спорте, когда результат становится основной целью, нередко поощряются бесчестные способы достижения успеха. Исследователей интересует не приведет ли это к «полному исчезновению идеи честной игры». Получается своего рода противоречие: во-первых, жесткая конкуренция, в условиях которой необходимо добиться результата, во-вторых, ведение честной игры. Ханс Ленк предлагает разделять честную игру на два вида: формальная и неформальная. Неформальная честная игра понимается как джентльменское поведение, рыцарство, как раньше на олимпийских играх. Пьер Кубертен отмечал, что олимпийские игры отличает рыцарский дух, основная идея – честное и равное соревнование. Это пример неформальной честной игры.
Формальная честная игра – это своего рода норма, которой необходимо подчинится, кто нарушает норму бывает наказан, к нему применяются негативные санкции вплоть до исключения. Выполнение формальной нормы контролируется. Неформальная честная игра шире формальной, в ней также нужно уважать противника, того с кем соревнуешься.
В истории Олимпийских игр есть целый ряд примеров неформальной честной игры. На играх 1928 года французский фехтовальщик Люсьен Годен был задет рапирой противника. Когда судья провозгласил: «Не попал». Годен вышел вперед и сказал, что попал. Результаты соревнования были пересмотрены не в его пользу. Другой случай в 1956 году в Мельбурне была отменена дисквалификация олимпийского победителя в беге с препятствиями на 3000 метров, так как соперники, бежавшие за ним, заявили, что он их не задерживал . Сегодня атмосфера олимпийских игр несколько иная и трудно представить, что такое возможно. Часто создается видимость честной игры, главное, чтобы не уличили, не заметили. А ситуация с допингом, который осуждается официально, но в тайне используется и поощряется изготовление новых препаратов, еще не известных в качестве допинговых и сложно выявляемых.
Темы, описывающие спорт как часть культуры, несомненно близки к темам социологическим. Изучение норм и ценностей, которые регулируют деятельность спортсменов, болельщиков, спортивных врачей, тренеров и всех тех, кто имеет отношение к спорту – должно стать одним из приоритетных направлений социологии спорта. Следующая наука, которая нашла свое приложение к спорту это психология.
4. Психология спорта
Психология спорта развивается
вместе со спортивным движением. Рассмотрим
наиболее важные темы, изучаемые этой
наукой. Среди социально-