Социология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:18, реферат

Описание работы

Чтобы определить, есть ли такая наука – социология спорта, надо посмотреть отвечает ли она требованиям, которые предъявляются науке. В этой главе мы перечислим основные характеристики науки, и посмотрим описывают ли они социологию спорта.
Наука – это специфическая деятельность людей, а любая деятельность:
1. имеет цель,
2. конечный продукт,
3. методы и средства его получения,
4. направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,
5. представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов .

Работа содержит 1 файл

Социология спорта.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

    1.Социология спорта

1.1.Социология спорта как наука

    Чтобы определить, есть ли такая наука  – социология спорта, надо посмотреть отвечает ли она требованиям, которые  предъявляются науке. В этой главе  мы перечислим основные характеристики науки, и посмотрим описывают ли они социологию спорта.

    Наука – это специфическая деятельность людей, а любая деятельность:

  1. имеет цель,
  2. конечный продукт,
  3. методы и средства его получения,
  4. направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,
  5. представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов1.
 

    Итак, цель науки – это получение  знаний о реальности. Социология спорта получает и накапливает знания о  спортивной реальности. «Социология физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в сфере физической культуры и спорта, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности2».

    Остановимся на качествах научных знаний. Одним  из важнейших качеств научного знания является систематизированность, знание должно быть классифицировано. Внутри социологии существует дифференциация по отраслям и отдельным дисциплинам, одной из таких дисциплин и выступает социология физической культуры и спорта. Социология спорта, в свою очередь, делится на отдельные темы. Эти темы отличаются в российской социологии спорта и в западной, поэтому мы приведем эти темы в главах соответственно о российской и западной социологии спорта.

    Так же необходимо, чтобы научное знание поддавалось обоснованию, доказательности, чтобы его можно было подтвердить  или опровергнуть. В социологии спорта, как и в социологии, можно проверять положения и теории с помощью социологических исследований. С точки зрения Карла Поппера, ученый, выдвигая гипотезу, ищет не столько ее подтверждения, сколько опровержения, в этом выражается критический дух науки. Выдвинув гипотезу, ученый представляет самые смелые факты и случаи, чем рискованнее они будут, тем больше ценность теории, если она подтвердится на их примере.

    Следующей неотъемлемой характеристикой научного знания являются категориальный и понятийный аппарат. Социология физической культуры и спорта в основном пользуется категориальным аппаратом теории физической культуры для описания специальных физкультурных явлений, а так же категориальным аппаратом социологии. Это происходит из-за того, что именно на стыке социологии и теории физической культуры образовалась социология физической культуры и спорта. Надо отметить, что из всех наук, которые изучают физическую культуру и спорт, социология более остальных стремится к целостному изучения данного явления, в том числе совмещая и обобщая знания других наук. (В предыдущей главе мы останавливались на том, какие науки изучают спорт, какие особенности спорта и физической культуры их интересуют).

    Итак, перечислим некоторые категории  социологии физической культуры и спорта, они являются основными объектами изучения этой науки, по мнению ряда российских специалистов:

    1. соматическую (физическую) культуру - природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации и "окультуривания";
    2. физкультурную деятельность - определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также "занятиями физическими упражнениями";
    3. спорт – особую разновидность соревнований ("спортивные соревнования"), подготовку к ним, а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения и т.д.

    Все другие объекты, изучаемые данной наукой, являются:

    а) элементами указанных выше объектов (например, спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т.д.);

    б) их разновидностями, формами проявления (например, спорт для всех и спорт  высших достижений, а также спортивное и олимпийское движение по отношению  к спорту, физическая рекреация и  лечебная физкультура - по отношению  к физкультурной деятельности и т.д.)3.

    В социологии физической культуры и спорта постоянно происходит пересмотр  основных категорий, их взаимосвязей и  структуры. Так внутри категории  спорт выделяют 2 подкатегории. Весь спорт делят на массовый и спорт  высших достижений. Это общее мнение большинства специалистов.

    Структура массового спорта - его составляющие - не вызывает дискуссий среди российских специалистов, как теоретиков, так  и практиков, но взгляды на структуру  другого направления спортивного  движения - структуру современного спорта высших достижений - в методических и управленческих литературных источниках значительно различаются. Одни авторы делят его на олимпийский и профессиональный спорт, другие - на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий. И.И. Переверзин считает, что «такое деление связано с субъективным подходом к рассматриваемой проблеме. Такое структурирование современного спорта не позволяет специалистам надежно прогнозировать его развитие, организовать целевую подготовку спортсменов и оказывать им оправданную государственную поддержку, а в системе подготовки специалистов в учебных заведениях вносит путаницу в умы студентов и учащихся»4.

    Автор статьи «О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов», И.И. Переверзин утверждает, что современный спорт высших достижений, в том числе и олимпийский, - это смешанный спорт, субъектами которого являются как спортсмены-любители, так и спортсмены -профессионалы5. В связи с этим разделять спорт высших достижений на "профессиональный" и "олимпийский" нелогично, так как на Олимпиадах профессионалов выступает все больше и больше.

    Человек, возродивший олимпиаду, Пьер Кубертен считал, что в олимпиаде должны участвовать только любители. Так  было записано в олимпийской хартии.  Сейчас этот параграф, определяющий статус спортсмена-олимпийца как любителя, исключен. К участию в Олимпийских играх стали допускаться все спортсмены Подавляющее большинство участников современных Олимпиад - это люди, профессионально занимающиеся спортом, часть из которых кроме спортивной деятельности не участвует в других ее видах, и меньшая - это студенты и военнослужащие, которым созданы специальные условия для подготовки6.

    Интересный  факт из отечественного олимпийского опыта: на олимпиаду 1952 года Советский союз привез спортсменов-профессионалов вопреки основному правилу олимпиады. Спортсмены были представлены в качестве рабочих различных специальностей. Один из участников олимпиады вспоминает, что их группу повели на экскурсию в машиностроительный завод, и он очень переживал, что ему могут задать какой-нибудь вопрос, связанный с его специальностью. Он был записан как машинист-конструктор. Это несмотря на то, что при социализме считалось, что спорт в нашей стране является любительским и все спортсмены тоже любители. В СССР профессиональный спорт рассматривался как форма эксплуатации спортсменов-профессионалов владельцами клубов и профессиональных команд. Поэтому мы подвергали жесточайшей критике профессиональный спорт в зарубежных странах и вели активную борьбу против коммерциализации международного спортивного движения. В то же время многие наши спортсмены и спортсмены бывших социалистических стран получали государственные или ведомственные стипендии или числились на различных должностях в трудовых коллективах, получая там заработную плату, то есть были фиктивными любителями7.

    Вернемся  к характерным признакам науки. Следующим таким признаком является наличие методов и методологии  исследования социальной реальности. Методы и методологию социология спорта заимствует у академической социологической теории. Теории, которые социологи используют при изучении спорта рассмотрим подробнее позже.

    Следующий момент - это институализация социологии спорта. Институализация науки подразумевает, что некоторое количество людей вступают в определенные социальные отношения и образуют социальный институт науки.

    Социальный  институт науки включает все от книжных, публикаций до семинаров.

    1. Существует группа людей, которые считают себя социологами спорта и другие признают их позицию,
    2. Издаются книги, учебники по социологии спорта, в периодических журналах печатают статьи,
    3. Имеют место комитеты, организации, объединяющие социологов спорта и представителей смежных дисциплин,
    4. Выше перечисленные организации проводят конференции, семинары, на которых идет обмен опытом.

    Итак, социология спорта обладает всеми вышеперечисленными качествами: цель, у нее есть свой объект и предмет исследования, методы исследования и исследовательская  методология, а также свой категориальный и понятийный аппарат. В следующих главах мы рассмотрим, как институционально представлена социология спорта на Западе и в России. Информацию о международных организациях социологии спорта на наш взгляд логичнее всего излагать в главе, относящейся к социологии спорта на Западе, так как несмотря на то, что в этих организациях участвуют представители и от нашей страны, созданы и локализованы они на Западе.

1.2. Социология спорта на Западе

 
 

    Хотя  первые тексты по социологии спорта появились  еще в начале 1920 гг. эта дисциплина не развивалась до 1960 гг. в Европе и Северной Америке.

    Становлению и развитию социологии физической культуры и спорта в мире в немалой степени  содействовал Международный комитет  социологии спорта (International Committee for the Sociology of Sport (ICSS)) при ЮНЕСКО, который был создан в 1965 и включал в себя представителей, как наук о физическом воспитании, так и социальных наук. Исследователи с различным опытом в социологии начали начали развивать социологические определения спорта проводить исследования социальных аспектов спорта, и разрабатывать учебные курсы для студенческие, магистерские и докторские курсы и программы. Исследовательские темы включали такие как спорт и социализация, спорт и социальная стратификация, спортивные субкультуры, политическая экономика спорта, спорт и девиация, спорт и СМИ, спорт, тело и эмоции, спорт и насилие, спортивная политика и национальная идентичность, спорт и глобализация.

    Именно  с этим событием многие социологи  связывают возникновение социологии спорта как самостоятельной дисциплины. Позднее созданный комитет стал официальным исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации. Членами комитета в настоящее время являются ученые 40 стран. Один из членов комитета от России – Столяров Владислав Иванович8.

    С 1966 года Международный комитет социологии спорта стал проводить международные  семинары, конференции и симпозиумы по социологии спорта. Первый из них  был проведен в Кельне и был  посвящен проблеме исследования малых  групп в спорте, второй на тему «Молодежь и спорт» был проведен в Вене в 1968 г., третий – «Спорт и социология» в 1971 г. в Ватерлоо (Канада), четвертый – «Детские спортивные игры» в 1973 г. в Бухаресте9.

    С 1966 ежегодно издавался журнал International Review of Sport Sociology. С 1973 года он издается ежеквартально и называется International Review for the Sport Sociology. C 1978 Северо-Американское общество по социологии спорта издает журнал Review of Sport and Leisure10.

    За  последние тридцать лет теории социологии спорта развивались и применялись к различным видам спорта в разных странах. В настоящее время социология спорта располагает множеством работ, учебников и справочников, написанных в Европе и Северной Америке.

    В последнее время представители  социологии спорта появляются в Южной Америке и Африке. 
 

    На  международном уровне социология спорта представлена следующими организациями:

    1. Международная организация социологии спорта (International Sociology of Sport Association (ISSA, бывший Интернациональный комитет социологии спорта (International Committee for the Sociology of Sport (ICSS)), основана в 1965)), публикует журнал International Review for the Sociology of Sport.
    2. Международная социологическая ассоциация (International Sociological Association (ISA))
    3. Официальный комитет Интернационального совета по спортивной науке и физическому воспитанию (ICSSPE (the International Council of Sport Science and Physical Education)).
    4. Северо-Американское общество социологии спорта (NASSS, the North American Society for the Sociology of Sport), издает Sociology of Sport Journal.
    5. Европейская коллегия спортивной науки (European College of Sport Science (ECSS)).

    В настоящее время ISSA объединяет около 250 членов со всего мира, ежегодно проводятся конференции, включая конгрессы проводимые совместно со Всемирным Конгрессом социологии (World Congress of Sociology) и с Пред-олимпийским научным конгрессом. (Pre-Olympic Scientific Congress). Интернациональная организация социологии спорта (ISSA) является своего рода связующим звеном перечисленных выше организаций, через нее происходит их взаимное общение.

Информация о работе Социология спорта