Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:38, контрольная работа
Цель научной дисциплины "Социология физической культуры и спорта" - исследование ФКС как общественного явления, использование его результатов для проектирования закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.
Российский государственный университет физической культуры,
спорта
молодежи и туризма
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «Социология физической культуры»
на
тему: СОЦИОЛОГИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА В СИСТЕМЕ
ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выполнил: студент 4 курса
Института заочного и
дистанционного образования,
7 группы
Литонов Алексей Александрович
(Ф.И.О. студента)
(уч.степень, должность преподавателя)
Кафедры Философии о социологии
Гржебина Людмила Михайловна
(Ф.И.О. преподавателя)
Москва 2011 г.
Ключевые слова: социология, физическая культура и спорт, социальные проблемы, современность.
В ряду наук о человеке и обществе ведущее место отводится социологии - науке о социальном мире, социальных взаимоотношениях и взаимодействиях личности. Какие бы сложные и высокие задачи ни стояли перед человеком и группой, все они в различной степени упираются в характер человеческих отношений, в умение и способность людей жить вместе, разделять какие-либо общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситуаций, которыми наполнен социальный мир. Чем сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем более важную роль в их решении играют личность и ее знания о человеке и обществе.
Поэтому
каждому работающему в области
физической культуры и спорта (ФКС)
крайне необходимо не только хорошо знать
способы, методы и формы спортивной
тренировки, другие особенности профессиональной
деятельности, но и разбираться в
жизненных интересах и
Конечно,
можно познать и понять окружающий
нас мир посредством жизненного
и профессионального опыта, но этот
путь познания довольно длительный и
полон проб и ошибок. Социология
предоставляет возможность
Общество становится реальностью только в результате взаимодействия индивидов. Цветы не станут клумбой, пока не будут расти рядом.
Что же заставляет людей объединяться? Стремление жить, иметь кров, создавать и использовать орудия труда, защищаться от врагов, а главное - рожать и воспитывать потомство. Все это невозможно делать в одиночку, поэтому люди начинают взаимодействовать друг с другом. Далее происходит разделение социальных ролей. На основе взаимодействий создаются социальные структуры различного уровня (от семьи до общества) с различными целями (от занятий спортом до образования политических партий), объединяющие различное число людей (от двух человек до всего мирового сообщества).
Итак, социология - это наука, изучающая историю развития и функционирования общества, его социальных институтов и организаций, а также проблем совместной жизни людей как представителей различных социальных групп [3].
Первокирпичики предмета социологии - статусы и роли. Первые составляют статистическую, а вторые - динамическую структуру общества. Совокупность больших социальных групп называется социальным составом населения. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами, а совокупность социальных институтов - социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но и с социальными организациями, социальным взаимодействием, с социальными ролями.
Социология
не может существовать, не добывая
самой разнообразной
Любая
наука, достигшая известной зрелости,
дифференцирована и состоит из ряда
отраслей или отдельных дисциплин.
Так обстоит дело и в социологии.
В ней существуют такие области
знания, как теоретическая и
Данная
наука сложилась в начале XX века
в связи с потребностью общества
в понимании таких социальных
феноменов, как спорт, физическая культура,
бурно развивающихся с начала
столетия и играющих значительную роль
в социальной жизни. Физическая культура
и спорт к концу 20-х годов
приобретают черты социального
института, постепенно оформляются
в самостоятельную отрасль
-
выполняет четко определенные
социальные функции (
- имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (стадионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);
-
ведет активную подготовку
Для
изучения процессов развития и становления
социального института ФКС, его
влияния на другие общественные структуры
требуется проведение социологических
исследований. Наряду с прочими знаниями
в области физической культуры и
спорта формируется и наука
Тем не менее четко определяется предмет социологии ФКС: социальные отношения, механизмы взаимодействий в сфере физической культуры и спорта, их роль и место в образе жизни людей.
Таким образом, в настоящее время социология ФКС является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного познания. Социологические исследования позволяют выявить влияние различных социальных факторов на развитие физической культуры и спорта, а также определить влияние данной сферы на общественную жизнь. Многочисленные конкретные социологические исследования дают возможность анализировать состояние потребностно-мотивационной сферы общества в области физической культуры и спорта, оценивать реальные отношения людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту.
Полученные данные позволяют находить правильные управленческие решения, прогнозировать различные ситуации и принимать действенные меры к совершенствованию развития физической культуры и спорта, их положительному влиянию на социальную жизнь людей.
Цель научной дисциплины "Социология физической культуры и спорта" - исследование ФКС как общественного явления, использование его результатов для проектирования закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.
Как учебная дисциплина социология ФКС имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую культуру и спорт и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.
Социология ФКС призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами [1, 2].
Задачи социологии ФКС можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.
Приоритетной задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер. В этой связи разделим их на две группы.
I группа - объективные факторы, определяющие массовость физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:
- уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;
-
подготовка профессиональных
II
группа - субъективные факторы,
-
формирование общественного
-
формирование устойчивых
-
воспитание у населения
Не менее значима для социологии ФКС задача разрешения социальных проблем спорта.
Что такое спорт и спортивная деятельность? Как соотносится спорт с другими социальными явлениями; спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени; выявление факторов, стимулирующих занятия спортом или, наоборот, препятствующих развитию спортивной деятельности; развитие спорта как самостоятельного социально-культурного феномена - вот лишь небольшой круг задач, которые изучаются с помощью конкретных социологических исследований.
В связи с определением цели и приоритетных задач социологии ФКС можно представить структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической культуры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии ФКС построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий, основных закономерностей и тенденций развития в современном обществе.
Социология
ФКС, являясь по своей сути прикладной
наукой по отношению к общей социологии,
выполняет ее главные функции: теоретико-познавательные,
мировоззренческие и
Теоретико-познавательные функции состоят в исследовании социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольно-спортивных обществах и других организациях. Результаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.
Социология
ФКС выполняет присущие всякой науке
описательную, объяснительную и эвристическую
функции. Она описывает, накапливает
и систематизирует факты, относящиеся
к социальной природе и роли физической
культуры и спорта. Раскрывая глубинную
сущность происходящих в них процессов,
прослеживая все характерные
для них причинно-следственные связи,
она дает объяснение явлениям и событиям,
относящимся к физической культуре
и спорту. Используя все присущие
современной науке средства и
методы, она прогнозирует развитие
событий в будущем, раскрывает намечающиеся
в физической культуре и спорте тенденции,
открывает новые факты и