Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 08:43, реферат
Итак, спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной техники, методов преподавания, но и как социальное явление. Можно с уверенностью сказать, что социология спорта существует.
Психология спорта также
изучает конфликты, появление которых
в команде неизбежно, так как
они обязательно сопутствуют
процессу ее развития. Но затяжные межличностные
конфликты нежелательны, потому что
ведут к нарушению
Все большее развитие получают
исследования проблем взаимоотношений
тренера и спортсмена. Изучаются
особенности взаимного
Существует также проблема исследования личности спортсмена, например, ориентации его на себя или прежде всего на задачу.
Решается проблема повышения роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности.
В свое время психология
спорта помогла становлению
Это было краткое представление основных тем, рассматриваемых психологией спорта. Что касается точек пересечения психологии спорта с социологией спорта, прежде всего они находятся в плоскости социальных связей: взаимодействия спортсменов в команде, тренера и спортсмена, а также проблема воздействия образа жизни спортсмена на его социальное поведение.
Психология спорта могла
бы найти свое применение при изучении
темы, которая изучается и
Психология и социология
пересекаются при изучении "мотивационных
конструктов" спортсмена ("целевые
ориентации", "ценности", "уверенность
в своих силах"), а также целевых
доминирующих ориентаций "на собственное
Я" или "на задачу". Ясно, что
такие ориентации во многом определяют
отношение спортсмена к тренировке,
к партнерам по команде. "Эго-ориентированные"
спортсмены в командных видах
спорта слишком озабочены повышением
собственного социального статуса,
что не может не сказаться на психологическом
климате команды. Так теоретическая
на первый взгляд проблема дает решение
сугубо практических вопросов. В этих
темах социологическое тесно
переплетается с
5.Социология спорта как научная дисциплина
Чтобы определить, есть ли такая наука – социология спорта, надо посмотреть отвечает ли она требованиям, которые предъявляются науке. В этой главе мы перечислим основные характеристики науки, и посмотрим описывают ли они социологию спорта.
Наука – это специфическая деятельность людей, а любая деятельность:
1. имеет цель,
2. конечный продукт,
3. методы и средства его получения,
4. направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,
5. представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов .
Итак, цель науки – это получение знаний о реальности. Остановимся на качествах научных знаний. Одним из важнейших качеств научного знания является систематизированность, знание должно быть классифицировано. Внутри социологии существует дифференциация по отраслям и отдельным дисциплинам, одной из таких дисциплин и выступает социология физической культуры и спорта. Социология спорта, в свою очередь, делится на отдельные темы. Эти темы отличаются в российской социологии спорта и в западной, поэтому мы приведем эти темы в главах соответственно о российской и западной социологии спорта.
Так же необходимо, чтобы научное знание поддавалось обоснованию, доказательности, чтобы его можно было подтвердить или опровергнуть. В социологии спорта, как и в социологии, можно проверять положения и теории с помощью социологических исследований. С точки зрения Карла Поппера, ученый, выдвигая гипотезу, ищет не столько ее подтверждения, сколько опровержения, в этом выражается критический дух науки. Выдвинув гипотезу, ученый представляет самые смелые факты и случаи, чем рискованнее они будут, тем больше ценность теории, если она подтвердится на их примере.
Следующей неотъемлемой характеристикой
научного знания являются категориальный
и понятийный аппарат. Социология физической
культуры и спорта в основном пользуется
категориальным аппаратом теории физической
культуры для описания специальных
физкультурных явлений, а так
же категориальным аппаратом социологии.
Это происходит из-за того, что именно
на стыке социологии и теории физической
культуры образовалась социология физической
культуры и спорта. Надо отметить, что
из всех наук, которые изучают физическую
культуру и спорт, социология более
остальных стремится к
Итак, перечислим некоторые категории социологии физической культуры и спорта, они являются основными объектами изучения этой науки, по мнению ряда российских специалистов:
1) соматическую (физическую) культуру - природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации и "окультуривания";
2) физкультурную деятельность - определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также "занятиями физическими упражнениями";
3) спорт – особую разновидность соревнований ("спортивные соревнования"), подготовку к ним, а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения и т.д.
Все другие объекты, изучаемые данной наукой, являются:
а) элементами указанных выше объектов (например, спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т.д.);
б) их разновидностями, формами проявления (например, спорт для всех и спорт высших достижений, а также спортивное и олимпийское движение по отношению к спорту, физическая рекреация и лечебная физкультура - по отношению к физкультурной деятельности и т.д.) .
В социологии физической культуры и спорта постоянно происходит пересмотр основных категорий, их взаимосвязей и структуры. Так внутри категории спорт выделяют 2 подкатегории. Весь спорт делят на массовый и спорт высших достижений. Это общее мнение большинства специалистов.
Структура массового спорта - его составляющие - не вызывает дискуссий среди российских специалистов, как теоретиков, так и практиков, но взгляды на структуру другого направления спортивного движения - структуру современного спорта высших достижений - в методических и управленческих литературных источниках значительно различаются. Одни авторы делят его на олимпийский и профессиональный спорт, другие - на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий. И.И. Переверзин считает, что «такое деление связано с субъективным подходом к рассматриваемой проблеме. Такое структурирование современного спорта не позволяет специалистам надежно прогнозировать его развитие, организовать целевую подготовку спортсменов и оказывать им оправданную государственную поддержку, а в системе подготовки специалистов в учебных заведениях вносит путаницу в умы студентов и учащихся» .
Автор статьи «О структуре
современного спорта высших достижений
и социально-правовом статусе спортсменов-
Человек, возродивший олимпиаду,
Пьер Кубертен считал, что в олимпиаде
должны участвовать только любители.
Так было записано в олимпийской
хартии. Сейчас этот параграф, определяющий
статус спортсмена-олимпийца как
любителя, исключен. К участию в
Олимпийских играх стали
Интересный факт из отечественного
олимпийского опыта: на олимпиаду 1952 года
Советский союз привез спортсменов-профессионалов
вопреки основному правилу
Вернемся к характерным признакам науки. Следующим таким признаком является наличие методов и методологии исследования социальной реальности. Методы и методологию социология спорта заимствует у академической социологической теории. Теории, которые социологи используют при изучении спорта рассмотрим подробнее позже.
Следующий момент - это институализация социологии спорта. Институализация науки подразумевает, что некоторое количество людей вступают в определенные социальные отношения и образуют социальный институт науки.
Социальный институт науки включает все от книжных, публикаций до семинаров.
1. Существует группа людей, которые считают себя социологами спорта и другие признают их позицию,
2. Издаются книги, учебники по социологии спорта, в периодических журналах печатают статьи,
3. Имеют место комитеты, организации, объединяющие социологов спорта и представителей смежных дисциплин,
4. Выше перечисленные организации проводят конференции, семинары, на которых идет обмен опытом.
Итак, социология спорта обладает
всеми вышеперечисленными качествами:
цель, у нее есть свой объект и
предмет исследования, методы исследования
и исследовательская
6.Социология спорта на Западе
Хотя первые тексты по социологии спорта появились еще в начале 1920 гг. эта дисциплина не развивалась до 1960 гг. в Европе и Северной Америке.
Становлению и развитию социологии
физической культуры и спорта в мире
в немалой степени содействовал
Международный комитет
Именно с этим событием
многие социологи связывают
С 1966 года Международный комитет социологии спорта стал проводить международные семинары, конференции и симпозиумы по социологии спорта. Первый из них был проведен в Кельне и был посвящен проблеме исследования малых групп в спорте, второй на тему «Молодежь и спорт» был проведен в Вене в 1968 г., третий – «Спорт и социология» в 1971 г. в Ватерлоо (Канада), четвертый – «Детские спортивные игры» в 1973 г. в Бухаресте .