Социология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 08:43, реферат

Описание работы

Итак, спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной техники, методов преподавания, но и как социальное явление. Можно с уверенностью сказать, что социология спорта существует.

Работа содержит 1 файл

социология спорта как наука!!! реферат.docx

— 60.01 Кб (Скачать)

Психология спорта также  изучает конфликты, появление которых  в команде неизбежно, так как  они обязательно сопутствуют  процессу ее развития. Но затяжные межличностные  конфликты нежелательны, потому что  ведут к нарушению взаимодействия и ориентируют спортсмена не на результат, а на субъективное разрешение конфликта . Спортсмены могут использовать различные  стили разрешения конфликтов (соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление).

Все большее развитие получают исследования проблем взаимоотношений  тренера и спортсмена. Изучаются  особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности  работы тренера с юными спортсменами.

Существует также проблема исследования личности спортсмена, например, ориентации его на себя или прежде всего на задачу.

Решается проблема повышения  роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности.

В свое время психология спорта помогла становлению космической  психологии, о чем не раз говорил  ее основатель Ф.Д. Горбов . Сейчас инструмент психологии спорта  используется в  различных отраслях знаний, связанных  с необходимостью оптимизации деятельности человека в экстремальных условиях (деятельность военнослужащих, сотрудников  МЧС и т.д.).

Это было краткое представление  основных тем, рассматриваемых психологией  спорта. Что касается точек пересечения  психологии спорта с социологией  спорта, прежде всего они находятся  в плоскости социальных связей: взаимодействия спортсменов в команде, тренера  и спортсмена, а также проблема воздействия образа жизни спортсмена на его социальное поведение.

Психология спорта могла  бы найти свое применение при изучении темы, которая изучается и социологией  спорта, «спорт и СМИ», в частности, таких ее аспектов как использование  образа спортсмена в рекламе, способы  отражения спортивных событий в  СМИ, использование образа спорта в  манипулировании общественным сознанием  и т.д.

Психология и социология пересекаются при изучении "мотивационных  конструктов" спортсмена ("целевые  ориентации", "ценности", "уверенность  в своих силах"), а также целевых  доминирующих ориентаций "на собственное  Я" или "на задачу". Ясно, что  такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. "Эго-ориентированные" спортсмены в командных видах  спорта слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не сказаться на психологическом  климате команды. Так теоретическая  на первый взгляд проблема дает решение  сугубо практических вопросов. В этих темах социологическое тесно  переплетается с психологическим, поэтому сотрудничество психологов и социологов оправдано.

 

5.Социология спорта как научная дисциплина

Чтобы определить, есть ли такая  наука – социология спорта, надо посмотреть отвечает ли она требованиям, которые предъявляются науке. В  этой главе мы перечислим основные характеристики науки, и посмотрим  описывают ли они социологию спорта.

Наука – это специфическая  деятельность людей, а любая деятельность:

1. имеет цель,

2. конечный продукт,

3. методы и средства его получения,

4. направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,

5. представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов .

 

Итак, цель науки – это  получение знаний о реальности. Остановимся  на качествах научных знаний. Одним  из важнейших качеств научного знания является систематизированность, знание должно быть классифицировано. Внутри социологии существует дифференциация по отраслям и отдельным дисциплинам, одной из таких дисциплин и  выступает социология физической культуры и спорта. Социология спорта, в свою очередь, делится на отдельные темы. Эти темы отличаются в российской социологии спорта и в западной, поэтому мы приведем эти темы в  главах соответственно о российской и западной социологии спорта.

Так же необходимо, чтобы  научное знание поддавалось обоснованию, доказательности, чтобы его можно  было подтвердить или опровергнуть. В социологии спорта, как и в  социологии, можно проверять положения  и теории с помощью социологических  исследований. С точки зрения Карла  Поппера, ученый, выдвигая гипотезу, ищет не столько ее подтверждения, сколько  опровержения, в этом выражается критический  дух науки. Выдвинув гипотезу, ученый представляет самые смелые факты  и случаи, чем рискованнее они  будут, тем больше ценность теории, если она подтвердится на их примере.

Следующей неотъемлемой характеристикой  научного знания являются категориальный и понятийный аппарат. Социология физической культуры и спорта в основном пользуется категориальным аппаратом теории физической культуры для описания специальных  физкультурных явлений, а так  же категориальным аппаратом социологии. Это происходит из-за того, что именно на стыке социологии и теории физической культуры образовалась социология физической культуры и спорта. Надо отметить, что  из всех наук, которые изучают физическую культуру и спорт, социология более  остальных стремится к целостному изучения данного явления, в том  числе совмещая и обобщая знания других наук. (В предыдущей главе  мы останавливались на том, какие  науки изучают спорт, какие особенности  спорта и физической культуры их интересуют).

Итак, перечислим некоторые  категории социологии физической культуры и спорта, они являются основными  объектами изучения этой науки, по мнению ряда российских специалистов:

1) соматическую (физическую) культуру - природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации и "окультуривания";

2) физкультурную деятельность - определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также "занятиями физическими упражнениями";

3) спорт – особую разновидность соревнований ("спортивные соревнования"), подготовку к ним, а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения и т.д.

Все другие объекты, изучаемые  данной наукой, являются:

а) элементами указанных  выше объектов (например, спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т.д.);

б) их разновидностями, формами  проявления (например, спорт для  всех и спорт высших достижений, а также спортивное и олимпийское  движение по отношению к спорту, физическая рекреация и лечебная физкультура - по отношению к физкультурной  деятельности и т.д.) .

В социологии физической культуры и спорта постоянно происходит пересмотр  основных категорий, их взаимосвязей и  структуры. Так внутри категории  спорт выделяют 2 подкатегории. Весь спорт делят на массовый и спорт  высших достижений. Это общее мнение большинства специалистов.

Структура массового спорта - его составляющие - не вызывает дискуссий  среди российских специалистов, как  теоретиков, так и практиков, но взгляды  на структуру другого направления  спортивного движения - структуру  современного спорта высших достижений - в методических и управленческих литературных источниках значительно  различаются. Одни авторы делят его  на олимпийский и профессиональный спорт, другие - на профессиональный супердостиженческий  и профессиональный коммерческий. И.И. Переверзин считает, что «такое деление  связано с субъективным подходом к рассматриваемой проблеме. Такое  структурирование современного спорта не позволяет специалистам надежно  прогнозировать его развитие, организовать целевую подготовку спортсменов  и оказывать им оправданную государственную  поддержку, а в системе подготовки специалистов в учебных заведениях вносит путаницу в умы студентов  и учащихся» .

Автор статьи «О структуре  современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов», И.И. Переверзин утверждает, что современный  спорт высших достижений, в том  числе и олимпийский, - это смешанный  спорт, субъектами которого являются как  спортсмены-любители, так и спортсмены -профессионалы . В связи с этим разделять спорт высших достижений на "профессиональный" и "олимпийский" нелогично, так как на Олимпиадах профессионалов выступает все больше и больше.

Человек, возродивший олимпиаду, Пьер Кубертен считал, что в олимпиаде  должны участвовать только любители. Так было записано в олимпийской  хартии.  Сейчас этот параграф, определяющий статус спортсмена-олимпийца как  любителя, исключен. К участию в  Олимпийских играх стали допускаться  все спортсмены Подавляющее большинство  участников современных Олимпиад - это люди, профессионально занимающиеся спортом, часть из которых кроме  спортивной деятельности не участвует  в других ее видах, и меньшая - это  студенты и военнослужащие, которым  созданы специальные условия  для подготовки .

Интересный факт из отечественного олимпийского опыта: на олимпиаду 1952 года Советский союз привез спортсменов-профессионалов вопреки основному правилу олимпиады. Спортсмены были представлены в качестве рабочих различных специальностей. Один из участников олимпиады вспоминает, что их группу повели на экскурсию  в машиностроительный завод, и он очень переживал, что ему могут  задать какой-нибудь вопрос, связанный  с его специальностью. Он был записан  как машинист-конструктор. Это несмотря на то, что при социализме считалось, что спорт в нашей стране является любительским и все спортсмены тоже любители. В СССР профессиональный спорт рассматривался как форма  эксплуатации спортсменов-профессионалов владельцами клубов и профессиональных команд. Поэтому мы подвергали жесточайшей  критике профессиональный спорт  в зарубежных странах и вели активную борьбу против коммерциализации международного спортивного движения. В то же время  многие наши спортсмены и спортсмены бывших социалистических стран получали государственные или ведомственные  стипендии или числились на различных  должностях в трудовых коллективах, получая там заработную плату, то есть были фиктивными любителями .

Вернемся к характерным  признакам науки. Следующим таким  признаком является наличие методов  и методологии исследования социальной реальности. Методы и методологию  социология спорта заимствует у академической  социологической теории. Теории, которые  социологи используют при изучении спорта рассмотрим подробнее позже.

Следующий момент - это институализация  социологии спорта. Институализация  науки подразумевает, что некоторое  количество людей  вступают в определенные социальные отношения и образуют социальный институт науки.

Социальный институт науки  включает все от книжных, публикаций до семинаров.

1. Существует группа людей, которые считают себя социологами спорта и другие признают их позицию,

2. Издаются книги, учебники по социологии спорта, в периодических журналах печатают статьи,

3. Имеют место комитеты, организации, объединяющие социологов спорта и представителей смежных дисциплин,

4. Выше перечисленные организации проводят конференции, семинары, на которых идет обмен опытом.

Итак, социология спорта обладает всеми вышеперечисленными качествами: цель, у нее есть свой объект и  предмет исследования, методы исследования и исследовательская методология, а также свой категориальный и  понятийный аппарат. В следующих  главах мы рассмотрим, как институционально представлена социология спорта на Западе и в России. Информацию о международных  организациях социологии спорта на наш  взгляд логичнее всего излагать в  главе, относящейся к социологии спорта на Западе, так как несмотря на то, что в этих организациях участвуют представители и от нашей страны, созданы и локализованы они на Западе.

 

6.Социология спорта на Западе

Хотя первые тексты по социологии спорта появились еще в начале 1920 гг. эта дисциплина не развивалась  до 1960 гг. в Европе и Северной Америке.

Становлению и развитию социологии физической культуры и спорта в мире в немалой степени содействовал Международный комитет социологии спорта (International Committee for the Sociology of Sport (ICSS)) при ЮНЕСКО, который был создан в 1965 и включал в себя представителей, как наук о физическом воспитании, так и социальных наук. Исследователи  с различным опытом в социологии начали начали развивать социологические  определения спорта проводить исследования социальных аспектов спорта, и разрабатывать  учебные курсы для студенческие, магистерские и докторские курсы  и программы. Исследовательские  темы включали такие как спорт  и социализация, спорт и социальная стратификация, спортивные субкультуры, политическая экономика спорта, спорт  и девиация, спорт и СМИ, спорт, тело и эмоции, спорт и насилие, спортивная политика и национальная идентичность, спорт и глобализация.

Именно с этим событием многие социологи связывают возникновение  социологии спорта как самостоятельной  дисциплины. Позднее созданный комитет  стал официальным исследовательским  комитетом Международной социологической  ассоциации. Членами комитета в настоящее  время являются ученые 40 стран. Один из членов комитета от России – Столяров Владислав Иванович .

С 1966 года Международный  комитет социологии спорта стал проводить  международные семинары, конференции  и симпозиумы по социологии спорта. Первый из них был проведен в Кельне и был посвящен проблеме исследования малых групп в спорте, второй на тему «Молодежь и спорт» был проведен в Вене в 1968 г., третий – «Спорт и социология» в 1971 г. в Ватерлоо (Канада), четвертый – «Детские спортивные игры» в 1973 г. в Бухаресте .

Информация о работе Социология спорта