Социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

Работа содержит 1 файл

Социальный институт.docx

— 22.44 Кб (Скачать)

Социальный  институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

Следует иметь в  виду, что в социальных науках (прежде всего, в социологии и юриспруденции) понятие «институт» трактуется более широко, чем термин «организация», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодифицированных правил поведения членов института.

Слово «социальный  институт» употребляется в самых  разнообразных значениях. Говорят  об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии и т. д. Очередь за товарами потребления также будет являться социальным институтом.

Понятие социального института

Понятие "социальный институт" ввел Герберт Спенсер, который, однако, использовал термин "социальное учреждение". Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер выделил в социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с органами биоорганизма.

Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как  устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий  свою стабильность в течение длительного  периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.

Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.

Большинство социологических  школ подходят к изучению социальных институтов, отталкиваясь от спенсоровского понимания институализации общественной жизни. Так, Г.В. Осипов говорит: "Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно-ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределяется решаемой социальной задачей". По А.А. Радугину, "Социальный институт — это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения".

Есть и другой подход к социальным институтам.

Сам термин "социальный институт" ввел Торстейн Веблен, у которого был свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института. По Веблену,"Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним".

В первом — спенсоровском подходе — делается акцент на функциональность социального института, во втором — веблоновском — на нормативность.

Таким образом, сущность социального института заключается  не в системе социальных норм, определяющих деятельность людей в отдельных  сферах общественной жизни, а в самой  деятельности, направленной на удовлетворение жизненных потребностей общества.

Функции социальных институтов неразрывно связаны с базовыми потребностями  социальной системы, удовлетворение которых  обеспечивает ее устойчивость и функционирование.

Сам процесс организации, упорядочивания и формализации деятельности людей называется институализацией. В процессе институализации можно выделить следующие этапы:

  1. формирование потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;
  2. формирование общих целей функционирования;
  3. формирование системы социальных норм;
  4. создание системы социальных статусов и ролей;
  5. организационное оформление социального института, т.е. создание материальных условий и средств, обеспечивающих выполнение его функций.

Примеры:

Институт Потребность Функция Норма Статус, роль Организация
государство порядок управление законы монарх, правитель государственный аппарат
наука знания познание методология ученые Академия, НИИ
армия сила защита  и нападение устав, тактика, стратегия военнослужащие вооруженные силы

[править]Функции социального института

Исходя из спенсоровского понимания сущности социального института можно сделать вывод, что основная его характеристика — функциональность. Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности. В зависимости от направленности различают: функции и дисфункции; явные и латентные функции.

Функции — деятельность социальных институтов, которая способствует сохранению стабильности и интеграции в общество.

Дисфункции — деятельность социальных институтов, которая мешает удовлетворению потребностей социальной системы, работает не на сохранение, а  на разрушение. Дисфункции возникают, если социальный институт начинает выполнять  несвойственную ему функцию. Дисфункция возникает, если бесконтрольно разросшаяся  организация социального института  начинает работать не на общество, а  на самообеспечение.

Явные функции —  деятельность социальных институтов, которая осознается людьми и носит  намеренный характер.

Латентные (скрытые) функции  — деятельность социальных институтов, последствия которой не осознаются участниками или не носит намеренный характер.

[править]Классификация функций

Совокупность всех социальных функций различных социальных институтов складываются в т.н. общие  функции. Джордж Ландберг выделил четыре основные функции социальных институтов:

  • воспроизводство членов общества (семья, государство, религия)
  • социализация членов общества (семья, образование, религия, право)
  • производство и распределение (государство, промышленность, сельское хозяйство, торговля)
  • управление и контроль (государство, право, религия)

Классификация американского  социолога Толкотта Парсонса, предусматривает выделение следующих функций:

  • адаптация к окружающей среде
  • обеспечение реализации основных целей системы, и мобилизация средств их осуществления
  • координация и интеграция деятельности структурных элементов системы
  • поддержка господствующего в обществе ценностного образца

Российский социолог Сергей Фролов предложил свою классификацию  различных видов функций отдельных  социальных институтов (подфункций):

  • закрепление и воспроизводство общественных отношений
  • регулятивная функция, заключающаяся в регулировании отношений между членами общества путем выработки норм и стандартов поведения
  • интегративная функция, включающая процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социального института
  • транслирующая функция, связанная с передачей социального опыта
  • коммуникативная функция, обеспечивающая распространение информации внутри социального института и между различными социальными институтами

[править]Классификация социальных институтов

Как и функции, сами социальные институты можно классифицировать по ряду критериев.

По масштабу деятельности:

  • главные, которые удовлетворяют основные, базовые потребности общества
  • не главные — структурные элементы или составные части главных социальных институтов, обеспечивающие их деятельность

По внутренней структуре:

  • простые — выполнение функций которых не требует системного деления
  • сложные — сложные социальные системы с внутренней структурой, элементами которой выступают другие социальные институты

По сфере деятельности:

  • политические (государство, парламент, партии)
  • экономические (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банки)
  • социально-культурные (наука, образование, искусство)
  • нормативные (право, суд)
  • семейные (семья, брак)
  • религиозные (религия, церковь, секта)

Информация о работе Социальный институт