Социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Содержание

Введение
1. Понятие «Социальный институт»
2. Институционализация
3. Типология социальных институтов
4. Функции и дисфункции социальных институтов
5. Динамика социальных институтов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социология и социальная философия удел социальных институтов общества.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     Содержание:

        

           Введение

    1. Понятие «Социальный институт»
    2. Институционализация
    3. Типология социальных институтов
    4. Функции и дисфункции социальных институтов
    5. Динамика социальных институтов

          Заключение

          Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Социальная  практика показывает, что для человеческого  общества жизненно необходимо закрепить  некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для  членов определенного общества или  определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

     Практика  закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения  в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

     Системы ролей, статусов и санкций создаются  в виде социальных институтов, которые  являются наиболее сложными и важными  для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

     Понятие "институт" - одно из центральных  в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие «Социальный институт» 

     Социология  и социальная философия уделяет  большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. 

     Понятию «социальный институт» в отечественной  социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

     Под институтом, кроме того, подразумевают  относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет  конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

     Если  суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить  на следующие. Социальный институт представляет собой:  

     – ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

     – совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

     – формальную и неформальную организацию;

     – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

     – обособленный комплекс социальных действий.  

     Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление  о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

     Приспосабливаясь  к среде, общество в течение истории  вырабатывает инструменты, пригодные  для решения множества задач  и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

     Внутри  совокупности социальных институтов можно  выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

     Социальные  институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.

     Институты одновременно выступают и инструментами  социального контроля, т. к. благодаря  своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую  дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

     Поскольку зарубежные, а вслед за ними и  отечественные социологи придерживаются различных определений социального  института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах.  

Таковых пять:

     1. Установки и образцы поведения  (привязанность, лояльность, ответственность  и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в  государстве);

     2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест,  иконы и др.);

     3. Унитарные культурные черты (дом  для семьи, общественные здания  для государства, магазины и  фабрики для производства, учебные  классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

     4. Устный и письменный кодексы  (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

     5. Идеология (романтическая любовь  в семье, демократизм в государстве,  свобода торговли в экономике,  академические свободы в образовании,  православие или католицизм в религии).

     Институционализация 

     Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт»  связано с характеристикой всякого  рода упорядочения, формализации и  стандартизации общественных связей и  отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. 

     Процесс институционализации включает в  себя ряд моментов.

     Одним из необходимых условий появления  социальных институтов служит соответствующая  социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

     Социальный  институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений  конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

     Прежде  всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное  поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

     Само  по себе наличие этих социокультурных  элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы  они стали достоянием внутреннего  мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

     Третьим важнейшим элементом институционализации  является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными  материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.). 

     Таким образом, каждый социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведени 

     Типология социальных институтов 

     Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой  более мелкие образования. Помимо деления  институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

     Р. Миллс насчитывал в современном  обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:  

Информация о работе Социальный институт