Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:23, контрольная работа
Социальные типы личности и их взаимлдействия
Введение ...…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие личности в социологии …………………………………….. 6
2. Социальные типы личности …………………………………………... 10
Заключение …………………………………………………………….. 21
Список используемой литературы ……………………………………. 22
Существуют и другие типологии личности,
связанные, прежде всего с построением
статистических моделей “идеальных типов”
и т. д. на основе наборов многочисленных
показателей, характеристик, свойств.
В западной социологии и социальной
психологии распространены типологии,
которые учитывают преимущественно "личностные"
показатели (свойства и черты индивидов,
порождаемые изначально присущими им
ориентациями). Таковы, например, типологии
К. Юнга, который включает типы личности,
выделенные с учетом таких признаков,
как сензитивность, мыслительно
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т.е. выступать в разных ролях.
Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализ
Чарльз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое “зеркальное Я”, состоящее состоит из трех элементов:
2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);
3)
того, как мы отвечаем на
Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего “Я”. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, — это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: “социальный статус” и "социальная роль". Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности) , так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.) Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно “правилам игры” ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.
Социальное
поведение попытался
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало
Индивид становится личностью лишь в качестве члена определённого социума в процессе освоения определённых социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определённые типы личности и тем или иным способом. Помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям - классовым, этническим, профессиональным и т.п. Политический тип личности воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, осуществляемое через прямое навязывание своего нормативного поля общения. Эстетический тип тяготеет к общению в неролевой ситуации. Общение для него - средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической личности порой может привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме. Социальный тип личности неотделим от установки, что общение есть форма самоотдачи, растворения себя в Другом. Любовь - основная форма жизни социальной личности. Этот тип личности не признаёт нормативных рамок общения, однако в зависимости от объекта любви (отдельный человек, семья, группа, человечество) может быть склонен либо к анархическому поведению, либо к патриархально-ролевому, поскольку вживание в объект любви для социальной личности означает безусловное принятие всех форм его жизнедеятельности, Для религиозного типа личности, главное общение с Абсолютом, в котором сливаются два типа общения, роль превращается в призвание. Основной для экономического типа личности выступает прагматическая ориентация, поэтому ролевая коммуникация является для неё необходимым условием достижения пользы. Теоретический тип личности воплощает всепоглощающую страсть к познанию, ему не свойственно условно-ролевое общение. Однако теоретической личности чужды вживание, трансцендирование, характерные для экзистенциальной формы общения. Теоретическая личность может лишь сделать оба эти способа объектом исследования.
Индивид
становится личностью лишь в качестве
члена определённого социума
в процессе освоения определённых социальных
ролей и соответствующей
Общая историческая направленность изменения положения личности в социальной системе заключается в переходе от неиндивидуализированного существования человека в традиционном обществе и его личной зависимости в семье, касте, сословии и т.д., с преимущественно аскриптивным характером социального статуса и ограниченными возможностями социальной мобильности, к личному индивидуализированному существованию индивида, освобождённого от всех форм личной зависимости в обществе модерном, с преимущественно достижительским социальным статусом и широкими возможностями социальной мобильности. Перспективы социальной трансформации постсовременного общества связывают с "триумфом индивидуальности". Это общество, которое определяется как постэкономическое, человекоцентристское, общество "массовой индивидуальности", где ценности безопасного и гармоничного существования индивида становятся доминирующими.
В
социально-психологической
• Скряга — это малоприятный тип людей, в повседневной жизни они именуются жадными, скупыми. Среди них могут быть и бедные, и богатые, гениальные и посредственные люди, интеллигенты и работяги. Характеристика скряги включает неуемную страсть к деньгам, к их накоплению; им присуще чувство страха потерять материальные средства. С помощью денег подобный человек обретает состояние защищенности, безопасности.
• Транжир — это тип людей, бесконтрольно расходующих деньги, бездумно проматывающих материальные средства. Психологически они отличаются низкой самооценкой и уверенностью в том, что деньги ее повышают. Однако удовольствие от владения деньгами среди подобных людей носит временный характер.
• Торгаш — для этого типа характерно ощущение превосходства над другими, когда удается купить вещи за меньшие суммы. В обычном смысле — это вульгарный тип спекулянта, стремящегося выгодно для себя купить и перепродать.
• Игрок — психология страсти людей этого типа хорошо описана в художественной литературе. Например, в повести Ф.М. Достоевского. Денежный успех сопряжен со многими неизвестными, с фактором везения, точным расчетом. Игрок испытывает особое, крайнее обострение чувств, напряжение воли от процесса игры. Деньги для него — символ свободы.