Социальные типы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Социальные типы личности и их взаимлдействия

Содержание

Введение ...…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие личности в социологии …………………………………….. 6
2. Социальные типы личности …………………………………………... 10
Заключение …………………………………………………………….. 21
Список используемой литературы ……………………………………. 22

Работа содержит 1 файл

контрольная гот Социальные типы личности.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

       Существуют и другие типологии личности, связанные, прежде всего с построением статистических моделей “идеальных типов” и т. д. на основе наборов многочисленных показателей, характеристик, свойств. В западной социологии и социальной психологии распространены типологии, которые учитывают преимущественно "личностные" показатели (свойства и черты индивидов, порождаемые изначально присущими им ориентациями). Таковы, например, типологии К. Юнга, который включает типы личности, выделенные с учетом таких признаков, как сензитивность, мыслительность, переживания, оценки, интуитивность, экстравертированная или интровертированная направленность, типология Э. Фрома, выделившего следующие ориентации личности: накопительство, ориентация на обмен, на восприятие, на использование других. Отзвуки подобных персонологических классификаций можно выявить в многочисленных социологических и социально-психологических типологиях, в частности при построении типологии личности по признаку "конформности" последней, относительно норм, группы и общества, типологии направленности и управляемости личности, выдвинутой Д. Рисменом, и т. д. В эмпирических исследованиях имеет значение типологизации - группировка испытуемых, сходных с неким "усредненным" образом. Выделение многочисленных характеристик, показателей, черт личности, в частности и помощью факторного анализа, позволяет построить многомерное пространство ее признаков - "личностное пространство". При этом некоторые авторы рассматривают в качестве типов личности лишь группировки испытуемых с помощью различных приемов классификации. Собственно в эмпирических исследованиях в социологии и социальной психологии под типом личности понимают сконструированные с помощью определенной методики группы, с признаками которых соотносят показатели обследуемого лица, с тем, чтобы отнести его к той или иной категории. Обращение исследователей к проблемам типологизации личности обусловлено также потребностью прогнозировать ее поведение и развитие, необходимостью разработки наиболее оптимальных вариантов ее обучения и воспитания.

     Каждый  человек, живущий в обществе, включен  во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская  компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

     Социальная  роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализ

     Чарльз  Кули считал, что личность формируется  на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое “зеркальное Я”, состоящее состоит из трех элементов:

  1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

     2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

     3) того, как мы отвечаем на воспринятую  нами реакцию других (Видимо, я  буду всегда так причесываться) 

     Американский  психолог Джордж Герберт Мид пошел  дальше в своем анализе процесса развития нашего “Я”. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, — это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: “социальный статус” и "социальная роль". Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности) , так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.) Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

     Социальный  статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно “правилам игры” ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

     Социальное  поведение попытался систематизировать  Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

  1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
  2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
  3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
  4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
  5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

     Теория  ролей хорошо описывает адаптационную  сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку  она оставляет в тени активное, творческое личностное начало

     Индивид становится личностью лишь в качестве члена определённого социума в процессе освоения определённых социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определённые типы личности и тем или иным способом. Помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям - классовым, этническим, профессиональным и т.п. Политический тип личности воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, осуществляемое через прямое навязывание своего нормативного поля общения. Эстетический тип тяготеет к общению в неролевой ситуации. Общение для него - средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической личности порой может привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме. Социальный тип личности неотделим от установки, что общение есть форма самоотдачи, растворения себя в Другом. Любовь - основная форма жизни социальной личности. Этот тип личности не признаёт нормативных рамок общения, однако в зависимости от объекта любви (отдельный человек, семья, группа, человечество) может быть склонен либо к анархическому поведению, либо к патриархально-ролевому, поскольку вживание в объект любви для социальной личности означает безусловное принятие всех форм его жизнедеятельности, Для религиозного типа личности, главное общение с Абсолютом, в котором сливаются два типа общения, роль превращается в призвание. Основной для экономического типа личности выступает прагматическая ориентация, поэтому ролевая коммуникация является для неё необходимым условием достижения пользы. Теоретический тип личности воплощает всепоглощающую страсть к познанию, ему не свойственно условно-ролевое общение. Однако теоретической личности чужды вживание, трансцендирование, характерные для экзистенциальной формы общения. Теоретическая личность может лишь сделать оба эти способа объектом исследования. 

     Индивид становится личностью лишь в качестве члена определённого социума  в процессе освоения определённых социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной  системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определённые типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят". Фромм Э., анализируя становление индустриального общества и характерный для него трудоцентризм, отмечал, что человек вынужден был превратиться в личность, которая жаждет направить основную часть своей энергии на труд с неведомой для большинства культур интенсивностью. Сформированные в процессе социализации социально типичные личностные качества ("социальный характер", по Фромму Э.) заставляли индивида "с любовью и со рвением" делать то, что он должен был делать ради целей экономической системы. Социальная необходимость в труде должна была превратиться во внутреннее побуждение. Помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям - классовым, этническим, профессиональным и т.п.

     Общая историческая направленность изменения  положения личности в социальной системе заключается в переходе от неиндивидуализированного существования  человека в традиционном обществе и  его личной зависимости в семье, касте, сословии и т.д., с преимущественно аскриптивным характером социального статуса и ограниченными возможностями социальной мобильности, к личному индивидуализированному существованию индивида, освобождённого от всех форм личной зависимости в обществе модерном, с преимущественно достижительским социальным статусом и широкими возможностями социальной мобильности. Перспективы социальной трансформации постсовременного общества связывают с "триумфом индивидуальности". Это общество, которое определяется как постэкономическое, человекоцентристское, общество "массовой индивидуальности", где ценности безопасного и гармоничного существования индивида становятся доминирующими.

     В социально-психологической науке  разработана денежная типология  личности, т.е. выявлены и описаны социальные типы личности их отношению к деньгам. Вот некоторые из них.

     • Скряга — это малоприятный тип  людей, в повседневной жизни они  именуются жадными, скупыми. Среди  них могут быть и бедные, и богатые, гениальные и посредственные люди, интеллигенты и работяги. Характеристика скряги включает неуемную страсть к деньгам, к их накоплению; им присуще чувство страха потерять материальные средства. С помощью денег подобный человек обретает состояние защищенности, безопасности.

     • Транжир — это тип людей, бесконтрольно расходующих деньги, бездумно проматывающих материальные средства. Психологически они отличаются низкой самооценкой и уверенностью в том, что деньги ее повышают. Однако удовольствие от владения деньгами среди подобных людей носит временный характер.

     • Торгаш — для этого типа характерно ощущение превосходства над другими, когда удается купить вещи за меньшие  суммы. В обычном смысле — это  вульгарный тип спекулянта, стремящегося выгодно для себя купить и перепродать.

     • Игрок — психология страсти людей этого типа хорошо описана в художественной литературе. Например, в повести Ф.М. Достоевского. Денежный успех сопряжен со многими неизвестными, с фактором везения, точным расчетом. Игрок испытывает особое, крайнее обострение чувств, напряжение воли от процесса игры. Деньги для него — символ свободы.

Информация о работе Социальные типы личности