Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:21, реферат
Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества, как целого, движущих сил развития общества. Она касалась, в том числе, проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества.
Введение………………………………………………………………….. 3
1. Понятие личности……………………………………………………4
2. Формирование личности…………………………………………… 7
3. Социализация личности…………………………………………… 9
4. Социальный контроль и девиация…………………………………12
Заключение……………………………………………………………….. 17
Список литературы…………………………………………………… 18
Российский
Государственный
Социальный Университет
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
Отделение
заочное
Р
Е Ф Е Р А
Т
По
учебной дисциплине
«Социология»
на
тему:
«Личность
как социальный тип.
Социальный контроль
и девиация. Личность
как деятельный субъект»
Выполнила
студентка 2 курса
заочного отделения
социально-экономического факультета
по специальности экономика труда
группа З-2-2
Гарнцева
Наталья Александровна
Проверил
преподаватель
Москва,
2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
Введение…………………………………………………………
1.
Понятие личности……………………………………
2.
Формирование личности………………………
3.
Социализация личности………………………
4. Социальный контроль и девиация…………………………………12
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
18
Введение.
Социология – это наука об обществе. Можно с полной уверенностью определить социологию, как науку о коллективных формах жизни людей, о поведении людей в группах, общностях и организациях, образующих общество.
Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества, как целого, движущих сил развития общества. Она касалась, в том числе, проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковывались политология, правоведение, политическая экономия, этика, а затем и религиоведение, культурология и ряд других наук.
Во второй половине XIX – начале ХХ в. предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. Уже в то время появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих решения указанных проблем. И в дальнейшем многие поколения ученых приумножали принципы нового знания, что, собственно, и позволяет определить предмет современной социологии как концептуальную, понятийную схему социальной реальности.
Одной из фундаментальных
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Люди являются элементами любых социальных систем. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, но и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.
Говоря о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но ведь кроме понятия «личность» в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.
Понятие «человек» - это родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни. Человек – существо биосоциальное. Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Специфика человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности. Эти фундаментальные отличительные признаки формировались примерно в период с 2,5 млн. лет до 40 тыс. лет до н.э. Это было время биологической эволюции.
Понятие «индивид» характеризует отдельного конкретного человека как единичного представителя человеческого рода, это единичная особь, принадлежащая человеческому роду, конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Аналогичную смысловую нагрузку несет понятие «индивидуальность». Оно может быть отнесено к человеку как к организму и к личности. Личность всегда индивидуальна, поскольку каждая личность неповторима, хотя индивидуальность присуща также и животным, и растениям, и вещам. Индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В
социологии личность определяется как:
1) системное качество индивида, определяемое
его включенностью в
Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует прежде всего с другими общественными и гуманитарными науками.
В
современной науке существует два
подхода к определению
1) формально-логический, в соответствии с которым понятие личности определяется посредством поведения его под более широкое, родовое понятие – «человек», а затем указываются его видовые отличия, т.е. перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Вывод очевиден: личностью признаются не все люди, а только те из них, кто обладает определенными положительными качествами.
2) диалектико-логический, в соответствии с которым личность определяется посредством диалектики единичного и общего – как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают определенными общими чертами, биологическими и социальными. В то же время каждый человек имеет только ему присущие особенности, свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное – личность.
Как уже отмечалось, личность является объектом изучения ряда наук, и прежде всего философии и психологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества, психология – с точки зрения устойчивости целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.
Социология
же выделяет в личности социально-типическое
и предполагает не простое рассмотрение
личности во всем ее многообразии, а
изучение ее как совокупности общественных
отношений, т.е. как продукта общества.
Это предполагает с одной стороны,
изучение закономерной связи личности
и общества, личности и группы, регуляции
и саморегуляции социального поведения
личности, а с другой стороны – самовключение
личности в различные сферы социальной
деятельности, ее отношение к этой деятельности,
т.е. признание человека в качестве социального
существа. Все это означает, что присущее
человеку многообразие желаний, стремлений,
жизненных и ценностных ориентаций и потребностей,
реализуемых в ходе социального взаимодействия
с другими людьми, имеет по сути один источник
– общественную жизнь.
Теоретическая обоснованность и практика показывают, что на процесс формирования личности влияют как биологические, социальные, так и физические факторы.
Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до философа Г.В. Плеханова, историка Л.Г. Гумилева и др. – групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.
Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума.
Исходя из объяснения факторов, влияющих на формирование личности, можно сделать следующие выводы:
- изучение
личности как социальной
- изучение
личности как объекта
- рассмотрение
личности как субъекта
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.