Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:52, реферат
Введение
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
Введение
1 Понятие социального конфликта
2 Классификация социальных конфликтов
3 Движущие силы и мотивация конфликтов
4 Различные подходы к объяснению природы социальных конфликтов
5 Основные характеристики и особенности социальных конфликтов в современном российском обществ
Заключение
Список литературы
Любое
социальное напряжение может превратиться
в социальный конфликт при соответствующих
условиях. Однако ход этого превращения,
способ осмысления этого процесса,
характер его представления в
сознании действующего субъекта будет
вместе с тем развиваться по определенным
правилам. При этом будет сохраняться
определенная последовательность в
аргументации, в выдвижении притязаний
и в обосновании своих
В действиях
противостоящих сторон всегда будет
иметь место апелляция к тому,
что жизненно необходимо для соответствующего
субъекта, к тому, что представляют
собой вариации средств удовлетворения
соответствующих жизненных
Суть
дела в том, что в конфликте
одна совокупность потребностей, интересов
и ценностей противостоит другой,
выдвигаемой противоположной
Вторая
линия аналитического расчленения
конфликтов связана с тем, в какой
из сфер жизнедеятельности общества
развертывается данный конфликт. Речь
идет о трех сферах: экономической,
политической и культурной. В первой
из них конфликт, как правило, развертывается
по поводу ресурсов социального действия
или, более широко, по поводу средств
жизнедеятельности субъекта. Во второй
- политической сфере - главным предметом
конфликта будет являться власть.
В третьей - интерпретация культурных
норм и целевых установок общества
как некоего социального
Выделим
следующий ряд уровней
1. Межиндивидуальные конфликты.
2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить: а) группы интересов,
б) группы этно-национального характера,
в) группы, объединенные общностью положения.
3. Конфликты между ассоциациями (партиями).
4. Внутри
и межинституциональные
5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.
6. Конфликты
между государственными
7. Конфликт между культурами или типами культур.
Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъекту конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих сил.
Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд здесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно, что есть конфликты и есть согласие между людьми, что жизнь в согласии лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более, чем враждебность людей друг к другу.
Русская пословица гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а наш практический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтных ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более благоприятным.
Однако дело в том, что при всеобщем понимании высказанных выше истин люди не могут жить без конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее исключением, чем правилом.
При этом
сами войны были результатом конфликтов
между народами, странами и государствами.
Особенный ущерб народам
Факты
свидетельствуют о том, что конфликты
играют в жизни людей, народов
и стран гораздо большую роль,
чем хотелось бы самим людям: все
хотят мира, но каждый стремится
к нему по-своему и в результате
этого «по-своему» возникает
Эта ситуация
была замечена еще древними историками
и мыслителями. Каждый крупный конфликт
не оставался бесследным. Войны описывались
и анализировались в
Но не
только историки описывали и изучали
причины конфликтов и вооруженных
столкновений. В Х1Х и ХХ вв. проблема
конфликтов стала предметом изучения
социологов. По сути дела в рамках социологии
сложилось специальное
Практические
методы социологического анализа конфликтов
заключаются прежде всего в том,
чтобы выяснить, как сами конфликтующие
стороны воспринимают конфликт и
как они его оценивают. В этих
целях используется метод экспертного
интервью как с теми людьми, которые
хорошо знают историю вопроса, так
и с лидерами и рядовыми участниками
конфликтующих направлений. Это
очень трудоемкая и деликатная работа,
так как далеко не всегда мотивы
конфликта лежат на поверхности
и адекватно осознаются участниками
конфликта с той и другой стороны.
Сбор материала на месте конфликта
предполагает опрос свидетелей столкновений,
ознакомление с масштабом ущерба,
нанесенного сторонами друг другу.
Необходимо также выяснить, были ли
попытки примирения в конфликте
и чем они закончились, на какой
стадии находится переговорный процесс,
кто в нем участвует, каков
статус посредников и лиц, участвующих
в ведении и организации
Различные подходы к объяснению природы социальных конфликтов
При определении
самого понятия «конфликт» чаще всего
мы сталкиваемся с попыткой подвести
его под более широкую
В догматизированной
версии марксизма, выполнявшей функции
официальной идеологической доктрины,
признавалось наличие противоречий
в советском обществе преимущественно
неантагонистических, но до признания
конфликтов, тем более социальных,
дело не доходило. О характере противоречий,
о том, какое противоречие нужно
было считать основным или главным,
продолжались многократно возобновлявшиеся
дискуссии. При этом во всех дискуссиях
противоречия формулировались в
предельно абстрактной и
Некоторые авторы всерьез рассуждали о том, что при социализме, в отличие от капитализма, единство противоположностей, а не противоречие является движущей силой развития общества. Мышление в этих категориях не давало возможности перейти к конкретному анализу социальных процессов, к поведению социальных групп и лиц, решающих те или иные вполне определенные, конкретные жизненные задачи.
В современной социологической литературе вопрос о связи между противоречием и конфликтом рассматривается известным английским социологом Антони Гидденсом. «Под конфликтом, — пишет он, — я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. В отличие от конфликта понятие противоречия относится к некоторой структуре. Оба эти понятия весьма близки между собой, так как противоречие выражает уязвимое место, слабое звено в конструкции социальной системы. Вместе с тем противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей, в том числе и между классами» (6).
Гидденс
далее подчеркивает, что социальные
противоречия связаны с различиями
в образе жизни людей, принадлежащих
к разным социальным группам, и неравенством
их жизненных шансов, которые, в свою
очередь, определенным образом влияют
на формирование картины мира. Но противоречия
далеко не всегда влекут за собой конфликты.
Для превращения противоречий в
конфликты необходимы осознание
противоположности интересов и
соответствующая мотивация
Несколько иной ракурс проблемы конфликта выявляется при попытках вывести социальную напряженность из уровня удовлетворения базовых потребностей людей и социальных групп. Именно такой подход к проблеме демонстрирует Питирим Сорокин при выяснении вопроса о причинах социальных конфликтов и революций. «Непосредственной предпосылкой всякой революции, — пишет он, — всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения...
Если пищеварительный рефлекс доброй части населения «подавляется» голодом, то налицо одна из причин восстаний и революций; если подавляется инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами, то налицо другая причина революций... Если «подавляется» собственнический инстинкт масс, господствуют бедность и лишения и, в особенности, если это происходит на фоне благоденствия других, то мы имеем еще одну причину революций».
Среди подавленных инстинктов, потребностей и рефлексов, которые вызывают социальное напряжение, взрыв и конфликт, П. Сорокин выявляет, помимо перечисленных выше, потребности коллективного самосохранения (семьи, религиозной секты, партии), потребность в жилище и одежде, половой рефлекс, инстинкт самовыражения и интерес к соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта, потребность в свободе.
Как мы
видим, указание на связь неудовлетворенных
потребностей и нарастающих конфликтных
ситуаций, рассмотрение источника конфликтов
в подавлении базовых потребностей
человека, без удовлетворения которых
он не может существовать, позволяют
ближе подойти к анализу