Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:48, контрольная работа
Проблема конфликта в теории. Рассматривая проблему конфликта в обозначенный период, имеет смысл разграничить поле исследования по следующим основаниям:
а) западная и отечественная ветви социологии конфликта и
б) анализ двух основных парадигм в западной конфликтологии.
Социология
Тема
15. Социальный конфликт
1.
Проблема конфликта в теории социологии.
Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.
Проблема конфликта в теории. Рассматривая проблему конфликта в обозначенный период, имеет смысл разграничить поле исследования по следующим основаниям:
а) западная
и отечественная ветви
б) анализ двух основных парадигм в западной конфликтологии.
В западной социологии XX века наблюдается смена двух основных парадигм: конфликтной и бесконфликтной моделей общества. К числу сторонников первого направления можно отнести М. Вебера, Р. Дарендорфа, Л. Козера, К. Боулдинга. Общество рассматривается ими как непрерывно меняющееся в каждой своей точке целое. Любая точка социального организма пронизана социальными разногласиями и рассогласованиями, которые проявляются в конфликтах. Это означает, что без конфликта вообще невозможно представить себе общество. Притом каждый элемент социальной структуры вносит собственный вклад в ее дезинтеграцию и изменение. Преодоление конфликта приводит к становлению новой общественной структуры - в этом проявляется позитивная функция социального конфликта, который служит источником всяких изменений и развития.
Проблема конфликта красной нитью проходит через всю социологическую концепцию Макса Вебера - социологию политики, религии и экономики. Однако в наиболее развернутом виде проблема конфликта присутствует в социологии политики, где она рассматривается на примере трех идеально-политических форм осуществления власти: традиционной, харизматической и рационально-правовой.
Анализируя современное ему общество, Вебер утверждает, что в основе политических конфликтов лежит противоречие интересов между бюрократией и обществом. Это произошло в силу того, что бюрократия превратилась в слой, имевший особые интересы, и что еще важнее, получивший возможность осуществлять свою волю через систему государственных учреждений.
Не меньшее значение проблема конфликта имела и в веберовской социологии религии, где он пришел к выводу, что определенные конфликты, вызываемые противостоянием конечных ценностей, не могут быть устранены никакой аргументацией или разъяснением позиций.
В послевоенное десятилетие ХХ века в западной теории конфликта сложилось иное направление, имевшее в основе "эквилибриумную", или равновесную, модель общества, связанную с методологией структурно-функционального анализа. Модель эта строилась на представлении об обществе как целостном образовании, в котором его части и элементы гармонически взаимодействуют. Синтезируя структурный и функциональный подходы, сторонники этого принципа (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелсер) подчеркивали роль внутренних регулирующих механизмов общественной жизни, поддерживающих устойчивость системы. Хотя представители этого направления и отмечали, что беспорядок и конфликт - это черты, перманентно присущие человеческому существованию, однако они считали конфликт аномалией и сосредоточивались на проблемах достижения согласия, равновесия и стабильности общества, полагая возможным переход в этом плане к новому социальному качеству.
Так, если у Вебера в центре внимания находится конфликт материального и идеального в интересах различных статусных групп, характеризующихся собственными экономическими интересами, амбициями и определенной системой жизненных ориентаций, то для Эмиля Дюркгейма в большей степени свойствен другой подход, связанный с проблемой взаимоотношений общества и личности.
С точки зрения Дюркгейма, общество первично по отношению к человеку, а потому каждый индивид с момента своего появления на свет застает его уже в готовом виде со всеми социальными институтами. Более того, целые поколения людей могут сменять друг друга, а система общественных институтов (родственные связи, семья, культы и обряды, государство с его установлениями, нравственные требования) остается при этом неизменной. Вся совокупность общественных связей и институтов скрепляется коллективным сознанием, существует независимо от индивидуального и не может быть сведена к сумме отдельных сознаний и представлений. Противоречие индивидуального и коллективного сознания служит источником социального конфликта.
Важнейшей составляющей теоретической конструкции социального конфликта, по мнению выдающегося американского социолога Талкотта Парсонса, выступает выявление напряженности как источника социальных конфликтов на всех уровнях социального действия.
При анализе организма как исходного компонента социального действия особое значение в теории Парсонса имеет разграничение внутренних физиологических потребностей, принимающих форму психических побуждений, и потребностей в социальных отношениях, которые сопровождают человека с момента его появления на свет и оказывают существенное, а подчас и преобразующее воздействие на первый круг потребностей. Особое место в его теоретической конструкции занимает анализ процесса социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. Разумеется, что между обозначенными выше двумя видами потребностей организма складывается определенная напряженность, которая при неадекватных способах социализации может перерасти в открытый конфликт.
2. Типология
социальных конфликтов и пути их разрешения.
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..
-по направленности конфликты делятся на
· «горизонтальные»
· «вертикальные»,
· «смешанные».
К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга.
К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого.
В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, - это приблизительно 70-80% всех конфликтов.
-по значению для группы и организации конфликты делятся на
· конструктивные (созидательные, позитивные)
· деструктивные (разрушительные, негативные).
Первые приносят делу пользу, вторые -вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.
-по характеру причин конфликты можно разделить на
· объективные
· субъективные.
Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.
М. Дойч классифицирует
конфликты по критерию истинности-ложности и
· «подлинный» конфликт - существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
· «случайный, или условный» - зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
· «смещенный» - явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
· «неверно приписанный» - конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
· «латентный» - конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
· «ложный» -конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.
-по типу социальной формализации:
· официальные
· неофициальные
Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».
По своему социально-
· развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
· способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на
· межгрупповые,
· внутригрупповые,
· межличностные
· внутриличностные.
Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).
Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.
Внутриличностный конфликт -это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.
Межличностный конфликт - это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений.
Разрешение конфликтных ситуаций
В конфликтной ситуации можно находиться очень долго, свыкнуться с ней как с неизбежным злом. Но нельзя забывать о том, что рано или поздно произойдет некое стечение обстоятельств, инцидент, который обязательно приведет к открытому противостоянию сторон, к демонстрации взаимоисключающих позиций.
Конфликтная ситуация -это необходимое условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.
Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Способов устранения причин, приведших к конфликту. Работа состоит из нескольких этапов.
На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как “общение”. На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Об этом - позже. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей “да или нет”, целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.
На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также смерть групповых и личных категорий.