Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:35, курсовая работа
Сущность социального конфликта и его виды. Этапы протекания конфликта. Причины конфликта. Последствия социального конфликта. Способы управления конфликтом. Рекомендации по регламентации поведения конфликтующих сторон и посредника.
Введение
1. Социальный конфликт: понятие и виды.
2. Характеристики конфликтов.
3. Управление конфликтом.
Заключение
Министерство науки и образования РФ
Саратовский
государственный
технический университет
Курсовая
работа на тему: Социальный
конфликт.
Саратов 2011
Содержание
Введение
1.Социальный конфликт: понятие и виды.
2.Характеристики конфликтов.
3.Управление конфликтом.
Заключение
Введение
В произведениях многих
В самом общем смысле конфликт
– это антагонистическое
Конфликты в современных
1.Социальный конфликт: понятие и типы.
Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга». Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия. Во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов. В-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга. Социальный конфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.
Типы конфликтов:
1. Внутриличностный
конфликт
2. Межличностный конфликт
3. Межгрупповой
4.Между личностью и группой
5. Социальный конфликт
Внутриличностный конфликт.
Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.
Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Межгрупповые
конфликты сопровождаются:
Проявлениями деиндивидуализации,
т. е. члены группы не воспринимают других
людей как индивидуумов, как самобытных
личностей, а воспринимают их как членов
другой группы, которой приписывается
негативное поведение.
Проявлениями групповой атрибуции,
т. е. склонны считать, что именно «чужая
группа ответственна за негативные события».
2.
Характеристики социальных
конфликтов
Этапы
протекания конфликта
Анализ
конфликтов надо начинать с элементарного,
простейшего уровня, с истоков
возникновения конфликтных
- физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
- потребности в безопасности;
-
социальные потребности (
-
потребности в достижении
-
высшие потребности в
Все
поведение человека упрощенно можно
представить как ряд
В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий.
В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов:
1)
сдерживание - состояние, при котором
индивид отказывается от
2)
подавление - уход от реализации
целей под воздействием
Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают, ответную агрессивную реакцию, и с этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо:
Все
конфликты можно
1. Личностный конфликт.
2. Межличностный конфликт.
3. Межгрупповой конфликт.
4. Конфликт принадлежности.
5. Конфликт с внешней средой.
Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.
Анализ
содержания и особенностей протекания
социального конфликта
- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
-
стадия разрешения конфликта.
Предконфликтная ситуация
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Предконфликтная
стадия характерна также формированием
каждой из конфликтующих сторон стратегии
или даже нескольких стратегий.
Непосредственно конфликт
Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента,т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем открытый характер (словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)
Ко
второй группе относятся скрытные действия
соперников в конфликте. Основным образом
действия в скрытом внутреннем конфликте
является рефлексивное управление. Это
способ управления, когда основания
для принятия решения передаются
одним из действующих лиц другому.
Один из соперников пытается передать
и внедрить в сознание другого
такую информацию, которая заставляет
этого другого действовать так,
как выгодно тому, кто передал
данную информацию.