Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:30, контрольная работа
В нашей жизни мы сталкиваемся с конфликтами повсеместно. Начиная от банальных ссор в транспорте и до вооружённых столкновений – всё это конфликты, со временем различных типов конфликтов становится всё больше, так как развитие общества обуславливает появление всё новых интересов и ценностей.
Конфликты имеют как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, конфликты не дают общ
1. Введение…………………………………………………………………...2
2. Основные характеристики социального конфликта……………………3
2.1. Социальный конфликт. Причины, виды, структура социального конфликта……………………………………………………………..3
2.2. Динамика социального конфликта…………………………………6
2.3. Формы и критерии завершения конфликта………………………..9
3. Профилактика конфликта……………………………………………….11
4. Заключение. …………………………………………………………….14
Список литературы
В
нашей жизни мы сталкиваемся с
конфликтами повсеместно. Начиная
от банальных ссор в транспорте и
до вооружённых столкновений – всё
это конфликты, со временем различных
типов конфликтов становится всё
больше, так как развитие общества
обуславливает появление всё
новых интересов и ценностей.
Конфликты имеют как
Сделать же так, чтоб не
В этом реферате я не ставлю
перед собой задачу полностью
осветить все всевозможные
Социальный конфликт - это:
1)
открытое противоборство, столкновение
двух и более субъектов - участников
социального взаимодействия, причинами
которого являются
2)
предельный случай обострения
социальных противоречий, выражающийся
в столкновении интересов
3)
явное или скрытое состояние
противоборства объективно
4)
ситуация, когда стороны конфликтного
взаимодействия преследуют
Определение
характера конфликта и
Существует четыре группы причин конфликтов1:
объективные
организационно- управленческие социально-психологические личностные |
объективные
субъективные |
|
Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.
Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение.
К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие: естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.
Вторая
группа объективных причин конфликтов
носит организационно-
деятельности, которой она занимается. Структура организации должна
определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.
Третья
группа причин имеет социально-
Виды конфликтов -- варианты конфликтного взаимодействия.
Конфликты различают:
1. по способам их разрешения -- на антагонистические и компромиссные;
2. по природе возникновения -- на социально-организационные и эмоциональные;
3. по направленности воздействия -- на вертикальные и горизонтальные;
4. по степени выраженности -- на открытые, скрытые и потенциальные;
5. по количеству участников, задействованных в конфликте, -- на внутриличностные, межличностные и межгрупповые и др.
Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствуют:
а) объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон;
б) цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами;
в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками;
г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения.
Конфликтология выработала две модели описания конфликта1: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.
Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей,
ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.
Конфликтное
поведение - это действия, направленные
на то, чтобы
1 Анцупов, А.Я. Конфликтология/ А.Я. Анцупов, А.И Шипилов. - 3-е изд.- М.: СПб.: Питер, 2007.-268с.
прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.
Сила
- способность оппонента
Немаловажное
влияние на развитие конфликтных
отношений оказывает окружающая
социальная среда, определяющая условия,
в которых протекают
Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы “переоценка ценностей”. Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т. д. Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой “выбора”.
Конфликтующие
группы могут выбирать следующие
программы поведения: 1) достижение
своих целей за счет другой группы
и тем самым доведение