Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 09:57, реферат
Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр
социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно
социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает
философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь
людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество,
несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе
полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.
Введение. 3
2 Социальные институты.. 4
2.1. Определение понятия социального института. 4
2.2. Типология социальных институтов. 7
2.3. Функции и дисфункции социальных институтов. 9
2.4. Институт как нормативная система. 12
2.5. Динамика социальных институтов. 14
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Они не регулировались
никакими административными
касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаев и нравов. Их
сфера – область вежливого обхождения. Условности касаются манеры выражения,
форм одежды, обстановки, украшений.
Этикет – кодекс вежливого поведения. который часто путают с
манерами. Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям.
Можно хорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры.
Существуют хорошие и дурные манеры, но дурного этикета – нет.
Традиции – можно уподобить тенденциозно изложенной истории.
Писаные традиции передают истинную историю в легендарном виде. Таковы легенды,
предания, сказания и прочие. Когда говорят о каких-то национальных традициях,
например, о традиции гостеприимства или о традиции демократичного общества, то
подразумевают целый ряд исторических явлений, представляющихся типичными и
осознаваемых как общественная ценность
Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:
а) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
б) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных
функций, появление и продолжение дисфункций;
в) эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом
времени, возникновение новых и отмирание старых функций.
В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько
стадий, которые качественно отличаются друг от друга.
1. – зарождение организации.
2. период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
3. период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим
деятельность, и становятся самоцелью).
4. период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и
жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в
новый.
Помимо жизненного
цикла института и его
«динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов,
принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и
конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей
функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из
государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие
других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др.
Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и
одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других
институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики,
фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров,
промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи,
проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников
и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между
другими институтами общества.
Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же
сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас
идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум
у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и
театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение –
социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи
финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная
привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и
анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать
отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.
Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой,
существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные
потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом,
охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и
ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий,
университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал,
аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения,
многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный институт –
это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его
важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых
социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов.
Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе,
постоянно находятся в изменении и самообновлении.
1. Социология.
Учебное пособие. Под ред. Г.В.
др. – М., 1996.
2. Социология.
Учебное пособие. Под ред.
3. Добронькова
В.И., Кравченко А.И.
- М., 2000.
[1] Энциклопедический социологический
словарь / Под общ. Ред. Г.В. Осипова М., 1995 С.227