Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 09:57, реферат
Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр
социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно
социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает
философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь
людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество,
несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе
полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.
Введение. 3
2 Социальные институты.. 4
2.1. Определение понятия социального института. 4
2.2. Типология социальных институтов. 7
2.3. Функции и дисфункции социальных институтов. 9
2.4. Институт как нормативная система. 12
2.5. Динамика социальных институтов. 14
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Содержание
1 Введение. 3
2 Социальные институты.. 4
2.1. Определение понятия социального института. 4
2.2. Типология социальных институтов. 7
2.3. Функции и дисфункции социальных институтов. 9
2.4. Институт как нормативная система. 12
2.5. Динамика социальных институтов. 14
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают
отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям,
социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме
и дать им подлинно научную основу.
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса
к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества
связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической
независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека,
существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к
знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений
с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и
свобод.
Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в
прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и
использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и
ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать
общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального
использования свободы, самоорганизации человека становится социология.
Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их
деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как
объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения.
Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую
абстрактность, а как реальность.
Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр
социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно
социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает
философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь
людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество,
несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе
полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.
Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества.
В социологии имеется
множество определений
первых дал развернутое представление о социальных институтах американский
социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория
праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до
сих пор.
Понятию «социальный
институт» в отечественной
место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной
структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных
действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах
общественной жизни[1].
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную
совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая
управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия,
образование, экономика, управление.
Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный
институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт
представляет собой:
· ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
· совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
· формальную и неформальную организацию;
· совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную
сферу общественных отношений;
· обособленный комплекс социальных действий.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих
определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство,
образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых
элементах, на которых покоится общество.
Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает
инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших
потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные
для данного общества институты отражают культурный облик этого общества.
Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у
разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на
принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах
институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах
категорически запрещено согласно их институту брака.
Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных
институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят,
что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по
существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты
являются теми органами, через которые общество посредством социальных
структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они
являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом
коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты,
телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех
технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и
школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому
количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи
института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д.
Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство,
правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.
Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к.
благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым
нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается
как совокупность норм и образцов поведения.
Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи
придерживаются
различных определений
понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему
опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу
верны , поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению
С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру
института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов
чертах и свойствах. Таковых пять:
1. установки и образцы поведения (привязанность, лояльность,
ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в
государстве);
2.
символические культурные
герб, крест, иконы и др.);
3.
унитарные культурные черты (
для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и
библиотеки для образования, храмы для религии);
4. устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии,
законы, правила);
5.
идеология (романтическая
государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в
образовании, православие или католицизм в религии).
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые
скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо
деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным
критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и
продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные
институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями
существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов,
подразумевая главные институты:
1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2. политический - институт власти;
3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и
социализацию детей;
4. военный – институт, организующий законное наследие;
5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в
человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие
жизненные потребности коллектива или общества в целом.
Пять основных потребностей и институтов:
1. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);