Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 09:57, реферат

Описание работы

Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр

социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно

социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает

философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь

людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество,

несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе

полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.

Содержание

Введение. 3

2 Социальные институты.. 4

2.1. Определение понятия социального института. 4

2.2. Типология социальных институтов. 7

2.3. Функции и дисфункции социальных институтов. 9

2.4. Институт как нормативная система. 12

2.5. Динамика социальных институтов. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

                            Содержание                               

     1 Введение. 3

     2 Социальные институты.. 4

     2.1. Определение понятия социального института. 4

     2.2. Типология социальных институтов. 7

     2.3. Функции и дисфункции социальных институтов. 9

     2.4. Институт как нормативная система. 12

     2.5. Динамика социальных институтов. 14

     Заключение. 16

     Список литературы.. 17

    

1 Введение

 

Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают

отцом – основателем  новой научной дисциплины. По его представлениям,

социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме

и дать им подлинно научную основу.

Как наука, социология была введена в 1989 году в связи  с повышением интереса

к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества

связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической

независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека,

существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес  человека к

знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений

с целью рационального, эффективного использования приобретенных  прав и

свобод.

Свободная конкуренция  в экономике, политике, духовной сфере  поставили в

прямую зависимость  результативность деятельности предпринимателей от умения и

использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и

ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и  конкретнее познать

общество, основу социального взаимодействия людей  с целью рационального

использования свободы, самоорганизации человека становится социология.

Социология изучает  общество, социальные отношения, и социальные общности, их

деятельность. Философия  также изучает личность и социальные общности как

объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения.

Социология осмысливает  общество, общественную жизнь не как  предельную общую

абстрактность, а  как реальность.

Социология, как  определенный тип знаний об обществе выходит из недр

социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно

социология стремится  к преодолению ограниченности, которую  обнаруживает

философия при  анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь

людям разобраться  в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество,

несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе

полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.

    

      

2 Социальные институты

 

2.1. Определение понятия  социального института.

 

Социология уделяет  большое внимание изучению социальных институтов общества.

В социологии имеется  множество определений социального  института. Одним из

первых дал развернутое  представление о социальных институтах американский

социолог и экономист  Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория

праздного класса»  появилась в 1899 году, многие ее положения  не устарели до

сих пор.

Понятию «социальный  институт» в отечественной социологии отводится значительное

место. Социальный институт определяется как единый компонент  социальной

структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных

действий людей, упорядочивающий социальные отношения  в отдельных сферах

общественной жизни[1].

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную

совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и  статусов, которая

управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия,

образование, экономика, управление.

Если суммировать  всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный

институт, то их можно  разделить на следующие. Социальный институт

представляет собой:

·              ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

·              совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

·              формальную и неформальную организацию;

·              совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную

сферу общественных отношений;

·              обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих

определенную сферу  общественных отношений (семья, производство, государство,

образование, религия), социологи углубили представление  о них как о базовых

элементах, на которых  покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает

инструменты, пригодные  для решения множества задач  и удовлетворения важнейших

потребностей. Эти  инструменты и называются социальными  институтами. Типичные

для данного общества институты отражают культурный облик этого общества.

Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у

разных народов  содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на

принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах

институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах

категорически запрещено  согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных

институтов как  вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят,

что пресса, радио  и телевидение представляют собой  «четвертую власть», по

существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты

являются теми органами, через которые общество посредством социальных

структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они

являются главным  источником знаний о накопленном  опыте. Подвидом

коммуникационных  институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты,

телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех

технических устройств, включая здания, работников и фонды  библиотек, музеев и

школ, составляет инфраструктуру институциональной  системы культуры.

Социальные институты  помогают решать жизненно важные проблемы большому

количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи

института брака  и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д.

Законный порядок  в обществе обеспечивают такие институты, как государство,

правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к.

благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым

нормам и соблюдать  соответствующую дисциплину. Поэтому  институт понимается

как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные  социологи

придерживаются  различных определений социального  института, то они по-разному

понимают его  внутреннее строение, т.е. функционально  взаимосвязанную систему

опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу

верны , поскольку  представляют разное видение одного и того же. По мнению

С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в  структуру

института, а об институциональных признаках, т.е. общих  для всех институтов

чертах и свойствах. Таковых пять:

1.            установки и образцы поведения  (привязанность, лояльность,

ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в

государстве);

2.            символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг,

герб, крест, иконы  и др.);

3.            унитарные культурные черты (дом  для семьи, общественные здания

для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и

библиотеки для  образования, храмы для религии);

4.            устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии,

законы, правила);

5.            идеология (романтическая любовь  в семье, демократизм в

государстве, свобода  торговли в экономике, академические  свободы в

образовании, православие  или католицизм в религии).

    

      

2.2. Типология социальных  институтов

 

Все социальные институты  обычно подразделяют на главные и  неглавные. Вторые

скрываются внутри первых, представляя собой более  мелкие образования. Помимо

деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным

критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и

продолжительностью  существования (постоянно действующие  и кратковременные

институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение  правил, условиями

существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных  подходов,

подразумевая главные  институты:

1.   экономический  – институт, организующий хозяйственную  деятельность;

2.   политический - институт  власти;

3.   семейный  – институт, регулирующий половые  отношения, рождение и

социализацию детей;

4.   военный  – институт, организующий законное  наследие;

5.   религиозный  – институт, организующий коллективное  почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что  главных институтов в

человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять  важнейшие

жизненные потребности  коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

1. потребность в воспроизводстве рода (институт  семьи и брака);

Информация о работе Социальные институты