Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 09:57, реферат
Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр
социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно
социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает
философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь
людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество,
несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе
полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.
Введение. 3
2 Социальные институты.. 4
2.1. Определение понятия социального института. 4
2.2. Типология социальных институтов. 7
2.3. Функции и дисфункции социальных институтов. 9
2.4. Институт как нормативная система. 12
2.5. Динамика социальных институтов. 14
Заключение. 16
Список литературы.. 17
2. потребность
в безопасности и социальном
порядке (политические
государство);
3. потребность
в средствах существования (
производство);
4. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения,
подготовка кадров
(институты образования в
и культуру);
5. потребность
решения духовных проблем,
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не
менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда,
созданное человеком,
Семье антропологи отводят
нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно
эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия,
полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья
и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а
именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм,
анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи,
учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных
скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают
её возраст несколько меньшим.
Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые
называются также социальными практиками или обычаями. У каждого
главного института существуют свои системы наработанных практик, методов,
процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких
механизмов , как конвертация валюты, защита частной собственности,
профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг,
рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты
материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального
статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом
социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной
институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или
удовлетворяя
Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им
задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение
важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может
существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно
пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в
мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям,
заниматься решением духовных вопросов.
Не менее важной является функция социализации людей,
осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных
норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной
.
Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е.
такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например,
воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств
существования (производство),
наведение и поддержание
(государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование),
отправление ритуалов (религия).
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют
дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить
всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей,
если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов
общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция
превращается, таким образом, в дисфункцию.
Деятельность социального института считается функциональной, если
она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может
расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на
разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может
вести к социальной дезорганизации общества.
К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием
на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и
система образования были, возможно, самым высоким на планете. В штате США
дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой
образования. Американцы
срочно разработали систему
целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли годы. И сегодня
наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но в целом советская,
а затем российская система образования в период с 70-х по 90-е годы
развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической
подготовкой студентов и практическими навыками молодых специалистов. На
предприятиях с
передовой технологией
трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.
В конце 80-х годов,
с началом перестройки
рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское обществоведение не
способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в области рыночной
экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии.
Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания технологии
обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч необходимых
специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за собой
колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить ущерб
социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых
традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет
страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной
внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще
не поддается исчислению.
Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально
заявленными, всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными
, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются
необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе
статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах
деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое
государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент,
правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе
цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были
явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а
уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов
власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках
того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.
Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую
называют институциональной структурой общества.
Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а
подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют
определенные функции позволяющие менять элементы в зависимости от
изменившейся ситуации, перестраивать содержание оставшихся и вносить другие
изменения, позволяющие сохранять устойчивость на протяжении столетий и
тысячелетий.
Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Великие цивилизации
прошлого и настоящего, будь то древнегреческая, древнеегипетская,
византийская, китайская, французская или русская, сохраняли свою устойчивость
на протяжении очень долгого времени, именно благодаря прочности своей
нормативной системы. Благодаря ей сохранилось духовное единство нации,
этическое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску.
В начале 20 века Т. Веблен определил социальный институт как совокупность
общественных обычаев и социальных норм, в которых воплощены образ мысли и
образ жизни людей и которые передаются из поколения в поколение. Многие
современные социологи трактуют социальный институт как сложную конфигурацию
обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов, и законов,
которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.
Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на
протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной жизни.
Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редко замечают.
Некоторые обычаи,
например, встречи выпускников какого-
заведения, празднование юбилея или дня рождения, встреча Нового года,
повторяются, время от времени; с другими обычаями приходится сталкиваться на
дню по несколько раз, например, приветствие при встрече, пожелание здоровья,
выражение благодарности, извинения и т.д. Редко повторяющиеся обычаи называют
обычаями и традициями, а повседневные – привычками.
Усвоение культурных обычаев начинается с двухлетнего возраста и может
продолжаться всю жизнь.
Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы
воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой
правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются
аморальным, безнравственным и осуждается обществом.
Условности – этот термин употребляется в двух значениях. Будучи
разновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далеком прошлом.