Социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие сущности социальной защиты населения и исследование механизмов её совершенствования в рыночных условиях.

При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность социальной защиты населения.

2. Рассмотреть основные меры социальной защиты населения.

3. Проанализировать особенности реформирования системы социальной защиты населения в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность социальной защиты населения, её цели, субъекты и объекты 5
1.1 Сущность и основные направления социальной защиты 5
1.2 Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения 10
2 Особенности реализации и тенденции развития социальной защиты населения в Республике Беларусь 15
3 Пути совершенствования социальной защиты Республике Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

КурсБГЭУ (соц защита).doc

— 226.00 Кб (Скачать)
ify">     На  втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения  к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

     Стратегия государства по реализации целей  социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. В 2000-2009 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 2,1 раза реальные денежные доходы выросли в 1,9 раза, реальная заработная плата - в 1,8 раза. Тем не менее уровень среднедушевых доходов и средней заработной платы остается низким в сравнении с экономически развитыми странами. Покупательная способность среднедушевого денежного дохода в 2009 г. составляла 1,3 минимальных потребительских бюджета, средней заработной платы - 1,5 [5, с.191].

     В перспективе система социальной защиты и поддержки государством малоимущих категорий населения должна строиться на следующих принципах.

     1. Поэтапное повышение минимальных государственных социально-трудовых гарантированных выплат (минимальной заработной платы, минимальных пенсий, стипендий, пособий и др.) до уровня бюджета прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения с учетом экономического развития республики.

     2. Предоставление трудоспособному населению всесторонних возможностей получения достаточного дохода через заработную плату. При этом государство поддерживает формирование человеческого потенциала и накопление сбережений как ключевых факторов дальнейшего роста производительности труда.

     3. Государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами для предотвращения усиления тенденции экономического неравенства в обществе и дестабилизации социальной обстановки.

     4. Четкое разграничение функций социального страхования, которые относятся к накоплению средств на протяжении жизни, и функций социальной помощи, которые строятся на перераспределении дохода.

     5. Разработка программ, направленных на предотвращение бедности и оказание адресной помощи тем, кто обеднел; переход к более селективным программам, учитывающим потребности конкретных регионов и сегментов населения.

     6. Поддержка государством малообеспеченных граждан через гибкую систему программ, включающую пособия на детей, пособия по малообеспеченности, социальное обслуживание населения.

     7. Создание надежной системы социальной помощи, дополняющей социальные республиканские программы целевыми региональными инициативными мероприятиями, направленными на удовлетворение потребностей семей и отдельных граждан, которые не могут себя обеспечить (не работают по различным причинам или не охвачены сетью социального обеспечения), с учетом демографических, социально-экономических и других особенностей региона и наличия финансовых средств.

     8. Создание государственной системы проверки нуждаемости, учитывающей отсутствие средств существования; наличие среднедушевого дохода семьи ниже установленного прожиточного минимума; невозможность получения трудового дохода в достаточном размере в силу объективных причин - уход за нетрудоспособным членом семьи, инвалидность и т.д.; отсутствие родственников, обязанных но закону содержать граждан, не способных к самообслуживанию; наличие материального ущерба или ущерба, причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий; отсутствие постоянного места жительства и т.д. Социальная помощь в первую очередь должна оказываться тем, у кого доход ниже уровня бедности, а затем, но мере возможности, всем другим группам населения.

     9. Изменение системы пенсионного обеспечения. Программы социального страхования по старости и нетрудоспособности должны основываться прежде всего на обязательных сбережениях и быть самофинансирующимися. Определенные шаги в этом направлении уже начали предприниматься. Так, в соответствии с разработанной в республике концепцией реформирования системы пенсионного обеспечения будет осуществляться переход на трехуровневую пенсионную систему, где первый уровень составит социальная пенсия, второй - трудовая (страховая) и третий - дополнительная негосударственная пенсия. Основой пенсионной системы станет трудовая (страховая пенсия). Это означает, что пенсия будет обусловлена трудовой деятельностью, или периодом пенсионного страхования, то есть временем работы, сопровождаемой уплатой страховых взносов на цели пенсионного обеспечения. Кроме того, целесообразно предусмотреть увеличение продолжительности работы до выхода на пенсию или введение гибкого пенсионного обеспечения; сокращение числа ранних выходов на пенсию. Критерии на получение пенсии, но нетрудоспособности должны быть более строгими, следует перейти от дорогостоящих долгосрочных денежных пособий к реабилитации, установить дифференцированные пенсионные пособия в зависимости от финансовой ситуации получателя. Уровни пенсий и расходы на них должны быть установлены так, чтобы они не требовали слишком обременительного налогообложения активного населения и предприятий, а также вызывали желание работать и откладывать сбережения. Это, в свою очередь, приведет к необходимости: а) определять пенсионные выплаты не в соответствии с самой высокой зарплатой, которую получал работник, а на основании его доходов в течение трудового стажа и учета его взносов; б) создать адекватный информационный учет соцстрахования.

     Все эти предложения носят в основном перспективный характер. Среди текущих первостепенных мер, необходимых для перестройки системы социальной защиты, решения проблем бедности следует назвать изменение механизма целевой защиты наиболее нуждающихся групп населения, в том числе механизма страхования по безработице. Принятый в настоящее время механизм увеличения пособий, стипендий, социальных выплат предполагает повышение минимальной заработной платы, что приносит наибольшие выгоды более обеспеченным слоям населения. Он вызывает ускорение инфляции и сопутствующее перераспределение средств не в пользу неимущих. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание универсальной системы социальной защиты, основанной на реальной оценке уровня доходов и благосостояния отдельных граждан и семей. С этой целью целесообразно, но аналогии с другими странами иметь специальную службу, которая бы выполняла функции определения реального уровня нуждаемости граждан и семей, отнесения их к категории бедных.

     Однако  внедрение процедуры проверки нуждаемости займет достаточно много времени. Поэтому в период ее создания можно использовать упрощенный метод, то есть представительские показатели дохода благосостояния домашних хозяйств по определенным категориям населения. Например, могут быть выделены группы населения, обладающие правом на первоочередную социальную защиту. Это пенсионеры старше 75 лет, проживающие отдельно; инвалиды; слепые; нетрудоспособные лица; безработные и т.д. Здесь можно использовать заявительный принцип и упрощенную процедуру проверки нуждаемости. Для других групп нужно разработать более жесткую форму.

     Следует также изменить подход и порядок определения размеров пособий по безработице, ввести в практику работы предприятий, компаний, фирм оплату пособия по безработице при увольнении работников. Кроме того, необходимо осуществить переориентацию политики в области занятости и рынка труда на создание новых форм стимулирования экономической активности и новых рабочих мест, решение проблем адаптации к трудовой жизни молодежи.

     Подводя итог данному разделу курсовой работы, отметим, что в современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур Республики Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Важнейшим фактором развития человеческого потенциала и обеспечения устойчивого развития общества является эффективная социальная политика государства, призванная создать  необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность общества будет обеспечиваться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:

  • реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
  • гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала, с тем чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
  • дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
  • взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
  • права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи - основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, и прежде всего молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

     Создание  системы социальной защиты — одна из основных функций социальной политики.

     Социальная  защита понимается как определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции.

     Система социальной защиты представляет собой  совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств.

     Смысл любой экономической политики в  конечном итоге замыкается на ее социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоев населения к реформированию экономики, а значит, и на успех самих реформ.

     Анализ  социальной политики Беларуси позволяет  выявить главные проблемы социальной помощи и предложить способы их преодоления. Среди них – усовершенствованный метод определения критериев нуждаемости и их введение во все программы помощи; создание вместо нескольких раздробленных единой программы социальной помощи; муниципальный характер ее предоставления; введение в законодательство показателя бедности и др. Разработка новой программы социальной помощи должна включать также:

  • поэтапный переход от традиционно сложившегося уравнительного принципа предоставления социальной помощи к адресному ее назначению на основе единых критериев, основанных на принципах нуждаемости;
  • уточнение условий и порядка ее предоставления;
  • отмену неадресных пособий, льгот и субсидий.

     Целесообразно также использовать новую в научном  и практическом плане методику "двухуровневого" управления социальными процессами в условиях трансформационной экономики Беларуси, где первый уровень -- сфера потребления факторов производства -- должен регулироваться механизмами рынка, такими как спрос и предложение рабочей силы, ее цена, производительность и др. Второй -- это сфера потребления разных социальных благ, и в частности продукции образования и здравоохранения, -- должен регулироваться государством (путем сочетания платности и бесплатности для населения с разными доходами) с использованием гарантированного минимума. Это позволит восстановить и укрепить систему социальной справедливости, являющуюся одним из главных факторов социальной политики.

     Необходим в социальной программе и блок по социальному страхованию населения  с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов. При этом социальное страхование с накоплением средств на протяжении жизни берет на себя часть функций социальной помощи, хотя строится не на перераспределении дохода государства и с ним не связано.

     Переход от концепции перераспределения доходов к концепции их зарабатывания (и роста самообеспечения семьи) позволит в будущем перейти от инерционного сценария социальной политики (характеризующегося сдерживанием важнейших компонентов доходов: зарплаты и социальных трансфертов) к оптимистическому, отличающемуся устойчивым ростом реальных доходов и потребления населения, в т.ч. нетрудоспособного и малообеспеченного.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 146 с.
  2. Ефременко, Н.В., Прокофьева, Н.Г. Национальная стратегия, как инструмент борьбы с бедностью. // Белорусский экономический журнал. – 2004. – №1. – С. 49.
  3. Камаев, В.Д. и колл. авторов. Экономическая теория: учебник – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 652 с.
  4. Ковалевская, К.В. Приоритетные направления социальной политики. // Проблемы повышения уровня и качества жизни населения РБ: сборник научных трудов. – Мн.: НИЭИ, 2002. – С.3.
  5. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах, 2009». – Мн.: Национальный статистический  комитет РБ, 2010. – 418 с.
  6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  7. Макинтайр, Роберт. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования. – 2005. – №2. С. 74-82.
  8. Макконелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992. – 816 с.
  9. Национальная экономика Беларуси. Под ред. Шимова В.Н. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 916 с.
  10. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. // Белорусский экономический журнал. – 2001. – №2. – С. 32-35.
  11. Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларуси. Сборник научных трудов. – Мн., 2002. – 95 с.
  12. Сверж, А. Система социальной защиты и необходимость ее реформирования // Финансы, учет, аудит.  – 2009. № 4. С. – 26-28.
  13. Социальная политика Республики Беларусь в условиях реформирования экономики: Сб.научных трудов. – Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004. – 261 с.
  14. Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь / Под общ ред. В.Н. Бобкова, А.П. Починка. — М.: ИНФРА-М, 2004. – 265 с.
  15. Социальная статистика / Под ред. И.И. Елисеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. – 423 с.
  16. Социально-экономическая политика в 2009 году: цели, задачи. // Белорусский экономический журнал. – 2009. – №3. – С. 52-55.

Информация о работе Социальная защита