Социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие сущности социальной защиты населения и исследование механизмов её совершенствования в рыночных условиях.

При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность социальной защиты населения.

2. Рассмотреть основные меры социальной защиты населения.

3. Проанализировать особенности реформирования системы социальной защиты населения в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность социальной защиты населения, её цели, субъекты и объекты 5
1.1 Сущность и основные направления социальной защиты 5
1.2 Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения 10
2 Особенности реализации и тенденции развития социальной защиты населения в Республике Беларусь 15
3 Пути совершенствования социальной защиты Республике Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

КурсБГЭУ (соц защита).doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     Что качается нашей страны, то доля населения, имеющего в Беларуси право на получение различных видов социальной помощи, составляет примерно 70-75%. Если же учитывать возможность предоставления специфических видов социальной помощи (ритуальное пособие, пособие при рождении ребенка и др.), то тогда и все 100% населения республики предстают как потенциальные льготники [8, стр. 520].

     Минимальные социальные гарантии — важный компонент  современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа  всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.

     Социальная  поддержка включает наличие соответствующих  гарантий, которые выступают как  обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

     Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.

     Выполняя  данную социальную функцию, государство:

     а) законодательно устанавливает минимальные  нормативы обеспечения граждан  страны социальными благами;

     б)  осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т. д.);

     в) устанавливает минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий.

     На  практике мероприятия социальной защиты приводятся в определенную систему, разрабатываются программы социальной политики государства.

     Рассмотрим  понятие социальной реабилитации. Слово «реабилитация» означает восстановление, возвращение утерянного. Принято говорить о восстановлении здоровья, прав возвращении доброго имени. Социальная реабилитация означает, прежде всего, восстановление нарушенной социальной справедливости.

     Особенно остро в наше время стоит проблема социальной реабилитации невинно пострадавших. Любого пострадавшего человека жалко, но особенно печально, когда человек пострадал не по собственной вине, а безвинно, по злому умыслу или по случайному стечению обстоятельств. Поэтому общество, государство должны проявлять особую заботу о невинно пострадавших, ставших жертвами. Надо делать все возможное, чтобы вернуть им потерянное, по крайней мере, то, что еще можно вернуть.

     Это прежде всего жертвы противозаконных  репрессий со стороны государственных органов и отдельных лиц, произвола, насилия, нарушения прав человека. Особенно печально известен в этом отношении сталинский период советской истории, когда миллионы людей были без всяких отношений лишены свободы, имущества, прав, стали переселенцами, потеряли работу, несли на себе клеймо ложных обвинений.

     Это, с другой стороны, жертвы войны, потерявшие здоровье, ставшие инвалидами, лишившиеся крова. Наиболее тяжелый урон в этом отношении принесла людям бывшего  Советского Союза, Великая Отечественная война с германским фашизмом, в результате которой жестко пострадали десятки миллионов людей. К сожалению, продолжаются локальные региональные военные действия разного масштаба, результатом которых являются огромные потери жизней, здоровья людей, имущества и ценностей. И снова в их жернова попадают безвинные люди, которые затем нуждаются в реабилитации.

     Это также лица, пострадавшие от катастроф, стихийных бедствий, аварий. Только частичная компенсация потерь, обусловленных  аварией на Чернобыльской атомной электростанции, поглотила многие сотни миллиардов рублей. В результате землетрясений, оползней, затоплений, других стихийных бедствий страдают десятки тысяч людей, нуждающихся затем  в социальной реабилитации.

     К числу невинно пострадавших относятся инвалиды по болезни, жертвы эпидемий пострадавшие о вредности производства, нуждающиеся в реабилитации.

     В результате межгосударственных, межнациональных  конфликтов увеличивается число  невинно пострадавших, появляются миллионы вынужденных переселенцев, нуждающихся в социальной реабилитации.

     Всем  этим «без вины виноватым» государство, общество призваны оказывать всемерную  помощь, стремясь сделать все возможное  для полной социальной реабилитации пострадавших.

     Существуют категории, понятия, свойства людей как «доброта», «сострадание», «сочувствие», «отзывчивость», «участие в чужой беде». Принято считать, что человек отличается от животных наличием разума. Но, кроме того, не менее важного для человека как высшего существа наличие чувства любви к ближнему. Недаром одна из важнейших заповедей христианства гласит: «Люби ближнего своего яко самого себя». Самые благородные и уважаемые в мире люди утверждали, что счастье человека заключено в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей, что давать приятнее чем брать. Если и провозглашались иногда социалистические заклинания типа «человек человеку - друг, товарищ и брат», то ничего, кроме формального лозунга в них не содержалось.

     В итоге в обществе возникло стойкое  убеждение, что забота о других людях забота государства, а каждый должен заботится только о себе, своей семье близких и родных. Это не означает, что доброта, взаимопомощь были вообще изъяты из обихода. Сердобольные люди всегда были и оставались в любом обществе, милосердие проявлялось во многих жизненных ситуациях. Но наблюдалось оно от случая к случаю и никоим образом не было государственно почитаемым образом и стилем поведения. Такова была и во многом остается социальная нравственность.

     Следует хорошо усвоить положение, что никакое государство не в силах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственных форм социальной помощи справится с проблемами социальной экономики. Всегда за чертой, границей официальной узаконенной, обязательной государственной помощи будут находится тысячи людей, котором способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадание к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.

     Поэтому социальная благотворительность, проявляющаяся в том, что одни люди бескорыстно, по внутреннему душевному позыву помогают другим, чем могут: деньгами, вещами, услугами, советами, заботой, лечением, утешением самый яркий признак благородства, совести человека.

     Отсюда  вовсе не следует, что надо обязательно помогать вся и всем, подавать, образно говоря, каждому, кто протягивает руку. Это даже при желании просто невозможно. Каков же критерий разумных действий в этом отношении? Обращаться в подобных ситуациях нужно не только к разуму, но и к сердцу. Зов души, совесть, внутреннее убеждение подскажут вам, когда нельзя пройти миом, следует проявить сочувствие, оказать помощь, если ваша душа не очерствела.

     Полезными могут оказаться и советы людей, стремление следовать примеру других, но надо твердо усвоить мысль, согласно которой добро лишь в минимальной степени творится по повелению, указанию извне, оно должно проистекать из собственной воли, желания внутреннего позыва.

    1. Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения

     Социальная  защита понимается как определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции [7, стр. 112].

     Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств. Действенность и масштаб системы социальной защищенности во многом зависят от экономического потенциала той или иной страны, всей совокупности макроэкономических условий осуществления социальной политики. Механизм социальной защиты включает меры, касающиеся всех членов общества, а также адресованные отдельным социальным группам. К числу первых обычно относятся: обеспечение эффективной занятости, позволяющей каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности; официальное установление реального уровня прожиточного минимума как в денежной форме, так и по "потребительской корзине" с учетом дифференциации доходов и потребления населения; защита интересов потребителя; компенсация, адаптация и индексация доходов, развитие отношений социального партнерства. Ко вторым принадлежат: социальная помощь бедным или малоимущим слоям населения, целевые или адресные выплаты из фондов общественного потребления. Меры по социальной защите населения могут иметь активную и пассивную форму. Примером активной формы может служить подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест. Пассивные формы сводятся в основном к выплате соответствующих пособий и дотаций [1, стр. 212].

     Рассмотрим  подробнее такие меры социальной защиты, как установление реального уровня прожиточного минимума, социальная помощь бедным и выплаты из общественных фондов потребления.

     Как уже отмечалось, минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум рассчитываются на основе минимальной "потребительской корзины". Формирование минимального потребительского бюджета осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методом.

     Нормативный метод основывается на разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека с учетом особенностей половозрастных групп населения. Исходя из разработанных нормативов потребления формируется натурально-вещественный состав минимального потребительского бюджета.

     Статистический  метод построения минимального потребительского бюджета предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с разными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления, один из которых принимается в качестве минимального.

     Комбинированный метод включает элементы двух рассмотренных  подходов. Прежде всего устанавливается нормативная часть — величина расходов на питание. Затем на основе статистических данных о потреблении в различных доходных группах определяется зависимость между расходами на питание, потреблением других благ и услуг и доходом. Исходя из выявленной статистической закономерности рассчитывается общая величина расходов на минимальную "потребительскую корзину".

     Минимальная "потребительская корзина" с  учетом уровня инфляции определяет минимальный потребительский бюджет (МПБ) для семьи из четырех человек. Среднедушевой МПБ составляет 25 % от МПБ семьи из четырех человек. На основе этих данных рассчитывается среднемесячный среднедушевой МПБ за квартал, 60 % которого определяет прожиточный минимум (порог, черту бедности) [6, стр. 12].

     При этом следует отметить, что в условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума должна корректироваться ежемесячно. Кроме того, денежная величина прожиточного минимума приобретает абстрактный характер, когда при ее определении исходят из набора дешевых и доступных товаров, а потребителю приходится сталкиваться с их дефицитом или покупать дорогие товары.

     Величина  минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для усиления социальной защиты населения, определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе по безработице. Следует помнить, что минимальный потребительский бюджет касается всех членов общества, в том числе и не работающих, а минимальная заработная плата является формой вознаграждения за труд. Поэтому минимальная заработная плата должна быть выше минимального потребительского бюджета. Установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода. Теряются экономические стимулы к труду, что может привести к люмпенизации определенной части общества.

     Социальная  защита малообеспеченных слоев населения проявляется в виде денежных выплат, предоставления благ и услуг в натурально-вещественной форме, а также различных льгот, пособий, помощи на дому больным и престарелым, частичной (полной) оплаты коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д.

     Выплаты из социальных общественных фондов потребления  в Республике Беларусь — это в  основном пенсии, стипендии и различные  пособия. Пенсия — это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Пенсионное обеспечение в республике регулируется Законом "О пенсионном обеспечении", принятом на сессии Верховного Совета Республики Беларусь 17 апреля 1992 г., Законами от 2 февраля 1994 г., 24 февраля 1994 г., 1 марта 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", а также другими законодательными актами [6, стр. 108].

     Пенсия  не только решает проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.

     К трудовым пенсиям относятся пенсии по возрасту, инвалидности, а также в случае потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Право на трудовую пенсию по возрасту имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и имеющие стаж работы не менее 25 лет и женщины в возрасте 55 лет, имеющие стаж работы не менее 20 лет. Некоторым категориях граждан пенсии назначаются на льготных условиях. К ним относятся лица, работавшие в районах Крайнего Севера, имевшие особые условия труда (тяжелые, вредные для здоровья, опасные), а также многодетные матери, родители инвалидов с детства.

Информация о работе Социальная защита