Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие сущности социальной защиты населения и исследование механизмов её совершенствования в рыночных условиях.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность социальной защиты населения.
2. Рассмотреть основные меры социальной защиты населения.
3. Проанализировать особенности реформирования системы социальной защиты населения в Республике Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность социальной защиты населения, её цели, субъекты и объекты 5
1.1 Сущность и основные направления социальной защиты 5
1.2 Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения 10
2 Особенности реализации и тенденции развития социальной защиты населения в Республике Беларусь 15
3 Пути совершенствования социальной защиты Республике Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Пенсии по инвалидности назначаются в случае наступления инвалидности в результате трудового увечья, профессионального или общего заболевания.
Пенсии по случаю потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Пенсии за выслугу лет устанавливаются категориям граждан, занятым на работах, ведущих к утрате трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Право на пенсию за выслугу лет имеют работники авиации, локомотивных бригад, водители грузовых автомобилей, шахтеры, геологи, моряки и т.д. Социальные пенсии назначаются неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию. Они выплачиваются инвалидам, достигшим пенсионного возраста, детям в случае потери кормильца.
Выплата пенсий осуществляется из фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, который образуется за счет взносов работодателей, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета [3, стр. 26].
Государственные стипендии выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции и зависит от типа учебного заведения и степени успеваемости учащегося. Отдельные категории студентов получают именные стипендии.
Государственные пособия назначаются:
Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержатся учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство и т.д.
Следует помнить, что выплаты из общественных фондов потребления практически лишены связи с трудовым вкладом, а поэтому не обладают стимулирующим воздействием. В то же время их увеличение является одним из основных факторов инфляции. Появление стимулирующей функции возможно с переходом к социальному партнерству, когда наряду с государством, предприятиями и общественными организациями в образовании социальных фондов будут участвовать их потенциальные получатели. В настоящее время при существующих неэффективной системе занятости, низкой доле оплаты труда в национальном доходе и высокой доле малообеспеченных семей такое участие весьма затруднительно, так как у основной массы населения нет достаточных доходов, чтобы производить систематические отчисления в фонды страховой медицины, в страховой Пенсионный фонд, фонд страхования от безработицы и на другие цели. Поэтому такие пассивные формы социальной политики, каковыми являются выплаты из общественных фондов потребления, должны сочетаться с созданием условий широким слоям населения для эффективной работы и получения соответствующих доходов [7, стр. 124].
Главным ориентиром социально-экономического развития Беларуси традиционно выступает решение социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения.
Снижение
малообеспеченности является одной
из важнейших целей
За последние 5 лет количество малообеспеченных граждан в Беларуси сократилось в 3 раза и составляет 13%. Для малоимущих и социально уязвимых категорий населения сохранены социальные льготы и гарантии.
Эффективность проводимой государственной политики по повышению благосостояния людей подтверждают результаты социологического опроса, проведенного во I квартале 2010 года. По сравнению с аналогичным периодом 2000 года вдвое возросло число тех, кто относит себя к категории «со средним достатком» (с 33,5% до 65,1%) [16, с.52].
Один
из факторов, определяющих уровень
жизни человека, – трудоустройство.
Цель государственной политики занятости
на ближайшие годы – поддержание
стабильной ситуации на рынке труда,
повышение эффективности
Одним
из ключевых аспектов обеспечения эффективного
социального развития является расширение
занятости. Эта одна из первостепенных
задач государственной
На протяжении последнего десятилетия в Республике Беларусь наблюдается устойчивая тенденция снижения численности безработных: если в 1995 году их количество составляло 131 тыс. человек, а в 2000 году – 95 тыс., то к январю 2010 года данный показатель снизился до 40,3 тыс. человек. Такие результаты были достигнуты благодаря сохранению и поддержанию производственных мощностей белорусских предприятий, последовательному финансовому оздоровлению перспективных градообразующих промышленных объектов, постоянному контролю со стороны государственных органов за соблюдением национального законодательства в трудовой сфере, реальному закреплению в экономике страны института предпринимательства.
В январе 2010 года уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси составил 0,9% от экономически активного населения (в 2001 году – 2,3%).
Увеличился спрос на рабочую силу: в 2009 году в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 56,8 тыс. вакансий (118% к уровню 2008 года) [5, с.178].
В условиях финансово-экономического кризиса одним из направлений противодействия безработице является сокращение режимов рабочего времени, использование практики административных отпусков при усилении мер социальной поддержки вынужденно незанятых работников. Такая политика проводится и Правительством Республики Беларусь с целью сохранения трудового потенциала и предотвращения массовой безработицы в стране. Вынужденная неполная занятость выступает как инструмент поддержания занятости населения, позволяет нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы. В этих целях принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения».
Наиболее
реальной и действенной формой
материальной поддержки работников,
находящихся в вынужденных
В каждом регионе республики создана база вакансий, которая ежедневно обновляется. Она размещается на информационных табло и стендах в управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите. В ней также содержатся сведения о видах работ для работников, находящихся в вынужденных отпусках. Дополнительно здесь указаны способы доставки работников к месту работы. С помощью поисковой системы в автоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банк вакансий» (раздел «Дополнительные критерии») на сайте Министерства труда и социальной защиты можно найти временную, оплачиваемую общественную или сезонную работу. Этой информацией могут воспользоваться как наниматели, отправляющие своих работников в такие отпуска, так и сами работники.
По состоянию на 1 января 2010 года более 700 предприятий предоставили сведения о наличии 8,3 тыс. временных рабочих мест. Виды работ самые разные: уборка сельскохозяйственной продукции, благоустройство населенных пунктов, подсобные работы в строительстве, работы в лесном хозяйстве (обрубка сучьев, уборка) и другие.
Важное
направление социальной политики –
совершенствование системы
Повышая пенсии, государство создает условия для улучшения качества жизни четверти населения республики. На учете в органах по труду и социальной защите состоит свыше 2,4 млн. пенсионеров. Большинство из них (80%) не работает. В Беларуси самый высокий размер пенсий среди стран CНГ. Ежеквартально производится перерасчет минимальных и социальных пенсий.
За 2001–2009 гг. трудовые пенсии повышались 18 раз, реальная пенсия увеличилась вдвое.
В январе 2010 г. средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 468,2 тыс. рублей (114% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров). Средний размер пенсии по возрасту составил 491,2 тыс. рублей, по инвалидности – 428,1 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 284,6 тыс. рублей, социальной пенсии – 188,1 тыс. рублей.
Реальный размер назначенной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. уменьшился на 0,4%.
Изменение среднего размера назначенной пенсии характеризуется данными, приведенными в таблице 2.1.
Из таблицы 2.1 видно, что за 2000-2009 годы средний размер назначенной пенсии увеличился в 12,9 раз (с 36,41 до 468,2 тыс. рублей). За период с 2003 по 2009 год доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29, 9 процентов до 6 процентов от общей численности пенсионеров.
Для
обеспечения дополнительной защиты
права граждан на пенсионные выплаты
Беларусь активно развивает
Таблица 2.1 – Динамика пенсий в Республике Беларусь в 2000-2009 годах
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Средний
размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. |
36,41 | 65,0 | 89,6 | 113,9 | 172,6 | 211,0 | 277,6 | 328,2 | 389,4 | 468,2 |
Реальный
размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году |
143,2 | 122,1 | 102,3 | 101,4 | 132,4 | 113,2 | 123,4 | 105,4 | 104,7 | 102,6 |
Примечание – Источник: [5, стр. 124]
О
масштабах государственной
Качество жизни многих граждан (инвалидов, пожилых одиноких людей, ветеранов) зависит от того, как организована социальная работа в конкретном городе или деревне. В Республике Беларусь действует государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Во всех административных районах созданы территориальные центры социального обслуживания населения. Эти учреждения предлагают гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, широкий спектр социально-бытовых услуг, юридические консультации, оказывают психологическую и материальную помощь. Примечательной особенностью является то, что услуги предоставляются как бесплатно, так и на платной основе по социально доступным ценам, учитывающим уровень доходов и социальный статус граждан.
В Республике Беларусь обеспечивается надежная социальная защита семей с детьми. Государственная помощь семьям – это денежные пособия в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей, а также адресная материальная помощь в денежной и натуральной формах; трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям; социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг).
Государственной поддержкой в виде ежемесячных пособий обеспечены более 525,5 тыс. детей. Их получают все малыши в возрасте до 3 лет, а на детей старше 3 лет они начисляются с учетом совокупного дохода родителей. Пособия семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.
На протяжении последних лет государство изыскивало ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий, обеспечения их своевременной выплаты. Пособиями по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет охвачено более 96 процентов детей данного возраста. Более чем в 4 раза увеличились за 2001–2009 гг. размеры детских пособий. Они пересматриваются 4 раза в год в связи с изменением величины бюджета прожиточного минимума. С 1 января 2010 г. размер пособия на детей в возрасте до 3 лет составляет 200060 руб., на детей старше 3 лет – 75 020 руб [5, с.182].