Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие сущности социальной защиты населения и исследование механизмов её совершенствования в рыночных условиях.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность социальной защиты населения.
2. Рассмотреть основные меры социальной защиты населения.
3. Проанализировать особенности реформирования системы социальной защиты населения в Республике Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность социальной защиты населения, её цели, субъекты и объекты 5
1.1 Сущность и основные направления социальной защиты 5
1.2 Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения 10
2 Особенности реализации и тенденции развития социальной защиты населения в Республике Беларусь 15
3 Пути совершенствования социальной защиты Республике Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Значимой формой социальной поддержки семей с малолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. В 2008 году помощь получили более 44,0 тыс. детей из малообеспеченных семей, в первом полугодии 2009 г. – 40,3 тыс. детей. При рождении тройни и более детей бесплатное питание предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3-летнего возраста.
Малообеспеченные
семьи, воспитывающие
В
системе материальной помощи семьям
с детьми государство также использует
льготы по налогообложению, оплате за
содержание детей в детских дошкольных
учреждениях, оплате за учебники и учебные
пособия, удешевлению питания
Крайне
важным в решении жилищных вопросов
явилось предоставление финансовой
поддержки государства в
При реализации социальной политики большое внимание уделяется созданию условий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности. В этих целях государство планомерно развивает сеть детских дошкольных учреждений. Процент охвата детей дошкольными учреждениями составляет по республике 81,2 %, в сельской местности – 53,4%. Более 80% дошкольных учреждений оказывают дополнительные платные услуги по уходу, досмотру и развитию детей дошкольного возраста.
С 1 января 2007 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 505 «Об усилении материальной поддержки семей при рождении детей», согласно которому при рождении третьего и последующих детей единовременное пособие выплачивается в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2004 г. № 1174 «О выплате денежной компенсации семьям при рождении близнецов» с 1 января 2007 г. на каждого из родившихся близнецов выплачивается денежная компенсация в размере двух бюджетов прожиточного минимума.
Система социальной защиты семей с детьми включает льготы по питанию детей, оплате за детские дошкольные учреждения, надбавки к пособиям по безработице и т. д.
Все дети в возрасте до 3 лет обеспечиваются лекарствами по рецептам врачей бесплатно. Дети в возрасте до 7 лет имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси), учащиеся и студенты – 50-процентную скидку на проезд [16, с. 54].
Право на получение адресной социальной помощи имеют те семьи, в которых среднедушевой доход не превышает критерия нуждаемости (законодательством определено, что это 60% от бюджета прожиточного минимума). Размер государственной адресной социальной помощи в виде единовременного денежного пособия установлен в пределах от 50 до 500% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В рамках решения демографических проблем особое внимание уделяется многодетным семьям. Таким семьям выделяются дополнительные социальные льготы, например, на 50% снижается плата за пребывание детей в детских дошкольных учреждениях и за пользование учебниками и учебными пособиями.
Матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.
Женщины, родившие и воспитавшие 5 и более детей, получают пенсию по возрасту по достижении 50 лет.
Многодетные семьи имеют право на получение льготного кредита для оплаты обучения детей, получающих в государственных вузах первое высшее образование на платной основе (дневная форма обучения).
За последние годы многое сделано для улучшения жилищных условий многодетных семей. Принят ряд указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающих право многодетных семей, живущих в стесненных условиях, на внеочередное включение в списки для получения льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, а также финансовую помощь в их погашении. При наличии троих несовершеннолетних детей погашается 30% от суммы задолженности по кредиту, четверых – 50, пятерых и более – 100%.
В
Республике Беларусь насчитывается
более 28 тыс. несовершеннолетних сирот,
подавляющее большинство
В 2009 году в Беларуси впервые наметилась тенденция сокращения числа сирот на 8% по сравнению с 2004-м и на 16% – по сравнению с 1998-м. Каждый год увеличивается число детей, усыновленных гражданами Беларуси. Так, в 2009 году было усыновлено на 13% детей больше, чем в 2004-м [5, с.184].
Вместе с тем проблема социального сиротства остается достаточно острой. Ежегодно около 5 тыс. детей государство вынуждено забирать у родителей, которые впоследствии, как правило, лишаются родительских прав.
По состоянию на 1 января 2010 г. В Республике Беларусь проживало 47,2 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны (из них участников Великой Отечественной войны - 34,5 тыс. человек, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны 1 и 2 групп – 10,2 тыс. человек), членов семей погибших в годы войны – 4,2 тыс. человек, одиноких пожилых людей – 149,5 тыс. человек.
В
2009 году продолжалась реализация мероприятий
Комплексной программы по совершенствованию
системы социальной работы с одинокими
гражданами пожилого возраста в Республике
Беларусь до 2010 года и Республиканской
комплексной программы
На
реализацию мероприятий Республиканской
комплексной программы
Эти средства были израсходованы на закупку комплектующих, изготовление и ремонт протезов для инвалидов войны, на оказание помощи ветеранским организациям, а также на организацию посещений делегациями ветеранов Великой Отечественной войны мест боев и воинских мемориалов.
В регионах постоянно проводится работа по обследованию условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, одиноких пожилых граждан, членов семей погибших в годы войны военнослужащих, партизан и подпольщиков. В ходе этой работы выявляются проблемы, нужды и запросы указанных категорий граждан и принимаются оперативные меры по их разрешению.
По состоянию на 1 января 2010 года за счет средств местных бюджетов выполнен ремонт печного отопления в 2164 домовладениях, ремонт электропроводки в 1835 домовладениях, установлено 29395 автономных пожарных извещателей, оказана помощь в ремонте квартир, домов, надворных построек 2173 гражданам.
Особую группу в структуре населения представляют инвалиды, численность которых в настоящее время составляет 507,4 тыс. человек, в том числе 26,4 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. В 2009 году по сравнению с 2008 годом численность инвалидов сократилась на 1,8 тыс. человек или 0,4 процента.
Определенный вклад в решении многих проблем инвалидов вносится государственными программами. Так, мероприятия Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006 – 2010 годы направлены на снижение показателей частоты и тяжести инвалидности, улучшение качества жизни инвалидов и дальнейшую интеграцию их в общество, путем оптимизации системы раннего выявления инвалидизирующей патологии; предотвращение дефектов и нарушений функций организма при заболеваниях и травмах; восстановления и компенсации нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями; совершенствования подготовки специалистов для службы реабилитации; реализации мер по обеспечению занятости инвалидов на рынке труда; развития отечественной реабилитационной индустрии; развития художественного творчества, физической культуры и спорта среди инвалидов.
По данным Министерства здравоохранения меры, направленные на предупреждение инвалидности и реабилитацию инвалидов, позволили снизить уровень первичной инвалидности населения трудоспособного возраста с 36,69 на 10 тысяч населения в 2008 году до 33,36 в 2009 году, или на 9,1 процента. Показатель первичного выхода на инвалидность детей в возрасте до 18 лет также снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 4,1 процента и составил 15,89 на 10 тысяч населения. Таким образом, показатель первичного выхода на инвалидность за счет снижения показателей первичной инвалидности среди лиц трудоспособного возраста и детей в возрасте до 18 лет в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился на 4,75 процента и достиг 45,98 на 10 тысяч населения.
В соответствии с Государственной программой о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы предусматривается разработка и внедрение технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, направленных на создание безбарьерной среды, формирование правового, организационного, финансового и контрольного механизмов, обеспечивающих преобразование среды жизнедеятельности в доступную для инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, оснащение действующих объектов социальной и иной инфраструктуры техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к ним данной категории граждан.
За время реализации Государственной программы Белорусской железной дорогой за счет собственных средств изготовлено 10 пассажирских вагонов, специально оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников.
В
каждом административном районе созданы
и динамично развиваются
На 01.01.2010 на учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек (в т.ч. одиноких граждан пожилого возраста – 155,9 тыс. человек, одиноко проживающих – 562,4 тыс. человек, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 9,5 тыс. человек, многодетных и неполных семей – 184,7 тыс., семей, воспитывающих детей-инвалидов – более 23 тыс., граждан, освободившихся из мест лишения свободы – около 6,3 тыс. человек).
Ведется планомерная работа по укреплению материально-технической базы центров, внедрению новых форм социального обслуживания и видов социальных услуг (услуги няни по уходу за детьми в семьях, где одновременно родилось трое и более детей; услуги почасового дневного ухода за гражданами, полностью утратившими способность к самообслуживанию; транспортные услуги и другие разовые социально-бытовые услуги, в том числе оказываемые на условиях оплаты). При этом цены на услуги, оказываемые центрами, являются доступными.
Для
обеспечения принципа доступности
социального обслуживания для нетрудоспособных
граждан, особенно жителей села, открываются
отделения круглосуточного
В Республике Беларусь в соответствии с законом "Об основах государственного социального страхования" действует система социального страхования в случаях болезни и временной нетрудоспособности, включая связанную с беременностью и родами; рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет; инвалидности; достижения пенсионного возраста; потери кормильца; смерти застрахованного или члена его семьи; потери работы.
Практически по всем видам социальных рисков, кроме безработицы, выплаты производятся из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.