Социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие сущности социальной защиты населения и исследование механизмов её совершенствования в рыночных условиях.

При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность социальной защиты населения.

2. Рассмотреть основные меры социальной защиты населения.

3. Проанализировать особенности реформирования системы социальной защиты населения в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность социальной защиты населения, её цели, субъекты и объекты 5
1.1 Сущность и основные направления социальной защиты 5
1.2 Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения 10
2 Особенности реализации и тенденции развития социальной защиты населения в Республике Беларусь 15
3 Пути совершенствования социальной защиты Республике Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

КурсБГЭУ (соц защита).doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     Значимой  формой социальной поддержки семей  с малолетними детьми является обеспечение  бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. В 2008 году помощь получили более 44,0 тыс. детей из малообеспеченных семей, в первом полугодии 2009 г. – 40,3 тыс. детей. При рождении тройни и более детей бесплатное питание предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу  няни до исполнения детям 3-летнего возраста.

     Малообеспеченные  семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, получают адресную социальную помощь виде ежемесячного или единовременного  пособия. В сентябре текущего года принят Указ Президента Республики Беларусь, предусматривающий меры по повышению эффективности механизма предоставления гражданам и семьям данного вида государственной поддержки. 

     В системе материальной помощи семьям с детьми государство также использует льготы по налогообложению, оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные  пособия, удешевлению питания школьников, надбавки к пособиям по безработице.

     Крайне  важным в решении жилищных вопросов явилось предоставление финансовой поддержки государства в погашении  задолженности многодетным семьям по льготным кредитам, а молодым  семьям по нельготным кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья. В 2009 году финансовую поддержку государства в погашении задолженности по выданным кредитам при строительстве или приобретении жилья получили 11,3 тыс. многодетных семей на сумму 10,6 млрд. рублей и 19,2 тыс. молодых семей на сумму 25,0 млрд. рублей.

     При реализации социальной политики большое  внимание уделяется созданию условий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности. В этих целях  государство планомерно развивает  сеть детских дошкольных учреждений. Процент охвата детей дошкольными учреждениями составляет по республике 81,2 %, в сельской местности – 53,4%. Более 80% дошкольных учреждений оказывают дополнительные платные услуги по уходу, досмотру и развитию детей дошкольного возраста.

     С 1 января 2007 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 505 «Об усилении материальной поддержки семей при рождении детей», согласно которому при рождении третьего и последующих детей единовременное пособие выплачивается в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2004 г. № 1174 «О выплате денежной компенсации семьям при рождении близнецов» с 1 января 2007 г. на каждого из родившихся близнецов выплачивается денежная компенсация в размере двух бюджетов прожиточного минимума.

     Система социальной защиты семей с детьми включает льготы по питанию детей, оплате за детские дошкольные учреждения, надбавки к пособиям по безработице  и т. д.

     Все дети в возрасте до 3 лет обеспечиваются лекарствами по рецептам врачей бесплатно. Дети в возрасте до 7 лет имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси), учащиеся и студенты – 50-процентную скидку на проезд [16, с. 54].

     Право на получение адресной социальной помощи имеют те семьи, в которых среднедушевой доход не превышает критерия нуждаемости (законодательством определено, что это 60% от бюджета прожиточного минимума). Размер государственной адресной социальной помощи в виде единовременного денежного пособия установлен в пределах от 50 до 500% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

     В рамках решения демографических  проблем особое внимание уделяется  многодетным семьям. Таким семьям выделяются дополнительные социальные льготы, например, на 50% снижается плата за пребывание детей в детских дошкольных учреждениях и за пользование учебниками и учебными пособиями.

     Матерям, воспитывающим троих и более  детей в возрасте до 16 лет, предоставляется  один свободный от работы день в  неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.

     Женщины, родившие и воспитавшие 5 и более  детей, получают пенсию по возрасту по достижении 50 лет.

     Многодетные семьи имеют право на получение  льготного кредита для оплаты обучения детей, получающих в государственных вузах первое высшее образование на платной основе (дневная форма обучения).

     За  последние годы многое сделано для  улучшения жилищных условий многодетных  семей. Принят ряд указов Президента Республики Беларусь и постановлений  Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающих право многодетных семей, живущих в стесненных условиях, на внеочередное включение в списки для получения льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, а также финансовую помощь в их погашении. При наличии троих несовершеннолетних детей погашается 30% от суммы задолженности по кредиту, четверых – 50, пятерых и более – 100%.

     В Республике Беларусь насчитывается  более 28 тыс. несовершеннолетних сирот, подавляющее большинство которых  стали ими при живых родителях (социальные сироты). Социальная защита этой категории граждан – один из приоритетов государственной политики и предмет постоянного внимания Президента страны.

     В 2009 году в Беларуси впервые наметилась тенденция сокращения числа сирот на 8% по сравнению с 2004-м и на 16% – по сравнению с 1998-м. Каждый год увеличивается число детей, усыновленных гражданами Беларуси. Так, в 2009 году было усыновлено на 13% детей больше, чем в 2004-м [5, с.184].

     Вместе  с тем проблема социального сиротства остается достаточно острой. Ежегодно около 5 тыс. детей государство вынуждено забирать у родителей, которые впоследствии, как правило, лишаются родительских прав.

     По  состоянию на 1 января 2010 г. В Республике Беларусь проживало 47,2 тыс. ветеранов  Великой Отечественной войны (из них участников Великой Отечественной войны - 34,5 тыс. человек, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны 1 и 2 групп – 10,2 тыс. человек), членов семей погибших в годы войны – 4,2 тыс. человек, одиноких пожилых людей – 149,5 тыс. человек.

     В 2009 году продолжалась реализация мероприятий  Комплексной программы по совершенствованию  системы социальной работы с одинокими  гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года и Республиканской  комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы.

     На  реализацию мероприятий Республиканской  комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов  и лиц, пострадавших от последствий  войн, на 2006-2010 годы в истекшем году из  республиканского бюджета было выделено 65933,0 тысяч рублей.

     Эти средства были израсходованы на закупку  комплектующих, изготовление и ремонт протезов для инвалидов войны, на оказание помощи ветеранским организациям, а также на организацию посещений делегациями ветеранов Великой Отечественной войны мест боев и воинских мемориалов.

     В регионах постоянно проводится работа по обследованию условий жизни ветеранов  Великой Отечественной войны, одиноких пожилых граждан, членов семей погибших в годы войны военнослужащих, партизан и подпольщиков. В ходе этой работы выявляются проблемы, нужды и запросы указанных категорий граждан и принимаются оперативные меры по их разрешению.

     По  состоянию на 1 января 2010 года за счет средств местных бюджетов выполнен ремонт печного отопления в 2164 домовладениях, ремонт электропроводки в 1835 домовладениях, установлено 29395 автономных пожарных извещателей, оказана помощь в ремонте квартир, домов, надворных построек 2173 гражданам.

     Особую  группу в структуре населения представляют инвалиды, численность которых в настоящее время составляет 507,4 тыс. человек, в том числе 26,4 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. В 2009 году по сравнению с 2008 годом численность инвалидов сократилась на 1,8 тыс. человек или 0,4 процента.

     Определенный  вклад в решении многих проблем  инвалидов вносится государственными программами. Так, мероприятия Государственной  программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006 – 2010 годы направлены на снижение показателей частоты и тяжести инвалидности, улучшение качества жизни инвалидов и дальнейшую интеграцию их в общество, путем оптимизации системы раннего выявления инвалидизирующей патологии; предотвращение дефектов и нарушений функций организма при заболеваниях и травмах; восстановления и компенсации нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями; совершенствования подготовки специалистов для службы реабилитации; реализации мер по обеспечению занятости инвалидов на рынке труда; развития отечественной реабилитационной индустрии; развития художественного творчества, физической культуры и спорта среди инвалидов.

     По  данным Министерства здравоохранения меры, направленные на предупреждение инвалидности и реабилитацию инвалидов, позволили снизить уровень первичной инвалидности населения трудоспособного возраста с 36,69 на 10 тысяч населения в 2008 году до 33,36 в 2009 году, или на 9,1 процента. Показатель первичного выхода на инвалидность детей в возрасте до 18 лет также снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 4,1 процента и составил 15,89 на 10 тысяч населения. Таким образом, показатель первичного выхода на инвалидность за счет снижения показателей первичной инвалидности среди лиц трудоспособного возраста и детей в возрасте до 18 лет в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился на 4,75 процента и достиг 45,98 на 10 тысяч населения.

     В соответствии с Государственной  программой о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы предусматривается разработка и внедрение технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, направленных на создание безбарьерной среды, формирование правового, организационного, финансового и контрольного механизмов, обеспечивающих преобразование среды жизнедеятельности в доступную для инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, оснащение действующих объектов социальной и иной инфраструктуры техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к ним данной категории граждан.

     За  время реализации Государственной  программы Белорусской железной дорогой за счет собственных средств  изготовлено 10 пассажирских вагонов, специально оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников.

     В каждом административном районе созданы  и динамично развиваются территориальные  центры социального обслуживания населения - государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Благодаря этому, нуждающиеся нетрудоспособные граждане, включая жителей села, обеспечены своевременными доступными и качественными социальными услугами, в т.ч. на дому, с учетом их индивидуальных потребностей. Причем, социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и ветеранов организовано не по заявительному, а по выявительному принципу.

     На 01.01.2010 на учете в центрах состоит  более 1,6 млн. человек    (в т.ч. одиноких граждан пожилого возраста – 155,9 тыс. человек, одиноко проживающих  – 562,4 тыс. человек, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 9,5 тыс. человек, многодетных и неполных семей – 184,7 тыс., семей, воспитывающих детей-инвалидов – более 23 тыс., граждан, освободившихся из мест лишения свободы – около 6,3 тыс. человек).

     Ведется планомерная работа по укреплению материально-технической  базы центров, внедрению новых форм социального обслуживания и видов  социальных услуг (услуги няни по уходу  за детьми в семьях, где одновременно родилось трое и более детей;  услуги почасового дневного ухода за гражданами, полностью утратившими способность к самообслуживанию; транспортные услуги и  другие  разовые социально-бытовые услуги, в том числе оказываемые на условиях оплаты). При этом цены на услуги, оказываемые центрами, являются доступными.

     Для обеспечения принципа доступности  социального обслуживания для нетрудоспособных граждан, особенно жителей села, открываются  отделения круглосуточного пребывания. На 01.01.2010 функционирует 48 отделений  на 1656 мест.

     В Республике Беларусь в соответствии с законом "Об основах государственного социального страхования" действует система социального страхования в случаях болезни и временной нетрудоспособности, включая связанную с беременностью и родами; рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет; инвалидности; достижения пенсионного возраста; потери кормильца; смерти застрахованного или члена его семьи; потери работы.

     Практически по всем видам социальных рисков, кроме  безработицы, выплаты производятся из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.

Информация о работе Социальная защита