Социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие сущности социальной защиты населения и исследование механизмов её совершенствования в рыночных условиях.

При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность социальной защиты населения.

2. Рассмотреть основные меры социальной защиты населения.

3. Проанализировать особенности реформирования системы социальной защиты населения в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность социальной защиты населения, её цели, субъекты и объекты 5
1.1 Сущность и основные направления социальной защиты 5
1.2 Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения 10
2 Особенности реализации и тенденции развития социальной защиты населения в Республике Беларусь 15
3 Пути совершенствования социальной защиты Республике Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

КурсБГЭУ (соц защита).doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     Основным  источником доходов Фонда являются страховые взносы нанимателей и  граждан. Объем средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по источникам формирования в 2009 году приведен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Объем средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по источникам формирования в 2009 году

Источники формирования средств Сумма, тыс. рублей
Всего 9 973 297 630
В том  числе:  
обязательные  страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно 9 816 584 970
обязательные  страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими  предпринимательскую деятельность 46 000 000
поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда 53 183 460
доходы  от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты 50 000 000
добровольные  перечисления (безвозмездная (спонсорская) помощь и пожертвования) в Фонд при наличии  поступлений
другие  поступления 7 529 200

Примечание  – Источник: [5, стр. 132]

     На  все виды страховых случаев установлен общий страховой тариф в размере 35% для нанимателей и 1% - для работников. Для отдельных категорий плательщиков установлены льготные тарифы.

     В Беларуси сохранена система льгот  для социально уязвимых категорий  граждан. В настоящее время ставится задача упорядочить льготы в соответствии с реальными потребностями людей и возможностями бюджетного финансирования. Главный принцип социальной помощи – ее адресность.

     С целью поддержания доходов малообеспеченных граждан на минимально гарантированном уровне в Республике Беларусь с 2001 года введена система адресной социальной помощи. Право на получение данного вида материальной поддержки предоставлено семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, а также одиноким пенсионерам и инвалидам. За время ее действия материальная поддержка была оказана почти 400 тыс. человек.

     Вместе  с тем адресная социальная помощь еще не стала универсальной формой социальной защиты малообеспеченного  населения. Размеры помощи ограничены уровнем государственной гарантии в этой области – 60% бюджета прожиточного минимума.

     Система государственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.

     На  протяжении всего времени механизм ее предоставления совершенствовался. Так, установлен единый порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, отменен категориальный подход к оказанию помощи, введен новый вид поддержки – единовременное социальное пособие.

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» увеличен критерий нуждаемости для предоставления ГАСП: с 60 до 100% БПМ – при назначении ежемесячного социального пособия и до 120% БПМ – при назначении единовременного социального пособия.

     Реализация  мер, предусмотренных Указом, позволяет  оказывать государственную поддержку  нуждающимся малообеспеченным семьям и гражданам, основываясь исключительно  на принципе адресности. Об эффективности  данных мер свидетельствует значительный рост числа получателей ГАСП и увеличение охвата такой поддержкой малообеспеченных слоев населения. Так, в 2009 году помощь предоставлена 286 тыс. человек на общую сумму около 49 млрд. рублей.  Необходимую поддержку в 2009 году получил каждый третий малообеспеченный (в 2008 году – только каждый 12-й).

     На 1 января 2010 г. ГАСП назначена 107,9 тыс. человек  на сумму   20 321 003,2 тыс. рублей. Средний  размер ежемесячного социального пособия  составляет в среднем 62,9 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного – 179,1 тыс. рублей.

     Эффективность адресной социальной защиты зависит  от того, насколько удастся сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Дальнейшая эволюция социальной политики будет идти по пути ее муниципализации, т.е. переноса центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения. Например [4, с.3]:

  • различные социальные услуги, обслуживание на дому – инвалидам и одиноким пенсионерам;
  • приоритет во всех видах адресной материальной помощи – многодетным и неполным семьям;
  • помощь в оздоровлении и обеспечении лекарствами – детям, живущим на территориях, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и инвалидам вследствие аварии.

     Направления совершенствования системы государственной  адресной социальной помощи будут определены на основании анализа практики предоставления такой помощи по итогам 2009 года.

     В каждом административном районе созданы  и динамично развиваются территориальные  центры социального обслуживания населения - государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Благодаря этому, нуждающиеся нетрудоспособные граждане, включая жителей села, обеспечены своевременными доступными и качественными социальными услугами, в т.ч. на дому, с учетом их индивидуальных потребностей. Причем, социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и ветеранов организовано не по заявительному, а по выявительному принципу.

     На  учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек (в т.ч. одиноких граждан  пожилого возраста – 156,4 тыс. человек, одиноко проживающих – 563,8 тыс. человек, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей – 10 тыс. человек, многодетных и неполных семей – 185,8 тыс., семей, воспитывающих детей-инвалидов – 23,2 тыс., граждан, освободившихся из мест лишения свободы – около 7,4 тыс. человек).

     Из  года в год растет число граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг; при необходимости оказание консультативной и психологической помощи, поддержка  связи с трудовыми коллективами, где ранее работали подопечные, с их семьями, частичное удовлетворение потребности в общении, содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких граждан). Только в 2009 году их стало больше на 2,6 тыс. человек. Всего на дому обслуживается 80,6 тыс. человек. Нельзя не отметить, что организация социального обслуживания на дому позволила ликвидировать очередность на поселение в дома-интернаты общего типа, привести площади спален в соответствие с санитарными нормами, сократить коечную сеть стационарных учреждений общего типа и определить приоритеты в развитии социального обслуживания.

     Ведется планомерная работа по укреплению материально-технической базы центров, внедрению новых форм социального обслуживания и видов социальных услуг (услуги няни по уходу за детьми в семьях, где одновременно родилось трое и более детей, услуги почасового дневного ухода за гражданами, полностью утратившими способность к самообслуживанию,  транспортные услуги, и другие  разовые социально-бытовые услуги, оказываемые, в том числе, и на условиях оплаты). При этом цены на услуги, оказываемые центрами, являются социально-низкими и доступными.

     Для обеспечения принципа доступности социального обслуживания для нетрудоспособных граждан, особенно жителей села, открываются отделения круглосуточного пребывания. Функционирует 47 отделений на 1599 мест (на 01.01.2010 – 40 отделений на 1,3 тыс. мест) для проживания пожилых людей, что сопоставимо со строительством 6 домов-интернатов на 250 мест.

     Организована  работа 19 хозяйственных бригад на мобильной  основе, оказывающих платные разовые  социально-бытовые услуги.

     В целях приближения услуг к  их потребителям открываются социальные пункты центров. В настоящее время работает 465 пунктов.

     Начиная с 2007 года, проводится работа по обеспечению  преемственности перехода выпускников  центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы  Министерства образования в центры. Решение этой задачи возложено на отделения дневного пребывания для инвалидов центров (95 отделений) с трудовыми мастерскими, кружками и клубами по интересам. До 2010 года такие отделения должны быть организованы во всех административных районах.

     Уровень социально-экономического развития, к которому пришла Беларусь в новом тысячелетии, создает реальную основу для последовательного и целенаправленного решения социальных задач, главная из которых – поднять качество жизни всех граждан республики на новый уровень.

  1. Пути  совершенствования  социальной защиты Республике Беларусь

     Смысл любой экономической политики в  конечном итоге замыкается на ее социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие  широких слоев населения к реформированию экономики, а значит, и на успех самих реформ.

     Иногда  можно слышать утверждения, что  сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению  социальных задач. Такая позиция  не только ошибочна, но и опасна, так  как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.

     Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала [1, с.96].

     При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.

     Для реализации главной цели основными  направлениями социальной политики должны стать:

  • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров;
  • обеспечение роста реальных денежных доходов населения;
  • последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  • формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
  • повышение уровня пенсионного обеспечения;
  • снижение уровня малообеспеченности населения;
  • повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и др.

     В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению [16, с.54].

Информация о работе Социальная защита