Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие сущности социальной защиты населения и исследование механизмов её совершенствования в рыночных условиях.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность социальной защиты населения.
2. Рассмотреть основные меры социальной защиты населения.
3. Проанализировать особенности реформирования системы социальной защиты населения в Республике Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность социальной защиты населения, её цели, субъекты и объекты 5
1.1 Сущность и основные направления социальной защиты 5
1.2 Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения 10
2 Особенности реализации и тенденции развития социальной защиты населения в Республике Беларусь 15
3 Пути совершенствования социальной защиты Республике Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Основным источником доходов Фонда являются страховые взносы нанимателей и граждан. Объем средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по источникам формирования в 2009 году приведен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Объем средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по источникам формирования в 2009 году
Источники формирования средств | Сумма, тыс. рублей |
Всего | 9 973 297 630 |
В том числе: | |
обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно | 9 816 584 970 |
обязательные
страховые взносы, уплачиваемые гражданами
Республики Беларусь, иностранными гражданами
и лицами без гражданства, осуществляющими
предпринимательскую |
46 000 000 |
поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда | 53 183 460 |
доходы
от капитализации средств |
50 000 000 |
добровольные перечисления (безвозмездная (спонсорская) помощь и пожертвования) в Фонд | при наличии поступлений |
другие поступления | 7 529 200 |
Примечание – Источник: [5, стр. 132]
На
все виды страховых случаев установлен
общий страховой тариф в
В Беларуси сохранена система льгот для социально уязвимых категорий граждан. В настоящее время ставится задача упорядочить льготы в соответствии с реальными потребностями людей и возможностями бюджетного финансирования. Главный принцип социальной помощи – ее адресность.
С целью поддержания доходов малообеспеченных граждан на минимально гарантированном уровне в Республике Беларусь с 2001 года введена система адресной социальной помощи. Право на получение данного вида материальной поддержки предоставлено семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, а также одиноким пенсионерам и инвалидам. За время ее действия материальная поддержка была оказана почти 400 тыс. человек.
Вместе
с тем адресная социальная помощь
еще не стала универсальной формой
социальной защиты малообеспеченного
населения. Размеры помощи ограничены
уровнем государственной
Система государственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.
На протяжении всего времени механизм ее предоставления совершенствовался. Так, установлен единый порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, отменен категориальный подход к оказанию помощи, введен новый вид поддержки – единовременное социальное пособие.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» увеличен критерий нуждаемости для предоставления ГАСП: с 60 до 100% БПМ – при назначении ежемесячного социального пособия и до 120% БПМ – при назначении единовременного социального пособия.
Реализация
мер, предусмотренных Указом, позволяет
оказывать государственную
На 1 января 2010 г. ГАСП назначена 107,9 тыс. человек на сумму 20 321 003,2 тыс. рублей. Средний размер ежемесячного социального пособия составляет в среднем 62,9 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного – 179,1 тыс. рублей.
Эффективность
адресной социальной защиты зависит
от того, насколько удастся
Направления
совершенствования системы
В
каждом административном районе созданы
и динамично развиваются
На учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек (в т.ч. одиноких граждан пожилого возраста – 156,4 тыс. человек, одиноко проживающих – 563,8 тыс. человек, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 10 тыс. человек, многодетных и неполных семей – 185,8 тыс., семей, воспитывающих детей-инвалидов – 23,2 тыс., граждан, освободившихся из мест лишения свободы – около 7,4 тыс. человек).
Из
года в год растет число граждан,
которым социально-бытовые
Ведется планомерная работа по укреплению материально-технической базы центров, внедрению новых форм социального обслуживания и видов социальных услуг (услуги няни по уходу за детьми в семьях, где одновременно родилось трое и более детей, услуги почасового дневного ухода за гражданами, полностью утратившими способность к самообслуживанию, транспортные услуги, и другие разовые социально-бытовые услуги, оказываемые, в том числе, и на условиях оплаты). При этом цены на услуги, оказываемые центрами, являются социально-низкими и доступными.
Для обеспечения принципа доступности социального обслуживания для нетрудоспособных граждан, особенно жителей села, открываются отделения круглосуточного пребывания. Функционирует 47 отделений на 1599 мест (на 01.01.2010 – 40 отделений на 1,3 тыс. мест) для проживания пожилых людей, что сопоставимо со строительством 6 домов-интернатов на 250 мест.
Организована работа 19 хозяйственных бригад на мобильной основе, оказывающих платные разовые социально-бытовые услуги.
В целях приближения услуг к их потребителям открываются социальные пункты центров. В настоящее время работает 465 пунктов.
Начиная
с 2007 года, проводится работа по обеспечению
преемственности перехода выпускников
центров коррекционно-
Уровень социально-экономического развития, к которому пришла Беларусь в новом тысячелетии, создает реальную основу для последовательного и целенаправленного решения социальных задач, главная из которых – поднять качество жизни всех граждан республики на новый уровень.
Смысл
любой экономической политики в
конечном итоге замыкается на ее социальном
блоке и механизме его
Иногда можно слышать утверждения, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.
Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала [1, с.96].
При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.
Для реализации главной цели основными направлениями социальной политики должны стать:
В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению [16, с.54].