Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:51, дипломная работа
В настоящее время, когда в России реформируется не только государственный и общественный строй, но и Вооруженные Силы, проблема социальной защиты военнослужащих особенно актуальна.
Институт военной службы претерпел за последние 10 лет существенные изменения. Реформирование и связанное с этим сокращение Вооруженных Сил повлекли за собой пересмотр положений о статусе военнослужащих, правовых основ прохождения службы, комплектования силовых структур. На первый план вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты военнослужащих и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации, как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.
Введение………………………………………………………………………………3
1 Социальная защита и социальное обеспечение военнослужащих………….......5
1.1Реформирование системы социальных гарантий и
льгот военнослужащих………………………………………………………………5
1.2 Правовой статус военнослужащего…………………………………………….10
2 Содержание и формы социальной защиты военнослужащих…………………..20
2.1 Материальная поддержка военнослужащим…………………………………...20
2.2 Льготы, предоставляющие различные социальные услуги…………...............26
2.3 Порядок защиты нарушенных прав военнослужащих………………...............33
Заключение……………………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………………………...............42
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере: от 10 до 25 лет — не менее 75 процентов;
25
лет и более — 100 процентов
стоимости жилых помещений,
В таких же размерах безвозмездная финансовая помощь в соответствии с указанной общей продолжительностью военной службы оказывается гражданам, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемой в установленном порядке.31
Указанная безвозмездная финансовая помощь оказывается: военнослужащим — Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по месту военной службы за счет средств, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на указанные цели; гражданам, уволенным с военной службы, — органами исполнительно власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по избранному месту жительства, за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на жилищное строительство для этой категории граждан. Безвозмездная финансовая помощь оказывается военнослужащим гражданам, уволенным с военной службы, только 1 раз.
В случае если нуждающиеся в улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, имеют в собственности квартиры или индивидуальные жилые дома, безвозмездная финансовая помощь предоставляется в размере стоимости части площади жилья, не достающей до установленной социальной нормы площади жилья.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или жилая площадь в общежитии.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья.
Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности жилье, а также военнослужащим, за которыми сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения при переезде на новое место военной службы в другую местность, не обеспеченные в данной местности служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Денежная
компенсация выплачивается
Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в 3-месячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При
невозможности предоставления жилых
помещений по установленным нормам
в 3-месячный срок органы местного самоуправления
до их предоставления обязаны разместить
граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей в других жилых помещениях
или ежемесячно выплачивать им денежную
компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений
в размере, предусмотренном договором
найма (поднайма) жилья, заключенного в
письменной форме.32
2.3 Порядок защиты нарушенных прав военнослужащих
Права и свободы военнослужащих нередко нарушаются, в том числе, должностными лицами, руководителями органов военного управления различного уровня. Существует порядок защиты нарушенных прав, определенных законами и подзаконными актами.
Об обеспечении правовой и социальной защиты военнослужащих говорится в Законе Российской Федерации "О статусе военнослужащих", возлагается на органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, суды и правоохранительные органы, а также является непосредственной обязанностью командиров (начальников) (п.2 ст.3).33
Между тем Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих" недвусмысленно утверждает: "Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом. Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, командиры (начальники) виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации " (п.3 ст.3). Однако нужно заметить, что поскольку Законом "О статусе военнослужащих" исполнительная и контролирующая функции предоставлены органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, нередки ситуации, когда жалоба, совершив круг, попадает в ту же инстанцию или к тому лицу, которым она и была направлена. В таких случаях следует обращаться в органы надзора.
Согласно Закону "О статусе военнослужащих" надзор за Исполнением законодательства РФ о правовых и социальных гарантиях военнослужащих осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Это значит, что ближайшая надзорная инстанция, куда могут обратиться военнослужащие и члены их семей, - прокуратура гарнизона. Выше - прокуратура военного округа, Главное управление по надзору за исполнением законов в ВС РФ.
В тоже время средством, к которому следует прибегнуть, чтобы добиться исполнения предоставленных прав, льгот и преимуществ, является суд. Это право закреплено Конституцией Российской Федерации, Законом "О статусе военнослужащих" и Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
В соответствии с Дисциплинарным уставом ВС РФ, каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.
Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.
Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:
- лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
- знакомиться с материалами проверки по жалобе;
- предоставлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;
- требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.
Решения по жалобам военнослужащих принимаются:
- в воинских частях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
- в управлениях округов, групп войск, флотов и в Министерстве обороны РФ - в срок до 15 дней со дня их поступления.34
Сроки разрешения жалобы могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, в случае необходимости проведения специальной проверки, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему жалобу.
Жалоба может быть изложена устно или подана в письменном виде. В последнем случае она должна быть подписана военнослужащим с указанием фамилии, имени и отчества, а также должна содержать данные о месте его жительства или службы (учебы). Жалоба, не содержащая этих сведений, признается анонимной и рассмотрению не подлежит.
Наиболее действенный путь отстаивания своих прав военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами семей военнослужащих - обращение в официальные органы, к непосредственным начальникам, в суд и военную прокуратуру.
В военный суд можно обжаловать достаточно широкий круг действий (решений) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих.
Можно обратиться в суд при необоснованной задержке присвоения очередного воинского звания, незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке, необоснованном понижении в должности, незаконном увольнении с военной службы, отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии с учета и в ряде других случаев.
Законом устанавливается срок подачи жалобы в суд - в течение трех месяцев со дня, когда военнослужащему стало известно о неправомерных в отношении него действиях воинского должностного лица или органа военного управления, и один месяц - со дня получения военнослужащим письменного уведомления об отказе в удовлетворении его жалобы вышестоящим в порядке подчиненности воинским должностным лицам или органам военного управления.35
Жалоба должна быть рассмотрена с участием военнослужащего, подавшего жалобу, и руководителя органа военного управления либо воинского должностного лица, действия которых обжалуются; если военнослужащий, руководитель органа военного управления, воинское должностное лицо не могут явиться в суд по уважительным причинам, дело может быть рассмотрено с участием их представителей; неявка в судебное заседание по неуважительным причинам военнослужащего, руководителя органа военного управления или воинского должностного лица либо их представителей не является препятствием к рассмотрению жалобы.
В случае, когда военнослужащему не удалось собрать и представить в суд все необходимые материалы, он может просить суд затребовать те или иные документы. Военный суд по собственной инициативе может потребовать объяснений как у органов военного управления и воинских должностных лиц, действия которых обжалуются, так и у вышестоящих в порядке подчиненности.
При разбирательстве по жалобе суд (судья) проверяет правильность действий органа военного управления или воинского должностного лица (не противоречат ли эти действия закону). Перед тем, как принять решение, суд выслушивает объяснения заявителя, должностных лиц, прочих заинтересованных сторон, исследует письменные материалы, рассматривает иные доказательства по делу.
Если суд признает жалобу обоснованной, он обязывает орган военного управления либо соответствующее воинское должностное лицо удовлетворить требование военнослужащего, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Если при рассмотрении должностным лицом жалобы военнослужащего не был соблюден установленный для этого порядок, имели место волокита, зажим критики, преследование за нее, а также иные нарушения законности, суд частным определением доводит об этом до сведения в порядке подчиненности воинского должностного лица или органа военного управления, которые должны в месячный срок сообщить суду о принятых мерах.