Социальная защита военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:51, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время, когда в России реформируется не только государственный и общественный строй, но и Вооруженные Силы, проблема социальной защиты военнослужащих особенно актуальна.

Институт военной службы претерпел за последние 10 лет существенные изменения. Реформирование и связанное с этим сокращение Вооруженных Сил повлекли за собой пересмотр положений о статусе военнослужащих, правовых основ прохождения службы, комплектования силовых структур. На первый план вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты военнослужащих и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации, как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1 Социальная защита и социальное обеспечение военнослужащих………….......5

1.1Реформирование системы социальных гарантий и

льгот военнослужащих………………………………………………………………5

1.2 Правовой статус военнослужащего…………………………………………….10
2 Содержание и формы социальной защиты военнослужащих…………………..20
2.1 Материальная поддержка военнослужащим…………………………………...20
2.2 Льготы, предоставляющие различные социальные услуги…………...............26
2.3 Порядок защиты нарушенных прав военнослужащих………………...............33

Заключение……………………………………………………………………………40

Список литературы…………………………………………………………...............42

Работа содержит 1 файл

Курсач за 4 курс,пределанная.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

     В соответствии со статьёй 7 Конституции  Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации гражданам, в том числе и имеющим статус военнослужащих, устанавливаются гарантии социальной защиты.

     В развитие указанной конституционной  нормы Военной доктриной Российской Федерации (статья 14) одним из основных принципов развития военной организации государства рассматривается реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищённости, достойного социального статуса и уровня жизни.

     Первая  попытка исследования социально-правовых особенностей статуса военнослужащих была предпринята в начале XX века. Известный отечественный военный юрист профессор А. М. Добровольский ещё в 1913 году писал, что правовое положение военнослужащих в государстве является иным, чем у других лиц. Он считал, что в интересах эффективного обеспечения военной безопасности государства отдельные, например политические, права военнослужащих могут быть ограничены, в то же время в отношении применения отдельных норм общего права в силу особенностей служебного положения военнослужащие должны быть поставлены в привилегированное, по сравнению с другими гражданами, положение.

     За  непродолжительный период действия современного российского законодательства уже дважды принимались законы о статусе военнослужащих: Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-I "О статусе военнослужащих" и одноимённый Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

     Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-I "О статусе военнослужащих" был введён в действие с 1 января 1993 года и применялся ровно пять лет, до 1 января 1998 г. Этот закон был достаточно стабильным, действие норм, закреплённых в нём за пятилетие (1993-1998 гг.) ни разу не приостанавливалось. Всего однажды указанный закон претерпел изменение - Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 178-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" была расширена норма, пункта 9 статьи 15 закона, предоставляющая военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляла 20 лет и более, льготу на 50-процентную оплату жилья, коммунальных услуг, установку квартирных телефонов и абонентную плату за пользование ими.15.

     Ныне  действующий Федеральный закон  от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе  военнослужащих" оказался менее  стабильным, чем одноимённый первый закон и снискал славу одного из самых изменяемых федеральных  законов. С момента принятия указанный закон уже 20 раз претерпевал существенные изменения. Соответственно 20 раз претерпевал изменение и статус военнослужащих, причём нередко одновременно в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" вносились десятки изменений (например, в редакции от 22 августа 2004 года в указанный закон было внесено более 70 изменений). В абсолютном большинстве случаев изменения Федерального закона "О статусе военнослужащих" были связаны с ограничением ранее действовавших прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.

     Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (Федеральный закон от 11.11.2003  № 141-ФЗ). На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации16.

     Военнослужащие, граждане, уволенные с военной  службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Традиционно в отечественном законодательстве ограничения политических прав и свобод военнослужащих, а также их прав на свободу передвижения, выбор занятий и некоторые другие эффективно компенсировались системой социальных льгот для них и членов их семей: по налогам, по проезду на транспорте, обеспечению жильём, медицинскому обеспечению, получению образования и др.17

     Как правило, социальная защита рассматривает общественное объединение военнослужащих, под которым понимается общественное институциональное формирование, объединяющее военнослужащих и других лиц, связанных с военной службой профессиональными, гражданскими, личностными интересами и осуществляющих коллективную деятельность, направленную на удовлетворение интересов военнослужащих и членов их семей в различных сферах жизнедеятельности.

     Таким образом, в соответствии с законами Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом. Закон "О статусе военнослужащих" устанавливает статус военнослужащих, под которым понимается совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, провозглашенных и гарантированных государством. Статус определяет суть и содержание правового положения военнослужащих.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Содержание и формы  социальной защиты  военнослужащих

     2.1 Материальная поддержка военнослужащим

     Рассмотрим  содержание норм права, определяющих различные виды деятельности по формированию социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, как это предусмотрено действующим законодательством.

     Социальный  статус военнослужащего во многом определяется материальным обеспечением жизни и деятельности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей18.

Льготы, связанные с материальным обеспечением, можно разделить на четыре группы:

  1. Денежное довольствие военнослужащих как форма материальной компенсации  физических, моральных и материальных затрат, связанных с выполнением служебных обязанностей.

Денежное  довольствие военнослужащих состоит  из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад  по воинской должности) и месячного  оклада в соответствии с присвоенным  воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат.

  1. Дополнительные денежные выплаты.
  2. Обязательное государственное страхование.
  3. Пенсионное обеспечение.

Так же предусмотрены дополнительные денежные выплаты:

     Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности  военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания.

     Военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей, а также военнослужащим, направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технической помощи и исполнения иных обязанностей военной службы, выплата единовременного денежного вознаграждения и премии за образцовое выполнение воинского долга не производится (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9 – П ).19

     Выплаты на первоначальное обзаведение хозяйством в виде беспроцентной ссуды в размере до двенадцати окладов денежного содержания этих военнослужащих на срок до трех лет производятся в одном из следующих случаев:

- в течение трех месяцев с момента назначения на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения первого офицерского воинского звания;

- в течение трех месяцев после назначения на должность при заключении первого контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более;

- в течение трех месяцев с момента заключения первого брака.20.

     Направляемым  в командировку военнослужащим производятся выплаты на командировочные расходы в размерах и порядке, устанавливаемых Правительством РФ. Также могут устанавливаться дополнительные выплаты Министром обороны РФ в пределах выделенных ассигнований.

     Ежегодно, независимо от приобретения путевки, выплачивается  денежная компенсация в размере шести установленных Законом на момент убытия в отпуск минимальных размеров оплаты труда на самого военнослужащего и в размере трех установленных Законом минимальных размеров оплаты труда на жену (мужа) и каждого несовершеннолетнего ребенка.

     Офицерам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (в льготном исчислении), - выплачивается ежегодная денежная компенсация в размере шести установленных федеральным законом на момент убытия в отпуск минимальных размеров оплаты труда и в размере трех минимальных размеров оплаты труда на жену (мужа) и каждого несовершеннолетнего ребенка. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093).

     Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и курсантам военных образовательных  учреждений профессионального образования  до заключения с ними контракта при  убытии в основной отпуск, а также  в отпуск по болезни (на основании заключения военно-врачебной комиссии) производится выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания.

     Следующая льгота, связанная с материальным обеспечением – обязательное государственное страхование.

     Обязательное  государственное личное страхование жизни и здоровья военнослужащих в системе социальных гарантий - явление относительно новое. С 1 января 1991 года военнообязанные стали считаться автоматически застрахованными в соответствии с законом "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года № 295, Приказом №246 Министра обороны. Были определены страховые суммы на случай их гибели, увечья, ранения или иного повреждения здоровья.

     Выплата страxового вознаграждения производится при наступлении страхового события (страхового случая), к которым относятся:

  1. Гибель (смерть) застрахованного в период прохождения службы.
  2. Смерть застрахованного, наступившая до истечения одного года после окончания военной службы, вследствие повреждения здоровья, имевшего место в период прохождения службы.
  3. Установление застрахованному инвалидности в период прохождения службы.
  4. Установление застрахованному инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие повреждения здоровья, имевшего место в период прохождения службы.
  5. Получение застрахованным в период прохождения службы тяжелого или легкого увечья, ранения, травмы, контузии.
  6. Признание военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (гражданина, призванного на военные сборы), по состоянию здоровья негодным для дальнейшего прохождения службы (военных сборов) вследствие повреждения здоровья, имевшего место в период прохождения службы (военных сборов).21

     В случае гибели (смерти) военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим 18 лет (учащимся в возрасте до 23 лет), либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18-летнего возраста, отцам и матерям - выплачивается (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания.

Информация о работе Социальная защита военнослужащих