Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:51, дипломная работа
В настоящее время, когда в России реформируется не только государственный и общественный строй, но и Вооруженные Силы, проблема социальной защиты военнослужащих особенно актуальна.
Институт военной службы претерпел за последние 10 лет существенные изменения. Реформирование и связанное с этим сокращение Вооруженных Сил повлекли за собой пересмотр положений о статусе военнослужащих, правовых основ прохождения службы, комплектования силовых структур. На первый план вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты военнослужащих и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации, как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.
Введение………………………………………………………………………………3
1 Социальная защита и социальное обеспечение военнослужащих………….......5
1.1Реформирование системы социальных гарантий и
льгот военнослужащих………………………………………………………………5
1.2 Правовой статус военнослужащего…………………………………………….10
2 Содержание и формы социальной защиты военнослужащих…………………..20
2.1 Материальная поддержка военнослужащим…………………………………...20
2.2 Льготы, предоставляющие различные социальные услуги…………...............26
2.3 Порядок защиты нарушенных прав военнослужащих………………...............33
Заключение……………………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………………………...............42
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации гражданам, в том числе и имеющим статус военнослужащих, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В
развитие указанной конституционной
нормы Военной доктриной
Первая
попытка исследования социально-правовых
особенностей статуса военнослужащих
была предпринята в начале XX века.
Известный отечественный
За непродолжительный период действия современного российского законодательства уже дважды принимались законы о статусе военнослужащих: Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-I "О статусе военнослужащих" и одноимённый Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-I "О статусе военнослужащих" был введён в действие с 1 января 1993 года и применялся ровно пять лет, до 1 января 1998 г. Этот закон был достаточно стабильным, действие норм, закреплённых в нём за пятилетие (1993-1998 гг.) ни разу не приостанавливалось. Всего однажды указанный закон претерпел изменение - Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 178-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" была расширена норма, пункта 9 статьи 15 закона, предоставляющая военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляла 20 лет и более, льготу на 50-процентную оплату жилья, коммунальных услуг, установку квартирных телефонов и абонентную плату за пользование ими.15.
Ныне действующий Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оказался менее стабильным, чем одноимённый первый закон и снискал славу одного из самых изменяемых федеральных законов. С момента принятия указанный закон уже 20 раз претерпевал существенные изменения. Соответственно 20 раз претерпевал изменение и статус военнослужащих, причём нередко одновременно в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" вносились десятки изменений (например, в редакции от 22 августа 2004 года в указанный закон было внесено более 70 изменений). В абсолютном большинстве случаев изменения Федерального закона "О статусе военнослужащих" были связаны с ограничением ранее действовавших прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.
Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (Федеральный закон от 11.11.2003 № 141-ФЗ). На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации16.
Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Традиционно в отечественном законодательстве ограничения политических прав и свобод военнослужащих, а также их прав на свободу передвижения, выбор занятий и некоторые другие эффективно компенсировались системой социальных льгот для них и членов их семей: по налогам, по проезду на транспорте, обеспечению жильём, медицинскому обеспечению, получению образования и др.17
Как правило, социальная защита рассматривает общественное объединение военнослужащих, под которым понимается общественное институциональное формирование, объединяющее военнослужащих и других лиц, связанных с военной службой профессиональными, гражданскими, личностными интересами и осуществляющих коллективную деятельность, направленную на удовлетворение интересов военнослужащих и членов их семей в различных сферах жизнедеятельности.
Таким
образом, в соответствии с законами
Российской Федерации "О воинской
обязанности и военной службе", "О
статусе военнослужащих" гражданин,
проходящий военную службу, является военнослужащим
и имеет правовое положение, определяемое
законом. Закон "О статусе военнослужащих"
устанавливает статус военнослужащих,
под которым понимается совокупность
прав, свобод, обязанностей и ответственности
военнослужащих, провозглашенных и гарантированных
государством. Статус определяет суть
и содержание правового положения военнослужащих.
Рассмотрим содержание норм права, определяющих различные виды деятельности по формированию социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, как это предусмотрено действующим законодательством.
Социальный статус военнослужащего во многом определяется материальным обеспечением жизни и деятельности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей18.
Льготы, связанные с материальным обеспечением, можно разделить на четыре группы:
Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат.
Так же предусмотрены дополнительные денежные выплаты:
Военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту,
добросовестно исполняющим
Военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей, а также военнослужащим, направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технической помощи и исполнения иных обязанностей военной службы, выплата единовременного денежного вознаграждения и премии за образцовое выполнение воинского долга не производится (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9 – П ).19
Выплаты на первоначальное обзаведение хозяйством в виде беспроцентной ссуды в размере до двенадцати окладов денежного содержания этих военнослужащих на срок до трех лет производятся в одном из следующих случаев:
- в течение трех месяцев с момента назначения на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения первого офицерского воинского звания;
- в течение трех месяцев после назначения на должность при заключении первого контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более;
- в течение трех месяцев с момента заключения первого брака.20.
Направляемым в командировку военнослужащим производятся выплаты на командировочные расходы в размерах и порядке, устанавливаемых Правительством РФ. Также могут устанавливаться дополнительные выплаты Министром обороны РФ в пределах выделенных ассигнований.
Ежегодно, независимо от приобретения путевки, выплачивается денежная компенсация в размере шести установленных Законом на момент убытия в отпуск минимальных размеров оплаты труда на самого военнослужащего и в размере трех установленных Законом минимальных размеров оплаты труда на жену (мужа) и каждого несовершеннолетнего ребенка.
Офицерам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (в льготном исчислении), - выплачивается ежегодная денежная компенсация в размере шести установленных федеральным законом на момент убытия в отпуск минимальных размеров оплаты труда и в размере трех минимальных размеров оплаты труда на жену (мужа) и каждого несовершеннолетнего ребенка. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093).
Военнослужащим,
проходящим военную службу по призыву,
и курсантам военных
Следующая льгота, связанная с материальным обеспечением – обязательное государственное страхование.
Обязательное государственное личное страхование жизни и здоровья военнослужащих в системе социальных гарантий - явление относительно новое. С 1 января 1991 года военнообязанные стали считаться автоматически застрахованными в соответствии с законом "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года № 295, Приказом №246 Министра обороны. Были определены страховые суммы на случай их гибели, увечья, ранения или иного повреждения здоровья.
Выплата страxового вознаграждения производится при наступлении страхового события (страхового случая), к которым относятся:
В случае гибели (смерти) военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим 18 лет (учащимся в возрасте до 23 лет), либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18-летнего возраста, отцам и матерям - выплачивается (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания.