Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:51, дипломная работа
В настоящее время, когда в России реформируется не только государственный и общественный строй, но и Вооруженные Силы, проблема социальной защиты военнослужащих особенно актуальна.
Институт военной службы претерпел за последние 10 лет существенные изменения. Реформирование и связанное с этим сокращение Вооруженных Сил повлекли за собой пересмотр положений о статусе военнослужащих, правовых основ прохождения службы, комплектования силовых структур. На первый план вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты военнослужащих и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации, как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.
Введение………………………………………………………………………………3
1 Социальная защита и социальное обеспечение военнослужащих………….......5
1.1Реформирование системы социальных гарантий и
льгот военнослужащих………………………………………………………………5
1.2 Правовой статус военнослужащего…………………………………………….10
2 Содержание и формы социальной защиты военнослужащих…………………..20
2.1 Материальная поддержка военнослужащим…………………………………...20
2.2 Льготы, предоставляющие различные социальные услуги…………...............26
2.3 Порядок защиты нарушенных прав военнослужащих………………...............33
Заключение……………………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………………………...............42
Меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих закреплены в ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без возмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
Реализация
мер правовой и социальной защиты
военнослужащих, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их
семей возлагается на органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные
органы в пределах их полномочий, а также
является обязанностью командиров (начальников)
(далее - командиры). Реализации прав военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей в соответствии с федеральными
конституционными законами, федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации могут также
содействовать общественные объединения.5
1.2 Правовой статус военнослужащего
Система социальной защиты военнослужащих Российской Федерации нуждается в коренном совершенствовании. Это обусловлено, прежде всего, особой ролью военнослужащих в поддержании стабильности в обществе, сохранении российской государственности. Значение этой проблемы определяется, далее, ее "выходом" на судьбы миллионов людей. В нашей стране каждая семья, так или иначе, связана с военной службой — через срочную службу сыновей, мужей, братьев, судьбу ветеранов, через память о минувших и еще неоконченных войнах. Наконец, следует сказать об ответственности общества и государства за военнослужащих, ветеранов и членов их семей, оказавшихся волей судеб за пределами России, в частности, в странах СНГ.6
Вполне закономерно, что понимание объективной необходимости совершенствования отечественной системы социальной защиты должно быть подкреплено наличием соответствующей правовой базы, обеспечивающей ее функционирование. Одной из гарантий такого развития законодательства по социальной защите военнослужащих могло бы стать конституционное закрепление особого статуса военнослужащих. В Конституции должен быть четко сформулирован комплекс прав и свобод военнослужащих.7
Это — главный момент для построения эффективно действующей системы социальной защиты военнослужащих, подтвержденной мировым опытом. Известно, что в конституциях многих зарубежных государств, правам военнослужащих уделяется особое внимание. На данный момент действует Конституция России 1993 года. Она хотя и закрепляет широкий круг прав граждан страны, однако не упоминает о каких-либо особых гарантиях их соблюдения в отношении военнослужащих. В такой сложной сфере общественной жизни, как военная служба, с присущей ей ограничением прав и свобод человека, именно военнослужащий в наибольшей степени нуждается в конституционном закреплении гарантий социальной защиты со стороны государства. 8
В
соответствии с Федеральным законом
«О статусе военнослужащих» правов
Статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту имеют офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту.
Статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву имеют, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.
Граждане приобретают правовой статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, правовой статус военнослужащих распространяется на граждан, призванных на военные сборы.9
В настоящее время, как и ранее, вопрос о правовом статусе военнослужащих и его реализации является одним из важнейших теоретических и практических вопросов, стоящих перед военными юристами. Связано это в первую очередь с тем, что в Российской Федерации произошли значительные политические, социальные, экономические изменения, коренным образом обновилось законодательство, сложилась определенная практика его применения, в том числе и судебная. Проблемой статуса военнослужащих длительное время занимаются военные юристы.
Статус
военнослужащих - одна из важнейших
политико-юридических
Учитывая особый характер исполнения обязанностей военной службы, Международные пакты о правах человека 1966 г. предусмотрели возможность ограничения некоторых прав в отношении военнослужащих. Например, в ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится о праве на создание профессиональных союзов и участие в их деятельности, однако в п. 2 этой статьи отмечается, что она не препятствует введению законных ограничений пользоваться этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства.10
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" правовой статус военнослужащих есть совокупность прав и свобод, включая гарантии их реализации, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными и актами Российской Федерации.
Структуру статуса военнослужащих составляют права, гарантированные государством, обязанности и ответственность, установленные законодательством.
Права (свободы) и обязанности - это установленные государством меры возможного и дозволенного поведения личности, в том числе военнослужащего, в области экономических, политических и иных общественных отношений, включая и отношения, связанные с военной службой. Права и обязанности определяют, каким может быть поведение и каким ему необходимо быть, они являются юридическим выражением отношений между обществом и военнослужащим.
Права (свободы) указывают на то, что может делать военнослужащий, не вступая в противоречия с интересами государства и общества, государственными организациями, а также законными интересами других граждан, в том числе и военнослужащих. Обязанности предписывают то, что военнослужащему необходимо выполнять, какие требования к нему предъявляются. К числу обязанностей относятся также запреты, которые указывают на те действия, которые военнослужащим делать запрещается.11
Особенности статуса военнослужащих определяются следующим. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством. На военнослужащих возлагаются и дополнительные по сравнению с другими гражданами обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Таким образом, с одной стороны, на военнослужащих распространяются нормы общего законодательства, и поэтому они обладают общегражданскими правами и несут общегражданские обязанности, а с другой - в отношении них действуют нормы специального военного законодательства, предусматривающие для них специальные военно-служебные права и обязанности.
Ограничение некоторых прав военнослужащих определяется условиями военной службы и ее особым характером. Эти ограничения касаются, прежде всего, политических прав и свобод военнослужащих, права на свободу передвижения, выбор занятий и ряда других. Содержание и объём прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы или нет (наличие должностных и специальных прав и обязанностей, выплата пособий в случае гибели (смерти) и др.). Исполнение обязанностей военной службы определяется статьей 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Специфика статуса военнослужащих определяется и тем, что в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы и компенсации.12
Под льготами понимаются установленные законодательством специфические военно-служебные права, предусматривающие определенные преимущества военнослужащих и членов их семей перед другими гражданами в различных сферах общественной жизни: по налогам, по перевозкам, жилищному обеспечению и других. Под компенсациями понимаются права материального характера, призванные компенсировать затраты или лишения, связанные с исполнением обязанностей военной службы.
Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1. Право на свободу передвижения военнослужащих реализуется с учетом необходимости поддержания боеготовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту службы.
2.Каждый военнослужащий, реализуя свое право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не должен разглашать государственную и военную тайны, доступ к которым он имеет по роду своей служебной деятельности, не имеет права обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников).
3. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Они вправе участвовать в митингах, собраниях, уличных шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, только в неслужебное время. Участие в забастовках запрещается.
4.В воинских частях не допускается создание религиозных объединений, хотя военнослужащие вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица в свободное от службы время.13
5.Военнослужащим запрещается совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.
6. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органы местного самоуправления в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждения и льготы.
7. Право на отдых также имеет ограничение. Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
8. Ограничено право на образование военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Это проявляется в том, что им не разрешается обучение в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования.
9. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)14.