Социальная защита различных слоев населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 23:00, реферат

Описание работы

направлена социальная защита населения.
Цель настоящей работы – изучение и анализ социальной защиты различных слоев населения в РФ.
В связи с этим были поставлены задачи:
1. изучить понятие и сущность социальной защиты населения;
2. обосновать роль социальной работы в защите населения;
2. рассмотреть социальное страхование населения;
3. проанализировать пенсионное обеспечение;
5. определить защиту инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения;
6. разобраться в социальной защите семей с детьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Роль социальной работы в защите населения
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное страхование населения
2.2 Пенсионное обеспечение
2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения
2.4 Социальной защиты семей с детьми
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 79.21 Кб (Скачать)

1.                 пособия представляют собой денежные  выплаты гражданам в установленных  законом случаях и размерах;

2.                 пособия, как правило, являются  помощью, временно заменяющей  оплату по труду либо служащей  дополнением к основным источникам  средств к существованию в  связи с обстоятельствами, поименованными  в законе;

3.                 пособия выплачиваются из нескольких  источников;

4.                 пособия различных видов существенно  отличаются друг от друга по  целевому назначению, основаниям  предоставления, способам определения  размера, периодичностью выплаты;

5.                 пособия либо исчисляются на  основе индивидуального заработка,  либо устанавливаются в твердом  размере.

Проект закона РФ устанавливает  систему мер социальной поддержки  семей, имеющих детей:

-                    пособие по беременности и  родам;

-                   единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности;

-                   единовременное пособие при рождении  ребенка;

-                   единовременное пособие при передаче  ребенка на воспитание в семью;

-                   ежемесячное пособие по уходу  за ребенком лицам, подлежащим  обязательному социальному страхованию;

-                   ежемесячное пособие по уходу  за ребенком лицам, не подлежащим  обязательному социальному страхованию;

-                   родовой сертификат;

-                   материнский (семейный) капитал.  Размер материнского капитала  в 2010 году для тех, кто им  еще не воспользовался, составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек. Для владелиц  сертификата, которые уже распорядились  частью средств, размер оставшейся  части суммы будет увеличен  с учетом темпов роста инфляции.

В связи с отменой единого  социального налога (ЕСН) в 2010 году увеличится предельный размер пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Ранее размер пособий по беременности и родам устанавливался федеральным  законом о бюджете Фонда социального  страхования РФ на очередной финансовый год. Теперь максимальный размер пособия  отменяется, и будет зависеть от предельной величины базы, на которую  начисляются страховые взносы, т.е. ограничиваются страховой суммой. В 2010 году эта база составит 415 000 рублей за календарный год.

Ежемесячные пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  выплачивается работающим гражданам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком) в размере 40% среднего заработка по месту работы за последние 10 календарных месяцев до наступления  отпуска по уходу за ребенком (средний  заработок рассчитывается только за месяцы работы у последнего работодателя, который назначает данное пособие).

Одинокой матери положены все единовременные пособия, назначаемые  матерям в связи с рождением  ребенка. При этом необходимо иметь  в виду, что существуют:

1. федеральные пособия,  которые выплачиваются всем матерям  на территории РФ без исключения (с учетом районного коэффициента, в районах и местностях, где  такие коэффициенты установлены);

2. пособия, выплачиваемые  за счет средств бюджета субъекта  РФ. В каждом субъекте РФ действуют  свои дополнительные выплаты  одиноким матерям.

Размеры пособий с 1 января 2010 года без учета районного коэффициента составят:

-                   единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских  организациях в ранние сроки  беременности – 412,08 рублей (в  2009 г. – 374,62 руб.);

-                   единовременное пособие при рождении  ребенка – 10988,85 рублей (в 2009 г.  – 9989,86 руб.);

-                   минимальные размеры ежемесячного  пособия по уходу за ребенком  гражданам, подлежащим обязательному  страхованию, за первым ребенком  – 2060,41 (в 2009 году – 1873,1 руб.), за вторым и последующими детьми  – 4120,82 руб. (в 2009 г. – 3746,2 руб.).

Единовременное пособие  при рождении ребенка в Приморском крае увеличилось в 2010 году по сравнению  с 2009 г. до 11987,83 рублей, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки  беременности, подросло до 449, 54 рублей. Минимальный размер ежемесячного пособия  по уходу за первым ребенком до 1,5 лет  достиг суммы в 2 247,72 рублей, минимальный  размер ежемесячного пособия по уходу  за вторым ребенком до 1,5 лет составил 4495,44 рублей, максимальный – 8990,88 рублей.

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ  СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ  В РОССИИ

 

 

В России до настоящего времени  не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся  системы социальной защиты, для которой  характерны чрезвычайно высокая  патерналистская роль государства  и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних  лет социальная защита населения  России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных  категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического  решения задач в этой сфере  и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку  не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в  социальной сфере, в том числе  создания высокоэффективной, ориентированной  на ожидания общества системы многопрофильной  целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное  разностороннее содействие человеку в  решении различных, вызывающих необходимость  социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни - начиная с периода  вынашивания матерью ребенка  и завершая достойным погребением  человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как  защиту от социальных рисков потери или  ограничения экономической самостоятельности  и социального благополучия человека.

Выделим следующие основные направления социальной защиты и  подходы к их реформированию:

I. Социальная защита детей,  детства и отрочества должна  быть ориентирована на создание  условий жизни и развития детей,  позволяющих всем детям, независимо  от того в какой семье они  родились и живут, иметь наилучшие  возможности для сохранения их  здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования,  дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного  развития, реализации своих способностей.

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также  детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях  так, чтобы они не чувствовали  себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

Также целесообразным представляется создание Федерального попечительского  совета детей-сирот. Необходимо принять  все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных  условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной  эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром  приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

Однако проблемы детей, находящихся  в особо сложных условиях, не исчерпывают  многочисленных забот государства  обо всех российских детях. Сложное  положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений  привели к практически бесконтрольному  и никем не направляемому развитию детей, в том числе со стороны  матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически  прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С  этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разно уровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние  исполнения и необходимость корректировки  этих документов [18, с. 161].

Необходимо упорядочить  процесс коммерциализации услуг, предназначенных  детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры  и спорта и определить учреждения, где это уместно.

В отстаивании прав ребенка  на охрану здоровья, образования, имущественные  интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда  и социального развития России, Минобразования и Минздраву России, иным федеральным  и региональным органам власти. Следует  устранить правовые и организационные  пробелы в решении проблем  детей. Будущее России в наших  детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков:

1. обуславливающих:

-                   мертворождение и патологические  роды;

-                   врожденные и родовые дефекты,  травмы и заболевания;

-                   голодание и нерациональное для  детей питание;

-                   безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную  эксплуатацию;

-                   пристрастие к вредным привычкам  (алкоголь, табакокурению, наркотикам  и др.);

-                   негативное психологическое воздействие,  дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым  другим критериям;

-                   вовлечение в политическую активность  и военные действия;

-                   проживание в экологически неблагополучной  среде, вовлечение в антигуманные  религиозно-культовые организации  и движения.

2. препятствующих:

-                   охране здоровья;

-                   пребыванию ребенка в семье;

-                   получению образования и духовно-нравственного  воспитания;

-                   формированию комфортного психологического  климата для каждого ребенка  в семье, детских коллективах,  в регионе проживания, в стране;

-                   развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно  полезных способностей;

-                   приобщению к культурным ценностям;

-                   занятиям физической культурой  и спортом;

-                   созданию условий для игр, других  форм разумных развлечений и  безопасного отдыха;

-                   выбору вероисповедания;

-                   целевому использованию пособий  и денежных сбережений, предназначенных  для детей, имущественным интересам  детей.

На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты  станет доход семьи, либо следует  рассматривать такие пособия  как проявление государственной  политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку семье принадлежит ребенок [20, с. 62].

II. Социальная зашита трудоспособного  населения должна предусматривать  создание условий, обеспечивающих  баланс прав, обязанностей и интересов  граждан, когда человек сможет  в полной мере реализовать  способность к экономической  самостоятельности, при этом не  ущемляя интересы сограждан и  участвуя в социальном вспомоществовании  нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение  и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги  и недвижимость должны стать  основными источниками доходов  и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать  на них.

Социальная защита трудоспособного  населения должна предусматривать  механизмы, обеспечивающие гражданам  Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

1. эффективной занятости  человека;

2. предоставлению регламентированных  дополнительных гарантий занятости  отдельным категориям населения,  которые нуждаются в особой  социальной защите и испытывают  трудности в поиске работы, в  том числе:

-                   молодежи;

-                   одиноким и многодетным родителям,  воспитывающим несовершеннолетних  детей или детей-инвалидов;

-                   лицам предпенсионного возраста;

-                   военнослужащим, уволенным в запас;

-                   бывшим воинам - участникам военных  конфликтов;

-                   инвалидам; лицам, пострадавшим  в результате техногенных и  природных катастроф, а также  пострадавшим в военных конфликтах;

Информация о работе Социальная защита различных слоев населения