Социальная защита различных слоев населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 23:00, реферат

Описание работы

направлена социальная защита населения.
Цель настоящей работы – изучение и анализ социальной защиты различных слоев населения в РФ.
В связи с этим были поставлены задачи:
1. изучить понятие и сущность социальной защиты населения;
2. обосновать роль социальной работы в защите населения;
2. рассмотреть социальное страхование населения;
3. проанализировать пенсионное обеспечение;
5. определить защиту инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения;
6. разобраться в социальной защите семей с детьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Роль социальной работы в защите населения
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное страхование населения
2.2 Пенсионное обеспечение
2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения
2.4 Социальной защиты семей с детьми
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 79.21 Кб (Скачать)

Эта задача направлена на обеспечение  инвалидам равных возможностей, улучшение  положения инвалидов в обществе, создание для людей с инвалидностью  возможности повышения качества жизни и укрепления здоровья.

В первоочередном порядке  в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

1.                 граждане пожилого возраста, особенно  одинокие и одиноко проживающие,  в том числе и одинокие супружеские  пары;

2.                 инвалиды Великой Отечественной  войны и семьи погибших военнослужащих;

3.                 инвалиды, в том числе инвалиды  с детства, и дети-инвалиды;

4.                 инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

5.                 граждане, пострадавшие от последствий  аварии на Чернобыльской АЭС  и радиоактивных выбросов в  других местах;

6.                 безработные;

7.                 вынужденные беженцы и переселенцы;

8.                 дети - круглые сироты;

9.                 дети с девиантным поведением;

10.            семьи, в которых проживают  дети-инвалиды, дети - круглые сироты;

11.            малообеспеченные семьи;

12.            многодетные семьи;

13.            одинокие матери;

14.            лица с ограниченными возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные  органы социальной защиты населения  образуют единую государственную систему  социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы  социальных служб, реализацию государственной  политики в области пенсионного  обеспечения и трудовых отношений.

Необходимость решения указанной  проблемы заставила пересмотреть традиционные подходы к понятиям «инвалид»  и «инвалидность» и привести их в  соответствие с нормами международного права.

Все это свидетельствует  о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса  мероприятий по созданию системы  социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определил государственную политику, целью которой является обеспечение  инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации [6].

В последнее время принято  ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность, направленных на упрощение процедуры  освидетельствования и обеспечения  техническими средствами реабилитации, протезами и протезными изделиями  инвалидов и ветеранов, это Указы  Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах  социальной поддержки инвалидов» [11], и от 13 мая 2008 г. № 744 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными  гражданами» [12], постановление Правительства  Российской Федерации от 07.04.2008 № 247 «О внесении изменений в Правила  признания лица инвалидом» [13] и постановление  Правительства Российской Федерации  от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения  инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий  граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими  изделиями». Последнее постановление  вступает в силу с 01.10.2008.

Так в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 в 2008 году планируется  завершение обеспечением легковыми  автомобилями 33,1 тыс. инвалидов войны. По желанию граждан вместо автомобиля им будет выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 тыс. рублей [11].

В 2009 году легковые автомобили или единовременную денежную компенсацию  получат более 2,1 тыс. инвалидов из числа граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и реабилитированных  лиц других категорий граждан. Единовременную денежную компенсацию получат также 52,5 тыс. инвалидов вследствие общего заболевания, инвалидов с детства  и детей инвалидов.

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. № 744 решение  предусматривает повышение компенсационных  выплат лицам в трудоспособном возрасте, осуществляющим уход за 580 тысячами инвалидов (преимущественно I группы и детьми-инвалидами) на дому, с 500 до 1 200 рублей в месяц [12].

Согласно данным статистического  наблюдения структура инвалидности взрослого населения по классам  болезней в Российской Федерации  в 2006 г. представлена следующим образом:

1-е ранговое место занимают  инвалиды вследствие болезней  системы кровообращения, удельный  вес которых составил 51.2%, т.е.  более половины всех впервые  признанных инвалидами. Обращает  внимание, что в этом классе  больше всего инвалидов вследствие  ишемической болезни сердца (ИБС), удельный вес которых составил 20,7% от общего числа впервые  признанных инвалидами. Удельный  вес инвалидов вследствие цереброваскулярных  болезней несколько меньше –  составил 17,6%.

2-е ранговое место занимают  инвалиды вследствие злокачественных  новообразований, удельный вес  которых составлял 13%.

3-е ранговое место занимают  инвалиды вследствие болезней  костно-мышечной системы – их  удельный вес составлял до 8%.

4-е ранговое место занимают  инвалиды вследствие травм, отравлений  и других внешних воздействий,  удельный вес которых составлял  4,7%.

Далее ранговые места занимают инвалиды вследствие болезней глаза, органов  дыхания, психических расстройств, болезней нервной системы [5, с. 43].

Изменения, внесенные в  постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания  лица инвалидом» конкретизировали условия, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока  переосвидетельствования, а категория  «ребенок-инвалид» устанавливается  гражданину до достижения им возраста 18 лет.

В г. Уссурийске определили основные направления по защите прав инвалидов. Основой для этого  стала Конвенция ООН о правах инвалидов. Россия присоединилась к  ней в сентябре 2009 г. На федеральном  уровне уже действует программа  о поддержке инвалидов. В Уссурийске уже разрабатывается муниципальная  программа по созданию условий для  беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Специалисты в области  образования, медицины, жизнеобеспечения и других важных сфер жизни решают одну из актуальных проблем нашего округа: беспрепятственный доступ инвалидов  ко всем объектам социальной инфраструктуры.

На сегодняшний день в  округе около 13 тысяч людей с ограниченными  возможностями. Из них более 500 –  дети. Условий для нормальной жизни  не создано. Из-за отсутствия свободного выхода на улицу им приходиться сидеть дома.

Муниципальная программа  по созданию условий для инвалидов  пока не разработана. Но основные ее направления  уже определили. Пандусы планируют  сделать во всех поликлиниках. Для  инвалидов по зрению установят дополнительные светофоры со звуковым сигналом. Также  в планах расширение программы по работе с детьми-инвалидами.

 

2.4 Социальной защиты семей  с детьми

 

Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи  к новой, меняются виды семейных отношений.

Возрастает число разводов (распадается каждый второй-третий брак); снижается рождаемость при  одновременном увеличении детей, рожденных  вне брака; ежегодно около 1 млн. детей  остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15% по стране; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей-инвалидов нуждаются  в материальной и психологической  помощи; и т.д.

В Государственном докладе 2006 г. «О положении детей в Российской Федерации» указано, что численность  детей в возрасте до 18 лет составила  на 1 января 2005 г. 29,1 млн. чел. – это  пятая часть населения России. За 2001–2004 гг. численность детей уменьшилась  на 4,4 млн. чел.

Все это требует принятия неотложных мер по укреплению развития социального института – семьи.

Одной из важных сфер и одним  из главных объектов социальной работы является семья.

Опыт последних лет  показывает, что с принятием Указа  Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»  проблемы семьи стали решаться более  активно, помощь и поддержка семьи  реализуется в значительно большем  объеме, чем прежде [10].

К настоящему времени сложились  и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющих детей:

1.                 денежные выплаты семье на  детей в связи с их рождением,  содержанием, воспитанием (пенсии, пособия);

2.                 трудовые, налоговые, жилищные, медицинские,  кредитные и льготы родителям  и детям;

3.                 социальное обслуживание семьи  (оказание социальных услуг и  консультативной помощи) и т.д.

Современное обеспечение  жизнедеятельности свыше 40 млн. семей  и 38 млн. детей нуждаются в эффективной  реализации государственной семейной политики и одного из ее основных направлений – системы социального обслуживания семьи и детей, создании его правовой и материальной основы.

Социальное обслуживание семьи и детей в настоящее  время – это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг  и осуществление их социальной адаптации  и реабилитации.

Важнейшая задача системы  социального обслуживания семьи  и детей – обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение  возникающих проблем посредством  предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

В настоящее время в  Российской Федерации сложилось  и действует несколько моделей  социального обслуживания семьи  и детей. Используя критерий государственной  поддержки и финансирования, их можно  классифицировать следующим образом:

1.                 государственные социальные службы;

2.                 смешанные службы;

3.                 коммерческие службы, работающие  самостоятельно или при благотворительных  фондах, религиозных и общественных  организациях.

Вопросы поддержки материнства, отцовства и детства, укрепления семьи в качестве одного из направлений  решения демографической проблемы обозначены Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2006 г. Предложенная программа  содержит целый комплекс мер, направленных на государственную поддержку семей  с детьми. С января 2007 г. вступили в действие нормативные правовые акты, предусматривающие значительное увеличение пособия по уходу за ребенком, стоимости родовых сертификатов, компенсацию затрат на дошкольное воспитание.

Основными участниками правоотношений в связи с материнством и детством, возникающих по поводу предоставления пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями и компенсациями, предоставления социальных услуг являются:

1.                 несовершеннолетние лица, лица-иждивенцы,  потерявшие кормильца;

2.                 дети-инвалиды;

3.                 родители несовершеннолетних;

4.                 беременные женщины;

5.                 лица, осуществляющие уход за  ребенком до достижения им  возраста трех лет, и др.

Такие разные субъекты не могут  обладать единой, возникающей в одно время правоспособностью.

С целью обеспечения приоритетности устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, установлено  единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, определен  на федеральном уровне минимальный  норматив на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, а также на оплату труда приемных родителей. В качестве дополнительной меры государственной поддержки  семей, имеющих детей, введено предоставление базового материнского (семейного) капитала.

Действующая система государственных  пособий в связи с материнством и детством в совокупности с другими  мерами социальной поддержки формирует  систему социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивает материальную поддержку  семьи в связи с рождением  и воспитанием детей, что крайне актуально в условиях наблюдающегося в России демографического кризиса, низкого уровня жизни населения, прежде всего семей с детьми. Обеспечение  граждан пособиями на детей справедливо  расценивается как одна из мер  семейной и демографической политики, создающая наряду с другими мерами условия для повышения рождаемости, поддержки семьи и воспитания детей.

Законодательство о пособиях практически полностью обновилось, правовое регулирование осуществляется на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Автором проанализированы нормативные  правовые акты, регулирующие выплату пособий в связи с материнством и детством, и отмечены специфические признаки данных пособий:

Информация о работе Социальная защита различных слоев населения