Социальная защита различных слоев населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 23:00, реферат

Описание работы

направлена социальная защита населения.
Цель настоящей работы – изучение и анализ социальной защиты различных слоев населения в РФ.
В связи с этим были поставлены задачи:
1. изучить понятие и сущность социальной защиты населения;
2. обосновать роль социальной работы в защите населения;
2. рассмотреть социальное страхование населения;
3. проанализировать пенсионное обеспечение;
5. определить защиту инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения;
6. разобраться в социальной защите семей с детьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Роль социальной работы в защите населения
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное страхование населения
2.2 Пенсионное обеспечение
2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения
2.4 Социальной защиты семей с детьми
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 79.21 Кб (Скачать)

2.                 принцип заявительности, - социальная  помощь предоставляется нуждающемуся  гражданину по мере письменного  обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

3.                 принцип патернализма, обозначающего  государственную опеку («отеческую  заботу») по отношению к менее  социально и экономически защищенным  слоям и группам населения.

Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с  патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному  значению в социальной защите населения  России разнообразных льгот. Эти  льготы в действительности стали  эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев  населения. В то же время длительно  большинство российских граждан  было не в полной мере осведомлено  о льготах, поскольку сведения о  них в основном публиковались  в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и  методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений  информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным  категориям населения, которые активно  заявили на них свои претензии. В  настоящее время свыше 70% россиян  имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело  к непомерной нагрузке на федеральный  и местные бюджеты, льготы стали  обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка  валюнтористского ухода от государственных  обязательств по выполнению этой категории  социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых  экономическим и позитивным социальным результатам. В России льготы, начиная  с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения.

Таким образом, решить эту  сложнейшую экономическую и этическую  проблему можно только во взаимосвязи  с другими проблемами:

-                   доходов и расходов населения,  и, прежде всего, в сфере  доходов от трудовой деятельности;

-                   реформирования пенсионной системы;

-                   упорядочения медицинского и  пенсионного страхования;

-                   соблюдения государством конституционных  и иных нормативно-правовых гарантированных  социальных обязательств;

-                   создания рынка социальных товаров  и услуг, защиты населения от  недобросовестных производителей  социальных товаров и услуг;

-                   воспитания культуры населения  в аспекте рыночных взаимоотношений  в социальной сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать  эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных  и политических деятелей, привлечения  к ее решению квалифицированных  специалистов, владеющих проблемой.

 

1.2 Роль социальной работы  в защите населения

 

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных  ситуациях и нуждающихся в  социальной защите, функционирует специальный  институт социальной работы и социальные службы.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1. вид профессиональной  деятельности, основанный на предметно-интегрированных,  междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2. комплексная социальная  технология осуществления социальной  защиты населения, социального  управления, социальной политики  в отношении социально уязвимых  групп населения [24, с.186].

Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических  и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных  сил человека.

Принципы социальной работы:

-                   методологические - гносеологического  подхода, детерминизма, единства  сознания и деятельности, личностного  подхода;

-                   организационные - планомерности,  преемственности и последовательности  в работе с индивидуумом, группой;

-                   взаимодействия всех социальных  институтов;

-                   контроля исполнения;

-                   содержательные - объективности, системности,  максимизации минимума, толерантности,  уважения прав и интересов  личности, гуманизации технологий.

Функции социальной работы:

1.                 нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные,  аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие;

2.                 медиаторские, рекламно-пропагандистские.

В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального  института стало происходить  в конце 1980-х г, когда специалисты  среднего звена, - социальные работники, начали обслуживание пожилых людей  и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной работе и  с этого времени начинается становление  системы социального обслуживания.

В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается  концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения  различных видов социальных служб.

С 1995 г. принимаются Федеральные  законы «Об основах социального  обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В развитие этих законодательных актов принимаются  нормативные и методические документы  по нормативам и стандартам социального  обслуживания населения. Учитывая конституционное  положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная  основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно  создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются  федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций  социальной направленности.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1. вид профессиональной  деятельности, основанный на предметно-интегрированных,  междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой  социальной интеграции или реинтеграции  отдельной личности и групп;

2. комплексная социальная  технология осуществления социальной  защиты населения, социального  управления, социальной политики  в отношении социально уязвимых  групп населения [24, с. 45].

Основные направления  социальной работы:

1.                 социальный надзор (контроль) и профилактика - форма практических действий  субъектов управления социальными  процессами по реализации своих  прав и функций в сфере социальной  защиты населения и отдельных  личностей. Субъекты социального  надзора - законодательно уполномоченные  структуры (различают конституционный,  прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);

2.                 объекты - процесс выполнения  нормативных актов общегосударственного  и местного уровней, принятых  соответствующими органами по  социальной защите населения,  ход выполнения социальных программ  и проектов, соблюдение установленных  правил и условий содержания  и жизнедеятельности лиц в  учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это - дома-интернаты для престарелых  и инвалидов, детские дома, специальные  школы-интернаты, воспитательно-трудовые  и исправительно-трудовые колонии,  другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием  и жизнедеятельностью семей и  лиц групп социального риска  и девиантного поведения (психически  больные, алкоголики, наркоманы,  токсикоманы, проститутки и т.п.).

Социальная реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для  социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким  расстройством функций организма  и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации - восстановление (формирование) социального статуса  человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Социальная интеграция - процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности  и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

Социальная реинтеграция - процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных  или утраченных, социальных и ролевых  функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Социальные службы - государственные, муниципальные и негосударственные  органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу [26, с. 429].

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального  обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции  которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и  предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов  местного самоуправления

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и  предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями  и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в  России функционируют следующие  социальные службы:

-                   пенсионного обеспечения, включая  соответствующие структурные подразделения  в федеральных и региональных  службах социальной защиты, а  также государственные и негосударственные  пенсионные фонды;

-                   социально-бытового обслуживания;

-                   материальной помощи; социального  обслуживания на дому;

-                   специализированного стационарного  социального обслуживания;

-                   протезирования, ортезирования и  протезостроения;

-                   технических средств реабилитации;

-                   специального транспортного обслуживания;

-                   медико-социальной экспертизы и  реабилитации инвалидов;

-                   медико-социальных, социально-психологических  и социально-педагогических услуг  различным группам населения;

-                   детские специализированные медицинские,  дошкольные и школьные учреждения;

-                   специальные профессиональные образовательные  учреждения;

-                   поддержки семьи, женщин и детей;

-                   реабилитации несовершеннолетних  с девиантным поведением;

-                   по социальным вопросам военнослужащих  и членов их семей, беженцев  и мигрантов, безработных, кризисные  центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному  и физическому насилию), регулирующие  гуманитарную и техническую помощь  России и ее отдельным регионам;

-                   по взаимодействию с негосударственными  организациями инвалидов, ветеранов,  семей с детьми, и т.п.;

-                   другие [24, с. 112].

Социальные службы функционируют  как в системе самостоятельной  социальной отрасли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения  РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

Информация о работе Социальная защита различных слоев населения