Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс психо-эмоционального развития подростка, понять причины его нарушения, а так же выявить существующие на сегодняшний день технологии его коррекции.
Исходя из указанных целей можно поставить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие подросткового возраста;
2. Изучить способы преодоления трудностей взросления;
3. Охарактеризовать понятие социальных технологий;
4. Изучить опыт коррекции агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г.Кишинева;
5. Изучить опыт коррекции поведения трудных подростков на примере программы “Путь к успеху” г.Воронеж.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. стр.3
Глава 1.Общая характеристика и периодизация подросткового возраста. стр.6
1.1 Характеристика подросткового возраста…………………………… стр.6
1.2 Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления стр.9
1.3 Понятие и виды социальных технологий…………………………… стр.15
Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков стр.19
2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах стр.19
2.1.1 Коррекция агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г. Кишинева. стр.19
2.1.2 Коррекция поведения у трудных подростков на примере программы «Путь к успеху» г.Воронеж. стр.28
Заключение……………………………………………………… стр.44
Список литературы……………………………………………………… стр.46

Работа содержит 1 файл

Социальные технологии коррекции психо-эмоционального развития подростков v1.02final.docx

— 111.54 Кб (Скачать)

         Проводятся совместные совещания,  семинары по проблемам профилактической  работы

-   проведение занятий  по специально разработанному  плану 

-   организацию досуговой  деятельности подростков в условиях   клуба; 

-   организацию общения  подростков в условиях клуба. 

  Процесс воспитания  и   перевоспитания подростков  девиантного поведения при организации досуга приносит реальные результаты   лишь в том случае, если за основу берется нравственно-правовое воспитание, активное воздействие,  прежде всего на моральные качества подростков.  Поэтому организация деятельности КМЖ осуществляется в соответствии со сквозными комплексными программами ЦРТДиЮ и образовательного учреждения.

Важное место в них  занимает программа «Досуг», включающая в себя четыре основных направления:

-   традиции, районные  праздники, конкурсы, фестивали,  смотры;

 -  круглогодичные досуговые мероприятия;

 -   организация каникулярного отдыха;

 -   общецентровские праздники, конкурсы.

   Направления реализуются через организацию и   проведение различных тематических мероприятий, например:

    -   деловые  игры (игра для «трудных» подростков  «Как устроиться на работу»  и др.);

   -   конкурсы агитбригад клубов по месту жительства «Здоровье нации в XXI веке», «Мы выбираем жизнь!»;

   -   акции (выездные) «Скажи нет наркотикам!»;

    -   диспуты «Легко ли быть молодым?», «Как найти свое место в жизни»;

    -   работа круглых столов по проблемам наркотической зависимости;

    -   работа этического лектория в клубах по месту жительства;

    -   круглые столы с приглашением специалистов ювенального права на темы: «Закон суров, но он закон», «Ты и твои права»;

   -    игра для подростков «Школа безопасности»;

   -  КВНы;

    -   День науки;

   -   занятия нравственно-правового клуба;

   -   дни здоровья (в рамках программы «Здоровье»);

    -   комплексные спортивные мероприятия.

    -   школы игровых технологий;

  Потребность в общении очень развита у несовершеннолетних   и молодежи. Следствие этого - существование молодежных объединений, подростково-молодежных групп и группировок, и в случае психологического дискомфорта несовершеннолетние восполняют в них дефицит положительных эмоций, где зачастую не имеет значения успеваемость, интеллект, образ поведения, общественные моральные требования.

  Как противопоставление  подобным объединениям, в КМЖ  района может быть организована  работа детской молодежной организации,  объединяющей все образовательные  заведения района.

  В работу молодежной организации в таком случае включаются и подростки девиантного поведения, так как их привлекают в ней   принципы, на которых она строится:

  -   сотрудничество  детей и взрослых на принципах  равноправия, неформальный характер  общения; 

  -   реальное самоуправление, когда каждый не объект воспитательных  воздействий, а субъект жизнедеятельности  своей   организации, ее хозяин, творец, защитник;

  -   разнообразие  содержания деятельности, отсутствие  «сидячих и словесных» форм  работы;

  -   совместные мероприятия  с учащимися различных учебных   заведений; 

  -   взаимоуважение  и равноправие всех граждан  организации. 

  Педагоги-организаторы КМЖ и подростки детской молодежной   организации, стараются привлекать «трудных подростков» к подготовке мероприятий, доверяют им ответственные участки работы, включают их   в ситуации,  которые требуют волевого усилия для преодоления собственных слабостей и т. д. Ребята не только включают «трудных» в разнообразные виды деятельности, но и совместно анализируют результаты этой деятельности, что является очень важным для формирования их личности.

  Чтобы   профилактическая   работа  по  предупреждению девиантного поведения подростков была эффективной, необходимо сформировать их личную и социальную компетентность, то есть развить у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу, укрепить чувство самоуважения, развить способности критически мыслить, уметь ставить социально значимые цели  и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать правильный выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способом реагировать на критику, противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие решать возникающие проблемы социально позитивными средствами.

Работа с семьей.  В силу особенностей нынешней экономической ситуации время, уделяемое родителями на воспитание и развитие своих детей, резко сократилось. Школа и место жительства являются единственно возможной сферой для ребенка, где не только обеспечивается  учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками, возможны реализация творческих способностей подростков, раскрытие их талантов, дарования. В этом смысле все большее значение приобретает организация воспитательного процесса в клубах по месту жительства. Сочетание индивидуальной и коллективной  работы в клубе способствует социализации ребенка, расширяет его контакты, корректирует его самооценку в условиях жизни детского   коллектива. Клуб является также учреждением, в котором возможна непосредственная практическая организация работы с семьями подростков. Рост числа детей из неполных и неблагополучных семей отражается в определении целей и задач работы с семьями на каждый учебный год.

Цель:

     Координация  совместной работы школ и клубов  с подростками и их семьями.

Задачи:

     -   Привлечение  родителей для совместной организации  досуговой деятельности детей  и подростков.

     -   Выявление  особенностей взаимоотношения между  родителями и детьми

     -   Разработка  основных правил семейного воспитания.

     -   Создание положительной мотивации у родителей в содействии   центру творчества   или образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребенку.

     -   Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; организация работы родительского лектория и Совета профилактики.

     -   Способствовать  созданию комфортных условий  в семье для  развития личности  ребенка. 

  На начальном этапе работы для определения задач при планировании бесед, встреч, круглых столов с правоохранительными органами, с органами опеки и попечительства ежегодно проводится анкетирование подростков и родителей.

  С целью оценки положения в семье детей и родителей также поводится анкетирование.

  С целью выяснения контактов в семье также проводится опрос родителей и детей.

  В начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды. Целями диагностики являются:

-  раннее выявление  неблагополучных семей с целью  реализации комплекса мер для  оказания социальной помощи нуждающимся  подросткам и семьям;

-   координация усилий  всех органов, работающих с  семьями  социального риска; 

-   ознакомление семей  с правовыми нормами

  В ЦРТДиЮ и образовательном учреждении может реализовываться сквозная комплексная программы «Семья»,  которая будет носить долгосрочный   характер.  Основу реализации   программы может составлять   квалифицированное   педагогическое  руководство и максимальное использование положительного потенциала и возможностей семей.

  Основным звеном программы в таком случае является коллектив родителей и детей, а также педагоги ЦРТДиЮ, образовательного учреждения. С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка - мама, папа - ребенок).

Основные направления  реализации  программы «Семья» 

1. Возрождение семейных  традиций, изучение обычаев и  традиций своего края:

-   работа   краеведческого  клуба  «Юность»;

-   сбор материалов  о русских песнях, песнях родного  края, об обрядах и обычаях;

-  традиционные фольклорные  игровые программы для родителей  и детей («Рождественские посиделки», «Масленица», «Троицкие гуляния»  и др.);

-    проведение семейных  праздников в клубах по месту  жительства («Наша родословная»,   «Наши   семейные традиции»), интеллектуальных  игр «На море и на суше»,  «Как бы   мы жили без книг»), праздников: «Праздник двора», «На  балу у Золушки», «Весну встречаем»  и др.

2. Формирование семейных  ценностей: 

-   творческие семейные  выставки;

-   работа совместных  объединений детей и родителей; 

-   выполнение праздничных  семейных творческих заданий. 

3. Семейный досуг и  творчество детей и взрослых:

-   совместные праздники  для детей и родителей; 

-   проведение в клубе  по месту жительства конкурса  «Моя семья»;

-   конкурсы на лучший  семейный альбом «Загляните в  семейный альбом...»;

  -   посещение театров, совместные просмотры   и обсуждение  спектаклей с приглашением педагогов и психологов.

4. Просветительская деятельность:

-   работа родительского  лектория;

  -   организация и проведение занятий «Родительского клуба»;

   -   индивидуальные и групповые консультации психологов для

родителей;

   -   выпуск информационных листов, рекомендаций, пособий для родителей.

     Взаимодействие  с родителями укладывается в стройную модель   сотрудничества с родителями (рис. 6).

     В работе  можно выделить три главных  направления: 

     1. Информационно-просветительская   работа:

     -   Выпуск  для родителей в клубах по  месту жительства ежемесячных  информационных листов различной  тематики: «Стили родительского  общения»,  «Как предупредить неврозы»,  «Школьная дезадаптация», «Конфликты отцов и детей», «Советы мамам», «Девять аксиом здоровья», «Что делать, если ваш ребенок ушел из дома?» и др.

     -   Информирование  родителей о содержании учебного  курса детских объединений Центра  творчества, о творческих домашних  заданиях, об организации родительско-детских экскурсий и т. д. не менее трех раз в год (традиционно - сентябрь,  декабрь, май).

     -   Работа  в течение учебного года родительского  лектория (тематика полностью составлена  по запросам родителей):

        •   «Уют и комфорт в вашем доме»;

        •   «День рождения вашего ребенка»;

        •   «Слова, которые мы произносим»;

        •   «Учим ли мы наших детей любить?»;

        •   «Нравственные законы жизни»; 

        •   «Взаимодействие людей друг с  другом»;

        •   «Мальчики и девочки. Почему  они разные?».

2. Творческое направление  в работе с родителями:

     -   Проведение  совместных конкурсов детей и  родителей.

     -   Праздники.

     -   Совместные  выходы  в театры   города  с детьми,  экскурсии. 

     -   Открытые  уроки для родителей, совместные  мастерские.

       Чтобы  вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую  и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и  родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение  хвалить и поддерживать своего  ребенка - главные ошибки семейного  воспитания. Хорошо, когда родители  понимают, что несмотря на все семейные проблемы нельзя отнимать детство и радость у своих детей.[3, с.10]

Таким образом мы видим, что контроль над семей, образовательным учреждением, в котором обучается подросток, и его досугом приводит к формированию полноценной, здоровой личности, исключая риск аддиктивного поведения практически до нуля.

Заключение

  Стремление подростка к самостоятельности, к признанию его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет к появлению «зоны отчуждения», психологического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

  Поэтому так важен опыт участия детей и подростков в социальных проектах, акциях, в общественных детских организациях .

  Установлено, что эта деятельность, когда она выступает как самостоятельно организуемая самими детьми, обеспечивает формирование адекватной ей мотивационно-потребностной сферы, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям подростка, его потребностям в утверждении себя во взрослом мире; с другой — представляет практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности, что обеспечивает нивелирование агрессивности, возникающей в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе.

  Включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности.

Информация о работе Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка