Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть процесс психо-эмоционального развития подростка, понять причины его нарушения, а так же выявить существующие на сегодняшний день технологии его коррекции.
Исходя из указанных целей можно поставить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие подросткового возраста;
2. Изучить способы преодоления трудностей взросления;
3. Охарактеризовать понятие социальных технологий;
4. Изучить опыт коррекции агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г.Кишинева;
5. Изучить опыт коррекции поведения трудных подростков на примере программы “Путь к успеху” г.Воронеж.
Введение…………………………………………………………………. стр.3
Глава 1.Общая характеристика и периодизация подросткового возраста. стр.6
1.1 Характеристика подросткового возраста…………………………… стр.6
1.2 Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления стр.9
1.3 Понятие и виды социальных технологий…………………………… стр.15
Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков стр.19
2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах стр.19
2.1.1 Коррекция агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г. Кишинева. стр.19
2.1.2 Коррекция поведения у трудных подростков на примере программы «Путь к успеху» г.Воронеж. стр.28
Заключение……………………………………………………… стр.44
Список литературы……………………………………………………… стр.46
Проводятся совместные
- проведение занятий по специально разработанному плану
- организацию досуговой
деятельности подростков в
- организацию общения подростков в условиях клуба.
Процесс воспитания и перевоспитания подростков девиантного поведения при организации досуга приносит реальные результаты лишь в том случае, если за основу берется нравственно-правовое воспитание, активное воздействие, прежде всего на моральные качества подростков. Поэтому организация деятельности КМЖ осуществляется в соответствии со сквозными комплексными программами ЦРТДиЮ и образовательного учреждения.
Важное место в них занимает программа «Досуг», включающая в себя четыре основных направления:
- традиции, районные праздники, конкурсы, фестивали, смотры;
- круглогодичные досуговые мероприятия;
- организация каникулярного отдыха;
- общецентровские праздники, конкурсы.
Направления реализуются через организацию и проведение различных тематических мероприятий, например:
- деловые
игры (игра для «трудных»
- конкурсы агитбригад клубов по месту жительства «Здоровье нации в XXI веке», «Мы выбираем жизнь!»;
- акции (выездные) «Скажи нет наркотикам!»;
- диспуты «Легко ли быть молодым?», «Как найти свое место в жизни»;
- работа круглых столов по проблемам наркотической зависимости;
- работа этического лектория в клубах по месту жительства;
- круглые столы с приглашением специалистов ювенального права на темы: «Закон суров, но он закон», «Ты и твои права»;
- игра для подростков «Школа безопасности»;
- КВНы;
- День науки;
- занятия нравственно-правового клуба;
- дни здоровья (в рамках программы «Здоровье»);
- комплексные спортивные мероприятия.
- школы игровых технологий;
Потребность в общении очень развита у несовершеннолетних и молодежи. Следствие этого - существование молодежных объединений, подростково-молодежных групп и группировок, и в случае психологического дискомфорта несовершеннолетние восполняют в них дефицит положительных эмоций, где зачастую не имеет значения успеваемость, интеллект, образ поведения, общественные моральные требования.
Как противопоставление
подобным объединениям, в КМЖ
района может быть
В работу молодежной организации в таком случае включаются и подростки девиантного поведения, так как их привлекают в ней принципы, на которых она строится:
- сотрудничество
детей и взрослых на принципах
равноправия, неформальный
- реальное самоуправление,
когда каждый не объект
- разнообразие содержания деятельности, отсутствие «сидячих и словесных» форм работы;
- совместные мероприятия
с учащимися различных учебных
- взаимоуважение и равноправие всех граждан организации.
Педагоги-организаторы КМЖ и подростки детской молодежной организации, стараются привлекать «трудных подростков» к подготовке мероприятий, доверяют им ответственные участки работы, включают их в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления собственных слабостей и т. д. Ребята не только включают «трудных» в разнообразные виды деятельности, но и совместно анализируют результаты этой деятельности, что является очень важным для формирования их личности.
Чтобы профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения подростков была эффективной, необходимо сформировать их личную и социальную компетентность, то есть развить у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу, укрепить чувство самоуважения, развить способности критически мыслить, уметь ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать правильный выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способом реагировать на критику, противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие решать возникающие проблемы социально позитивными средствами.
Работа с семьей. В силу особенностей нынешней экономической ситуации время, уделяемое родителями на воспитание и развитие своих детей, резко сократилось. Школа и место жительства являются единственно возможной сферой для ребенка, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками, возможны реализация творческих способностей подростков, раскрытие их талантов, дарования. В этом смысле все большее значение приобретает организация воспитательного процесса в клубах по месту жительства. Сочетание индивидуальной и коллективной работы в клубе способствует социализации ребенка, расширяет его контакты, корректирует его самооценку в условиях жизни детского коллектива. Клуб является также учреждением, в котором возможна непосредственная практическая организация работы с семьями подростков. Рост числа детей из неполных и неблагополучных семей отражается в определении целей и задач работы с семьями на каждый учебный год.
Цель:
Координация
совместной работы школ и
Задачи:
- Привлечение
родителей для совместной
- Выявление
особенностей взаимоотношения
- Разработка
основных правил семейного
- Создание положительной мотивации у родителей в содействии центру творчества или образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребенку.
- Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; организация работы родительского лектория и Совета профилактики.
- Способствовать
созданию комфортных условий
в семье для развития
На начальном этапе работы для определения задач при планировании бесед, встреч, круглых столов с правоохранительными органами, с органами опеки и попечительства ежегодно проводится анкетирование подростков и родителей.
С целью оценки положения в семье детей и родителей также поводится анкетирование.
С целью выяснения контактов в семье также проводится опрос родителей и детей.
В начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды. Целями диагностики являются:
- раннее выявление
неблагополучных семей с целью
реализации комплекса мер для
оказания социальной помощи
- координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;
- ознакомление семей с правовыми нормами
В ЦРТДиЮ и образовательном учреждении может реализовываться сквозная комплексная программы «Семья», которая будет носить долгосрочный характер. Основу реализации программы может составлять квалифицированное педагогическое руководство и максимальное использование положительного потенциала и возможностей семей.
Основным звеном программы в таком случае является коллектив родителей и детей, а также педагоги ЦРТДиЮ, образовательного учреждения. С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка - мама, папа - ребенок).
Основные направления реализации программы «Семья»
1. Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своего края:
- работа краеведческого клуба «Юность»;
- сбор материалов о русских песнях, песнях родного края, об обрядах и обычаях;
- традиционные фольклорные
игровые программы для
- проведение семейных праздников в клубах по месту жительства («Наша родословная», «Наши семейные традиции»), интеллектуальных игр «На море и на суше», «Как бы мы жили без книг»), праздников: «Праздник двора», «На балу у Золушки», «Весну встречаем» и др.
2. Формирование семейных ценностей:
- творческие семейные выставки;
- работа совместных
объединений детей и родителей;
- выполнение праздничных семейных творческих заданий.
3. Семейный досуг и творчество детей и взрослых:
- совместные праздники для детей и родителей;
- проведение в клубе по месту жительства конкурса «Моя семья»;
- конкурсы на лучший семейный альбом «Загляните в семейный альбом...»;
- посещение театров, совместные просмотры и обсуждение спектаклей с приглашением педагогов и психологов.
4. Просветительская деятельность:
- работа родительского лектория;
- организация и проведение занятий «Родительского клуба»;
- индивидуальные и групповые консультации психологов для
родителей;
- выпуск информационных листов, рекомендаций, пособий для родителей.
Взаимодействие с родителями укладывается в стройную модель сотрудничества с родителями (рис. 6).
В работе можно выделить три главных направления:
1. Информационно-
- Выпуск
для родителей в клубах по
месту жительства ежемесячных
информационных листов
- Информирование
родителей о содержании
- Работа
в течение учебного года
• «Уют и комфорт в вашем доме»;
•
«День рождения вашего ребенка»
• «Слова, которые мы произносим»;
• «Учим ли мы наших детей любить?»;
• «Нравственные законы жизни»;
• «Взаимодействие людей друг с другом»;
• «Мальчики и девочки. Почему они разные?».
2. Творческое направление в работе с родителями:
- Проведение совместных конкурсов детей и родителей.
- Праздники.
- Совместные выходы в театры города с детьми, экскурсии.
- Открытые
уроки для родителей,
Чтобы
вырастить полноценного
Таким образом мы видим, что контроль над семей, образовательным учреждением, в котором обучается подросток, и его досугом приводит к формированию полноценной, здоровой личности, исключая риск аддиктивного поведения практически до нуля.
Заключение
Стремление подростка к самостоятельности, к признанию его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет к появлению «зоны отчуждения», психологического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.
Поэтому так важен опыт участия детей и подростков в социальных проектах, акциях, в общественных детских организациях .
Установлено, что эта деятельность, когда она выступает как самостоятельно организуемая самими детьми, обеспечивает формирование адекватной ей мотивационно-потребностной сферы, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям подростка, его потребностям в утверждении себя во взрослом мире; с другой — представляет практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности, что обеспечивает нивелирование агрессивности, возникающей в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе.
Включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности.
Информация о работе Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка