Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс психо-эмоционального развития подростка, понять причины его нарушения, а так же выявить существующие на сегодняшний день технологии его коррекции.
Исходя из указанных целей можно поставить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие подросткового возраста;
2. Изучить способы преодоления трудностей взросления;
3. Охарактеризовать понятие социальных технологий;
4. Изучить опыт коррекции агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г.Кишинева;
5. Изучить опыт коррекции поведения трудных подростков на примере программы “Путь к успеху” г.Воронеж.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. стр.3
Глава 1.Общая характеристика и периодизация подросткового возраста. стр.6
1.1 Характеристика подросткового возраста…………………………… стр.6
1.2 Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления стр.9
1.3 Понятие и виды социальных технологий…………………………… стр.15
Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков стр.19
2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах стр.19
2.1.1 Коррекция агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г. Кишинева. стр.19
2.1.2 Коррекция поведения у трудных подростков на примере программы «Путь к успеху» г.Воронеж. стр.28
Заключение……………………………………………………… стр.44
Список литературы……………………………………………………… стр.46

Работа содержит 1 файл

Социальные технологии коррекции психо-эмоционального развития подростков v1.02final.docx

— 111.54 Кб (Скачать)

     В коллективной социально одобряемой деятельности, где реально накапливается нравственный опыт взаимного доверия, уважения, взаимной требовательности, создаются условия для ликвидации ложного товарищества, для выработки умений бороться за товарища по имя подлинной взаимопомощи и товарищества.

Практика убеждает в том, что в коллективной просоциальной деятельности подростки на собственном опыте приходят к необходимости согласования своих желаний, действий с желаниями, нуждами других, что ставят на первый план нужды, требования общего дела, коллектива.

     Выяснилось, что, преодолевая эгоизм и агрессивность подростков, коллектив, сплоченно действующий по выполнению значимых дел, естественно приводит детей к пониманию известного самоограничения, возможности поступиться своими желаниями. Характерны данные, свидетельствующие о том, как видоизменилось в целом все поведение подростков рассматриваемой школы, инициатива, энергия которых направлена на полезные дела.Число хулиганских поступков сводится к минимуму.

     Необходимо отметить, что как общие психологические особенности детей подросткового возраста, так и их специфическое преломление у агрессивных подростков находят удовлетворение не просто в эпизодически возникающих действиях, а в целенаправленно построенной системе социально одобряемой деятельности, реально отвечающей стремлениям, потребностям 10—15-летнего ребенка. При этом психологическая эффективность воздействия этой системы на нравственное развитие детей зависит от продуманности сочетания разных ее видов. Дело в том, что каждый из видов просоциальной деятельности имеет различную направленность, различный воспитательный потенциал, занимая определенное место в процессе коррегирования агрессивности подростков.

Характерно, что  даже элементарная деятельность по обслуживанию себя, создающая разнообразные взаимоотношения между подростками, имеет серьезное значение в коррекции их поведения. Она вырабатывает умение и потребность обходиться «без нянек», что соответствует стремлениям подростков к самостоятельности, равноправию.

 Развитию взаимопомощи подростков, росту ответственности, взаимной требовательности способствует разнообразная культурно-массовая внутри школьная и внешкольная социально признаваемая деятельность ребят.

 Особенно возрастает значение организационного труда детей. Выступая в его процессе не только как исполнитель, но и как ответственный организатор, подросток действенно ощущает свою реальную самостоятельность, активно включаясь в новую систему взаимоотношений и с товарищами, и со взрослыми.

В процессе этой деятельности у подростка не только вырабатываются организаторские умения и навыки, но, главное, формируется сознание долга, умение поступаться личными интересами во имя общего дела, воспитывается «вкус», потребность в просоциальной деятельности.

Активную воспитательную роль играет социально полезная производительная деятельность. Она ставит подростка  в новую позицию равноправного  члена общества, формируя психологическую готовность к будущему труду.

Воздействие разных видов социально одобряемой деятельности (в том числе не только названных выше, но и деятельностей — учебной, спортивной, художественной и других) интенсифицируется системой их построения, которая обусловливает создание развернутых взаимоотношений, взаимозависимостей детей, достаточно полно удовлетворяя потребности подростка в самоутверждении, самореализации.

Материалы проведенного исследования убеждают в том, что  целенаправленно организованная система социально признаваемой деятельности реально «работает» на нивелирование агрессивности подростков. Причем устойчивость воздействия системы этой деятельности подтверждается не только возникающим у этих детей положительным отношением к делам, нужным другим людям, но и поведением подростков «наедине с собой», возникшими отношениями ответственности, взаимной требовательности, товарищеской взаимопомощи. [7, с.61]

Таким образом, метод, на основании которого подросток  под контролем наблюдателей выполняет  социально – одобряемые действия эффективно показал себя в школе  г. Кишиневе и может быть применен в других учебных центрах России.

 

2.1.2 Коррекция поведения у трудных подростков на примере программы «Путь к успеху» г.Воронеж.

     Немаловажная  роль в воспитании, организации  занятости, профилактике правонарушений  среди несовершеннолетних отводится  работе с подростками по месту  жительства.

     Как показывает  многолетний опыт практической  деятельности по профилактике  преступлений и правонарушений, при организации профилактической  работы, как правило, недооценивается  роль дополнительного образования  вообще, и клубов по месту жительства (КМЖ) в частности (как учреждений, решающих проблемы социальной   адаптации   подростков,  как   пространства   культуры свободного  времени, здорового образа жизни). Кроме того, клубы, отражая специфику  социокультурного развития страны, реально реализуют принцип связи  воспитания с жизнью и активно  откликаются на все изменения как потребностей самого ребенка, так и всего общества.  Деятельность учреждений дополнительного образования увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.

     Одним из  приоритетных направлений деятельности  по работе с трудными подростками  должно являться создание единого  воспитательного пространства.   Взаимосотрудничество с   образовательными учреждениями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход,  изучать его интересы, поддерживать, помогать  преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

                            Цели   и   задачи:

Цели:

     1. Адаптация  подростков аддиктивного поведения в социуме.

    2. Формирование  личностных нравственных качеств  подростков.

Задачи:

     1. Вовлечение  подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям  и психическому состоянию. 

    2. Сдерживание  вовлечения подростков в употребление  наркотических средств за счет  пропаганды здорового образа  жизни. 

     3. Изменение  ценностного отношения подростков  к наркотикам, формирование личной  ответственности за свое поведение.  

     4. Развитие  системы  организованного досуга  и отдыха детей  и подростков  «группы риска».  

     5. Увеличение  степени самостоятельности детей  и подростков,  их способности  контролировать свою жизнь и  более эффективно разрешать возникающие  проблемы.     

     6. Организация  и развитие различных форм  внешкольной подростковой инициативы  по оказанию помощи инвалидам,  престарелым, многодетным семьям. 

     7. Координация  совместной работы образовательного  учреждения и клуба с семьями

     8. Привлечение  родителей для совместной организации  досуговой деятельности.

    9. Работа с родителями  по обучению методам семейного  воспитания.

     10. Воспитание  гражданских качеств и толерантности  у подростков через организацию  социально значимой деятельности.

Концептуальные основы программы:   

  -   Педагогизация окружающей среды - интеграция и   координация усилий всех субъектов воспитания - семьи, школы,  УДО, клубов по месту жительства, административно-правовых структур и общественности.

  -   Включение в   воспитательно-коррекционный  процесс  всех  сфер   личности   подростка:   интеллектуальной   (сознательное  усвоение подростком общественных  норм поведения); дей­  ственно-практической   (вовлечение   в   общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими).

  -   Единство и  взаимодополняемость психологических и педагогических   методов. 

  -   Принцип личностной направленности - учет индивидуальных  склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на  личностное достоинство подростков, опора на положительные качества.

  -   Комплексный  и системный подход к диагностике,  профилактике и коррекции.

  -   Учет возрастных  и индивидуально-личностных особенностей  подростков.

  -   Принцип единства  образования, организации досуга  и индивидуальной помощи и  поддержки подростков аддиктивного поведения.

Ожидаемые результаты , их социальная эффективность:

  -   Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

  -   Формирование  у подростков нравственных качеств,  чувства   эмпатии,  представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

  -   Обучение навыкам  социально -поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

  -   Удовлетворение  разнообразных дополнительных   запросов  детей во внеурочной работе.

                      Формы   и   методы   работы

     В работе  с подростками аддиктивного поведения применяются разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее  эффективными считаем следующие:

     -   метод  переубеждения (предоставление воспитанникам  убедительных аргументов, включение  их в критический анализ своих  поступков);

     -   метод   переключения    (занятие   подростка    трудом,    учебой,  спортом, новой общественной  деятельностью).

Формы: 

     -   групповая   работа;     

     -   тренинг  поведения;

     -  личностный  тренинг;

     -   дискуссии;

     -   мозговые   штурмы;

     -   беседы, встречи; 

     -  лекции;

     -  ролевые  игры;

     -   психогимнастика;

     -   просмотр  и обсуждение видеофильмов;

    -   индивидуальные   консультации;

     -   тесты; 

     -  экскурсии,  экспедиции;

     -   конкурсы;

     -  праздники; 

     -  родительские  лектории;

     -  военно-спортивные  мероприятия.

    В  последнее десятилетие для   России злоупотребление несовершеннолетними  психоактивными веществами, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

    Подростковый  возраст характеризуется   бурными   процессами физического развития, полового созревания и формирования  личности. Подросток начинает осознавать  себя личностью, сравнивает себя  с окружающими, сверстниками, что  стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и  его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны,     могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть  определенная  категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с  окружающими,   к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

   Они не любят  трудиться, не способны к волевым  усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу,   курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к «группе риска».  Эта группа несовершеннолетних, выделенная   на основании определенного набора социально-демографических,     личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений.

    Для более успешной  профилактической работы с подростками  «группы риска»  необходимо  помнить  о   причинах, порождающих различные  формы отклонений, такие как: 

  -  социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия   в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

  -   глубокий психический  дискомфорт, вызванный неблагополучием  семейных взаимоотношений, отрицательным  психологическим микроклиматом  в семье, систематическими учебными  неуспехами, не сложившимися  взаимоотношениями  со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.

  -   отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуация характера и другие откло нения психоневрологического и физиологического свойства;

Информация о работе Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка