Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть процесс психо-эмоционального развития подростка, понять причины его нарушения, а так же выявить существующие на сегодняшний день технологии его коррекции.
Исходя из указанных целей можно поставить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие подросткового возраста;
2. Изучить способы преодоления трудностей взросления;
3. Охарактеризовать понятие социальных технологий;
4. Изучить опыт коррекции агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г.Кишинева;
5. Изучить опыт коррекции поведения трудных подростков на примере программы “Путь к успеху” г.Воронеж.
Введение…………………………………………………………………. стр.3
Глава 1.Общая характеристика и периодизация подросткового возраста. стр.6
1.1 Характеристика подросткового возраста…………………………… стр.6
1.2 Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления стр.9
1.3 Понятие и виды социальных технологий…………………………… стр.15
Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков стр.19
2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах стр.19
2.1.1 Коррекция агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г. Кишинева. стр.19
2.1.2 Коррекция поведения у трудных подростков на примере программы «Путь к успеху» г.Воронеж. стр.28
Заключение……………………………………………………… стр.44
Список литературы……………………………………………………… стр.46
В коллективной социально одобряемой деятельности, где реально накапливается нравственный опыт взаимного доверия, уважения, взаимной требовательности, создаются условия для ликвидации ложного товарищества, для выработки умений бороться за товарища по имя подлинной взаимопомощи и товарищества.
Практика убеждает в том, что в коллективной просоциальной деятельности подростки на собственном опыте приходят к необходимости согласования своих желаний, действий с желаниями, нуждами других, что ставят на первый план нужды, требования общего дела, коллектива.
Выяснилось, что, преодолевая эгоизм и агрессивность подростков, коллектив, сплоченно действующий по выполнению значимых дел, естественно приводит детей к пониманию известного самоограничения, возможности поступиться своими желаниями. Характерны данные, свидетельствующие о том, как видоизменилось в целом все поведение подростков рассматриваемой школы, инициатива, энергия которых направлена на полезные дела.Число хулиганских поступков сводится к минимуму.
Необходимо отметить, что как общие психологические особенности детей подросткового возраста, так и их специфическое преломление у агрессивных подростков находят удовлетворение не просто в эпизодически возникающих действиях, а в целенаправленно построенной системе социально одобряемой деятельности, реально отвечающей стремлениям, потребностям 10—15-летнего ребенка. При этом психологическая эффективность воздействия этой системы на нравственное развитие детей зависит от продуманности сочетания разных ее видов. Дело в том, что каждый из видов просоциальной деятельности имеет различную направленность, различный воспитательный потенциал, занимая определенное место в процессе коррегирования агрессивности подростков.
Характерно, что даже элементарная деятельность по обслуживанию себя, создающая разнообразные взаимоотношения между подростками, имеет серьезное значение в коррекции их поведения. Она вырабатывает умение и потребность обходиться «без нянек», что соответствует стремлениям подростков к самостоятельности, равноправию.
Развитию взаимопомощи подростков, росту ответственности, взаимной требовательности способствует разнообразная культурно-массовая внутри школьная и внешкольная социально признаваемая деятельность ребят.
Особенно возрастает значение организационного труда детей. Выступая в его процессе не только как исполнитель, но и как ответственный организатор, подросток действенно ощущает свою реальную самостоятельность, активно включаясь в новую систему взаимоотношений и с товарищами, и со взрослыми.
В процессе этой деятельности у подростка не только вырабатываются организаторские умения и навыки, но, главное, формируется сознание долга, умение поступаться личными интересами во имя общего дела, воспитывается «вкус», потребность в просоциальной деятельности.
Активную воспитательную роль играет социально полезная производительная деятельность. Она ставит подростка в новую позицию равноправного члена общества, формируя психологическую готовность к будущему труду.
Воздействие разных видов социально одобряемой деятельности (в том числе не только названных выше, но и деятельностей — учебной, спортивной, художественной и других) интенсифицируется системой их построения, которая обусловливает создание развернутых взаимоотношений, взаимозависимостей детей, достаточно полно удовлетворяя потребности подростка в самоутверждении, самореализации.
Материалы проведенного исследования убеждают в том, что целенаправленно организованная система социально признаваемой деятельности реально «работает» на нивелирование агрессивности подростков. Причем устойчивость воздействия системы этой деятельности подтверждается не только возникающим у этих детей положительным отношением к делам, нужным другим людям, но и поведением подростков «наедине с собой», возникшими отношениями ответственности, взаимной требовательности, товарищеской взаимопомощи. [7, с.61]
Таким образом, метод, на основании которого подросток под контролем наблюдателей выполняет социально – одобряемые действия эффективно показал себя в школе г. Кишиневе и может быть применен в других учебных центрах России.
2.1.2 Коррекция поведения у трудных подростков на примере программы «Путь к успеху» г.Воронеж.
Немаловажная
роль в воспитании, организации
занятости, профилактике
Как показывает
многолетний опыт практической
деятельности по профилактике
преступлений и правонарушений,
при организации
Одним из
приоритетных направлений
Цели и задачи:
Цели:
1. Адаптация подростков аддиктивного поведения в социуме.
2. Формирование
личностных нравственных
Задачи:
1. Вовлечение
подростков в позитивную
2. Сдерживание
вовлечения подростков в
3. Изменение
ценностного отношения
4. Развитие
системы организованного
5. Увеличение
степени самостоятельности
6. Организация
и развитие различных форм
внешкольной подростковой
7. Координация
совместной работы
8. Привлечение
родителей для совместной
9. Работа с родителями по обучению методам семейного воспитания.
10. Воспитание
гражданских качеств и
Концептуальные основы программы:
- Педагогизация окружающей среды - интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания - семьи, школы, УДО, клубов по месту жительства, административно-правовых структур и общественности.
- Включение в
воспитательно-коррекционный
- Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
- Принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества.
- Комплексный
и системный подход к
- Учет возрастных
и индивидуально-личностных
- Принцип единства
образования, организации
Ожидаемые результаты , их социальная эффективность:
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
- Формирование
у подростков нравственных
- Обучение навыкам социально -поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
- Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной работе.
Формы и методы работы
В работе с подростками аддиктивного поведения применяются разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными считаем следующие:
- метод
переубеждения (предоставление
- метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).
Формы:
- групповая работа;
- тренинг поведения;
- личностный тренинг;
- дискуссии;
- мозговые штурмы;
- беседы, встречи;
- лекции;
- ролевые игры;
- психогимнастика;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- индивидуальные консультации;
- тесты;
- экскурсии, экспедиции;
- конкурсы;
- праздники;
- родительские лектории;
- военно-спортивные мероприятия.
В последнее десятилетие для России злоупотребление несовершеннолетними психоактивными веществами, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Подростковый
возраст характеризуется бурными
процессами физического
Они не любят
трудиться, не способны к
Для более успешной
профилактической работы с
- социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
- глубокий психический
дискомфорт, вызванный неблагополучием
семейных взаимоотношений,
- отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуация характера и другие откло нения психоневрологического и физиологического свойства;
Информация о работе Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка