Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс психо-эмоционального развития подростка, понять причины его нарушения, а так же выявить существующие на сегодняшний день технологии его коррекции.
Исходя из указанных целей можно поставить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие подросткового возраста;
2. Изучить способы преодоления трудностей взросления;
3. Охарактеризовать понятие социальных технологий;
4. Изучить опыт коррекции агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г.Кишинева;
5. Изучить опыт коррекции поведения трудных подростков на примере программы “Путь к успеху” г.Воронеж.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. стр.3
Глава 1.Общая характеристика и периодизация подросткового возраста. стр.6
1.1 Характеристика подросткового возраста…………………………… стр.6
1.2 Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления стр.9
1.3 Понятие и виды социальных технологий…………………………… стр.15
Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков стр.19
2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах стр.19
2.1.1 Коррекция агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г. Кишинева. стр.19
2.1.2 Коррекция поведения у трудных подростков на примере программы «Путь к успеху» г.Воронеж. стр.28
Заключение……………………………………………………… стр.44
Список литературы……………………………………………………… стр.46

Работа содержит 1 файл

Социальные технологии коррекции психо-эмоционального развития подростков v1.02final.docx

— 111.54 Кб (Скачать)

     Групповые виды помощи включают различные тренинги, с помощью которых корректируются многие трудности, в том числе страхи и застенчивость, развиваются социальные навыки.

     Бесспорно, следует использовать музыку в качестве средства воздействия на подростков с повышенным эмоциональным напряжением. Музыка успокаивает, расслабляет. Психотерапевты советуют использовать такие произведения:

♦ И. С. Бах. Соната соль–минор, ч. 1; Ф. Шопен. Соната № 3; С. Рахманинов. 1–й концерт, ч. 1.

♦ Ф. Шопен. Ноктюрн ми–бемоль мажор, соч. 9, № 2; Ф. Шуберт. 7–я симфония до–мажор, ч. 2; П. И. Чайковский. Времена года. Февраль.

♦ Ф. Лист. Ноктюрн № 3; В. А. Моцарт. 25–я симфония, ч. 2; Ф. Шопен. Вальс № 2.

     Программы для занятий составляются с учетом характера музыкальных произведений. Первое из них должно создать определенное настроение. Как правило, оно спокойное, обладает релаксирующим действием. Второе произведение несет основную нагрузку. Оно более драматичное, но стимулирует проявление эмоций. Группа обсуждает возникшие переживания. Третье произведение снимает возникшее напряжение и может быть спокойным и расслабляющим или, наоборот, бодрым и энергичным. Однако музыкотерапия используется одновременно с другими методами, комплексно.

     Чтение книг, или библиотерапия, считается хорошим способом уйти от проблем, которые в данный момент разрешить не удается, так как мысль застревает на одних и тех же решениях. Книги необходимо подбирать так, чтобы одних подростков они учили уверенности, других – верности слову, третьим помогали в самовоспитании. Чтение книг также используется как метод психологической помощи в комплексе с другими. Библиотерапия может быть индивидуальной и групповой.

     Групповые занятия с подростками могут быть разнообразными. Можно сплотить ребят, уменьшив их напряжение и одиночество игрой в пожелания.                    Для этого педагог предлагает поиграть: каждый пишет какое–то пожелание как бы самому себе. Затем все они складываются в пустую закрытую коробку. Поочередно каждый вытаскивает из нее пожелание, благодарит за него. Таким образом оказывается, что каждый принят остальными, все желают друг другу добра, любви и всего наилучшего.[2, с.124]

Таким образом мы видим, что эффективная психологическая помощь подростку возможна только с соблюдением всех вышеуказанных принципов, а так же с соблюдением четкого методологического порядка.

1.3 Понятие и  виды социальных технологий

В социологии управления под  социальными технологиями понимается «деятельность, в результате которой  решается поставленная задача и измеряется объект деятельности»,

♦ « как элемент механизма управления и средства перевода абстрактного языка науки на конкретный язык достижения поставленных целей»

♦ «как способ реализации сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций»

♦ Социальная технология определяется В.Н. Ивановым как «система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормативами»

♦ Проведенный анализ определения социальной технологии разными авторами позволяет определить ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа.

Основной целью социальной технологии является повышение эффективности  воздействия государства, социальных институтов на процесс воспроизводства  и социализации российской молодежи.

Важнейшим этапом разработки социальной технологии является социальная информация, основанная на эмпирическом исследовании динамики системы ценностей  советской и постсовесткой молодежи с выявлением исторических закономерностей. Отсутствие социальной информации снижает эффективность принимаемых управленческих решений, разрабатываемых законов о молодежи и программ развития молодежи.

После получения социальной информации важно осуществить диагностику  социальных процессов, выявить и  минимизировать риски. К наиболее значимым относятся:

-Институциональные (связанные с ограниченным воздействием социальных институтов). Для повышения эффективности необходимо противостоять коммерционализации образования и культуры, внедрить эффективный социальный контроль над СМИ, пропагандировать лучшие достижения отечественной культуры за счет экранизации литературных произведений, повышения частоты демонстрации отечественных и советских фильмов и мультфильмов по телевидению, просветительской работы в образовательных учреждений, рационализации досуга;

-Образовательные, связанные  с ограничением доступности образования  и сокращением числа бюджетных  мест в высших учебных заведениях. Для преодоления риска необходимо  внедрение системы дистанционного  интернет образования, кредитование  под невысокие проценты, грантовая поддержка талантливой молодежи;

-Трудовые, связанные с  молодежной безработицей и необходимостью  трудоустройства не по полученной  специальности. Для преодоления  риска необходимо создание молодежных  бирж труда, центров по трудоустройству  выпускников вузов, профориентационная работа в высшей и средней школе, повышение эффективности учебного процесса за счет организации учебных и производственных практик, позволяющих решить проблемы трудоустройства уже на старших курсах;

-Жилищные, связанные с отсутствием жилья у молодых специалистов. Данный риск тормозит создание семьи, рождения детей. Нейтрализация риска возможна путем эффективной кредитной ипотечной политики, информационной поддержки, передачи жилья из государственных резервов молодым специалистам на основе договора социального найма;

-Риски распространения  асоциальных форм поведения в  молодежной среде (алкоголизм, наркомания, молодежная преступность). Нейтрализация  риска возможна путем выявления  групп риска, профилактической  разъяснительной работы, психологической  помощи, реабилитации, вовлечение молодежи  в общественную работу.

Социальные технологии являются сферой изучения социологии управления. Социальное управление выступает как  единство формального, осуществляемого  государственными органами, и неформального, осуществляемого общественными  организациями и институтами  гражданского общества. В структуре  социального управления, таким образом, можно выделить три взаимосвязанных  уровня:

-административный, опирающийся на систему установленных законодательством государственных органов;

-институциональный, базирующийся на взаимодействии традиционных социальных институтах и современных, возникших в условиях гражданского общества;

- общественный, основанный на самоорганизации граждан и групп.

Теория социальной технологии управления социальными процессами развивались в России, Европе, США. В СССР становление концепции  социальной технологии на основе исторического  материализма происходит после революции 1917 года. Социальная технология выступала  как единство государственного воздействия, социальной организации масс и действии институтов контроля.

В СССР не существовало понятия  социальной технологии, однако была разработана  эффективная система социальных методов формирования системы ценностей  советской молодежи, которые реализовались  посредствам административного, институционального и общественного воздействия, применялись  такие методы управления, как стимулирование, убеждение, внушение, пропаганда, поощрение, принуждения, наказания.

Исследовались ценности молодежи и на эмпирическом уровне. Проблемы ценностных ориентаций, досуга, трудовых ориентаций советской молодежи были представлены в работах Е.М. Бабосова, Б.А. Грушина, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, А.Н. Мосейко, М.Н. Руткевича, М.С. Савина, М.Х. Титмы, А.И. Шендрика и других.

Социальные технологии имеют  нормативно-правовое обеспечение, предполагают разработку законов о молодежи на федеральном и муниципальных уровнях, принятие на их основе программ развития молодежи. Юридическая регламентация отношений молодежь -государство необходимо в силу того, что юридически закрепляются права молодежи и формы их защиты, выделяются на защиту прав молодежи финансовые средства из бюджетов разных уровней. Закрепленные в законе права молодежи приводят к оптимизации отношений молодежи с государством и другими политическими институтами, оптимизирует социальные ценности, отражается на гражданской идентичности. Напротив, отсутствие эффективной молодежной политики углубляет отчуждение между молодежью и государством, способствует нарастанию неопределенности в формировании гражданской идентичности, распространения негативных социальных явлений в молодежной среде. Социально-экономический аспект социальных технологий предполагает социальную защиту молодежи как экономически незащищенной в условиях рыночной экономики социальной группы за счет назначения социальных пособий, социальных, налоговых и кредитных льгот, их индексации в соответствии с темпами инфляции, кредитной политикой. Политический аспект социальных технологий являются одним из основополагающих, так как государство определяет права молодежи, способы их защиты, осуществляет необходимое финансирование из федерального и муниципального бюджета. Информационный аспект проявляется в создании консультативных служб и центров психологической помощи студенчеству. Институциональный состоит в системе воздействий со стороны социальных институтов, закрепленных в них норм, образцов поведения на социализацию, процесс формирования и развития системы ценностей. Социальные технологии неразрывно связаны с социальным контролем, который корректирует процессы саморазвития студенчества как страты молодежи, легитимирует определенные нормы, ценности, модели поведения, препятствует распространению девиантного поведения, негативных социальных явлений.

Основными проблемами реализации социальных технологий на всех уровнях  в современном российском обществе является недофинансирование молодежной политики и как следствие невыполнение заявленных в законах о молодежи и программах по развитию молодежи обязательств, отсутствие квалифицированных  кадров по работе с молодежью, неспособность  государства нейтрализовать систему  рисков в молодежной среде.

Отсутствие эффективных  социальных технологий сопровождается неопределенностью и противоречивостью  социальных процессов, происходящих в  современном российском обществе, растущая социальная и территориальная поляризация, увеличение разрыва в доходах  богатых и бедных, напряженность  социальных, в том числе и этнических отношений. Отмеченные процессы отражаются на особенностях функционирования и  развития молодежи как страты, становятся источниками дифференциации группы, распаду ее интеграционных скреп. Разбалансированность социального пространства обусловлено  не только негативными социальными  процессами реформирования российского  общества, но и усложнением социальных отношений в процессе информационной революции и становлению постиндустриального, информационного общества. Разбалансированность социальной системы определяется, таким  образом, как микрофакторами, обусловленными особенностями развития социальной системы российского общества в процессе реформирования, нарастания негативных процессов социальной дифференциации общества, напряженности социальных отношений, нарастание социальных и межэтнических конфликтов, расширение зоны социальных рисков для воспроизводства молодежи, так и макропроцессами, сопровождающими переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Наличие противоречий в социальной системе, неопределенность социальных процессов обозначает необходимость управления социальными процессами в целях оптимизации социальной сферы, профилактики и предотвращения социальных конфликтов.

Таким образом социальные технологии являются одним из ключевых средств для оказание эффективной и своевременной социально-психологической помощи подростку. Эти технологии тесно связаны с социальной политикой государства, что сказывается на их финансировании и эффективности.

Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков

2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах

2.1.1 Коррекция агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г. Кишинева.

Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых, необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В качестве такой деятельности, сензитивной подростковому возрасту, Д.И. Фельдштейн вычленил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для современного подростка в том что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающим как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей.

 Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку социально одобряемая деятельность, когда она выступает для него как самостоятельно организуемая, способна обеспечить формирование адекватной ей мотивационно - потребностной сферы, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям; с другой — предоставляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности. Основные принципы, формы и методы построения такой деятельности, отработанные в условиях воспитания подростка «в норме», требуют значительной корректировки при включении в нее подростков, отличающихся повышенной агрессивностью.

 Прежде всего необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль.

     При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности — трудовой и спортивной, художественной, организаторской и других, — важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности.

     Особенности вхождения в заданную систему многоплановой деятельности у разных подростков различны. Своеобразно складываются их отношения к делам, к товарищам, к взрослым, своеобразно проявляется и сопротивление воспитанию, что нашло отражение в условно проведенной нами типологии агрессивных подростков.

     Именно данная типология позволила наметить и своеобразную типизацию приемов включения агрессивных подростков в систему социально признаваемой и социально одобряемой деятельности, что обеспечивает целенаправленное воздействие на упрочение одних и нивелирование других качеств личности особенностей поведения детей.

     Установлено, что для воздействия на первую группу подростков целесообразно опираться на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству.

     Четко выраженный характер социальной значимости выполняемых дел, организация работы в небольших коллективах по 2— 3 человека, где подросткам время от времени поручается руководство работой товарищей, способствует не просто приобщению этих детей к просоциальной деятельности, но и изменению отношений к делу вообще, к себе, товарищам и взрослым.

     Для подростков другой группы важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на нее.

      Подчеркнутое уважение к индивидуальным проявлениям этих детей, интересам, включение их не только в исполнительскую, но прежде всего в организаторскую деятельность, вырабатывающую умения и командовать и подчиняться, обеспечивают относительно быстрое вхождение подростков в систему социально значимых дел, нивелируя конфликтные отношения с окружающими.

Информация о работе Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка