Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс психо-эмоционального развития подростка, понять причины его нарушения, а так же выявить существующие на сегодняшний день технологии его коррекции.
Исходя из указанных целей можно поставить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие подросткового возраста;
2. Изучить способы преодоления трудностей взросления;
3. Охарактеризовать понятие социальных технологий;
4. Изучить опыт коррекции агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г.Кишинева;
5. Изучить опыт коррекции поведения трудных подростков на примере программы “Путь к успеху” г.Воронеж.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. стр.3
Глава 1.Общая характеристика и периодизация подросткового возраста. стр.6
1.1 Характеристика подросткового возраста…………………………… стр.6
1.2 Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления стр.9
1.3 Понятие и виды социальных технологий…………………………… стр.15
Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков стр.19
2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах стр.19
2.1.1 Коррекция агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г. Кишинева. стр.19
2.1.2 Коррекция поведения у трудных подростков на примере программы «Путь к успеху» г.Воронеж. стр.28
Заключение……………………………………………………… стр.44
Список литературы……………………………………………………… стр.46

Работа содержит 1 файл

Социальные технологии коррекции психо-эмоционального развития подростков v1.02final.docx

— 111.54 Кб (Скачать)

Государственное Бюджетное  Учреждение

Московский Городской  Педагогический Университет

Институт Психологии, Социологии и Социальных Отношений

Кафедра социальной работы

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Социальные технологии коррекции 

психо-эмоционального развития подростка

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 3 курса очного отделения

Вержбицкий А.А

Научный руководитель:

доцент Волосков И.В

 

 

 

Москва

2012 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….

стр.3

Глава 1.Общая  характеристика и периодизация подросткового  возраста.

стр.6

1.1 Характеристика подросткового  возраста……………………………

стр.6

1.2 Психологическая  помощь подростку в преодолении  трудностей взросления

стр.9

1.3 Понятие и виды социальных  технологий……………………………

стр.15

Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков

стр.19

2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах

стр.19

2.1.1 Коррекция агрессивного  поведения подростков на примере  одной из школ г. Кишинева.

стр.19

2.1.2 Коррекция поведения  у трудных подростков на примере  программы «Путь к успеху»  г.Воронеж.

стр.28

Заключение……………………………………………………

стр.44

Список литературы………………………………………………………

стр.46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      В отечественной науке и практике накоплен разноплановый  материал, отражающий специфику педагогического взаимодействия с детьми той или иной группы - с младшими школьниками и подростками, юношами и девушками, с одаренными и талантливыми детьми, с учениками, отстающими в развитии, и т. д.

Проблемой развития подростка, в частности, пубертатным периодом занимались такие ученые как Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С, Казанская В.Г., Аверин В. А., Марютина Т.В., Стефаненко Т.Г., Поливанова К. Н. и др

     Однако на сегодняшний день существует дефицит знания в области педагогического взаимодействия с детьми девиантного поведения и   «группы риска», недостаточна научно-методическая база для выбора стратегии действий и поведения психолога и педагога.

      В связи с этим актуальной остается проблема создания эффективной системы профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений. Современная социально-экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «зону риска». Одним из самых злободневных вопросов современного общества является криминализация молодежи  и подростков с девиантным поведением. Как правило, это дети из неблагополучных,  многодетных семей, семей беженцев, которые подвергаются насилию, нервным стрессам,  ведут бездомный образ жизни и предоставлены самим себе. Подростка увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Он становится «изгоем» в обществе. И результат - повальное употребление наркотических веществ, алкоголизм и табакокурение среди молодежи - потрясает своей статистикой. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. Перед педагогическим сообществом встают извечные вопросы:    что делать? кто виноват? Специалистам, работающим в данном направлении, необходимо знать причины, механизмы возникновения такого поведения подростка и обеспечивать условия для процесса социальной реабилитации, а именно:

   -   создавать  педагогически   целесообразную   среду, учитывающую особенности развития ребенка;

  -  способствовать становлению ребенка как субъекта социальной жизни, адекватно воспринимающего возможности, нормы, ценности среды.

      Ни для  кого не секрет, что подходы  к адаптации и социализации детей и подростков, находящихся в зоне социального риска, применяемые большинством существующих служб и организаций, неэффективны. К примеру, приюты, интернаты, спецшколы обеспечивают едой, одеждой, психологической и медицинской помощью, но лишают свободы, что вызывает агрессию и протест. Другие организации, предоставляющие ребенку полную свободу действий, вырабатывают у подростка потребительское отношение к окружающему обществу.                                                 

     В данной курсовой работе будут рассмотрены варианты программы работы с трудными подростками, которые доказали свою эффективность на практике. Для достижения большей эффективности работа с подростками велась по разным направлениям: от информационного просвещения до практических действий; от работы с ребенком и подростком до работы с семьей; от взаимодействия государственных органов, учреждений общественных движений до создания специальных программ. 

     Практический опыт психолого-педагогического сопровождения детей и подростков позволяет утверждать, что наиболее эффективными являются следующие мероприятия:

     -   диспуты,  беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры,  конкурсы нравственно-правовой тематики для детей и подростков;

     -   занятия  в тренинговом режиме для подростков, направленные на формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению в группе;

     -   родительские  лектории   по   проблемам   воспитания   детей и подростков;

     -   занятия  по психологическому просвещению  для педагогов. 

     Таким образом,  что магистральным направлением решения данной проблемы детей является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с детьми и подростками «группы риска», должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти - любовь, ответственность, забота и профессионализм.

     Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

      В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая   незащищенность  несовершеннолетних.  Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

     Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

     Многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала положительных результатов и еще более обострила обстановку. Поэтому необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.

    Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую  коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Решить эти задачи можно только при системном подходе.

Исходя из вышеперечисленного можно выделить:

Объект исследования –  психо-эмоциональное развитие подростка.

Предмет исследования –  технологии коррекции развития личности подростка.

Цель данной работы –  рассмотреть процесс психо-эмоционального развития подростка, понять причины его нарушения, а так же выявить существующие на сегодняшний день технологии его коррекции.

Исходя из указанных целей  можно поставить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие подросткового возраста;
  2. Изучить способы преодоления трудностей взросления;
  3. Охарактеризовать понятие социальных технологий;
  4. Изучить опыт коррекции агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г.Кишинева;
  5. Изучить опыт коррекции поведения трудных подростков на примере программы “Путь к успеху” г.Воронеж.

Гипотеза исследования – на сегодняшний день существуют технологии, способные оказывать эффективное воздействие на развитие подростка.

Глава 1.Общая характеристика и периодизация подросткового возраста.

 

1.1 Характеристика подросткового возраста

  Опираясь на труд Валентины Казанской “Подросток. Трудности взросления” можно дать определение подростковому возрасту:

   Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения.

     Не случайно бурные изменения во внешнем облике и в физиологии ребенка ученые предпочитают описывать в выражениях «гормональная буря», «скачок роста», «эндокринный шторм» и т. п.

     Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности.[2,с. 6]

     Родители часто не понимают своих детей, особенно если ребенок вошел в пубертатный период. Взрослые не знают, как им общаться со своим подростком, реагировать на его изменившиеся взгляды и вкусы. При этом не только родители сталкиваются с этими проблемами. Сами подростки, плохо понимая себя, пытаются построить новые взаимоотношения с окружающими людьми. В условиях современной жизни на них обрушивается поток деструктивной информации: телевидение, компьютерные игры, Интернет. Многие его сайты разрушают психику и влияют на эмоциональную сферу школьника. Сложности, сопутствующие психическому развитию в подростковом возрасте, во многом связаны с тем, что существенные психологические изменения (становление рефлексии, самосознания, понимания личностной цельности и уникальности) не сопровождаются внешними трансформациями в статусе, материальном или социальном положении детей, а потому не всегда своевременно осознаются взрослыми. Особенности их поведения, стремление к созданию собственной «культуры» (одежды, жаргона), к более тесным контактам со сверстниками, а не со взрослыми объясняются именно их маргинальным положением — уже не дети, но еще и не взрослые. Высокая эмоциональная возбудимость усиливает сензитивность подростков к негативным реакциям взрослых, собственной неуспешности, внешней непривлекательности, часто вымышленной, а частично связанной с быстрым ростом и созреванием. Это делает их самооценку особенно неустойчивой, ситуативной, повышает вероятность отклонений в поведении и общении [5, с. 23]. Родители стремятся добиться от подростка нормативного поведения, не понимая как это сделать, иногда с помощью запретов и жестких наказаний. Это часто способствует возникновению новых трудностей и более глубоких разногласий, что вызывает эмоциональные переживания, проявляющиеся в одиночестве и незащищенности. Подросток пытается найти понимание. В этот момент его легко вовлечь в различные подростковые группировки, секты. Он может попробовать принимать наркотики и алкоголь. Подростковый возраст — это период страхов, переживаний и тревог. Страхи, переживаемые подростком, в значительной мере обусловлены противоречием между его стремлением быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Одним из стимуляторов страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Эмоциональные отношения с ними характеризуются высокими показателями проблемной озабоченности; часто возникает чувство одиночества (нет друзей, никто из сверстников «не понимает»), неприятие окружающими, переживания после разрыва эмоциональных отношений, ситуации неразделенной любви.

     Последствия страхов многообразны, но главные из них — это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной основой настороженности, а вторая — подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я» [4, с. 46].

     Также в этом возрасте усиливается стремление школьника к независимости от других и боязни ее по причине психологической неготовности к принятию ответственности за свои решения и поступки. К 16 годам происходит затруднение процесса самопонимания: по мере «накопления» знаний о своей личности, приобретаемых в процессе общения со взрослыми и сверстниками, постоянного сравнения себя с «другими» происходит «рассогласование» представлений о себе («В чем заключаются мои возможности и способности?», «Чего я могу достичь в жизни?»). Это приводит учащихся к обостренному чувству беспокойства и внутреннему напряжению [4, с. 89].

     В психологии имеется теория, которая базируется на представлении о многокомпонентности текущего психического состояния человека, в структуре которого в каждый данный момент неравнозначно представлены мобилизующие и демобилизующие начала единого акта психической деятельности:

1. Мобилизующие компоненты:

1.1. Психическое спокойствие:  удовлетворение 

— степень удовлетворенности  в данный период, хорошее настроение, отсутствие тревоги.

1.2. Ощущение силы и  энергии: бодрость — сдвиг  от хорошего расположения духа  к определенному благоприятному психоэмоциональному состояния.

1.3. Стремление к действию: повышенная активность — готовность  к активному взаимодействию с  динамикой ситуативных переменных, активация психического состояния. 

2. Демобилизующие компоненты:

2.1. Импульсивная реактивность: психическая неустойчивость —  неуправляемое высвобождение из  состояния напряженности и испытываемого  чувства напряжения.

2.2. Психическое беспокойство: раздражение, неудовлетворенность  — является выражением такого  уровня психического напряжения, что человек не находит ни  облегчения, ни отдушины.

2.3. Страх, опасения: напряжение, настороженность — это является  астеническим переживанием психического  напряжения в ситуациях ожидания  развития явлений с активацией  готовности для их осознания,  а не для решения. 

2.4. Подавленность: усталость,  разбитость — характерным признаком  является бездеятельность, снижение  готовности для взаимодействия  с ситуативными переменными до  минимума, равнозначного апатии.

Информация о работе Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка