Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть процесс психо-эмоционального развития подростка, понять причины его нарушения, а так же выявить существующие на сегодняшний день технологии его коррекции.
Исходя из указанных целей можно поставить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие подросткового возраста;
2. Изучить способы преодоления трудностей взросления;
3. Охарактеризовать понятие социальных технологий;
4. Изучить опыт коррекции агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г.Кишинева;
5. Изучить опыт коррекции поведения трудных подростков на примере программы “Путь к успеху” г.Воронеж.
Введение…………………………………………………………………. стр.3
Глава 1.Общая характеристика и периодизация подросткового возраста. стр.6
1.1 Характеристика подросткового возраста…………………………… стр.6
1.2 Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления стр.9
1.3 Понятие и виды социальных технологий…………………………… стр.15
Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков стр.19
2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах стр.19
2.1.1 Коррекция агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г. Кишинева. стр.19
2.1.2 Коррекция поведения у трудных подростков на примере программы «Путь к успеху» г.Воронеж. стр.28
Заключение……………………………………………………… стр.44
Список литературы……………………………………………………… стр.46
Государственное Бюджетное Учреждение
Московский Городской Педагогический Университет
Институт Психологии, Социологии и Социальных Отношений
Кафедра социальной работы
Курсовая работа на тему:
Социальные технологии коррекции
психо-эмоционального развития подростка
Выполнил:
Студентка 3 курса очного отделения
Вержбицкий А.А
Научный руководитель:
доцент Волосков И.В
Москва
2012 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
стр.3 |
Глава 1.Общая характеристика и периодизация подросткового возраста. |
стр.6 |
1.1 Характеристика подросткового возраста…………………………… |
стр.6 |
1.2 Психологическая
помощь подростку в |
стр.9 |
1.3 Понятие и виды социальных технологий…………………………… |
стр.15 |
Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков |
стр.19 |
2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах |
стр.19 |
2.1.1 Коррекция агрессивного
поведения подростков на |
стр.19 |
2.1.2 Коррекция поведения
у трудных подростков на |
стр.28 |
Заключение…………………………………………………… |
стр.44 |
Список литературы………………………………… |
стр.46 |
Введение
В отечественной науке и практике накоплен разноплановый материал, отражающий специфику педагогического взаимодействия с детьми той или иной группы - с младшими школьниками и подростками, юношами и девушками, с одаренными и талантливыми детьми, с учениками, отстающими в развитии, и т. д.
Проблемой развития подростка, в частности, пубертатным периодом занимались такие ученые как Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С, Казанская В.Г., Аверин В. А., Марютина Т.В., Стефаненко Т.Г., Поливанова К. Н. и др
Однако на сегодняшний день существует дефицит знания в области педагогического взаимодействия с детьми девиантного поведения и «группы риска», недостаточна научно-методическая база для выбора стратегии действий и поведения психолога и педагога.
В связи с этим актуальной остается проблема создания эффективной системы профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений. Современная социально-экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «зону риска». Одним из самых злободневных вопросов современного общества является криминализация молодежи и подростков с девиантным поведением. Как правило, это дети из неблагополучных, многодетных семей, семей беженцев, которые подвергаются насилию, нервным стрессам, ведут бездомный образ жизни и предоставлены самим себе. Подростка увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Он становится «изгоем» в обществе. И результат - повальное употребление наркотических веществ, алкоголизм и табакокурение среди молодежи - потрясает своей статистикой. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. Перед педагогическим сообществом встают извечные вопросы: что делать? кто виноват? Специалистам, работающим в данном направлении, необходимо знать причины, механизмы возникновения такого поведения подростка и обеспечивать условия для процесса социальной реабилитации, а именно:
- создавать педагогически целесообразную среду, учитывающую особенности развития ребенка;
- способствовать становлению ребенка как субъекта социальной жизни, адекватно воспринимающего возможности, нормы, ценности среды.
Ни для
кого не секрет, что подходы
к адаптации и социализации детей
и подростков, находящихся в зоне социального
риска, применяемые большинством существующих
служб и организаций, неэффективны. К примеру,
приюты, интернаты, спецшколы обеспечивают
едой, одеждой, психологической и медицинской
помощью, но лишают свободы, что вызывает
агрессию и протест. Другие организации,
предоставляющие ребенку полную свободу
действий, вырабатывают у подростка потребительское
отношение к окружающему обществу.
В данной курсовой работе будут рассмотрены варианты программы работы с трудными подростками, которые доказали свою эффективность на практике. Для достижения большей эффективности работа с подростками велась по разным направлениям: от информационного просвещения до практических действий; от работы с ребенком и подростком до работы с семьей; от взаимодействия государственных органов, учреждений общественных движений до создания специальных программ.
Практический опыт психолого-педагогического сопровождения детей и подростков позволяет утверждать, что наиболее эффективными являются следующие мероприятия:
- диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно-правовой тематики для детей и подростков;
- занятия в тренинговом режиме для подростков, направленные на формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению в группе;
- родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков;
- занятия
по психологическому
Таким образом, что магистральным направлением решения данной проблемы детей является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с детьми и подростками «группы риска», должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти - любовь, ответственность, забота и профессионализм.
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах.
Многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала положительных результатов и еще более обострила обстановку. Поэтому необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Решить эти задачи можно только при системном подходе.
Исходя из вышеперечисленного можно выделить:
Объект исследования – психо-эмоциональное развитие подростка.
Предмет исследования – технологии коррекции развития личности подростка.
Цель данной работы –
рассмотреть процесс психо-
Исходя из указанных целей можно поставить следующие задачи:
Гипотеза исследования – на сегодняшний день существуют технологии, способные оказывать эффективное воздействие на развитие подростка.
1.1 Характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения.
Не случайно бурные изменения во внешнем облике и в физиологии ребенка ученые предпочитают описывать в выражениях «гормональная буря», «скачок роста», «эндокринный шторм» и т. п.
Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности.[2,с. 6]
Родители часто не понимают своих детей, особенно если ребенок вошел в пубертатный период. Взрослые не знают, как им общаться со своим подростком, реагировать на его изменившиеся взгляды и вкусы. При этом не только родители сталкиваются с этими проблемами. Сами подростки, плохо понимая себя, пытаются построить новые взаимоотношения с окружающими людьми. В условиях современной жизни на них обрушивается поток деструктивной информации: телевидение, компьютерные игры, Интернет. Многие его сайты разрушают психику и влияют на эмоциональную сферу школьника. Сложности, сопутствующие психическому развитию в подростковом возрасте, во многом связаны с тем, что существенные психологические изменения (становление рефлексии, самосознания, понимания личностной цельности и уникальности) не сопровождаются внешними трансформациями в статусе, материальном или социальном положении детей, а потому не всегда своевременно осознаются взрослыми. Особенности их поведения, стремление к созданию собственной «культуры» (одежды, жаргона), к более тесным контактам со сверстниками, а не со взрослыми объясняются именно их маргинальным положением — уже не дети, но еще и не взрослые. Высокая эмоциональная возбудимость усиливает сензитивность подростков к негативным реакциям взрослых, собственной неуспешности, внешней непривлекательности, часто вымышленной, а частично связанной с быстрым ростом и созреванием. Это делает их самооценку особенно неустойчивой, ситуативной, повышает вероятность отклонений в поведении и общении [5, с. 23]. Родители стремятся добиться от подростка нормативного поведения, не понимая как это сделать, иногда с помощью запретов и жестких наказаний. Это часто способствует возникновению новых трудностей и более глубоких разногласий, что вызывает эмоциональные переживания, проявляющиеся в одиночестве и незащищенности. Подросток пытается найти понимание. В этот момент его легко вовлечь в различные подростковые группировки, секты. Он может попробовать принимать наркотики и алкоголь. Подростковый возраст — это период страхов, переживаний и тревог. Страхи, переживаемые подростком, в значительной мере обусловлены противоречием между его стремлением быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Одним из стимуляторов страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Эмоциональные отношения с ними характеризуются высокими показателями проблемной озабоченности; часто возникает чувство одиночества (нет друзей, никто из сверстников «не понимает»), неприятие окружающими, переживания после разрыва эмоциональных отношений, ситуации неразделенной любви.
Последствия страхов многообразны, но главные из них — это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной основой настороженности, а вторая — подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я» [4, с. 46].
Также в этом возрасте усиливается стремление школьника к независимости от других и боязни ее по причине психологической неготовности к принятию ответственности за свои решения и поступки. К 16 годам происходит затруднение процесса самопонимания: по мере «накопления» знаний о своей личности, приобретаемых в процессе общения со взрослыми и сверстниками, постоянного сравнения себя с «другими» происходит «рассогласование» представлений о себе («В чем заключаются мои возможности и способности?», «Чего я могу достичь в жизни?»). Это приводит учащихся к обостренному чувству беспокойства и внутреннему напряжению [4, с. 89].
В психологии имеется теория, которая базируется на представлении о многокомпонентности текущего психического состояния человека, в структуре которого в каждый данный момент неравнозначно представлены мобилизующие и демобилизующие начала единого акта психической деятельности:
1. Мобилизующие компоненты:
1.1. Психическое спокойствие: удовлетворение
— степень удовлетворенности в данный период, хорошее настроение, отсутствие тревоги.
1.2. Ощущение силы и энергии: бодрость — сдвиг от хорошего расположения духа к определенному благоприятному психоэмоциональному состояния.
1.3. Стремление к действию:
повышенная активность —
2. Демобилизующие компоненты:
2.1. Импульсивная реактивность:
психическая неустойчивость —
неуправляемое высвобождение
2.2. Психическое беспокойство:
раздражение,
2.3. Страх, опасения: напряжение,
настороженность — это
2.4. Подавленность: усталость,
разбитость — характерным
Информация о работе Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка