Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс психо-эмоционального развития подростка, понять причины его нарушения, а так же выявить существующие на сегодняшний день технологии его коррекции.
Исходя из указанных целей можно поставить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие подросткового возраста;
2. Изучить способы преодоления трудностей взросления;
3. Охарактеризовать понятие социальных технологий;
4. Изучить опыт коррекции агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г.Кишинева;
5. Изучить опыт коррекции поведения трудных подростков на примере программы “Путь к успеху” г.Воронеж.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. стр.3
Глава 1.Общая характеристика и периодизация подросткового возраста. стр.6
1.1 Характеристика подросткового возраста…………………………… стр.6
1.2 Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления стр.9
1.3 Понятие и виды социальных технологий…………………………… стр.15
Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков стр.19
2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах стр.19
2.1.1 Коррекция агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г. Кишинева. стр.19
2.1.2 Коррекция поведения у трудных подростков на примере программы «Путь к успеху» г.Воронеж. стр.28
Заключение……………………………………………………… стр.44
Список литературы……………………………………………………… стр.46

Работа содержит 1 файл

Социальные технологии коррекции психо-эмоционального развития подростков v1.02final.docx

— 111.54 Кб (Скачать)

  -   отсутствие условий  для самовыражения, разумного  проявления внешней и внутренней  активности; занятости полезными   видами деятельности; позитивных  и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

  -   безнадзорность, отрицательное влияние окружающей  среды    и развивающаяся  на этой основе социально-психологическая    дезадаптация, смещение социальных   и личных ценностей   с позитивных на негативные;

  - отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

 В связи с этим  возникла необходимость вести  эффективную работу по профилактике  безнадзорности, правонарушений и  злоупотребления психоактивными веществами, за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников.

    Поэтому так  важно сегодня создать среду,  свободную от условий, деформирующих  сознание подростка, порождающих  отклоняющееся поведение. Такой  средой могут быть клубы по  месту жительства, где большое  значение имеет социально-психологическая  служба  (СПС),  которая   осуществляет   психолого-педагогическое сопровождение  образовательно-воспитательного процесса  и ведет работу по профилактике  безнадзорности, правонарушений и  злоупотребления ПАВ среди подростков.

    СПС использует  в своей работе системный подход  профилактики безнадзорности, правонарушений  и злоупотребления ПАВ среди  подростков и работает в различных  направлениях:

    -   подросток  и семья; 

    -   подросток  и среда (окружение - улица,  группа, сверстники);

    -   подросток  и школа. 

    Основными являются  превентивные (предупреждающие) меры, направленные на то, чтобы каждый  подросток осознал, что именно  он отвечает за свое здоровье, и имел объективные сведения  о том, каковы последствия употребления  ПАВ. 

Цель:   формирование здорового  жизненного стиля и   высокоэффективных  поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.

    Задачи:                                                                             

    -   пропаганда  в подростковой среде здорового  образа жизни и формирование  жизненных навыков, обязательных  для противостояния желанию попробовать  ПАВ или «приблизиться»  к ним  в моменты стресса, изоляции  или жизненных неудач;                                   

    -   взаимодействие  с семьями (вовлечение взрослых, играющих   важную роль в  жизни подростка, в разработку  стратегии антинаркотического просвещения).

    Работа   социально-педагогической  службы  осуществляется  с учетом  концептуально обоснованных профилактических  программ  и состоит из нескольких  блоков:                                                  

    -   программа  для подростков;

    -   цикла  занятий для родителей;                                             

    -   информационный  блок для педагогов.                                       

     Концепция  основана на том, что в центре  находится личность несовершеннолетнего  и три основные сферы, в которых  реализуется его жизнедеятельность  - семья, образовательное учреждение  и досуг, включая связанное  с ними микросоциальное окружение.

         Предполагаемые       результаты:

1. Уменьшение факторов  риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению  ПАВ в подростковой среде.

2. Формирование у подростков  представлений об общечеловеческих  ценностях, здоровом образе жизни. 

3. Обучение навыкам социально  поддерживающего и развивающего  поведения в семье и во взаимоотношении  с подростками. 

Реализация программы  социально-педагогической службы

Организация мероприятий  СПС по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) среди подростков в КМЖ (клубы по месту жительства) предполагает долгосрочную  работу, построенную на основе программ, объединенных общей концепцией, и обеспечивается совместными усилиями педагогов- организаторов, педагогов дополнительного образования, психологов, социального педагога при взаимодействии со школами района, медицинскими и социальными работниками, а также сотрудниками правоохранительных органов.

Основные   направления   работы  социально-педагогической служб ы

1. Работа с подростками 

    Программы: 

    -   образовательные,  ориентированные на формирование  ценностей здорового образа жизни; 

    -   превентивные, образовательные, профилактические, ориентированные на предупреждение  употребления ПАВ; 

    -   обучающие  программы-тренинги активной психологической   защиты;                                                                           

    -   антинаркотические  мероприятия: беседы, дискуссии,  диспуты, ролевые игры и тематические  занятия, показы слайдов,  видеофильмов  по проблемам противодействия  наркотикам       и иным  ПАВ

2. Работа с родителями

     Цель: обеспечить  психолого-просветительскую работу  с родителями, способствовать улучшению  микроклимата в семье

        Просветительская работа (выпуск   информационных  листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев) на темы:

1. Психологические особенности  подросткового возраста.

2. Способы конструктивного  взаимодействия с подростком.

3. Что такое семейный  микроклимат, и как улучшить  отношения   в семье. 

4. Как преодолеть трудности  в воспитании подростка. 

   5. Что надо знать родителям о вреде наркотических веществ и последствиях их употребления.

Психокоррещионная   работа -  семейное консультирование   (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях:

уходит из дома;

стал агрессивным, не управляемым;

общается с преступниками, замечен в квартирных кражах и т. д.).

Психопрофилактическая работа - приглашение специалистов (врачей-наркологов, медицинских психологов из ГПМПЦ; инспекторов  комиссии по делам несовершеннолетних; специалистов по здоровому образу жизни  из центра профилактики и т. д.) на встречи  с родителями.

3. Работа с педагогами

    Цели и задачи:

    -   расширить  знания о проблеме зависимости  от ПАВ в подростковой среде; 

    -   дать базовые  психологические понятия и знания  о психологии  развития личности  подростка;

    -   расширить  знания о роли семьи в профилактике  безнадзорности, правонарушений и  злоупотребления психоактивными  веществами среди подростков

     Темы  лекций:

  1. Проблема зависимости от наркотиков.
  2. Особенности подросткового возраста.
  3. Семья как единый организм.
  4. Роль неправильного семейного воспитания в возникновении   аддиктивного поведения у подростков.
  5. Выпуск информационных листов в помощь педагогам, роди телям, подросткам.
  6. Круглый стол (обсуждение результатов проводимых профилактических мероприятий, обмен мнениями, консультации).

   Досуговая       деятельность. Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Важную роль в этом вопросе играет школа, так как она была   и остается центром   воспитательной работы.  Она обладает рядом  уникальных   возможностей для   подобной работы:  возможностью  привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения    и контроля за их усвоением; влиянием на уровень притязаний и самооценку;  свободным доступом  к семье подростка для   анализа   и контроля ситуации;  возможностью привлечения специалистов      с целью профилактики преступлений и правонарушений.    Но ребенок в школе занят лишь часть дня. Все остальное время он проводит на улице, и мир для подростков сужается до микросреды, которая активно влияет на формирование и развитие их личности.  В современных условиях подростки стали менее подконтрольными, что зачастую приводит к негативным последствиям. Любимым   времяпрепровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «показать себя», сборы в подъездах и подвалах, на чердаках.  Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга   подростков, в которой большая роль отводится клубам по месту   жительства (КМЖ) как центрам воспитания.

     Организация  досуга «трудных» детей и подростков  по месту жительства является  важнейшей составляющей работы  клубов района.

     Все клубы  по месту жительства представляют  собой целостную систему в  масштабе района, действующую по  единым организационным, методологическим, педагогическим принципам ЦРТДиЮ  и образовательного учреждения, что повышает эффективность профилактической работы.

   Клуб в микрорайоне школы - это возможность развития личности: каждый подросток может найти себе занятие по душе. Посещение клуба добровольное, общение - неформальное, что очень привлекательно для ребят. Клубы по месту жительства предоставляют широкую возможность проведения профилактической работы, строящейся на сотрудничестве с образовательными учреждениями.

  Проблема организации досуга  в   клубах   по   месту жительства решается в следующих основных направлениях:

  -   изучение интересов  и потребностей «трудных» подростков, посещающих   клубы; ­                       

  -   расширение видов  творческой деятельности в клубах  по месту  жительства для  наиболее полного удовлетворения  интересов и потребностей подростков;

  -   методическое  сопровождение мероприятий досуга;

  -   организация  социально значимой деятельности  детей, подростков и молодежи  по месту жительства;

  -   разработка нравственно-правовых мероприятий;

  -   организация работы районной детской молодежной организации в клубах по месту жительства.

  В основе организации досуга детей лежит создание  единого воспитательного пространства в микрорайоне, целью которого является адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно- оздоровительную работу.

   Работа строится  согласно договорам и плану  совместной деятельности (ЦРТДиЮ, клубов по месту жительства, образовательного учреждения). Организуется работа по индивидуальному сопровождению детей и подростков группы «риска» при взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних

  Организация досуга подростков группы «риска»  представляет собой определенную систему и включает в себя:

-   создание ситуации успеха для подростков группы «риска»;

-  специфические средства  и способы вовлечения подростков  в клубную деятельность;

   Педагоги-организаторы КМЖ знакомятся с работой по профилактике   преступлений и правонарушений в близлежащих образовательных учреждениях. Совместно со школой и комиссией по делам несовершеннолетних определяют количество «трудных» подростков, состоящих     на внутришкольном учете и на учете в правоохранительных органах.  Составляются социальные карты на подобных подростков.

     Совместно  с образовательным учреждением  путём анкетирования изучаются  интересы детей, живущих в микрорайоне.  Подобная диагностика позволяет  развивать в клубах сети объединений  по интересам и наметить  актуальные  направления профилактической работы  по месту жительства.

  Составляется план  совместных мероприятий клуба  по месту жительства и школы  на основе потребностей каждого  образовательного учреждения    

   Подростки группы  «риска» целенаправленно вовлекаются  в деятельность КМЖ на основе  удовлетворения их потребностей, выявленных   анкетированием.

         Осуществляется систематическое  наблюдение за посещающими клубы  «трудными» подростками в процессах  разносторонней деятельности,     общения со сверстниками, взаимодействия  со взрослыми в неформальной клубной обстановке;

Происходит систематический  обмен информацией о «трудных»  подростках между клубами и школами  в течение учебного года.

Информация о работе Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка