Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть процесс психо-эмоционального развития подростка, понять причины его нарушения, а так же выявить существующие на сегодняшний день технологии его коррекции.
Исходя из указанных целей можно поставить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие подросткового возраста;
2. Изучить способы преодоления трудностей взросления;
3. Охарактеризовать понятие социальных технологий;
4. Изучить опыт коррекции агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г.Кишинева;
5. Изучить опыт коррекции поведения трудных подростков на примере программы “Путь к успеху” г.Воронеж.
Введение…………………………………………………………………. стр.3
Глава 1.Общая характеристика и периодизация подросткового возраста. стр.6
1.1 Характеристика подросткового возраста…………………………… стр.6
1.2 Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления стр.9
1.3 Понятие и виды социальных технологий…………………………… стр.15
Глава 2. Социальная практика коррекции агрессивного поведения подростков стр.19
2.1 Коррекция девиантного поведения подростков в группах стр.19
2.1.1 Коррекция агрессивного поведения подростков на примере одной из школ г. Кишинева. стр.19
2.1.2 Коррекция поведения у трудных подростков на примере программы «Путь к успеху» г.Воронеж. стр.28
Заключение……………………………………………………… стр.44
Список литературы……………………………………………………… стр.46
- отсутствие условий
для самовыражения, разумного
проявления внешней и
- безнадзорность,
отрицательное влияние
- отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.
В связи с этим
возникла необходимость вести
эффективную работу по
Поэтому так
важно сегодня создать среду,
свободную от условий,
СПС использует
в своей работе системный
- подросток и семья;
- подросток и среда (окружение - улица, группа, сверстники);
- подросток и школа.
Основными являются
превентивные (предупреждающие) меры,
направленные на то, чтобы каждый
подросток осознал, что именно
он отвечает за свое здоровье,
и имел объективные сведения
о том, каковы последствия
Цель: формирование здорового
жизненного стиля и высокоэффективных
поведенческих стратегий и
Задачи:
- пропаганда
в подростковой среде
- взаимодействие
с семьями (вовлечение
Работа социально-педагогической
службы осуществляется с учетом
концептуально обоснованных
- программа для подростков;
- цикла
занятий для родителей;
- информационный
блок для педагогов.
Концепция
основана на том, что в центре
находится личность
Предполагаемые результаты:
1. Уменьшение факторов
риска, приводящих к
2. Формирование у подростков
представлений об
3. Обучение навыкам социально
поддерживающего и
Реализация программы социально-педагогической службы
Организация мероприятий СПС по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) среди подростков в КМЖ (клубы по месту жительства) предполагает долгосрочную работу, построенную на основе программ, объединенных общей концепцией, и обеспечивается совместными усилиями педагогов- организаторов, педагогов дополнительного образования, психологов, социального педагога при взаимодействии со школами района, медицинскими и социальными работниками, а также сотрудниками правоохранительных органов.
Основные направления работы социально-педагогической служб ы
1. Работа с подростками
Программы:
- образовательные,
ориентированные на
- превентивные,
образовательные,
- обучающие
программы-тренинги активной
- антинаркотические
мероприятия: беседы, дискуссии,
диспуты, ролевые игры и
2. Работа с родителями
Цель: обеспечить
психолого-просветительскую
Просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев) на темы:
1. Психологические особенности подросткового возраста.
2. Способы конструктивного взаимодействия с подростком.
3. Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье.
4. Как преодолеть трудности в воспитании подростка.
5. Что надо знать родителям о вреде наркотических веществ и последствиях их употребления.
Психокоррещионная работа - семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях:
уходит из дома;
стал агрессивным, не управляемым;
общается с преступниками, замечен в квартирных кражах и т. д.).
Психопрофилактическая работа - приглашение специалистов (врачей-наркологов, медицинских психологов из ГПМПЦ; инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних; специалистов по здоровому образу жизни из центра профилактики и т. д.) на встречи с родителями.
3. Работа с педагогами
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от ПАВ в подростковой среде;
- дать базовые
психологические понятия и
- расширить
знания о роли семьи в
Темы лекций:
Досуговая деятельность. Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Важную роль в этом вопросе играет школа, так как она была и остается центром воспитательной работы. Она обладает рядом уникальных возможностей для подобной работы: возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влиянием на уровень притязаний и самооценку; свободным доступом к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможностью привлечения специалистов с целью профилактики преступлений и правонарушений. Но ребенок в школе занят лишь часть дня. Все остальное время он проводит на улице, и мир для подростков сужается до микросреды, которая активно влияет на формирование и развитие их личности. В современных условиях подростки стали менее подконтрольными, что зачастую приводит к негативным последствиям. Любимым времяпрепровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «показать себя», сборы в подъездах и подвалах, на чердаках. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков, в которой большая роль отводится клубам по месту жительства (КМЖ) как центрам воспитания.
Организация
досуга «трудных» детей и
Все клубы
по месту жительства
Клуб в микрорайоне школы - это возможность развития личности: каждый подросток может найти себе занятие по душе. Посещение клуба добровольное, общение - неформальное, что очень привлекательно для ребят. Клубы по месту жительства предоставляют широкую возможность проведения профилактической работы, строящейся на сотрудничестве с образовательными учреждениями.
Проблема организации досуга в клубах по месту жительства решается в следующих основных направлениях:
- изучение интересов
и потребностей «трудных»
- расширение видов
творческой деятельности в
- методическое
сопровождение мероприятий
- организация
социально значимой
- разработка нравственно-правовых мероприятий;
- организация работы районной детской молодежной организации в клубах по месту жительства.
В основе организации досуга детей лежит создание единого воспитательного пространства в микрорайоне, целью которого является адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно- оздоровительную работу.
Работа строится согласно договорам и плану совместной деятельности (ЦРТДиЮ, клубов по месту жительства, образовательного учреждения). Организуется работа по индивидуальному сопровождению детей и подростков группы «риска» при взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних
Организация досуга подростков группы «риска» представляет собой определенную систему и включает в себя:
- создание ситуации успеха для подростков группы «риска»;
- специфические средства
и способы вовлечения
Педагоги-организаторы КМЖ знакомятся с работой по профилактике преступлений и правонарушений в близлежащих образовательных учреждениях. Совместно со школой и комиссией по делам несовершеннолетних определяют количество «трудных» подростков, состоящих на внутришкольном учете и на учете в правоохранительных органах. Составляются социальные карты на подобных подростков.
Совместно
с образовательным учреждением
путём анкетирования изучаются
интересы детей, живущих в
Составляется план
совместных мероприятий клуба
по месту жительства и школы
на основе потребностей
Подростки группы
«риска» целенаправленно
Осуществляется
Происходит систематический обмен информацией о «трудных» подростках между клубами и школами в течение учебного года.
Информация о работе Социальная технология коррекции психо-эмоционального развития подростка