Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов.
Объект исследования – процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.
Предмет исследования - социальная реабилитация детей-инвалидов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами в современной России
1.1 Проблемное поле детей-инвалидов………………………………………….
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…..
1.3 Технология социальной реабилитации детей – инвалидов как частная технология………………………………………………………………..
Глава 2. Практический опыт социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1 Зарубежный опыт социальной реабилитации детей-инвалидов………………………………………………………………….
2.2 Социальная реабилитация детей-инвалидов: отечественный опыт………...
2.3 Проект «Салфеточная аппликация»………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
Приложения

Работа содержит 1 файл

Социальная поддержка детей-инвалидов (Автосохраненный)....doc

— 272.50 Кб (Скачать)

Ожидаемые результаты.

Данный проект:

  1. будет способствовать адаптации детей в новой группе;
  2. поможет детям с особенностями в развитии быстрее находить контакт с другими людьми;
  3. разработанная программа поможет психологам, социальным педагогам и социальным работникам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Сводная таблица результатов  проекта (%)

№ вопроса

Входная диагностика

Выходная диагностика

1.

Да-80%

Когда как-20%

Да-100%

2.

Да – 20 %

Нет – 50%

Когда как-30%

Да – 70 %

Нет – 20 %

Когда как-10%

3.

Да-90%

Когда как-10%

Да-95%

Когда как-5%

4.

Да-80%

Не знаю-20%

Да-90%

Нет-10%

5.

Да-30%

Нет-70%

Да-95%

Нет-5%

6.

Да-65%

Когда как-35%

              Да-85%

         Когда как-15%

7.

Да-35%

Когда как-65%

Да-80%

Когда как-20%

8.

Да-80%

Нет-20%

Да-90%

Нет-10%

9.

Да-45%

Когда как-55%

Да-75%

Когда как-25%

10.

Да-20%

Нет-80%

Да-65%

Когда как-35%


 

Родители отметили, что  дети в процессе занятий стали  более общительны, дружелюбны, оказывали друг другу помощь и поддержку.

Вывод:  мной был разработан социальный проект, который способствует реабилитации детей-инвалидов и общению со сверстниками. Так же он развивает мышление, память, творческие способности, улучшает моторику рук. Выходная диагностика показывает, что дети стали более общительные, активные, легче друг с другом взаимодействуют в группе.

 

 

Итак, количество детей-инвалидов, к сожалению, растет неукоснительно. Инвалиды, как отмечает статистика, составляют десятую часть населения планеты. В условиях российской действительности эта категория людей по-прежнему остается одной из самых экономически и социально-психологических неблагополучных.

Поэтому, необходимо рассмотреть инвалидность не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как психологический феномен. Инвалидность – психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими.

К какому бы типу мы не относили детей-инвалидов и как бы их не группировали, при организации комплексного социально-психолого-педагогического  сопровождения в условиях интегрированного обучения со здоровыми сверстниками в массовой школе, они требуют особого внимания, педагогической поддержки, искренней заинтересованности педагогов в том, чтобы они состоялись как личности, были оптимально социально-психологически интегрированными в сообщество. Только в таком случае ребенок-инвалид получит опыт защиты собственных прав, а значит и своего будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из первой задачи курсовой работы, хочется отметить, что термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалид. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей. Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «ребенок - общество - государство».

Главная проблема ребенка  с ограниченными возможностями  заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

 Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни. 
Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок - не пассивный  объект социальной помощи, а развивающийся  человек, который имеет право  на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. 
Отмечая государственное внимание к детям с ограниченными возможностями, успешное развитие отдельных медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, так как не решаются проблемы их социальной адаптации в будущем.

Поддержка инвалидов  осуществляется на международном, федеральном  и региональном уровнях. Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной адаптации, индивидуального развития.

Важнейшей проблемой  при работе с детьми с ограниченными  физическими возможностями является выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. Большинство семей отличаются гиперопекой, снижающей социальную активность ребенка, но встречаются семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребенка. 
         Значимой составной частью социальной работы является психолого-педагогическая подготовка родителей. Психолого-педагогическое образование родителей означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является трансляция знаний, формирование соответствующих представлений и навыков развития, обучения и воспитания детей с ограниченными физическими возможностями и использование родителей в качестве ассистентов педагогов. Методологическим основанием программы психолого-педагогического образования родителей является положение, что семья -- это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе -Я - концепция, где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа, ибо задача семейного воспитания -- помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения. Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем. 
            В курсовой работе был проанализирован отечественный и зарубежный опыт реабилитации детей с ограниченными возможностями. Было подчеркнуто, что современные технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями требуют переориентации. Однако современная система социальной защиты не готова, в частности отсутствует материальная база, к активному внедрению этого опыта. В тоже время, функционирование организаций, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Конституция РФ.

2. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.

3. Декларация о правах умственно-отсталых от 29 декабря 1971 г.

4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №223

6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. №181.

7.Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ);

8.Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;

9.Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

10.Постановление Администрации Тамбовской области «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому» от 15 августа 2005 г. №716.

11. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы, М., 2003

12.Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: правовое регулирование. М., ВЛАДОС - ПРЕСС.2002.С.130.

8. Блинков Ю.А. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. Курск, КГМУ.1999.С.432.

9. Викторова Е.Е. Социальная  поддержка детей-инвалидов и их  семей// Социальная работ.2008.№3.С.18-22.

10.Витвар О.И. Переосмысление  мирового опыта социальной адаптации семьи ребенка-инвалида в российских условиях// Отечественный журнал социальной работы.2006.№1.С.26-31.

12. Головань А. О  проблемах непрерывности образования  лиц с ограниченными возможностями  здоровья// Защити меня.2009.№2.С.52-56.

13. Домолазова С. Дети-инвалиды: чтобы возможности не были ограниченными// Социальная работа.2007.№3.С.39-41.

14. Зайцева Д.В. Социальная  интеграция детей-инвалидов в  современной России. Саратов, Научная  книга.2003.С.255.

15. Керимханова С.Ю.  Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями в комплексном центре социального обслуживания// Работник социальной службы.2010.№3.С. 26-38.

16. Маллер А. Учим  ориентироваться в городе// Социальная защита.2008.№8.С.23-27.

17. Наиболее острые проблемы детской инвалидности// Основные проблемы социального развития России: аналитический вестник.2007.№7.С.52-59.

18. Николаев А.А. Социальная  адаптация и интеграция детей  и подростков с ограниченными  возможностями// Работник социальной  службы.2004.№2.С.52-57.

19. Основы социальной работы/ Н.Ф. Басов. М., Академия.2004.С.200.

20. Основы формирования  полноценной жизнедеятельности  людей  с ограниченными возможностями.  Курск, КГМУ.2001.С.126.

21. Павленок П. Д.  Методология и теория социальной  работы. М., Инфра. 2008. С. 267.

22. Пчёлкина С. Н. Трудными шагами в мир…: О детях-инвалидах// Социальная работа. 2008.№4.С.18-20.

23. Система льгот и  преимуществ в РФ/Помогаев В.  В. Тамбов, ТГУ им. Г. Р. Державина. 2007. С.237.

24. Скворцова М. А.  Роль социальной службы в формировании  благополучной обстановки в семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями//Работник социальной службы. 2007. №4.С.17-23.

25. Совместное обучение  здоровых детей и детей со  специальными нуждами/ подгот. О.  Маланцева// Социальная педагогика. 2008.№2. С.63-67

26. Социальное обслуживание  семьи и детей: нормативные  правовые акты.М.,Государственный  НИИ семьи и воспитания. 2001. С.336.

27. Социальная работа: понятия и определения./ В. А.  Румянцев. М., СОТИС. 2002. С. 64.

28. Социальная работа  с инвалидами/ Холостова Е. И. М., Институт социальной работы. 2006. С.34-39.

29. Стахова А. А. Понятие  правовой природы социальной  поддержки граждан в РФ// Социальная  поддержка детей-инвалидов. 2006. №3.С. 88.

30. Целых М. П. Социальная  работа за рубежом. М., Академия. 2007. С.126.

31. Соц. работа: теория и практика // Уч. Пособ.// отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-56502.html (дата обращения 6.06.2011 г.)

32. URL: http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page17761.html ( дата обращения 7.06.2011 г.)

33. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-161555.html (дата обращения 7.06.2011 г.)

 

 

 

 




Информация о работе Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы