Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов.
Объект исследования – процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.
Предмет исследования - социальная реабилитация детей-инвалидов.
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами в современной России
1.1 Проблемное поле детей-инвалидов………………………………………….
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…..
1.3 Технология социальной реабилитации детей – инвалидов как частная технология………………………………………………………………..
Глава 2. Практический опыт социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1 Зарубежный опыт социальной реабилитации детей-инвалидов………………………………………………………………….
2.2 Социальная реабилитация детей-инвалидов: отечественный опыт………...
2.3 Проект «Салфеточная аппликация»………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
Приложения
Ожидаемые результаты.
Данный проект:
Сводная таблица результатов проекта (%)
№ вопроса |
Входная диагностика |
Выходная диагностика |
1. |
Да-80% Когда как-20% |
Да-100% |
2. |
Да – 20 % Нет – 50% Когда как-30% |
Да – 70 % Нет – 20 % Когда как-10% |
3. |
Да-90% Когда как-10% |
Да-95% Когда как-5% |
4. |
Да-80% Не знаю-20% |
Да-90% Нет-10% |
5. |
Да-30% Нет-70% |
Да-95% Нет-5% |
6. |
Да-65% Когда как-35% |
Да-85% Когда как-15% |
7. |
Да-35% Когда как-65% |
Да-80% Когда как-20% |
8. |
Да-80% Нет-20% |
Да-90% Нет-10% |
9. |
Да-45% Когда как-55% |
Да-75% Когда как-25% |
10. |
Да-20% Нет-80% |
Да-65% Когда как-35% |
Родители отметили, что дети в процессе занятий стали более общительны, дружелюбны, оказывали друг другу помощь и поддержку.
Вывод: мной был разработан социальный проект, который способствует реабилитации детей-инвалидов и общению со сверстниками. Так же он развивает мышление, память, творческие способности, улучшает моторику рук. Выходная диагностика показывает, что дети стали более общительные, активные, легче друг с другом взаимодействуют в группе.
Итак, количество детей-инвалидов, к сожалению, растет неукоснительно. Инвалиды, как отмечает статистика, составляют десятую часть населения планеты. В условиях российской действительности эта категория людей по-прежнему остается одной из самых экономически и социально-психологических неблагополучных.
Поэтому, необходимо рассмотреть инвалидность не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как психологический феномен. Инвалидность – психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими.
К какому бы типу мы не относили
детей-инвалидов и как бы их не
группировали, при организации комплексного
социально-психолого-
Заключение
Исходя из первой задачи курсовой работы, хочется отметить, что термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалид. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей. Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «ребенок - общество - государство».
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Ребенок, имеющий инвалидность - часть
и член общества, он хочет, должен и может
участвовать во всей многогранной жизни.
Ребенок, имеющий инвалидность может быть
так же способен и талантлив, как и его
сверстники, не имеющие проблем со здоровьем,
но обнаружить свои дарования, развить
их, приносить с их помощью пользу обществу,
ему мешает неравенство возможностей.
Ребенок - не пассивный
объект социальной помощи, а развивающийся
человек, который имеет право
на удовлетворение разносторонних социальных
потребностей в познании, общении, творчестве.
Отмечая государственное внимание к детям
с ограниченными возможностями, успешное
развитие отдельных медицинских и учебно-воспитательных
учреждений, тем не менее, следует признать,
что уровень помощи в обслуживании детей
этой категории не соответствует потребностям,
так как не решаются проблемы их социальной
адаптации в будущем.
Поддержка инвалидов осуществляется на международном, федеральном и региональном уровнях. Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной адаптации, индивидуального развития.
Важнейшей проблемой
при работе с детьми с ограниченными
физическими возможностями
Значимой составной
частью социальной работы является психолого-педагогическая
подготовка родителей. Психолого-педагогическое
образование родителей означает систематически
проводимую и теоретически обоснованную
программу, целью которой является трансляция
знаний, формирование соответствующих
представлений и навыков развития, обучения
и воспитания детей с ограниченными физическими
возможностями и использование родителей
в качестве ассистентов педагогов. Методологическим
основанием программы психолого-педагогического
образования родителей является положение,
что семья -- это та среда, в которой у ребенка
формируется представление о себе -Я -
концепция, где он принимает первые решения
относительно себя, и где начинается его
социальная природа, ибо задача семейного
воспитания -- помочь ребенку с ограниченными
возможностями стать компетентным человеком,
который использует конструктивные средства
для формирования чувства собственного
достоинства и достижения определенного
общественного положения. Следует отметить,
что только совместная работа социальных
работников, педагогов и родителей в работе
с детьми с ограниченными возможностями
позволит решить проблемы развития личности
ребенка, его социальной реабилитации
и адаптации в будущем.
В
курсовой работе был проанализирован
отечественный и зарубежный опыт реабилитации
детей с ограниченными возможностями.
Было подчеркнуто, что современные технологии
социальной работы с детьми с ограниченными
возможностями требуют переориентации.
Однако современная система социальной
защиты не готова, в частности отсутствует
материальная база, к активному внедрению
этого опыта. В тоже время, функционирование
организаций, помогающих преодолеть специфические
трудности ребенка, имеющего инвалидность,
позволяет сделать вывод о необходимости
всесторонней поддержки этого направления
со стороны государства и благотворительных
организаций.
Список используемой литературы:
1. Конституция РФ.
2. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.
3. Декларация о правах умственно-отсталых от 29 декабря 1971 г.
4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №223
6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. №181.
7.Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ);
8.Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;
9.Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
10.Постановление Администрации Тамбовской области «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому» от 15 августа 2005 г. №716.
11. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы, М., 2003
12.Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: правовое регулирование. М., ВЛАДОС - ПРЕСС.2002.С.130.
8. Блинков Ю.А. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. Курск, КГМУ.1999.С.432.
9. Викторова Е.Е. Социальная
поддержка детей-инвалидов и
10.Витвар О.И. Переосмысление мирового опыта социальной адаптации семьи ребенка-инвалида в российских условиях// Отечественный журнал социальной работы.2006.№1.С.26-31.
12. Головань А. О
проблемах непрерывности
13. Домолазова С. Дети-инвалиды: чтобы возможности не были ограниченными// Социальная работа.2007.№3.С.39-41.
14. Зайцева Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов, Научная книга.2003.С.255.
15. Керимханова С.Ю. Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями в комплексном центре социального обслуживания// Работник социальной службы.2010.№3.С. 26-38.
16. Маллер А. Учим ориентироваться в городе// Социальная защита.2008.№8.С.23-27.
17. Наиболее острые проблемы детской инвалидности// Основные проблемы социального развития России: аналитический вестник.2007.№7.С.52-59.
18. Николаев А.А. Социальная адаптация и интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями// Работник социальной службы.2004.№2.С.52-57.
19. Основы социальной работы/ Н.Ф. Басов. М., Академия.2004.С.200.
20. Основы формирования
полноценной жизнедеятельности
людей с ограниченными
21. Павленок П. Д.
Методология и теория
22. Пчёлкина С. Н. Трудными шагами в мир…: О детях-инвалидах// Социальная работа. 2008.№4.С.18-20.
23. Система льгот и преимуществ в РФ/Помогаев В. В. Тамбов, ТГУ им. Г. Р. Державина. 2007. С.237.
24. Скворцова М. А.
Роль социальной службы в
25. Совместное обучение здоровых детей и детей со специальными нуждами/ подгот. О. Маланцева// Социальная педагогика. 2008.№2. С.63-67
26. Социальное обслуживание
семьи и детей: нормативные
правовые акты.М.,
27. Социальная работа: понятия и определения./ В. А. Румянцев. М., СОТИС. 2002. С. 64.
28. Социальная работа с инвалидами/ Холостова Е. И. М., Институт социальной работы. 2006. С.34-39.
29. Стахова А. А. Понятие правовой природы социальной поддержки граждан в РФ// Социальная поддержка детей-инвалидов. 2006. №3.С. 88.
30. Целых М. П. Социальная работа за рубежом. М., Академия. 2007. С.126.
31. Соц. работа: теория и практика // Уч. Пособ.//
отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова. URL:
http://www.bestreferat.ru/
32. URL: http://www.referats.net/pages/
33. URL: http://www.bestreferat.ru/
Информация о работе Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы