Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов.
Объект исследования – процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.
Предмет исследования - социальная реабилитация детей-инвалидов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами в современной России
1.1 Проблемное поле детей-инвалидов………………………………………….
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…..
1.3 Технология социальной реабилитации детей – инвалидов как частная технология………………………………………………………………..
Глава 2. Практический опыт социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1 Зарубежный опыт социальной реабилитации детей-инвалидов………………………………………………………………….
2.2 Социальная реабилитация детей-инвалидов: отечественный опыт………...
2.3 Проект «Салфеточная аппликация»………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
Приложения

Работа содержит 1 файл

Социальная поддержка детей-инвалидов (Автосохраненный)....doc

— 272.50 Кб (Скачать)

 2. «Социальная политика», «Областной центр «Семья» и «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Заводоуковска проводят очередную областную стажерскую площадку на тему «Организация и содержание работы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов».

В площадке примут участие  специалисты по социальной работе организаций  и учреждений социального обслуживания населения г. Тюмени и Тюменской области. В процессе делового общения, практических занятий, открытых занятий с участием граждан пожилого возраста специалисты смогут изучить опыт других территорий в реализации эффективных технологий работы с пожилыми и инвалидами, повысить свое профессиональное мастерство.

Саратовский областной реабилитационный центр  для детей и подростков с ограниченными  возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим медицинскую, психологическую и социальную адаптацию детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии от рождения и до 16 лет.

Центр разрабатывает  специальные методики и социальные технологии, основанные на достижениях  в области медицины, психологии, социологии и педагогики, использует групповые программы реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В структуре центра

1. Отдел разработки  программ социальной реабилитации.

2. Медико-реабилитационный  отдел.

3. Отдел психолого-педагогической помощи.

4. Отделение дневного  пребывания.

5. Стационарное отделение.

6. Социально-реабилитационный  отдел

7. Отдел правовой защиты

8. Летний стационар-лагерь  «Лесной».

Отделение обслуживает около 2000 детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями города Саратов.

Медицинская реабилитация, проводимая в Центре, включает в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, ручной, аппаратный и подводный массаж, лечебную физкультуру с использованием специальных тренажеров и мягких модулей, ароматерапию, занятия на стабилометрическом комплексе, СКЕНАР-терапию, магнитотерапию. Ярким примером сочетания достижений космической медицины и реабилитологии являются скафандры - лечебные костюмы «Адели». Лечебный комплекс "Адели" представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм пособствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.

Метод коррекции с помощью ЛК "Адели" - ДИПРОКОР (метод динамической проприоцептивной коррекции) предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году совместно с фирмой "Аюрведа" и успешно используется на базе 18 больницы г.Москвы. Новизна метода заключается в принципиально новом подходе к осуществлению восстановления нарушенных функций мозга путем воздействия на анти гравитационную систему с помощью специальных тяг ЛК "Адели", направленно корригируя этим афферентный поток импульсов, поступающий от мышц, суставов, связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения и речь. Методика применяется при всех формах ДЦП за исключением двойной гемиплегии. Эффективность методики по мнению авторов - до 70%. Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение года в зависимости от показаний. Первоначально больной находится в костюме до 20-30 минут. Постепенно время увеличивают до 1,5-2 часов в день с перерывами по 5-10 минут (в зависимости от индивидуальной переносимости). Это метод применяется совместно с лечебной физкультурой, физиотерапией и лечебным массажем.

Галотерапия применяется  для лечения, профилактики и реабилитации больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких, с целью реабилитации больных с острыми рецидивирующими и затяжными заболеваниями органов дыхания. За год курс стационарной реабилитации проходит более 400 детей. Эффективность реабилитации достигает 80-90%.

Структура психолого-педагогический отдела представлена:

- круглосуточным стационаром  (40 мест);

-дневным отделением (75 мест).

Сотрудники: 14 воспитателей, 8 учителей-дефектологов, 3 логопеда, 3 педагога-психолога.

Основным направлением работы социального отдела является социально-культурная реабилитация. Специалисты отдела организовали спортивно-оздоровительную работу на стадионе "Локомотив", в городе работают 9 кружков, ведется большая культурно-массовая работа, организовываются походы в театры, музеи, цирк, семейные выезды на природу.

Методическая работа направлена на составление программ для реабилитационного лагеря "Лесной»  и разработку методических пособий  для вожатых и воспитателей.

Реабилитационный лагерь "Лесной" по своей сущности является медико-социально-педагогическим комплексом, который работает по трем основным направлениям: медицинскому; психологическому; социально-педагогическому.

Наряду с указанными услугами Центр формирует банк данных информационно-справочного характера, в котором содержится информация о школах и детских дошкольных учреждениях, где осуществляется обучение и воспитание детей-инвалидов; об учебных заведениях, в которых проводится профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов; о действующей нормативной системе социальной защиты детей-инвалидов.

Изучив деятельность Саратовского областного реабилитационного  центра для детей и подростков с ограниченными возможностями можно сделать вывод, что основными направлениями деятельности социального работника с детьми-инвалидами являются:

координация диагностического обследования;

информирование семей  о доступных источниках поддержки; координация и мониторинг оказываемых услуг.

В структуре психолого-педагогического  отдела социальный работник разрабатывает  и реализует индивидуальные и групповые программы реабилитации детей-инвалидов; организует образовательно-реабилитационный процесс; моделирует инновационные коррекционно-развивающие программы

В социальном отделе социальный работник реализует мероприятия  по социально-культурной реабилитации

Совместно с другими  специалистами оказывает юридическую  помощь, психологическую поддержку, организует медицинское обслуживание, проводит патронаж семей, имеющих детей-инвалидов, организует досуг детей и их семей.

Вывод: в курсовой работе был проанализирован отечественный опыт работы с детьми-инвалидами на примере двух городов - Тюмени и Саратова. В Тюмени создаются множество общественных фондов, сообществ, организаций, деятельность которых направлена на социальную реабилитацию детей-инвалидов. В Саратове действует программа «Дипрокор», новизна метода заключается в принципиально новом подходе к осуществлению восстановления нарушенных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Проект «Салфеточная аппликация»

 

Обоснование проекта.

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5–6 лет не теряет своей актуальности.

Установлено, что при  включении приёмов развития мелкой моторики кисти в содержание и  технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно, таких предметов  как труд и физическая культура, закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и развитие школьно-значимых психических процессов (памяти, внимания, мышления). Особенно значительны положительные сдвиги у детей, изначально наиболее отстающих по развитию школьно-значимых функций.

Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания школьно-значимых функций. Известно о целесообразности комплексного подхода к организации коррекционной работы: наряду с развитием мелкой моторики кисти успешной адаптации детей к школе также способствуют создание сенсорно-разнообразной среды обучения, целенаправленное развитие воображения и логического мышления, слухоречевой памяти, корректный подбор педагогических условий и др. Развитие мелкой моторики оказывает больший эффект в комплексе с этими направлениями работы, а также при возрастной дифференциации содержания метода.

На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает  влияние уровень развития общей  и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является возрождение гимнастики – зарядки, как обязательного мероприятия во всех дошкольных учреждений.           Комплекс гимнастических занятий необходимо разработать с позиции развития общей координации, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и ориентации в «схеме тела». Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только координацию, но и ритмичность движений. Сформированность двигательного ритма у ребенка подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.

Участники проекта:

- Щербакова Виктория  Михайловна студентка 4 курса Академии социальных и образовательных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина;

- специалист по социальной работе;

- психолог;

- специалист по труду;

-дети 5-7 лет в составе 5 человек.

Целью проекта является развитие мелкой моторики у детей-инвалидов.

Задачи проекта являются следующие:

1. Способствовать развитию мелкой моторики;

2. развить творческие  способности детей-инвалидов;

3. развитие коммуникативных  навыков;

4. формирование навыков  общения детей друг с другом, а также умения взаимодействовать  с педагогом и сверстниками.

Методы проекта:

1. Анализ проекта.

2. Беседа.

3. Наблюдение.

4. Игровые тренинги.

5. Анкетирование (приложение 1).

Этапы  реализации проекта

Этапы

Содержание

Сроки реализации

1

Подготовительный - знакомство с детьми, проведение входной диагностики: заполнение социального паспорта на семью, анкета ребенка, анкета для родителей и педагогов цента.

На данном этапе идет подбор методического материала, осуществляется разработка плана мероприятий.

 

 

1неделя

2

Основной - проводится работа в рамках разработанного плана мероприятий (включает в себя основные формы и методы работы с детьми в процессе индивидуальных и групповых занятий).

2 недели

3

Заключительный -  проведение выходной диагностики, подведение итогов проделанной работы, анализ выполнения поставленных задач, оценка эффективности программы в целом.

1 неделя


      

На подготовительном этапе была сформирована группа детей из 5 человек, посещающих центр. В течение  недели беседовали со специалистами: психологом, социальным педагогом, социальным работником, специалистом по труду,  работающими в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществляли с психологом включенное наблюдение за детьми. Нами, совместно со специалистами центра была проведена входная диагностика: Анкета ребенка (Приложение №2); Анкета «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Приложение №3); Анкета для родителей и специалистов центра.  Включенное наблюдение позволило нам определить, что 14,2% детей в группе - гиперактивны, 57% детей в поведении активны и общительны, 28,5% не общительны и пассивны во взаимоотношениях со сверстниками.

Основной этап: Особенность основного этапа заключалась в том, что мы старались трудовые занятия чередовать с игровыми формами взаимодействия детей друг с другом, чтобы они могли быстрее адаптироваться к новому коллективу.

На заключительном этапе была проведена выходная диагностика. Результаты показали положительную динамику изменений. Из наблюдения за детьми можно отметить следующую тенденцию: 85% детей активно включаются в предлагаемую деятельность, охотно выполняют все задания и упражнения; у 90% детей появилось желание и интерес трудиться, создавать своими руками что-то новое; у 70% наблюдается значительное развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер; у 90% отмечено развитие коммуникативных навыков.

Смета расходов проекта

Наименование

Количество

Цена (руб.)

1

Офисная бумага

1 пачка

130-00

2

Цветная бумага

5 штук

100

3

4

5

Картон

Салфетки

Клей

ИТОГО:

5 штук

12 штук

5

100

200

100

630


 

 

 Правовая основа  проекта:

  • Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);
  • Декларации о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года);
  • Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);
  • Конвенции о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года);
  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010).

Информация о работе Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы