Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов.
Объект исследования – процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.
Предмет исследования - социальная реабилитация детей-инвалидов.
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами в современной России
1.1 Проблемное поле детей-инвалидов………………………………………….
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…..
1.3 Технология социальной реабилитации детей – инвалидов как частная технология………………………………………………………………..
Глава 2. Практический опыт социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1 Зарубежный опыт социальной реабилитации детей-инвалидов………………………………………………………………….
2.2 Социальная реабилитация детей-инвалидов: отечественный опыт………...
2.3 Проект «Салфеточная аппликация»………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
Приложения
2. «Социальная политика», «Областной центр «Семья» и «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Заводоуковска проводят очередную областную стажерскую площадку на тему «Организация и содержание работы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов».
В площадке примут участие специалисты по социальной работе организаций и учреждений социального обслуживания населения г. Тюмени и Тюменской области. В процессе делового общения, практических занятий, открытых занятий с участием граждан пожилого возраста специалисты смогут изучить опыт других территорий в реализации эффективных технологий работы с пожилыми и инвалидами, повысить свое профессиональное мастерство.
Саратовский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим медицинскую, психологическую и социальную адаптацию детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии от рождения и до 16 лет.
Центр разрабатывает специальные методики и социальные технологии, основанные на достижениях в области медицины, психологии, социологии и педагогики, использует групповые программы реабилитации детей с ограниченными возможностями.
В структуре центра
1. Отдел разработки
программ социальной
2. Медико-реабилитационный отдел.
3. Отдел психолого-педагогической помощи.
4. Отделение дневного пребывания.
5. Стационарное отделение.
6. Социально-реабилитационный отдел
7. Отдел правовой защиты
8. Летний стационар-лагерь «Лесной».
Отделение обслуживает около 2000 детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями города Саратов.
Медицинская реабилитация, проводимая в Центре, включает в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, ручной, аппаратный и подводный массаж, лечебную физкультуру с использованием специальных тренажеров и мягких модулей, ароматерапию, занятия на стабилометрическом комплексе, СКЕНАР-терапию, магнитотерапию. Ярким примером сочетания достижений космической медицины и реабилитологии являются скафандры - лечебные костюмы «Адели». Лечебный комплекс "Адели" представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм пособствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.
Метод коррекции с помощью ЛК "Адели" - ДИПРОКОР (метод динамической проприоцептивной коррекции) предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году совместно с фирмой "Аюрведа" и успешно используется на базе 18 больницы г.Москвы. Новизна метода заключается в принципиально новом подходе к осуществлению восстановления нарушенных функций мозга путем воздействия на анти гравитационную систему с помощью специальных тяг ЛК "Адели", направленно корригируя этим афферентный поток импульсов, поступающий от мышц, суставов, связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения и речь. Методика применяется при всех формах ДЦП за исключением двойной гемиплегии. Эффективность методики по мнению авторов - до 70%. Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение года в зависимости от показаний. Первоначально больной находится в костюме до 20-30 минут. Постепенно время увеличивают до 1,5-2 часов в день с перерывами по 5-10 минут (в зависимости от индивидуальной переносимости). Это метод применяется совместно с лечебной физкультурой, физиотерапией и лечебным массажем.
Галотерапия применяется для лечения, профилактики и реабилитации больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких, с целью реабилитации больных с острыми рецидивирующими и затяжными заболеваниями органов дыхания. За год курс стационарной реабилитации проходит более 400 детей. Эффективность реабилитации достигает 80-90%.
Структура психолого-педагогический отдела представлена:
- круглосуточным стационаром (40 мест);
-дневным отделением (75 мест).
Сотрудники: 14 воспитателей, 8 учителей-дефектологов, 3 логопеда, 3 педагога-психолога.
Основным направлением работы социального отдела является социально-культурная реабилитация. Специалисты отдела организовали спортивно-оздоровительную работу на стадионе "Локомотив", в городе работают 9 кружков, ведется большая культурно-массовая работа, организовываются походы в театры, музеи, цирк, семейные выезды на природу.
Методическая работа направлена на составление программ для реабилитационного лагеря "Лесной» и разработку методических пособий для вожатых и воспитателей.
Реабилитационный лагерь "Лесной" по своей сущности
является медико-социально-
Наряду с указанными
услугами Центр формирует банк данных
информационно-справочного
Изучив деятельность Саратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями можно сделать вывод, что основными направлениями деятельности социального работника с детьми-инвалидами являются:
координация диагностического обследования;
информирование семей о доступных источниках поддержки; координация и мониторинг оказываемых услуг.
В структуре психолого-
В социальном отделе социальный работник реализует мероприятия по социально-культурной реабилитации
Совместно с другими
специалистами оказывает
Вывод: в курсовой работе был проанализирован отечественный опыт работы с детьми-инвалидами на примере двух городов - Тюмени и Саратова. В Тюмени создаются множество общественных фондов, сообществ, организаций, деятельность которых направлена на социальную реабилитацию детей-инвалидов. В Саратове действует программа «Дипрокор», новизна метода заключается в принципиально новом подходе к осуществлению восстановления нарушенных функций.
2.3 Проект «Салфеточная аппликация»
Обоснование проекта.
Одним из важных аспектов
развития дошкольника в период подготовки его к школе
является развитие мелкой моторики и координации
движений пальцев рук. Проблема повышения
эффективности комплексной медико-психолого-
Установлено, что при включении приёмов развития мелкой моторики кисти в содержание и технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно, таких предметов как труд и физическая культура, закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и развитие школьно-значимых психических процессов (памяти, внимания, мышления). Особенно значительны положительные сдвиги у детей, изначально наиболее отстающих по развитию школьно-значимых функций.
Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания школьно-значимых функций. Известно о целесообразности комплексного подхода к организации коррекционной работы: наряду с развитием мелкой моторики кисти успешной адаптации детей к школе также способствуют создание сенсорно-разнообразной среды обучения, целенаправленное развитие воображения и логического мышления, слухоречевой памяти, корректный подбор педагогических условий и др. Развитие мелкой моторики оказывает больший эффект в комплексе с этими направлениями работы, а также при возрастной дифференциации содержания метода.
На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является возрождение гимнастики – зарядки, как обязательного мероприятия во всех дошкольных учреждений. Комплекс гимнастических занятий необходимо разработать с позиции развития общей координации, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и ориентации в «схеме тела». Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только координацию, но и ритмичность движений. Сформированность двигательного ритма у ребенка подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.
Участники проекта:
- Щербакова Виктория Михайловна студентка 4 курса Академии социальных и образовательных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина;
- специалист по социальной работе;
- психолог;
- специалист по труду;
-дети 5-7 лет в составе 5 человек.
Целью проекта является развитие мелкой моторики у детей-инвалидов.
Задачи проекта являются следующие:
1. Способствовать развитию мелкой моторики;
2. развить творческие способности детей-инвалидов;
3. развитие коммуникативных навыков;
4. формирование навыков
общения детей друг с другом,
а также умения
Методы проекта:
1. Анализ проекта.
2. Беседа.
3. Наблюдение.
4. Игровые тренинги.
5. Анкетирование (приложение 1).
Этапы реализации проекта
Этапы |
Содержание |
Сроки реализации |
1 |
Подготовительный - знакомство с детьми, проведение входной диагностики: заполнение социального паспорта на семью, анкета ребенка, анкета для родителей и педагогов цента. На данном этапе идет подбор методического материала, осуществляется разработка плана мероприятий. |
1неделя |
2 |
Основной - проводится работа в рамках разработанного плана мероприятий (включает в себя основные формы и методы работы с детьми в процессе индивидуальных и групповых занятий). |
2 недели |
3 |
Заключительный - проведение выходной диагностики, подведение итогов проделанной работы, анализ выполнения поставленных задач, оценка эффективности программы в целом. |
1 неделя |
На подготовительном этапе была сформирована группа детей из 5 человек, посещающих центр. В течение недели беседовали со специалистами: психологом, социальным педагогом, социальным работником, специалистом по труду, работающими в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществляли с психологом включенное наблюдение за детьми. Нами, совместно со специалистами центра была проведена входная диагностика: Анкета ребенка (Приложение №2); Анкета «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Приложение №3); Анкета для родителей и специалистов центра. Включенное наблюдение позволило нам определить, что 14,2% детей в группе - гиперактивны, 57% детей в поведении активны и общительны, 28,5% не общительны и пассивны во взаимоотношениях со сверстниками.
Основной этап: Особенность основного этапа заключалась в том, что мы старались трудовые занятия чередовать с игровыми формами взаимодействия детей друг с другом, чтобы они могли быстрее адаптироваться к новому коллективу.
На заключительном этапе была проведена выходная диагностика. Результаты показали положительную динамику изменений. Из наблюдения за детьми можно отметить следующую тенденцию: 85% детей активно включаются в предлагаемую деятельность, охотно выполняют все задания и упражнения; у 90% детей появилось желание и интерес трудиться, создавать своими руками что-то новое; у 70% наблюдается значительное развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер; у 90% отмечено развитие коммуникативных навыков.
Смета расходов проекта
№ |
Наименование |
Количество |
Цена (руб.) |
1 |
Офисная бумага |
1 пачка |
130-00 |
2 |
Цветная бумага |
5 штук |
100 |
3 4 5 |
Картон Салфетки Клей ИТОГО: |
5 штук 12 штук 5 |
100 200 100 630 |
Правовая основа проекта:
Информация о работе Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы