Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов.
Объект исследования – процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.
Предмет исследования - социальная реабилитация детей-инвалидов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами в современной России
1.1 Проблемное поле детей-инвалидов………………………………………….
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…..
1.3 Технология социальной реабилитации детей – инвалидов как частная технология………………………………………………………………..
Глава 2. Практический опыт социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1 Зарубежный опыт социальной реабилитации детей-инвалидов………………………………………………………………….
2.2 Социальная реабилитация детей-инвалидов: отечественный опыт………...
2.3 Проект «Салфеточная аппликация»………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
Приложения

Работа содержит 1 файл

Социальная поддержка детей-инвалидов (Автосохраненный)....doc

— 272.50 Кб (Скачать)

Во всем мире признаны высокие достижения в области  медицины в Германии. Современная медицинская техника и аппаратура, новейшие диагностические методики, тщательный послеоперационный уход, высокий уровень комфорта стали эталоном здравоохранения в Европе. Ежегодно в здравоохранение Германия инвестирует миллиарды евро, поэтому здесь врачи работают на лучшем медицинском оборудовании, используют новейшие технологии и применяют самые современные лекарственные препараты.

             Особо следует отметить, что при лечении в Германии в специализированных центрах тщательное обследование позволяет определить патологию, которую многие клиники и больницы выявить не могут. И если учесть, что цены на лечение в Германии более демократичны, чем в России, становится понятным, почему тысячи пациентов из разных стран СНГ и России отдают предпочтение немецкой медицине.

В    США «Центр независимой жизни» в Беркли    действует    программа    “Инклюжен”.  По    всей     стране     стали     появляться     общественные    организации    и    клубы    для    инвалидов,  а    так    же    различные    фонды.  Хотелось    бы     отметить,  что    в    США    именно    специализированные    фонды    и    организации    осуществляют    значительную     часть    услуг, положенных    человеку    со    специфическими    потребностями    по    закону, за    финансовые    средства, предоставленные     муниципалитетом.

Модель    “ Инклюжен”     подразумевает,  что ребенок    с    синдромом    Дауна    может     обучаться    с    нормальными     детьми. Конечно,  для    него    разрабатываются     отдельная    программа, свои    облегченные    задания. Многое    в    успешности     осуществления    программы    зависит    от    учителя.

            В    поддержку    этой     модели    обучения    было    снято    несколько    фильмов    об    успешном    обучении    детей    с    ограниченными    возможностями. Однако  в    США    не    отказываются     и     от   специальных    школ, но    помещение    туда    ребенка    осуществляется    лишь    в    крайних    случаях.

            Говоря    о    социальной реабилитации в     Соединенных    Штатах,  необходимо    отметить,  что    инвалидам     обеспечивается    медицинское    обслуживание,  выплата    пособий    и    компенсаций, жилищно-бытовое    устройство    и   доставка    в    учебные    заведения,  бассейн    и    т.п., которую    осуществляют    социальные    службы. Используется    и    такой вид    социального    обслуживания, как     надомные    услуги.

Итак, можно    было    убедиться, что    в    США     функционирует    отлаженная    система   оказания    помощи     инвалидам,  которая    охватывает    все    сферы    жизнедеятельности    и    способствует   максимально    возможной интеграции    человека    с    особыми    потребностями    в    общество, а    так    же    обеспечивает    принятие     таких    людей    обществом. Немаловажную роль   при     осуществлении    социальной    работы    играет    комплексный     поход     и     участие    целого    ряда    специалистов    из     различных    областей     знаний    в    разработке    программ.

            В     Великобритании    помощь     инвалидам, в   том    числе     и   детям-инвалидам,  оказывают   3   группы    организаций: частные    владельцы    домов, обеспечивающих    уход     за     определенную    плату; общественный    сектор;  местные     власти,  которые    обеспечивают    большую    часть    социальных    услуг.

            Социальные   службы    оказывают    помощь    на    дому,  в    дневных    центрах, интернатах    или    дневных    школах. В перечисленных    учреждениях     при     работе    с    детьми     с    нарушенным    интеллектом     особое    внимание    уделяется     обучению     навыкам    общения,  правилам     поведения    на    улице, в   общественных    местах, для    чего    организуются    специальные    прогулки. Для    подростков    с    умственной    отсталостью    функционируют    центры    профессиональной    подготовки.

Для    детей-инвалидов    и    больных    детей     при     госпиталях организуются    специальные    отделения     трудотерапии. Трудотерапевты    в    области     педиатрии    ставят    своей    целью    развитие    у    детей    оптимального    уровня    независимости    в    повседневной     жизни    с    точки    зрения    физической,  психической     и    социальной.

Социальный   работник     из     Департамента     социальных    служб    в    Великобритании    оказывает    помощь    в    виде    совета, поддержки    и    консультирования     по    личным    делам    инвалида    и    его    семьи; помогает    в    разработке    индивидуальных    программ     поддержки детям-инвалидам, которые    согласовываются    с    клиентом    и    его    семьей;  организуют    нормальную,  интересную    культурную    жизнь    инвалида    вне    дома    и   т.п. Департамент  может   предоставить    необходимое    оборудование    взаймы, выделить   дотацию,  оказывать    помощь    по    телефону    и    другим    видам    связи.

Что   касается    образования    детей   с  ограниченными  возможностями, то    интеграция    в    обучении    и    наличие     спецшкол     рассматриваются    как    необходимые    параллельные    условия    образования.  Они    поддерживают    порядок    и    гибкость    системы    образования    и    позволяют    таким    детям    включаться    в    нее    и    отходить    от    нее    по    мере    того, как    меняются     их    потребности.

До    поступления    в     школу    в    большинстве     регионов     Англии, а    так    же    в    некоторых    других    странах, достаточно    эффективно    используется    система    Потедж  (педагогическое     обслуживание    на    дому    детей    от   0   до  4-5  лет    с    задержками    в    развитии).

Обучение  всех    категорий    детей-инвалидов, в    основном, осуществляется    в    общеобразовательных   школах. Школьная  и общественная    политика    направлена    на    то,  чтобы    создать    условия    для    установления    максимально    близких    взаимоотношений    между    учениками    всех     категорий. Таким    образом, в настоящее   время    в    большинстве    стран    идет    переход    от     раздельного    образования    и    присмотра    за    детьми    со    специфическими    нуждами     к     их    полной     интеграции,  если    это    возможно.

Население Франции составляет немногим более 60 миллионов, в частности, в стране насчитывается 9,5 млн. инвалидов с теми или другими недостатками здоровья, из них свыше 1,8 млн. человек имеют статус инвалида. Часть из них работает на обычных предприятиях, а около 120 тыс. - на предприятиях с особыми условиями работы.

Во Франции любой гражданин, который имеет проблемы со здоровьем, которые приводят к неспособности  в профессиональной деятельности, может  воспользоваться правом на социальную защиту от государства. Такие мероприятия  оказывают содействие социопрофессиональной интеграции инвалидов в общество и основаны на принципах общего права на труд и равенство доступа к получению работы.

Законом от 30 июня 1975 г. провозглашена  национальная французская стратегия  обучения и социально-профессиональной интеграции инвалидов в общество. В соответствии с этим законом и законом "О социальной модернизации" 2001 г. человек независимо от своего возраста или инвалидности имеет те же фундаментальные права, что и все другие. Эти  законы, а также Закон о занятости инвалидов, который принят в 2005 году, направлены против дискриминации инвалидов при приеме их на работу и восприятии других видов человеческих отличий, которые следуют из имеющейся инвалидности. Указанными законами введена помощь для инвалидов и созданы правительственные и неправительственные структуры для предоставления таким лицам помощи в привлечении к обычной или ограниченной работе.

В каждом административном округе (во Франции их 96) существует Техническая  комиссия направления и профессиональной ориентации (COTOREP). Эти окружные комиссии подчинены Главному управлению социального обеспечения Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Любое лицо, которое хочет воспользоваться правом социальной защиты, должно обратиться в окружную комиссию по месту проживания.

COTOREP признает статус инвалида, оценивает нетрудоспособность соответственно  принципам, которые действуют,  высказывает позицию относительно  профессиональной пригодности к  работе с учетом имеющихся  ограничений.

Кроме этого во Франции есть центры занятости для инвалидов (Кап Амплуа), которые обеспечивают трудоустройство инвалидов на специализированные рабочие места. В целом во Франции 1400 специализированных учреждений для инвалидов, где занято 120 тыс. инвалидов.

Вывод: на примере ряда стран я рассмотрела работу с детьми-инвалидами за рубежом. В каждой из стран работа с детьми-инвалидами проводится по-разному. В США действует программа «Инклюжен», которая подразумевает, что ребенок-инвалид может обучаться с нормальными детьми. В Великобритании используется система «Потедж» (педагогическое обслуживание на дому с задержками в развитии).

 

 

 

 

2.2 Социальная реабилитация: отечественный опыт

 

Государственная политика Тюменской области в сфере социальной защиты детей- инвалидов строится на принципах:

- преимущественно государственный  характер мер социальной защиты  детей-инвалидов, дополняемый содействием  со стороны негосударственной  системы социальной защиты;

- профилактический принцип,  направленный на раннее выявление  и реабилитацию инвалидности;

- дифференциация форм  социальной защиты детей-инвалидов  в зависимости от степени тяжести  устойчивого расстройства функций  организма, возраста, материального  и семейного положения;

- формирование единой  системы реабилитации детей-инвалидов,  осуществление исполнительным органом государственной власти Тюменской области в сфере социальной защиты населения координации и контроля за реализацией реабилитационных мероприятий.

Инвалидам и семьям, имеющим  детей-инвалидов, предоставляется 50- процентная скидка по оплате занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членам семей инвалидов, совместно с ними проживающим. Льготы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений предоставляются инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, независимо от принадлежности жилищного фонда.

Наряду с этим, в  Тюменской области создаются  множество общественных фондов, обществ, организаций, деятельность которых  направлена на социальную реабилитацию детей-инвалидов в Тюменской области, такие как:

Общественная  молодежная организация инвалидов Центрального района г. Тюмени «Оптимист».

Основные виды деятельности: оказание помощи детям – инвалидам. Впервые в г. Тюмени были разработаны и реализованы социально значимые программы для сложной категории детей-инвалидов, основной целью которых является проведение интеллектуально-познавательных игр среди здоровых детей и детей-инвалидов (коррекционные школы), раскрепощение и выявление одаренных детей.

Тюменская областная  общественная организация «Родник», при участии Благотворительного фонда развития города Тюмени, Тюменской городской общественной организации «Особый ребенок» и управления социальной защиты населения Нижнетавдинского района, приступила к реализации проекта «Социальное партнерство: развитие во взаимодействии» на грантовые средства Межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив». Проект направлен на объединение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, сотрудников органов местного самоуправления и специалистов социальной сферы для выявления и совместного решения проблем социализации ребенка-инвалида.

В задачи проекта входит создание условий для участия  родителей детей-инвалидов в социально  активной деятельности в интересах  и своих детей, и местного сообщества, в составе общественного объединения получивших доступ к дополнительным бюджетным и внебюджетным средствам. Проект реализуется в Нижнетавдинском районе на базе Комплексного центра социального обслуживания населения и школы-интерната для детей-инвалидов (п. Лесозаводский).

 Он разработан для  сельской местности, поскольку  там нет ни одной общественной  организации, объединяющей родителей,  а представители учреждений социальной  сферы, не имеют доступа к  инновационным технологиям коррекционно-реабилитационной  работы с инвалидами в домашних условиях.

1. Окружные целевые программы «Дети Ямала» и «Социальная поддержка инвалидов» приняты на заседании думы Ямало-Ненецкого округа. Мероприятия программы «Дети Ямала» направлены на оздоровление и физическое развитие детей, совершенствование сети специализированных учреждений, формирование действующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 Всего на ее реализацию  в ближайшие два года будет  выделено около 70 млн. рублей. В два раза больше предполагается потратить в округе на социальную поддержку инвалидов. Выделенные средства будут израсходованы не только на социальное обслуживание инвалидов и укрепление материально-технической базы сети специализированных учреждений, но и на внедрение современных информационных технологий в работу органов социальной защиты, реализующих данную программу.

Информация о работе Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы