Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов.
Объект исследования – процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.
Предмет исследования - социальная реабилитация детей-инвалидов.
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами в современной России
1.1 Проблемное поле детей-инвалидов………………………………………….
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…..
1.3 Технология социальной реабилитации детей – инвалидов как частная технология………………………………………………………………..
Глава 2. Практический опыт социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1 Зарубежный опыт социальной реабилитации детей-инвалидов………………………………………………………………….
2.2 Социальная реабилитация детей-инвалидов: отечественный опыт………...
2.3 Проект «Салфеточная аппликация»………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
Приложения
Во всем мире признаны высокие достижения в области медицины в Германии. Современная медицинская техника и аппаратура, новейшие диагностические методики, тщательный послеоперационный уход, высокий уровень комфорта стали эталоном здравоохранения в Европе. Ежегодно в здравоохранение Германия инвестирует миллиарды евро, поэтому здесь врачи работают на лучшем медицинском оборудовании, используют новейшие технологии и применяют самые современные лекарственные препараты.
Особо следует отметить, что при лечении в Германии в специализированных центрах тщательное обследование позволяет определить патологию, которую многие клиники и больницы выявить не могут. И если учесть, что цены на лечение в Германии более демократичны, чем в России, становится понятным, почему тысячи пациентов из разных стран СНГ и России отдают предпочтение немецкой медицине.
В США «Центр независимой жизни» в Беркли действует программа “Инклюжен”. По всей стране стали появляться общественные организации и клубы для инвалидов, а так же различные фонды. Хотелось бы отметить, что в США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных человеку со специфическими потребностями по закону, за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.
Модель “ Инклюжен” подразумевает, что ребенок с синдромом Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатываются отдельная программа, свои облегченные задания. Многое в успешности осуществления программы зависит от учителя.
В поддержку этой модели обучения было снято несколько фильмов об успешном обучении детей с ограниченными возможностями. Однако в США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.
Говоря о социальной реабилитации в Соединенных Штатах, необходимо отметить, что инвалидам обеспечивается медицинское обслуживание, выплата пособий и компенсаций, жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения, бассейн и т.п., которую осуществляют социальные службы. Используется и такой вид социального обслуживания, как надомные услуги.
Итак, можно было убедиться, что в США функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а так же обеспечивает принятие таких людей обществом. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный поход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке программ.
В Великобритании помощь инвалидам, в том числе и детям-инвалидам, оказывают 3 группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг.
Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с умственной отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки.
Для детей-инвалидов и больных детей при госпиталях организуются специальные отделения трудотерапии. Трудотерапевты в области педиатрии ставят своей целью развитие у детей оптимального уровня независимости в повседневной жизни с точки зрения физической, психической и социальной.
Социальный работник из Департамента социальных служб в Великобритании оказывает помощь в виде совета, поддержки и консультирования по личным делам инвалида и его семьи; помогает в разработке индивидуальных программ поддержки детям-инвалидам, которые согласовываются с клиентом и его семьей; организуют нормальную, интересную культурную жизнь инвалида вне дома и т.п. Департамент может предоставить необходимое оборудование взаймы, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и другим видам связи.
Что касается образования детей с ограниченными возможностями, то интеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования. Они поддерживают порядок и гибкость системы образования и позволяют таким детям включаться в нее и отходить от нее по мере того, как меняются их потребности.
До поступления в школу в большинстве регионов Англии, а так же в некоторых других странах, достаточно эффективно используется система Потедж (педагогическое обслуживание на дому детей от 0 до 4-5 лет с задержками в развитии).
Обучение всех категорий детей-инвалидов, в основном, осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлена на то, чтобы создать условия для установления максимально близких взаимоотношений между учениками всех категорий. Таким образом, в настоящее время в большинстве стран идет переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции, если это возможно.
Население Франции составляет немногим более 60 миллионов, в частности, в стране насчитывается 9,5 млн. инвалидов с теми или другими недостатками здоровья, из них свыше 1,8 млн. человек имеют статус инвалида. Часть из них работает на обычных предприятиях, а около 120 тыс. - на предприятиях с особыми условиями работы.
Во Франции любой гражданин, который имеет проблемы со здоровьем, которые приводят к неспособности в профессиональной деятельности, может воспользоваться правом на социальную защиту от государства. Такие мероприятия оказывают содействие социопрофессиональной интеграции инвалидов в общество и основаны на принципах общего права на труд и равенство доступа к получению работы.
Законом от 30 июня 1975 г. провозглашена национальная французская стратегия обучения и социально-профессиональной интеграции инвалидов в общество. В соответствии с этим законом и законом "О социальной модернизации" 2001 г. человек независимо от своего возраста или инвалидности имеет те же фундаментальные права, что и все другие. Эти законы, а также Закон о занятости инвалидов, который принят в 2005 году, направлены против дискриминации инвалидов при приеме их на работу и восприятии других видов человеческих отличий, которые следуют из имеющейся инвалидности. Указанными законами введена помощь для инвалидов и созданы правительственные и неправительственные структуры для предоставления таким лицам помощи в привлечении к обычной или ограниченной работе.
В каждом административном округе (во Франции их 96) существует Техническая комиссия направления и профессиональной ориентации (COTOREP). Эти окружные комиссии подчинены Главному управлению социального обеспечения Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Любое лицо, которое хочет воспользоваться правом социальной защиты, должно обратиться в окружную комиссию по месту проживания.
COTOREP признает статус инвалида,
оценивает нетрудоспособность
Кроме этого во Франции есть центры занятости для инвалидов (Кап Амплуа), которые обеспечивают трудоустройство инвалидов на специализированные рабочие места. В целом во Франции 1400 специализированных учреждений для инвалидов, где занято 120 тыс. инвалидов.
Вывод: на примере ряда стран я рассмотрела работу с детьми-инвалидами за рубежом. В каждой из стран работа с детьми-инвалидами проводится по-разному. В США действует программа «Инклюжен», которая подразумевает, что ребенок-инвалид может обучаться с нормальными детьми. В Великобритании используется система «Потедж» (педагогическое обслуживание на дому с задержками в развитии).
2.2 Социальная реабилитация: отечественный опыт
Государственная политика Тюменской области в сфере социальной защиты детей- инвалидов строится на принципах:
- преимущественно
- профилактический принцип,
направленный на раннее
- дифференциация форм
социальной защиты детей-
- формирование единой
системы реабилитации детей-
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется 50- процентная скидка по оплате занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членам семей инвалидов, совместно с ними проживающим. Льготы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений предоставляются инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, независимо от принадлежности жилищного фонда.
Наряду с этим, в Тюменской области создаются множество общественных фондов, обществ, организаций, деятельность которых направлена на социальную реабилитацию детей-инвалидов в Тюменской области, такие как:
Общественная молодежная организация инвалидов Центрального района г. Тюмени «Оптимист».
Основные виды деятельности: оказание помощи детям – инвалидам. Впервые в г. Тюмени были разработаны и реализованы социально значимые программы для сложной категории детей-инвалидов, основной целью которых является проведение интеллектуально-познавательных игр среди здоровых детей и детей-инвалидов (коррекционные школы), раскрепощение и выявление одаренных детей.
Тюменская областная общественная организация «Родник», при участии Благотворительного фонда развития города Тюмени, Тюменской городской общественной организации «Особый ребенок» и управления социальной защиты населения Нижнетавдинского района, приступила к реализации проекта «Социальное партнерство: развитие во взаимодействии» на грантовые средства Межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив». Проект направлен на объединение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, сотрудников органов местного самоуправления и специалистов социальной сферы для выявления и совместного решения проблем социализации ребенка-инвалида.
В задачи проекта входит
создание условий для участия
родителей детей-инвалидов в
Он разработан для
сельской местности, поскольку
там нет ни одной общественной
организации, объединяющей
1. Окружные целевые программы «Дети Ямала» и «Социальная поддержка инвалидов» приняты на заседании думы Ямало-Ненецкого округа. Мероприятия программы «Дети Ямала» направлены на оздоровление и физическое развитие детей, совершенствование сети специализированных учреждений, формирование действующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Всего на ее реализацию
в ближайшие два года будет
выделено около 70 млн. рублей.
В два раза больше
Информация о работе Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы