Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов.
Объект исследования – процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.
Предмет исследования - социальная реабилитация детей-инвалидов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами в современной России
1.1 Проблемное поле детей-инвалидов………………………………………….
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…..
1.3 Технология социальной реабилитации детей – инвалидов как частная технология………………………………………………………………..
Глава 2. Практический опыт социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1 Зарубежный опыт социальной реабилитации детей-инвалидов………………………………………………………………….
2.2 Социальная реабилитация детей-инвалидов: отечественный опыт………...
2.3 Проект «Салфеточная аппликация»………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
Приложения

Работа содержит 1 файл

Социальная поддержка детей-инвалидов (Автосохраненный)....doc

— 272.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

 

Академия социальных и образовательных  технологий.

Кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере.

 

 

ЩЕРБАКОВА ВИКТОРИЯ МИХАЙЛОВНА

Курсовая работа по технологии социальной работы

на тему:

Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент

4 курса 4 группы

Специальности

«Социальная работа»

Очного отделения

                                                                                                                Проверила: 

к.п.н., доцент Болотова Л.В.

 

 

Тамбов 2012

 

 

Содержание

 

          Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами в современной России

1.1 Проблемное поле  детей-инвалидов………………………………………….

1.2 Нормативно-правовая  база социальной работы с  детьми-инвалидами…..

1.3 Технология социальной реабилитации детей – инвалидов как частная технология………………………………………………………………..

Глава 2. Практический опыт социальной реабилитации детей-инвалидов

2.1 Зарубежный опыт  социальной реабилитации детей-инвалидов………………………………………………………………….

2.2 Социальная реабилитация детей-инвалидов: отечественный опыт………...

2.3 Проект «Салфеточная аппликация»………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………….

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими, среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас «оживились» и наука. И практика и общественное сознание в отношении детей-инвалидов.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания.

         По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 жителей нашей страны.

       Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

        Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. В 2008 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции.

Значительная часть  детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом  с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

В последние годы в  нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением  и воспитанием детей-инвалидов  в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений, позволяющих комплексно решать многие проблемы.

Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной  категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем социальной реабилитации детей-инвалидов, как в нашей стране, так и за рубежом.

             В настоящее время проблема социальной реабилитации детей инвалидов, в виду ее актуальности, широко разрабатывается.

Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов.

Объект исследования – процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.

Предмет исследования - социальная реабилитация детей-инвалидов.

Задачи исследования:

1) выявить проблемное  поле детей-инвалидов;

2) рассмотреть нормативно-правовую  базу работы с детьми-                      инвалидами;

3) проанализировать зарубежный  опыт работы с детьми-инвалидами;

4) раскрыть содержание отечественного опыта;

5) разработать и реализовать  проект, направленный на реабилитацию  детей-инвалидов с помощью салфеточной  аппликации.

Методы исследования: анализ научной работы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовой базы, изучение передового опыта, наблюдение, анкетирование.

База исследования: ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы социальной реабилитации детей-инвалидов в

современной России

 

1.1 Проблемное  поле детей-инвалидов

 

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества.

        Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1995г.) инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей.

Значительная часть  детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом  с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально- экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

   Психологические проблемы: суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

С раннего детства  дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими  людьми. Часто здоровые дети с детской  непосредственностью и жестокостью  оценивают внешние дефекты детей-инвалидов  в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети с ограниченными возможностями  начинают осознавать, что уровень  их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства

           В каждой семье, имеющей ребенка  с ограниченными возможностями  жизнедеятельности, существуют свои  особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка , либо способствует его реабилитации, либо ,наоборот, тормозит ее.

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое  самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

        Методами психологической реабилитации  могут быть беседы, индивидуальные  психологические консультации, психологическая  помощь, ролевые игры, психологические  тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.

       Социальные проблемы: понятие  "социализация"  характеризует  в  обобщенном   виде   процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей,  установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры,  присущей  социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду  в  качестве активного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей  социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит,  пожалуй,  наиболее  возможным условием нормального функционирования общества.

Инвалидность у детей  означает существенное ограничение  жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.

Бытовые проблемы: главными проблемами детей- инвалидами является приспособление жилищ  для комфортного проживания. Применительно к инвалидам понятие  комфортности жилищ имеет особую специфику. Эта специфика объясняется тем, что для инвалидов должен быть доступ  к пользованию комфортными условиями. При проектирование  жилых, общественных, производственных и транспортных зданий  и сооружений  следует учитывать возможности пользования ими инвалидами. В том числе передвигающимися с помощью кресло-колясок или других вспомогательных средств и приспособлений

Специалисты по  социальной работе должны быть информированные  о тех требованиях, которые предъявляются  к жилищам для инвалидов, в  том числе и для детей с ограниченными возможностями. Эта информация необходима указанным  специалистам при решение расселения детей-инвалидов в приспособленных для них квартир.

Получение доступного образования: Огромная часть детей не может поступить в школу по следующим причинам. Как правило, школа специализируется на обучении детей с определенным нарушением: дефекты зрения, слуха, двигательной сферы, нарушение речевого развития, умственного развития. Растущее количество детей с множественными нарушениями остается без возможности реализации своего права на образование. Для таких детей предусмотрена индивидуальная форма обучения. Нет специальных программ для обучения таких детей. Создание же программ затруднено из-за огромного количества вариантов проявления дефекта. Практически программа должна создаваться под каждого ребенка индивидуально. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей- инвалидов в лучшую сторону. Однако проблема обучения, воспитания детей- инвалидов остается сложной.

Информация о работе Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы