Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов.
Объект исследования – процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.
Предмет исследования - социальная реабилитация детей-инвалидов.
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами в современной России
1.1 Проблемное поле детей-инвалидов………………………………………….
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…..
1.3 Технология социальной реабилитации детей – инвалидов как частная технология………………………………………………………………..
Глава 2. Практический опыт социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1 Зарубежный опыт социальной реабилитации детей-инвалидов………………………………………………………………….
2.2 Социальная реабилитация детей-инвалидов: отечественный опыт………...
2.3 Проект «Салфеточная аппликация»………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
Приложения
4. Социально-экономическая реабилитация. Это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества, денежное обеспечение инвалида.
5. Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение или переобучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.
6. Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.
7. Спортивная и творческая реабилитация. Данные формы активно стали разрабатываться в последнее время, и следует отметить большую их эффективность. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с детьми-инвалидами участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченны-
8. Социальная реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.
Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение папами и мамами занятий по обучению основам социально-медицинской реабилитации, собрания родителей, чтобы конкретизировать дальнейшую работу с ребенком в домашних условиях. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.
В соответствии с задачей
полноценной и комплексной
Основные функции социально-
- осуществление связи
с учреждениями социальной
- сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;
- правовая помощь родителям
в разъяснении вопросов
- организация всех
форм патронажа семьи, выездов
специалистов в районы, области
с целью оказания
- привлечение учреждений
культуры, спортивных и религиозных
организаций для интеграции
- консультации юриста.
В задачу социально-медицинской работы входят:
- психодиагностика ребенка с целью прогноза возможности его реабилитации и определения его реабилитационного потенциала;
- составление карт
комплексной реабилитации
- оказание стационарной
амбулаторной и патронажной
- проведение диагностических мероприятий;
- организация необходимой консультативной помощи специалистов;
- внедрение и использование
новых высокоэффективных
Отдельную пользу приносят
уроки социально-бытовой
Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации.
Программа реабилитации — это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее [19;139].
Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится па основе ряда методов, например: психотерапии, игротерании, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, элементах анималотерапии и др.
Важная задача психотерапии детей с особенностями развития -формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективны те направления психотерапии, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка. Игротерапия — наиболее распространенный метод работы с детьми.
Известно, как велика тяга ребенка к природным материалам — воде, песку, веточкам, камешкам и т. д. Игры с ними способствуют снятию напряжения, раздражения, возбудимости. Для коррекционных целей специалисты используют сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Этот метод основывается на принципе, заключающемся в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь изменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.
Методы реабилитационной работы.
Арт-терапевтическое рисование (изотерапия) способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т. д.
На эмоциональное состояние
детей благоприятное
Метод хобби-терапии позволяет расширить сознание и совершенствовать взаимодействие с окружающим миром. Здесь ребенок может попробовать свои силы в различных видах деятельности, среди которых; макраме, рисование, вязание, изготовление игрушек, поделок, флористика, цветоводство, пение, танцы, спорт, кукольный театр. При этом выбор того или иного вида не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях, склонностях. Гардеиотерапия — это направление в социальной и трудовой реабилитации при помощи и общении детей, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними. Если это работа с флорой, то анимало-, или зоотерапия, — система лечения общением с животными .
Оно стимулирует у ребенка желание и умение слушать, учиться, трудиться и дает возможность осознать собственный опыт, обрести уверенность в себе. При этом самым ценным личностным сдвигом можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своей неполноценности. Наиболее подходящими для анималотерапии оказываются, конечно, кошки, собаки, волнистые попугайчики, морские свинки.
Вывод: в социальном обслуживании инвалидов необходим учет характера проблемы, а также особенностей человека с инвалидностью, его возможностей, которые могут быть представлены ближайшим социальным окружением — семьей, родственниками, друзьями; образования, профессии, способностей к творчеству и т. д.
Таким образом можно сделать вывод, что проблема детской инвалидности достаточно остро проявляется в нашем обществе. Основными проблемами детей инвалидов являются: психологические (заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти), социальные (приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества), бытовые (главной проблемой детей- инвалидов является приспособление жилищ для комфортного проживания), получение доступного образования.
К сожалению, в настоящее время эти проблемы являются весьма актуальными.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что реабилитация в области прав детей-инвалидов осуществляется как на международном, федеральном, так и на региональном уровнях. Инвалиды, их семьи должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о правах, содержащихся в настоящих нормативно-правовых документах.
Но к сожалению, до сих пор существуют определенные проблемы в области социальной поддержки инвалидов. Хочется верить, что в будущем эти проблемы будут полностью решены.
2. Практический опыт социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1Зарубежный опыт социальной поддержки детей-инвалидов
В развитых странах за рубежом уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы с детьми-инвалидами. Естественно, в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально - экономическими условиями, психолога - педагогическими традициями, ориентацией на определенные научные подходы .
Опыт показывает, что помощь ребенку с ограниченными возможностями эффективна в том случае, если она адресована именно к нему, а не к абстрактной единице, если в основе помощи положены личные, человеческие отношения. Согласно статистике в настоящее время в Германии проживает около 1490000 инвалидов. Из них 350000 проживает в специальных интернатах и 1140000 (35% мужчин и 65% женщин) проживают дома (чаще всего в домах своих родителей).
Рассмотрим зарубежный опыт реабилитации детей-инвалидов на примере Германии.
Дети-инвалиды в Германии находятся под патронажем Министерства труда, здравоохранения и социальной политики страны, их обслуживают государственные учреждения. В 2011 году в Германии официально было зарегистрировано более 3,6 млн. детей-инвалидов.
В Германии существуют различные виды жилья для разных категорий людей с умственными и физическими недостатками, обеспечивающие достойные условия проживания. Это так называемые жилища без препятствий: отсутствие ступенек, оптимальная ширина дверных проемов, лифтов, коридоров, ванных и туалетных комнат, балконов; квартиры для совместного проживания; дома для инвалидов; специальные учреждения для нуждающихся в постоянном уходе.
В отношении обустройства общественного транспорта – железнодорожных вагонов, перронов, автобусов, трамваев – Германия также выгодно отличается от нашей страны. Здесь предусмотрены специальные места для инвалидных колясок, подъемные механизмы, вместительные лифты. Инвалиды и сопровождающие их лица пользуются транспортными льготами, полностью или частично освобождены от уплаты автомобильного налога.
В Германии постоянно растет число абитуриентов все больше выпускников школ решают продолжать учебу в вузе. В свою очередь инвалиды тоже не обиженны и, несмотря на свои физические недостатки, могут продолжать учебу в вузе. До того, как выбрать учебный курс и тип высшего учебного заведения, можно получить помощь у профессиональных консультантов для абитуриентов и учащихся высших учебных заведений в службе занятости и в учебном консультационном бюро вуза. Особой формой обучения является заочное обучение. Оно позволяет достичь образовательные цели, которые по различным причинам нельзя осуществить в очных учебных заведениях. Место обучения, время и скорость обучения при заочном обучении определяются самими учащимися. Учебные материалы доставляются по почте. Индивидуальное обслуживание осуществляется, как правило, в учебных центрах или по телефону, в особых случаях при домашнем посещении наставников. В Германии нет специальных институтов для инвалидов, все учатся в общей массе. А вот в России дело обстоит совсем по-другому. Инвалиды не то что не могут учиться в вузах из-за своих физических недостатков, так даже на территории России в настоящее время пока существуют лишь несколько специализированных институтов для инвалидов.
Большинство детей-инвалидов направляются в обычные школы (как правило, начальные) и детские дома. Сегодня уже никто не оспаривает педагогический смысл совместного обучения. Считается, что для развития детей-инвалидов и здоровых детей лучше, если они занимаются в общей школе: у здоровых детей развивается социальная совесть, а дети-инвалиды учатся жить в мире так называемых нормальных людей.
Совместное обучение – дети-инвалиды посещают школу вместе со здоровыми детьми. Такой вариант возможен, если в школе созданы соответствующие условия: есть медицинский персонал, специально оборудованные помещения и учебные места, учебные пособия и т.д. Все большее число родителей детей-инвалидов отдает предпочтение данному варианту, поэтому в последнее время в школах создаются дополнительные рабочие места дефектологов.
Информация о работе Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы