Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов.
Объект исследования – процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.
Предмет исследования - социальная реабилитация детей-инвалидов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами в современной России
1.1 Проблемное поле детей-инвалидов………………………………………….
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…..
1.3 Технология социальной реабилитации детей – инвалидов как частная технология………………………………………………………………..
Глава 2. Практический опыт социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1 Зарубежный опыт социальной реабилитации детей-инвалидов………………………………………………………………….
2.2 Социальная реабилитация детей-инвалидов: отечественный опыт………...
2.3 Проект «Салфеточная аппликация»………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
Приложения

Работа содержит 1 файл

Социальная поддержка детей-инвалидов (Автосохраненный)....doc

— 272.50 Кб (Скачать)

4. Социально-экономическая реабилитация. Это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества, денежное обеспечение инвалида.

5. Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение или переобучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.

6. Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

7. Спортивная и творческая реабилитация. Данные формы активно стали разрабатываться в последнее время, и следует отметить большую их эффективность. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с детьми-инвалидами участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченны-

8. Социальная реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.

Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение папами и мамами занятий по обучению основам социально-медицинской реабилитации, собрания родителей, чтобы конкретизировать дальнейшую работу с ребенком в домашних условиях. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.

В соответствии с задачей  полноценной и комплексной реабилитации детей можно отметить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую работу.

Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

- осуществление связи  с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный  потенциал семьи и ребенка;

- сбор информации и  формирование банка данных о  детях с ограниченными возможностями и их семьях;

- правовая помощь родителям  в разъяснении вопросов законодательство

- организация всех  форм патронажа семьи, выездов  специалистов в районы, области  с целью оказания консультативной  помощи семье и ребенку, а  также работникам местных органов исполнительной власти;

- привлечение учреждений  культуры, спортивных и религиозных  организаций для интеграции детей  в общество;

- консультации юриста.

В задачу социально-медицинской  работы входят:

- психодиагностика ребенка  с целью прогноза возможности его реабилитации и определения его реабилитационного потенциала;

- составление карт  комплексной реабилитации детей;

- оказание стационарной  амбулаторной и патронажной помощи;

- проведение диагностических  мероприятий;

- организация необходимой консультативной помощи специалистов;

- внедрение и использование  новых высокоэффективных технологий  реабилитации.

Отдельную пользу приносят уроки социально-бытовой ориентировки. Важным в коррекционной работе оказывается  одновременное воздействие на двигательную и речевую системы дифференцирование, в зависимости от форм и степени нарушений.

Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации.

Программа реабилитации — это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее [19;139].

Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится па основе ряда методов, например: психотерапии, игротерании, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, элементах анималотерапии и др.

Важная задача психотерапии детей  с особенностями развития -формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективны те направления психотерапии, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка. Игротерапия — наиболее распространенный метод работы с детьми.

Известно, как велика тяга ребенка  к природным материалам — воде, песку, веточкам, камешкам и т. д. Игры с ними способствуют снятию напряжения, раздражения, возбудимости. Для коррекционных  целей специалисты используют сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Этот метод основывается на принципе, заключающемся в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь изменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.

Методы реабилитационной работы.

Арт-терапевтическое  рисование (изотерапия) способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т. д.

На эмоциональное состояние  детей благоприятное воздействие  оказывает музыкотерапия, в частности вокал. Он способствует стабилизации эмоционального состояния. Пение, игра на музыкальных инструментах помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов терапии.

Метод хобби-терапии позволяет расширить сознание и совершенствовать взаимодействие с окружающим миром. Здесь ребенок может попробовать свои силы в различных видах деятельности, среди которых; макраме, рисование, вязание, изготовление игрушек, поделок, флористика, цветоводство, пение, танцы, спорт, кукольный театр. При этом выбор того или иного вида не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях, склонностях. Гардеиотерапия — это направление в социальной и трудовой реабилитации при помощи и общении детей, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними. Если это работа с флорой, то анимало-, или зоотерапия, — система лечения общением с животными .

Оно стимулирует у  ребенка желание и умение слушать, учиться, трудиться и дает возможность  осознать собственный опыт, обрести  уверенность в себе. При этом самым  ценным личностным сдвигом можно  считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своей неполноценности. Наиболее подходящими для анималотерапии оказываются, конечно, кошки, собаки, волнистые попугайчики, морские свинки.

Вывод: в социальном обслуживании инвалидов необходим учет характера проблемы, а также особенностей человека с инвалидностью, его возможностей, которые могут быть представлены ближайшим социальным окружением — семьей, родственниками, друзьями; образования, профессии, способностей к творчеству и т. д.

 

 

Таким образом можно сделать  вывод, что проблема детской инвалидности достаточно остро проявляется в  нашем обществе. Основными проблемами детей инвалидов являются: психологические (заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти), социальные (приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит,  пожалуй,  наиболее  возможным условием нормального функционирования общества), бытовые (главной проблемой детей- инвалидов является приспособление жилищ  для комфортного проживания), получение доступного образования.

 

К сожалению, в настоящее  время эти проблемы являются весьма актуальными.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что реабилитация в области прав детей-инвалидов осуществляется как на международном, федеральном, так и на региональном уровнях. Инвалиды, их семьи должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о правах, содержащихся в настоящих нормативно-правовых документах.

Но к сожалению, до сих пор существуют определенные проблемы в области социальной поддержки инвалидов. Хочется верить, что в будущем эти проблемы будут полностью решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практический  опыт социальной реабилитации  детей-инвалидов

 

 

2.1Зарубежный опыт социальной поддержки детей-инвалидов

 

В    развитых    странах    за    рубежом    уже    сложились    определенные    стандарты, формы    и    методы    работы    с    детьми-инвалидами. Естественно, в    каждой    стране    существуют    свои    особенности    оказания    помощи    этой    категории    населения, обусловленные    национальным    своеобразием, социально - экономическими     условиями,  психолога - педагогическими   традициями, ориентацией    на    определенные    научные    подходы .

Опыт показывает, что помощь ребенку с ограниченными возможностями эффективна в том случае, если она адресована именно к нему, а не к абстрактной единице, если в основе помощи положены личные, человеческие отношения. Согласно статистике в настоящее время в Германии проживает около 1490000 инвалидов. Из них 350000 проживает в специальных интернатах и 1140000 (35% мужчин и 65% женщин) проживают дома (чаще всего в домах своих родителей).

Рассмотрим  зарубежный опыт реабилитации детей-инвалидов  на примере Германии.

        Дети-инвалиды в Германии находятся под патронажем Министерства труда, здравоохранения и социальной политики страны, их обслуживают государственные учреждения. В 2011 году в Германии официально было зарегистрировано более 3,6 млн. детей-инвалидов.

В Германии существуют различные виды жилья для разных категорий людей с умственными и физическими недостатками, обеспечивающие достойные условия проживания. Это так называемые жилища без препятствий: отсутствие ступенек, оптимальная ширина дверных проемов, лифтов, коридоров, ванных и туалетных комнат, балконов; квартиры для совместного проживания; дома для инвалидов; специальные учреждения для нуждающихся в постоянном уходе.

         В отношении обустройства общественного транспорта – железнодорожных вагонов, перронов, автобусов, трамваев – Германия также выгодно отличается от нашей страны. Здесь предусмотрены специальные места для инвалидных колясок, подъемные механизмы, вместительные лифты. Инвалиды и сопровождающие их лица пользуются транспортными льготами, полностью или частично освобождены от уплаты автомобильного налога.

В Германии постоянно растет число  абитуриентов все больше выпускников  школ решают продолжать учебу в вузе. В свою очередь инвалиды тоже не обиженны и, несмотря на свои физические недостатки, могут продолжать учебу в вузе. До того, как выбрать учебный курс и тип высшего учебного заведения, можно получить помощь у профессиональных консультантов для абитуриентов и учащихся высших учебных заведений в службе занятости и в учебном консультационном бюро вуза. Особой формой обучения является заочное обучение. Оно позволяет достичь образовательные цели, которые по различным причинам нельзя осуществить в очных учебных заведениях. Место обучения, время и скорость обучения при заочном обучении определяются самими учащимися. Учебные материалы доставляются по почте. Индивидуальное обслуживание осуществляется, как правило, в учебных центрах или по телефону, в особых случаях при домашнем посещении наставников. В Германии нет специальных институтов для инвалидов, все учатся в общей массе. А вот в России дело обстоит совсем по-другому. Инвалиды не то что не могут учиться в вузах из-за своих физических недостатков, так даже на территории России в настоящее время пока существуют лишь несколько специализированных институтов для инвалидов.

           Большинство детей-инвалидов направляются в обычные школы (как правило, начальные) и детские дома. Сегодня уже никто не оспаривает педагогический смысл совместного обучения. Считается, что для развития детей-инвалидов и здоровых детей лучше, если они занимаются в общей школе: у здоровых детей развивается социальная совесть, а дети-инвалиды учатся жить в мире так называемых нормальных людей.

Совместное обучение – дети-инвалиды посещают школу  вместе со здоровыми детьми. Такой  вариант возможен, если в школе созданы соответствующие условия: есть медицинский персонал, специально оборудованные помещения и учебные места, учебные пособия и т.д. Все большее число родителей детей-инвалидов отдает предпочтение данному варианту, поэтому в последнее время в школах создаются дополнительные рабочие места дефектологов.  

В Германии при  лечении используются самые новые  и передовые технологии, позволяющие  интегрировать детей в общество.

Информация о работе Социальная реабилитация детей-инвалидов как технология социальной работы