Социальная работа с ВИЧ - инфицированными несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: социальная работа с ВИЧ-инфицированными.

Предмет исследования: содержание социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними.

Цель: на основе анализа содержания социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними выявить возможности межведомственного взаимодействия в данной деятельности.

Содержание

Введение

§1. ВИЧ-инфицирование несовершеннолетних как социальная проблема

§2. Основные методы социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними

§3. Межведомственное взаимодействие в социальной работе с несовершеннолетними ВИЧ-инфицированными

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социальная работа с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними.rtf

— 571.13 Кб (Скачать)

Наряду с групповыми формами социальной поддержки ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним и членам их семей могут осуществляться другие виды психологической помощи, такие как психологическое консультирование (очное или по телефону), индивидуальная, групповая или семейная психотерапия.

При оказании социальной поддержки семье, воспитывающей несовершеннолетнего с ВИЧ-инфекцией, необходимо руководствоваться следующими целями:

- предоставление возможности семьи получать достаточные знания о развитии болезни, питании и особенностях препаратов для ВИЧ-инфицированных;

- предоставление знаний о предотвращении заражения ВИЧ-инфекцией членов семьи (опасность наркозависимости);

- объединение семей, воспитывающих несовершеннолетних с ВИЧ в группы поддержки, группы взаимопомощи, психотерапевтические группы;

- знание законов для того, чтобы защищать человеческие права ВИЧ-инфицированных подростков и членов их семей;

- использование способности семьи побудить ВИЧ-инфицированного подростка искать и принимать медицинскую помощь, посещать программы по замедлению развития ВИЧ-инфекции.

Социальную защиту ВИЧ-инфицированных и их семей должны обеспечивать органы социальной защиты. Одна из важнейших задач - соблюдение всех прав и льгот, положенных BИЧ-инфицированным и их семьям в соответствии с законодательством. Социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот, оказывает помощь в оформлении и получении пенсий, пособий, субсидий, выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности [29, с.58].Однако эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно, в этом случае ВИЧ-инфицированному, а также его семье может быть оказана адресная социальная помощь, срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты питания, одежда, топливо и т.д.). Такая семья испытывает большие материальные затруднения, в связи с чем социальные работники должны при необходимости оказывать как самому ВИЧ-инфицированному несовершеннолетнему, так и членам его семьи в трудоустройстве, устройстве ребёнка в детское дошкольное учреждение, в учебные заведения. ВИЧ-инфицированным инвалидам должны предоставляться необходимые личные средства передвижения дома и на улице, что способствует бытовой реабилитации.

Российские законы предоставляют ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним те же права, что и всем остальным гражданам Российской Федерации, без всяких ограничений. Право ВИЧ- инфицированных детей на обучение и воспитание реализуется в рамках действующего законодательства, согласно которому ВИЧ- инфицированный ребенок должен быть принят в любое учебное заведение на общих основаниях. Наличие ВИЧ-инфекции у ребенка не может служить основанием для отказа в приеме его в дошкольное учреждение или школу, равно как и исключения из них [13, с.14].

Социальная работа должна осуществляться не только на микроуровне - с вирусоносителями, с его ближайшим окружением, но и на макроуровне - с обществом в целом [3, с.96]. Социальная работа с населением заключается в проведении широкой разъяснительной работы о мерах общественной и личной профилактики. При этом могут использоваться такие формы как организация специализированных программ по вопросам ВИЧ-инфекции по радио, телевидению с показом тематических передач, лекций, бесед, дискуссий, специальных занятий, социальная реклама, выпуск справочных материалов, методических пособий, рекомендаций, брошюрок, специальных информационных листовок, а также публикация материалов в периодических изданиях и др. Высокая информированность общества в области ВИЧ и СПИДа позволит смягчить негативные социальные последствия, позволит преодолеть страх, стереотипы, возрастёт вероятность решения психосоциальных проблем, связанных с дискриминацией, стигматизацией, неадекватным восприятием, остракизмом ВИЧ-инфицированных, а также членов их семей. Социальная работа позволит сформировать адекватное общественное сознание и восприятие людей с положительным ВИЧ-статусом.

Таким образом, социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними представляет собой деятельность, направленную на оказание индивидуальной помощи больному, семье, ближайшему окружению. При этом используются такие её методы как: информирование, консультирование, прямая натуральная и финансовая помощь, уход и обслуживание, патронаж, психологическая поддержка др., ориентирующая нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению возникших проблем и способствующих им в этом. Для более эффективного решения этой социальной проблемы необходим комплексный подход в социальной работе.

 

§3. Межведомственное взаимодействие в социальной работе с несовершеннолетними ВИЧ-инфицированными

 

Не вызывает сомнения, что любая деятельность является более эффективной лишь тогда, когда в него включены специалисты различных учреждений. В социальной работе с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними свои задачи в области сохранения здоровья. В своих вмешательствах и методах она должна учитывать состояние здоровья, возможные медицинские услуги и необходимые финансовые ресурсы. Важное значение имеет межведомственное взаимодействие при работе с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними [7, с.45]. Основой организации социальной помощи ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним, независимо от ВИЧ-статуса последних, является обеспечение этого контингента комплексным обследованием и лечением в полном объеме, предоставление социальной помощи данной категории, мониторинг и оценка ситуации по ВИЧ-инфекции среди населения и информированность субъектов Российской Федерации о положении дел по данной проблеме. Комплексный подход в социальной работе предполагает:

  • Использование широкого комплекса методов и технологий;
  • Привлечение различных специалистов смежных профессий;
  • Межведомственное взаимодействие;
  • Оказание всех видов помощи (посредническая, психологическая, образовательная, материальная и др.) [29, с.45].

Мы под межведомственным взаимодействием в социальной работе будем подразумевать целенаправленную, упорядоченную деятельность на всех уровнях социальной работы (макро- , мезо- , микро - уровнях) определенного количества ведомств, организаций, учреждений, по достижению социально значимого результата.

Если говорить о мировом уровне работы с ВИЧ-инфицированныи несовершеннолетнимим, то в этой работе активное участие принимают международные организации: Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН СПИД (ЮНЭЙДС), ВОЗ, Управление ООН по наркотикам и преступности, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Агентство международного развития США, Программа "Тасис", Министерство международного развития Великобритании, Канадское агентство международного развития (СИДА), СПИД-ФОНД "Восток-Запад", Трансатлантическое Партнерство и др.

На основе анализа распоряжения Правительства Свердловской области от 29.01.2008г. № 44-РП «О дополнительных мерах по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в Свердловской области» мы выделили основные задачи Министерства здравоохранения Свердловской области, глав муниципальных образований, руководителей органов управления здравоохранением муниципальных образований в Свердловской области по ограничению распространения ВИЧ-инфекции на областном и муниципальном уровнях:

  • обеспечение мониторинга ситуации по ВИЧ-инфекции;
  • организацию эффективного межведомственного взаимодействия;
  • повышение личной ответственности руководителей служб и ведомств за работу по профилактике ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних;
  • разработку и реализацию в муниципальных образованиях программ по ограничению распространения ВИЧ-инфекции в соответствии с методическими рекомендациями с целевым финансированием конкретных мероприятий. Также признать необходимым дальнейшее развитие системы доступной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения муниципальных образований Свердловской области [20]. При этом в Свердловской области еще до официального опубликования национальных приоритетов, начиная с 2005 года, создается принципиально новая система оказания помощи ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним, построенная на принципах качества и доступности, а также формируется система мероприятий по ограничению ее распространения в Свердловской области.

В настоящее время межведомственное взаимодействие это одна из форм инновационных технологий социальной работы. Сегодня смысл такого взаимодействия состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Это взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы, например, такую как оказание помощи ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним.

В основе межведомственного подхода лежат следующие принципы:

  • заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;
  • объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении важных проблем, решение которых поодиночке неэффективно;
  • конструктивное сотрудничество между ними в разрешении спорных вопросов.

В рамках организации межведомственного взаимодействия следует учесть многообразие функциональных связей и их взаимную целесообразность. Наиболее актуальные варианты развития социальных контактов представлены на рис.1. Основополагающим в построении межведомственных взаимодействий становится определение конкретной задачи, для решения которой выявляется необходимость построения контактов с тем или иным ведомством или учреждением. Дальнейшая работа выстраивается поэтапно в соответствии с поставленной задачей.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним должны оказываться на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». Администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (Центры по СПИДу, взрослые и детские поликлиники, инфекционные больницы, кожно-венерологические диспансеры, акушерско-гинекологические отделения, клиники, стоматологические центры, женские консультации и др.) обязаны создавать соответствующие условия для оказания доступной амбулаторной и стационарной помощи ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в решении медицинских проблем. Статья гарантирует соблюдение права, в соответствии с которым не допускаются отказы в предоставлении помощи учреждениями медицинского профиля. Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации, каждому человеку предоставляется право на медицинскую помощь, которое также закреплено и за лицами с положительным ВИЧ-статусом.


 

 


 

Действовавшее ранее общее правило о бесплатном предоставлении ВИЧ-инфицированным гражданам РФ всех видов квалифицированной и специализированной медицинской и медикаментозной помощи заменено предоставлением медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, устанавливаемой не законом, а Правительством РФ [21].

Постановление Правительства Российской Федерации № 856 от 27.12.2004г. «Об утверждении Правил обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях» определяет порядок обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях, оказывающих соответствующую медицинскую помощь. Согласно указанным правилам право на получение бесплатных медикаментов имеют ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние, находящиеся под диспансерным наблюдением в федеральных специализированных медицинских учреждениях [21].

Учреждения социальной защиты населения после получения обменной карты проводят работу по сбору необходимых сведений и документов о семье ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего:

  • обследование жилищно-бытовых условий семьи с составлением акта;
  • получение обзорных справок на членов семьи из органов внутренних дел, образовательных и иных учреждений;

 Cбор документов (копий), необходимых в той или иной ситуации для оказания различных видов социально-психологической помощи (свидетельств о рождении ребенка, документов о взыскании алиментов, свидетельства о заключении или расторжении брака, справки из образовательного учреждения, которое посещает несовершеннолетний, справки о регистрации по месту жительства или пребывания, справки о доходах семьи и др.) [27, с.70]. По мере поступления информации и документов заполняется обменная карта семьи в части, касающейся органов социальной защиты, и разрабатывается индивидуальный план медико-социально-психологической реабилитации, а также составляется график межведомственного патронажа. Так, введена жилищная льгота - внеочередное предоставление жилых помещении в домах государственного, муниципального или общественного жилищного фонда, если родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а так же иные законные представители (опекуны, попечители) ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, нуждаются в улучшении жилищных условий, если ВИЧ-инфицированный несовершеннолетий проживает совместно с ними. Одним из оснований признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий являлось отсутствие у ВИЧ-инфицированного ребёнка отдельной комнаты [21]. Социальная помощь - «действия общества и представителей общественных институтов, нацеленные на содействие удовлетворению значимых потребностей ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних. Социальная помощь для этой группы частично носит вид денежных выплат: пособия, компенсации затрат на лечение, обучение, проезд и прочее» [14, с.71]. Так, например, в ст. 19 «Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних» Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» записано, что «ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются и предоставляются меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными - несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» [21].

Информация о работе Социальная работа с ВИЧ - инфицированными несовершеннолетними