Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:12, реферат
Социальные ценности - более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. На основе этих ценностей вырабатываются социальные нормы. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например, такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, социальная справедливость, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.
Чтобы лучше разобраться с этими вопросами, следует рассмотреть философию социальной работы. Философия социальной работы - это идеология профессиональной деятельности. Её основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Основа ценностей социальной работы
1.2. Философские ценности и идеалы
1.3. Уровни ценностей
ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1. Моральные качества
2.2. Этический кодекс и его принципы
2.3. Этические дилеммы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Основа ценностей социальной работы
1.2. Философские ценности и идеалы
1.3. Уровни ценностей
ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1. Моральные качества
2.2. Этический кодекс и его принципы
2.3. Этические дилеммы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей контрольной работы «Ценности и идеалы профессиональной социальной работы». В ней я попытаюсь раскрыть такие важные понятия, как ценности социальной работы; разделение ценностей и идеалов на уровни; духовно нравственные качества социальный работника; этический кодекс социальной работы; этические дилеммы.
Социальные ценности - более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. На основе этих ценностей вырабатываются социальные нормы. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например, такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, социальная справедливость, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.
Чтобы лучше разобраться с этими вопросами, следует рассмотреть философию социальной работы. Философия социальной работы - это идеология профессиональной деятельности. Её основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии.
Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от её праисторических форм до современного состояния.
Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему. Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере.
ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.
1. Основа ценностей социальной работы
В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором хоть и произошли некоторые конструктивные изменения, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, также как и раньше, характерно стремление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству индивида.
Социальная
работа направлена на оказание помощи,
поддержки, защиты всех людей, особенно
«слабых» социальных групп, испытывающих
нужду в процессе своей жизнедеятельности.
Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности,
социальная работа ориентируется на ключевые
элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся
с незначительными изменениями в ходе
всей ее истории -- благополучие людей,
социальная справедливость, достоинство
индивида. Это означает, что подход к жизни
каждого индивида как высшему ценностному
измерению дополняется пониманием того
обстоятельства, что сама эта жизнь должна
быть достойной человека. Каждый человек
ценен своей уникальностью, которую следует
учитывать и уважать.
1.2.
Философские ценности и идеалы
Система ценностей была сформирована от её праисторических форм до современного состояния.
С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако общественное благо, справедливость, ответственность, всегда были важными доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека.
Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.
Философские ценности, содержащиеся в мультикультурном пространстве, выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются на мировом уровне в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.
Философские ценности на уровне профессиональных норм и требований, охватывают иной пласт ценностных ориентиров. Макроуровень определяет цели и задачи общего характера. Они связаны с корпоративными принципами и нормами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.
Микроуровень
философских ценностей социальной работы
отражает ценностный спектр профессионального
взаимодействия социального работника
и клиента.
1.3.
Уровни ценностей
Мегауровень
Мегауровень ценностей социальной работы предусматривает изучение профессии на уровне международного сообщества. Ценности рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.
Право на жизнь (активная поддержка жизни человека, противодействие нарушения его прав и деятельность в области обеспечения качества жизни);
Свобода (Всеобщая декларация прав человека; тайна корреспонденции, место жительства);
Равенство и недискриминация (Основа общества, уважение достоинств личности);
Справедливость (Правовые, социальные, судебные, экономические гарантия прав и свобод человека);
Солидарность ( Понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права)
Социальная ответственность (Практическая сторона солидарности, оказание помощи и предоставление услуг бедным и нуждающимся);
Обеспечение мира и отказ от насилия (Ценность мир, гармония с самим собой, с другими людьми и окружающей средой)
Отношение между природой и человеком (Поиск гармонии с природой).
Макроуровень
Ценности этого уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.
Преимущество индивида по отношению к обществу.
Уважение конфиденциальности во взаимоотношения с клиентом.
Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений.
Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям.
Готовность к передаче знаний и умений другим.
Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.
Стремление к развитию самопомощи клиента.
Мезоуровень
Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентаций клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.
Микроценности социальной работы. Ценностные ориентации в социальной работе, выступающие на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту (эмпатия, аутентичность, аттрактивность, экспертность, принятие, уважение, надежность и др.)
ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1.
Моральные качества
Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.
Рассматриваемая как моральное качество, гуманность вытекает из сущности социальной работы, т. е. является одной из её характеристик.
Применительно к отдельным социальным работникам она выступает в качестве морального требования, согласно которому они должны проявлять гуманное отношение к своим клиентам. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм.
Альтруизм - это моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей. Понимаемый таким образом, он представляет собой прямую противоположность эгоизма.
Несмотря на значительные расхождения по вопросу о возникновении альтруизма, все философы были едены в понимании его сущности: следуя О. Конту, они подразумевали под ним характеристику действий, лишенных себялюбия. Альтруизм как черта характера, проявляющегося в поведении человека, т. е. совокупности совершаемых им действий, имеющих нравственное значение, необходим прежде всего, для представителей тех профессий, которые так или иначе связаны с помощью людям (и называются в силу этого, помогающими).
Альтруизм является наиболее общей формой проявления гуманности, поскольку его содержание сводится лишь к признанию приоритета интересов других людей. «Жить для других», -- в этом общем правиле очень точно схватывается его сущность. Выражая отношение человека к другим людям, альтруизм, однако, крайне абстрактен, поскольку не учитывает специфику различных ситуаций, складывающихся в обыденной жизни. Между тем эти ситуации довольно разнообразны: одно дело, например, отношение к человеку, попавшему в беду, а другое -- к побежденному противнику. В первом случае наиболее естественной формой проявления гуманности было бы сочувствие, а во втором -- великодушие.
Иными словами, существуют различные формы проявления гуманности, которые характеризуются большей конкретностью, чем альтруизм. Одной из этих форм, играющих важную роль в социальной работе и других помогающих профессиях, является сочувствие (или сострадание).
Под сочувствием имеется в виду отношение человека к другим людям, которое основывается на признании законности их интересов и выражается в понимании их чувств, оказании им моральной поддержки, а также готовности содействовать осуществлению их намерений. Являясь моральным чувством, позволяющим человеку поставить себя на место других людей, сочувствие ограничивает действие эгоизма, имеющего природную основу. Действительно, оно предполагает такое отношение человека к другим людям, при котором он рассматривает их как в чем-то сходных с ним. Поэтому сочувствие играет важную роль в христианстве, для которого все люди, будучи детьми одного небесного отца, т. е. Бога, равны между собой. Согласно христианству, сострадательное отношение людей друг к другу (или милосердие), основанное на всеобщей любви, является тем путем, который ведет человека к Богу.
Как и альтруизм, сочувствие является необходимым условием социальной работы. Если социальный работник не проникнется им к своим клиентам, то он не будет рассматривать их интересы как первостепенные и для себя, а, следовательно не приложит максимум усилий для решения стоящих перед ними проблем. С другой стороны, в этом случае социальному работнику будет трудно рассчитывать на доверие своих клиентов, отсутствие которого сделает практически невозможным оказание им эффективной помощи. Поэтому можно сказать, что профессия социального работника, основываясь на альтруизме, требует от него также такого морального качества, как сочувствие.
Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой взаимодействие субъекта и объекта (т. е социального работника и его клиента), протекающее при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее успешное осуществление определяется тем, в какой степени социальный работник и его клиент удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своей области, а также обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности. Что касается клиента, то от него требуется не только действительное желание решить свои проблемы, но и доверие к социальному работнику. Иными словами, между социальным работником и его клиентом должны возникнуть доверительные отношения.