Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать анализ явления подросткового материнства и практик социальной поддержки несовершеннолетних матерей.
Объект исследования: несовершеннолетние матери.
Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами.
Задачи исследования:
- изучение исторического и социально-культурного контекста юного материнства;
- изучение медико-социальных и психологических составляющих юного материнства;
- изучение правовых и социально-статусных позиций несовершеннолетних матерей в российском обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы………….5
1.1 Социально-культурный и исторический контекст подросткового материнства…………………………………………………………………… 5-24
1.2 Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения у подростков ……………………...25-26
1.3 Правовые основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации ……………………………………………………………………27-32
Вывод …………………………………………………………………………33-36
Список литературы…………………………………………………………..37-38

Работа содержит 1 файл

Курсовая Герман.docx

— 84.89 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 

 

 

Курсовая работа

«Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы»

 

 

Выполнила: студентка факультета

социального образования

III курса 331 группы

Герман Анастасия

Научный руководитель:

Ангеловская  М.А.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры СРПиП

 

Дата сдачи________________

Дата защиты______________

Оценка___________________

 

Челябинск, 2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы………….5

1.1 Социально-культурный и исторический контекст подросткового материнства…………………………………………………………………… 5-24

1.2 Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения у подростков ……………………...25-26

1.3 Правовые основы несовершеннолетнего  родительства в Российской Федерации ……………………………………………………………………27-32

Вывод …………………………………………………………………………33-36

Список литературы…………………………………………………………..37-38

 

Введение

    Во всем нашем мире, не говоря о свободном доступе к современным средствам контрацепции, бывают такие случаи, когда девушка едва достигнув 15-16 лет уже имеет ребенка. И среди несовершеннолетних девушек такую статистику случаев беременности уменьшить не удается. Сегодня в мире матерями становятся более 15 миллионов несовершеннолетних девушек, а еще 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности [1].

    В настоящее время несовершеннолетние матери составляют одну из молодежных групп риска, и в отличие от прошлого, девушки все чаще отчуждаются от школы, семьи и общества в целом. В нынешней России тоже наблюдается снижение возраста "взросления". Исследования последних десяти лет говорят о том, что снижается возраст начала сексуальной жизни подростков, причем больше всего среди девушек [8].

Данный феномен оценивается  как положительный - и в этой сфере отношений убирается стандарт поведения. Но у российских подростков раннее начало сексуальной жизни происходит в достаточно специфических условиях, среди которых - низкая контрацептивная культура, малое количество специальных консультативных медицинских, психологических служб и программ для подростков сексуального просвещения, отсутствие специальной подготовки педагогов. Итогом такого явления становится, в частности, незапланированные беременности у несовершеннолетних девушек, исходы которых всегда имеют ряд проблем: раннее материнство; аборты у нерожавших; стимулированные ранние браки; оставление ребенка на время в Доме малютки; отказ от ребенка[8].

В России каждый десятый  ребенок рождается у девушки моложе 20 лет; ежегодно около 1,5 тыс. детей рождается у 15-летних матерей, 9 тыс. – у 16-летних и 30 тыс. – у 17-летних, что в общем числе родившихся составляет в среднем 2,3%. Коэффициент рождаемости у 15-19-летних наших современниц в 2,5 раза выше, чем тридцать лет назад. Вклад матерей 15-19 лет в коэффициент рождаемости составляет 14-15%. Ежегодно каждый десятый новорожденный ребенок в России появляется на свет у матери моложе 15 лет, чаще всего вне юридического брака. Таким образом, рождение ребенка у несовершеннолетней девушки становится одной из актуальнейших социальных проблем [2], устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов всего мира, так как данная категория матерей в силу неблагоприятных психологических, медицинских, социальных последствий вынашивания ребенка и деторождения, без соответствующей помощи и поддержки, становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению.

   Специфической особенностью подавляющего большинства исследований беременности несовершеннолетних девушек является анализ такого явления и разработка профилактически - направленных программ, которые сводятся, в основном, к требованиям повышения контрацептивной грамотности подростков. Но такое явление остается вне поля зрения исследователей. Социальная роль матери для несовершеннолетних воспринимается обществом скорее как экстремальная ситуация, девиация, вызванная акселерацией и сексуальной революцией. Подобная практика вступает в противоречие с социальной реальностью, потому что когда дело доходит до свершившегося факта рождения несовершеннолетней девушкой ребенка, то обнаруживается, что она незащищена как юридически, так и социально.

   Цель исследования: дать анализ явления подросткового материнства и практик социальной поддержки несовершеннолетних матерей.

   Объект исследования: несовершеннолетние матери.

   Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами.

   Задачи исследования:

- изучение исторического  и социально-культурного контекста  юного материнства;

- изучение медико-социальных  и психологических составляющих  юного материнства;

- изучение правовых и  социально-статусных позиций несовершеннолетних матерей в российском обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы

1.1 Социально-культурный и исторический контекст подросткового материнства

   Довольно распространенное мнение о том, что беременность среди несовершеннолетних девушек – феномен нескольких последних десяти лет - не верно, чему имеется множество исторических подтверждений.

   Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так как рождение и воспитание детей составляли социальную и духовную сущность брака, его главное значение, раннее материнство связывали со временем вступления в брак. А для европейской части России ранние браки издавна считались типичным и всеобщим явлением. По свидетельству Николая Костомарова, в 16-17 веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел возраст от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым…». Однако против слишком ранних браков возражало и государство, и, главным образом, церковь. В 1410 году митрополит Фотий в послании новгородскому архиепископу строго запрещал венчать девочек младше двенадцати лет. Позже, по указу Екатерины II всем сословиям запрещалось венчать мужчин моложе 15, а женщин – моложе 13 лет. За нарушение этого указа брак расторгался, а священник лишался сана.

   В Елатомском уезде Тамбовской губернии женили подростков, когда девочка еще играла в куклы. Постепенно ее и такого же малолетнего жениха приучали видеть друг друга и играть вместе, а в 15 лет сводили для брачной жизни. Подобные браки были и на Севере: бабушки в середине ХIХ века вспоминали, как на другой день после свадьбы, они бегали домой за куклами. Особое отношение к ранним бракам было в старообрядческой среде. По данным выборочных медицинских обследований, в 80-х годах ХIХ века в одном из уездов Ярославской губернии 4% крестьянских женщин выходили замуж до начала созревания, в Тульской губернии таких было свыше 20%.

   Ранние браки существовали на многих территориях России до конца ХIХ – начала ХХ века. Кое-где они существовали в скрытой форме. Отцы сосватывали своих детей-подростков в 12-15 лет, в 14-16 лет объявляли их женихом и невестой, а в 16-17 лет венчали. На юге и западе России иногда устраивали свадьбу 12-14-летних подростков со всеми необходимыми обрядами, кроме брачной ночи, и до наступления совершеннолетия «молодые» жили порознь в доме своих родителей. В подавляющем большинстве случаев молодые женщины рожали первенца через девять месяцев после вступления в брак.

  Сейчас понятия «ранее материнство» и «подростковое материнство» тождественны. И связано это с тем, что некоторые исследователи связывают появление понятия «подросток» с формированием индустриального общества. В ХVIII веке в Европе считалось, что дети 13-16 лет уже готовы к вступлению во взрослую жизнь и могут обеспечить себя и свою семью. Но индустриальная революция в начале ХХ века породила новые технологии, освоение которых требовало более длительного обучения. Именно в это время в развитых западных странах вводится система обязательного образования, и одновременно с этим начинают принимать законы об ограничении детского труда. Все это приводит к появлению массовой группы населения – учащихся. В это же время социальные и культурные процессы приводят к тому, что период между наступлением половой и экономической зрелости увеличивается. По физическому и эмоциональному развитию подростки уже соотносятся с взрослыми, но экономически они остаются полностью зависимыми от семьи или от других взрослых. Наблюдатели полагают, что традиционный уклад и бедность вынуждают девушек-подростков выходить замуж в раннем возрасте. Если в свое время раннее вступление в брак было характерной особенностью для сельской местности, то сегодня подобные случаи можно встретить и в городах.

   Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как в большинстве случаев 15-16-летние невесты не регистрируются в ЗАГСе, а выполнение обряда бракосочетания берет на себя духовенство. Ранний брак - это брак, заключенный до наступления брачного возраста по специальному разрешению административных органов. Основанием для получения подобного разрешения в подавляющем большинстве случаев является беременность.

   Процедура снижения брачного возраста предусматривает разрешение родителей несовершеннолетнего на вступление в брак. Демографические исследования убедительно свидетельствуют, что наименее устойчивыми являются браки, заключенные в раннем возрасте и стимулированные добрачным зачатием, которая вносит в такой союз элемент вынужденности.

   Достаточно жестко режим принуждения действует в случаях беременности несовершеннолетней. Тогда замужество является необходимой данью нормам морали. До недавнего времени в судах довольно часто рассматривались иски родителей несовершеннолетних к отцам будущего ребенка с требованием заключения брака. С 2001 года наблюдается более дифференцированный подход к этим проблемам, и юный возраст беременной не всегда рассматривается как обязательное условие вступления в брак. Одна из причин ранних браков состоит в том, чтобы избавиться от опеки родителей. Подростки стремятся уйти из семей, где основой психологического климата является жесткая половозрастная субординация, где родители не считаются с индивидуальными особенностями своих детей, где в порядке вещей тотальный контроль и унижение человеческого достоинства, отсутствуют взаимопонимание и эмоциональная привязанность.

   Выросшие дети уходят от тяжелого климата в семье, от постоянных родительских нравоучений или от вечной войны между родителями. До сих пор существует тенденция регистрации брака для того, чтобы получить право на интимную жизнь. И нередко самым простым выходом кажется ранний брак, причем в силу наших традиций чаще это делают девушки, потому что, как правило, жена уходит жить к мужу. Для малолетних невест замужество неизменно означает раннюю беременность. Ранние браки, особенно для девочек, могут быть эмоционально и физически вредны.

   Выходя замуж в 15-16 лет, девушка еще не готова к половой жизни, к материнству, не сложилась психика, характер, несмотря на то, что девушка может выглядеть взрослой. Поэтому семейная жизнь превращается для нее в сплошной стресс, и вследствие этого она может либо родить ребенка неполноценным, либо потерять его. По мнению социологов, ранние браки лишают девушек одного из основных прав - права на образование, которое необходимо для полноценного вступления во взрослую жизнь[10].

   Весной 2002 г. некоторыми депутатами Государственной Думы была выдвинута инициатива об изменении ст.13 СК [20] и установлении нижнего возрастного предела вступления в брак в 14 лет («при наличии особых причин – рождения ребенка или беременности…с согласия родителей»). Обосновывалось это тем, что в ряде регионов снижение допускалось до 14 лет, а в каких-то - нижний предел вовсе отсутствовал. В данном случае не учитывается гендерный аспект проблемы - последствия раннего брака для мужчин и женщин. Однако большинство депутатов (83%) высказались против такой возрастной границы. Основные аргументы: «в 14 лет подростки не созрели ни психически, ни социально», «не способны содержать семью материально», «непрочность ранних браков», «необходимость такого предела для отдельных этнических культур не должна распространятся на всю Федерацию», и последняя группа «категорически не согласных».

   Представляется, что минимальный возраст вступления в брак логичнее ограничить хотя бы 15-ю годами. Такой возраст будет увязан и с репродуктивным правом девочек, и со ст. 63 ТК РФ, согласно которой «в случае получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет», что позволяет потенциальным молодым супругам легально зарабатывать и поддерживать брак с финансовой точки зрения [9].

   Более обоснованным будет выглядеть и соответствующее изменение возраста «сексуальной доступности» подростков. Юная девушка, став матерью, меняет многие позиции своей статусной системы. Рождение ребенка всегда сопровождается серьезными материальными затратами и возникает вопрос, где взять эти средства. Наконец, несовершеннолетняя мама, как правило, является учащейся среднего учебного заведения. И снова проблема, продолжить учебу или идти зарабатывать деньги. Если продолжить, то где? Скорее всего, в специальном учебном заведении с вечерней формой обучения, в школе рабочей молодежи. Если работать, то где, так как без квалификации такая работница мало кому нужна. Как свидетельствует статистика, наблюдается тенденция к нисходящей социальной мобильности, когда все статусные позиции юной женщины ухудшаются. Меняется ли статусная позиция или социальная роль мужчины, ставшего отцом ребенка? Какими становятся взаимоотношения мужчины и женщины после известия о беременности и предстоящих родов? Юное материнство зачастую приводит к ситуации гендерного неравенства, когда статус юной женщины ухудшается, в то время как статус мужчины часто остается неизменным. Ситуация правовой безответственности и безнаказанности способствует воспроизводству подобных ситуаций, и соответственно росту неполных семей, одинокому материнству.

Информация о работе Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы