Социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:58, реферат

Описание работы

Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным.
С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, обра-зования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволен-ность.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………… 2
Глава 1.
ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1.1. Социальная работа – ее сущность…………………… 3
1.2. Объекты социальной работы…………………………………… 5
1.3. Субъекты социальной работы………………………………… 11
Глава 2.
Одинокие люди как объект социальной работы………….21
Заключение……………………………………………………………………………………………………25
Литература……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

социальные работы.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

                 СОДЕРЖАНИЕ 

Введение …………………………………………………………………………………………………… 2

Глава 1.

ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

    1.1. Социальная  работа – ее сущность…………………… 3

    1.2. Объекты социальной  работы…………………………………… 5

    1.3. Субъекты социальной работы………………………………… 11                                  

Глава 2.

 Одинокие люди  как объект социальной работы………….21

Заключение……………………………………………………………………………………………………25

Литература……………………………………………………………………………………………………

…27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                ВВЕДЕНИЕ

   Необходима  помощь сегодня, сейчас, когда  всем так трудно.

   Трудно  по  разным  причинам.  Многие  оказались в результате  реформ  за  той социальной чертой, когда  вопрос о хлебе насущном стал  первоочередным.

С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, обра-зования детей,  их отдыха.   Страшит потеря работы, от безработицы  не  застрахован  никто.   Большую тревогу вызывают преступность,  падение нравов,   вседозволен-ность.

  Не у   каждого  есть  силы  бороться  с подобным злом.     Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие переме-ны.

   Но ведь  кто-то должен помочь этим людям. 

Важно знать: куда можно обратиться со своими проблема-ми.

   Анализ  проблемы социальной работы предполагает  полу-чение ответа на вопросы  :  Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить , что является субъектом социа-льной работы и кто  является объектом.

  Вопрос формирования  системы социальной помощи и  под-держки в России в 90-х  годах рассматривает М.В.Фирсов  1 , а структуру и функции в обществе рассматривается рядом авторов, ученых МГСУ2 .

1 М.В.Фирсов. Социальная работа в России: теория,история,

     общественная практика.- М.,»Союз»,1996г., с. 344-356.

2 – Теория и методика социальной работы . Учебное пособие –

     М.,Союз,1994г.,ч.1,с.130-137  

 
 

                ГЛАВА 1

 
    1. СОЦИАЛЬНАЯ  РАБОТА – ЕЕ СУЩНОСТЬ.
 

   На  протяжении  уже  9  лет  в Российской  Федерации 

динамично   развивается   новый  вид  профессиональной

деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе  высшего образования, - социальная работа.

    Авторы    «Общедоступного  словаря   по  психологии, социологии и социальной  работе», изданного в г.Барнауле1 определяют социальную работу как «разновидность социа-льной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жиз-ни общества в процессе совместного удовлетворения пот-ребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности».

Н.С.Данакин определяет социальную работу как «содейст-вие  людям в решении их личных проблем»2.

   Более конкретное  определение социальной работы  дано в американском словаре:  «Социальная работа – это про-фессиональный  вид деятельности, направленный  на ока-зание помощи отдельному  человеку, группе или общности  в решении их социальных проблем, в усилении или восста -

_______________________________________________________

1 Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе – Барнаул,1991 – С.69

2 Теория и методика /технология/ социальной работы:

    Учебная программа – Москва,1992- С.9

 
 
 

новлении способности  социального функционирования и  создание общественных условий, способствующих дости-жению этих целей».

   Интегрируя  подходы отечественных и зарубежных  ученых к определению сущностного  содержания социальной работы, можно  предположить,  что  оно  включает  в  себя  три аспекта: 1/ оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патро-нажа и использования других видов социальных услуг;

2/ актуализацию  потенциала самопомощи лиц, оказавшихся  в сложной жизненной ситуации ;

3/ целенаправленное  влияние на формирование и  реализа-цию социально -экономической  политики на всех уровнях –  от муниципального до федерального  с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей.

    Становление   социальной   работы  как специального  института и особой профессии  вызвано не только возрос-шими  запросами населения на социальную  поддержку, но и  изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией,   обусловленностью  более глубокими личностными потребностями, более опосредованными усло-виями их удовлетворения.

   Степень  социальной защиты населения  и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благо-состояния народа. Вот почему социальная работа сегодня – это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может оставаться в стороне.

 
    1. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
 

    Тоталитарное  государство во второй половине 80-х годов впервые публично  обнажило свои язвы, опубликовав   статистические данные о масштабах  и тенденции роста таких социальных  болезней, как пьянство и алкоголизм, подростковая преступность, семейное насилие и развал семей, отказ от детей, социальное и физическое сиротство. Оказалось, что инвалидность, бездомность, нищенство, одиночество существуют не только в странах «желтого дьявола», но и в государстве, завершившем построение «развитого социализма».

  А когда  Россия с большим опозданием  от развитых стран мира  решительно  встала  на  путь  построения  рыночных отношений все негативные  тенденции прошлых лет не толь-ко  углубились ,  но  появились   и  новые: безработица, детская  беспризорность, вынужденная миграция, беженцы, пострадавшие в результате военных действий и межнацио-нальных конфликтов.

    Следует  сказать, что объектом исследования  теории социальной работы являются  социальные отношения, и в связи   с его многогранностью в нем  можно выделить целый ряд направлений:

  1. Индивидуальные, семейные, организационные  проблемы. Начиная с индивида /одиночество, социальная изоля-ция/ и заканчивая различными организационными проб-лемами / рост беженцев, бездомных/.
  2. Социально- экологические проблемы – охрана окружаю-щей среды, экологические катастрофы.
  3. Социально – экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в России 90% населения оказа-лось за чертой бедности.
  4. Проблемы социальной стратификации. Социальное рас-слоение, неравенство в обществе, ведущее к разде-лению общества на «высшие» и «низшие» классы, эконо-мической эксплуатации.
  5. Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей – аспекты дивиантного поведения, социальных отношений; наркомании, алкоголя и т.д..
  6. Проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем. Они могут выражаться в неадекватных образах, невысоком самоуважении, недостатке чести и морали, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях.
  7. Проблемы структур власти, от их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тотальности, демократии или авторитарности зависит социальная активность населе-ния.

    Решение всех этих задач, стоящих перед социальной работой, достигается разными способами, но ясно одно: то, что все вопросы сосредоточены на людях.

   Таким образом,  можно сказать, что объектом  социаль-  ной работы , в первую  очередь, является конкретный  индивид – равноправный с социальным  работником человек, его нужды  и потребности, его право быть защищенным и достойно жить.

Рассмотрим некоторые  из них.

 
 

А\ ПЕНСИОНЕРЫ и  ИНВАЛИДЫ

   Демографическая  ситуация последних десятилетий  ха-рактеризуется значительным увеличением  доли пожилых людей в структуре  населения. Демографическое старение как глобальная тенденция развития современной цивили-зации привлекает внимание к положению пожилых в совре-менном мире. Эта ситуация обуславливает формирование новых потребностей пожилых людей. Проблемы их социаль-ной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях.

    Пожилые  люди и инвалиды в Российской  Федерации обладают всей полнотой  социально-экономических и личных  прав и свобод, закрепленных Конституцией  Российской Федерации. Однако  изменение социального статуса  челове-ка в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, испытывание   затруднений  в   социально-бытовой   и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные  социальные проблемы.

   Наиболее  острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.

В решении этой проблемы первостепенное значение приоб-ретает совершенствование системы социальной реабили-тации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

   Составным  элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи.

   Социальная  помощь – это обеспечение в  денежной и натуральной форме,  в виде услуг или льгот, предостав-ляемое  с учетом законодательно установленных  государ-ством социальных гарантий по социальному обеспечению.

 

  Важным условием  социальной реабилитации инвалидов  и престарелых в современный  период перехода к рыночным  отношениям становится поддержание  уровня жизни за счет повышения  размеров пенсий.

   Одной из эффективных  мер социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов является их трудовая занятость.

   В условиях  перехода к рыночным отношениям  резко обострились проблемы инвалидов,  связанные с их трудоустройством. Законодательством предусмотрен  комплекс мер , направленных на решение проблем трудовой занятости инвалидов. Среди них : развитие сети специализированных предприятий общества инвалидов, совмещенных со службами медицинского обеспечения и реабилитационного процесса; трудоустройство инвалидов на условиях сокращенного рабочего дня или недели, предоставление дополнительных перерывов в работе; расширение возможностей трудовой деятельности – индивидуальной, по месту проживания и т.д..

   Особая  роль в системе реабилитации  принадлежит медико-социальной реабилитации инвалидов.

   В связи  с ухудшением важнейших социально-  гигиенических и социально-экономических  показателей здоровья число инвалидов  в Российской Федерации ежегодно  увеличивается на 800-900 тыс..

  Введение нового  понятия «инвалидности», ориентированного на оценку состояния здоровья, ставит неотложную задачу совершенствования деятельности медико-социальной экспертизы.

 Эти учреждения  должны обеспечивать разработку  индивидуальных программ реабилитации, в которых должны быть определены  конкретные объемы, виды и сроки осуществления реабилитационных мер, а также виды необходимой социальной помощи.

    Вместе  с тем анализ проблем социальной  реабилитации и помощи пожилым  людям и инвалидам свидетельствует  о том, что темпы формирования  целостной и взаимосвязанной системы социальной защиты и социальной поддержки этих слоев общества не обеспечивают нормальных условий жизнедеятельности и интеграции их в общество. Необходимость увеличения расходов на социальные программы в современных условиях резко возрастает.

Б\ Семья – главный  объект социальной работы.

    В семье  , в значительной мере, зарождаются  и прорастают все здоровые  предпосылки. Кто и как будет  жить и работать в будущем  – это зависит от того, каково  социальное самочувствие современной  семьи, как она растит детей и какие качества им прививает. Поэтому семья находится в центре внимания социального работника и составляет одну из важнейших сфер его деятельности.

    Реформирование  общества резко обострило проблему  семей, нуждающихся в социальной  защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей ; военнослужащих срочной службы с детьми  ;семьи с детьми-инвалидами; многодетные семьи; с малолетними детьми  в возрасте до трех лет; студенческие семьи; семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей и т.д..

Информация о работе Социальная работа